Музей промышленности и искусства

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Музей промышленности и искусства
Здание Музея промышленности и искусства (Бурылинского музея) в ИвановеЗдание Музея промышленности и искусства (Бурылинского музея) в Иванове
Дата основания 25 августа 1912 года
Основатели Дмитрий Геннадьевич Бурылин
Адрес Флаг России Россия, Иваново, ул. Батурина, дом 6/40
Посетителей в год до 50 тысяч человек в год
Директор Сергей Владимирович Конорев
Сайт igikm.ru/o-muzee/muzey-promyshlennosti-i-iskusstva/
Координаты 57°00′15″ с. ш. 40°58′26″ в. д. / 57.004306° с. ш. 40.97389° в. д. / 57.004306; 40.97389 (G) (O) (Я)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

 памятник архитектуры (федеральный)

Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Музе́й промы́шленности и иску́сства является подразделением Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина. С начала XX века занимает значимое место среди ведущих провинциальных музеев России. Его основание стало возможным благодаря инициативе иваново-вознесенского[п 1] фабриканта, просветителя и коллекционера Дмитрия Геннадьевича Бурылина, внёсшего неоценимый вклад в культурное развитие региона. Официальное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 года, став важным событием в культурной жизни города[1].

Здание музея, спроектированное архитектором Павлом Александровичем Трубниковым, выполнено в выразительных формах неоклассицизма и с самого начала задумывалось как культурный центр, объединяющий промышленное наследие и художественные достижения. Расположенные на трёх этажах просторные залы образуют целостное экспозиционное пространство, созданное для демонстрации обширных собраний, собранных и переданных городу Бурылиными[2].

Целью основателя было приобщить провинциальную публику к сокровищам мировой культуры. В течение последних десятилетий XIX и первых лет XX века он сформировал уникальную коллекцию, охватывающую период от античности до начала XX века. Фонды музея отличаются исключительным разнообразием: в них входят редкие издания, фарфоровые комплекты, произведения живописи, историческое оружие, нумизматические находки, а также широкий спектр предметов декоративно-прикладного искусства. Эти собрания легли в основу музейной экспозиции и до сих пор сохраняют научную и культурную ценность[3].

История

Формирование коллекции

В начале XX века Музей промышленности и искусства в Иваново-Вознесенске стал одним из наиболее значимых культурных учреждений провинциальной России. Его появление стало результатом многолетнего труда и филантропической деятельности местного фабриканта, просветителя и коллекционера Дмитрия Геннадьевича Бурылина, чья деятельность была тесно связана с традициями просвещения и меценатства, характерными для эпохи позднего модерна[4].

«В начале XX века Иваново-Вознесенск был городом-фабрикой, насчитывающим более 40 предприятий и 80 тысяч рабочих. Наши фабриканты активно занимались благотворительной деятельностью, строили медицинские учреждения. Но именно музей, который построил Бурылин, и затем подарил его городу, стал наиболее ярким достижением меценатства нашего края».

Дмитрий Орлов[5]
Дмитрий Геннадьевич Бурылин

Истоки коллекции восходят к середине XIX века, когда дед Дмитрия Геннадьевича  (Диодор Андреевич Бурылин) начал собирать старопечатные книги и монеты. Он называл свои собрания «сокровищами» и хранил их в специально отведённом помещении своего дома. Эти коллекции, хотя и были значительны по объёму, оставались в пределах семейного круга. После трагической гибели Диодора Андреевича в 1860 году его вдова, Евдокия Михайловна, в 1864 году передала всё собрание внуку — юному Дмитрию, поддержав его интерес к истории и археологии[6].

С юных лет Дмитрий Геннадьевич проявлял глубокий интерес к предметам, собранным дедом, внимательно изучая их и слушая семейные предания. Этот опыт стал отправной точкой его собирательской деятельности[7]. Уже к 1885 году, в возрасте 33 лет, его нумизматическая коллекция насчитывала около 100 тысяч монет, медалей и орденов, происходивших из 236 государств и городов Европы и Азии. Помимо нумизматики, он активно собирал редкие книги, предметы быта, оружие и произведения искусства, размещая часть фондов в цокольных помещениях родового особняка[8].

Постепенно Бурылин осознал, что его собрание вышло за рамки частного хобби и должно стать достоянием общества. Он стремился сделать «древности и редкости» доступными для широкой публики, что стало проявлением его просветительской миссии. Уже до открытия постоянного музея коллекции Дмитрия Бурылина получили широкую известность. Впервые они были представлены на выставках в Москве в 18871888 годах — в рамках экспозиций Императорского Российского исторического музея[9] и Антропологического музея Московского университета[10].

В последующие годы коллекции демонстрировались на крупных международных и всероссийских выставках. В 1891 году они стали частью Среднеазиатской выставки в Москве, в 1893 году — Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго, посвящённой 400-летию открытия Америки. В 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Бурылин представил образцы ивановских набивных тканей, которые вызвали интерес у императора Николая II[11].

Музей ивановского ситца (дом Д. Г. Бурылина)

На родине выставки собрания Дмитрия Бурылина проводились регулярно и носили, как правило, благотворительный характер. Так, в апреле 1903 года в здании Иваново-Вознесенской женской гимназии прошла масштабная выставка «древностей и редкостей». Она включала экспонаты из разных культур и эпох — от античных артефактов до этнографических предметов, а также уникальную коллекцию масонских знаков и книг (более 200 единиц)[12]. В «Русском отделе» были представлены образцы ситцев с XVIII века. Выставка собрала значительное внимание, а выручка от билетов была направлена на нужды женской гимназии и Шуйского детского приюта[13].

В 1905 году выставка прошла в самом доме Дмитрия Геннадьевича Бурылина (современное здание Музея ивановского ситца) и была посвящена поддержке семей солдат, пострадавших в русско-японской войне. В 1908 году по просьбе Иваново-Вознесенского общества охоты была организована экспозиция коллекции оружия. В 1912 году — очередная выставка в женской гимназии, средства с которой пошли на борьбу с туберкулёзом среди текстильщиков. Дмитрий Бурылин покрыл все расходы по её организации, а выручка составила около полутора тысяч рублей[14].

Открытие музея

Закладка фундамента в 1912 году. На заднем плане видна усадьба Д. Г. Бурылина, где до строительства музея находилась коллекция

В 1912 году отмечалось столетие промышленной и общественной деятельности рода Бурылиных. В честь этой даты Дмитрий Геннадьевич принял решение о строительстве специального здания для музея[13]. Городская дума разрешила строительство на земле, принадлежавшей ему и его брату Николаю Геннадьевичу, включая проект подземного перехода, соединявшего музей с родовым домом. Закладка здания состоялась 25 августа 1912 года. Проект разработал архитектор Павел Алексеевич Трубников в стиле неоклассицизма[15]. Строительство велось в сложных экономических условиях: брат Дмитрия Геннадьевича советовал отложить его из-за нестабильной финансовой ситуации, но тот настаивал на продолжении работ.

Торжественное открытие Музея промышленности и искусства состоялось 26 декабря 1914 года. Это было одно из первых в России учреждений, объединивших промышленную тематику с искусством и историей мировой культуры. В его состав входили картинная галерея, монетный кабинет, оружейный зал и отделы декоративного искусства[16][17].

Музей в советский и постсоветский периоды

Мемориальная доска в честь Дмитрия Геннадьевича Бурылина на здании Музея промышленности и искусства в городе Иваново

С самого начала революционных событий 1917 года в стране возникла необходимость в принятии безотлагательных мер по сохранению памятников истории и искусства, подвергавшихся угрозе разграбления и разрушения. Государственной комиссии по просвещению рассматривала вопрос о состоянии музейного дела, охране культурно-исторического наследия в России[18]. Экспозиции, посвящённые его личному собранию, были демонтированы, а значительная часть коллекций — передана в ведущие музеи страны, включая Государственный Эрмитаж. Отдельные предметы были реализованы через аукционы, другие утрачены[19][20].

Здание музея в 1918 году стало местом важного политического события: 21 апреля в его помещениях прошёл III губернский съезд Советов, на котором было принято решение об образовании Иваново-Вознесенской губернии[21]. Первым председателем исполкома губернии был избран Михаил Васильевич Фрунзе[22]. После смерти Дмитрия Геннадбевича Бурылина (13 сентября 1924 года) его имя и вклад в культуру региона надолго исчезли из официальной историографии. Коллекции, созданные им в течение полувека, оказались утерянными, а музей сосредоточился на краеведческой тематике, утратив связь с первоначальной концепцией универсального культурного просвещения[23].

5 октября 1924 года в Иваново-Вознесенске открылась Первая губернская краеведческая конференция. Кроме местных учёных в ней приняли участие историки и научные специалисты из Костромы, Владимира, Ярославля, Рыбинска и других населённых пунктов Иваново-Вознесенской и соседних губерний. Всю осень 1924 года управление Большой Иваново-Вознесенской мануфактуры занималось ремонтом муниципализированного дома Бурылиных, в котором должна была открыться столовая для рабочих фабрики[24].

В начале 1930-х годов партийные органы поставили перед Ивановский областным музеем «задачи более глубокого и всестороннего изучения в части колхозного строительства, крупной промышленности и естественных производительных сил». В предвоенные годы советского периода музей периодически «проводил переэкспозицию материалов на основе последних методических указаний. Основное место отводилось материалам историко-революционного отдела, отдела социалистического строительства»[25]

Годы Великой Отечественной войны были самыми трудными в жизни музея. Штат сотрудников и рабочих был сокращён до минимума. В деятельности музея принимали участие чуть более десятка человек. Здание практически не отапливалось. Музейщикам пришлось закрыть часть экспозиционных залов, переместив в них наиболее хрупкие экспонаты, а летом просушивать их на улице. За организацию и проведение работы по сохранению музейных коллекций в годы войны главный хранитель музея Елена Николаевна Ерофеева в 1945 году была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[25].

Первые шаги к восстановлению исторической справедливости были сделаны в 1993 году, когда Ивановскому государственному объединению историко-краеведческих музеев было присвоено имя Дмитрия Геннадьевича Бурылина. В этом же году была восстановлена мемориальная доска, установленная в 1912 году в честь закладки здания музея. В начале 1990-х годов в обществе, в связи о сменой идеологии, произошёл процесс перелома в осознании величины личности Дмитрия Бурылина, его вклада в культуру Ивановского края, уникальности собранных им коллекций[26].

Фрагмент экспозиции масонской коллекции Д. Г. Бурылина. Со стеклянных негативов ИГИКМ. Нач. ХХ в.

Деятельность музея

В 2010-е годы музей активизировал участие в федеральных и региональных культурных проектах. Особое внимание уделялось популяризации истории текстильной промышленности и личности Дмитрия Бурылина как мецената и просветителя[27]. В 2018 году, в связи с 100-летием образования Иваново-Вознесенской губернии, был организован комплексный музейный проект, включавший выставку, научную конференцию и публикацию архивных документов, посвящённых III губернскому съезду Советов[28].

С 2020 года музей развивает цифровые направления[29]:

  • на официальном сайте запущена онлайн-экспозиция части коллекций Д. Г. Бурылина,
  • доступны виртуальные экскурсии по залам «Арсенал» и «Золотая кладовая»,
  • проводится систематическая оцифровка фондов, включая редкие издания и нумизматические единицы хранения.

В 2022 году музей вошёл в состав участников всероссийского проекта Министерства культуры РФ «Наследие», направленного на сохранение и популяризацию частных музейных собраний. В рамках проекта была создана передвижная выставка «Сокровища Бурылина», представленная в Ярославле, Костроме и Москве[30].

В 2023 году завершена реставрация фасада исторического здания в стиле неоклассицизма. Работы проводились с соблюдением требований охраны объектов культурного наследия, восстановлены архитектурные детали, утраченные за десятилетия эксплуатации. В 2024 году запущен образовательный проект «Мастерская времени», ориентированный на школьников и студентов. Он включает цикл мастер-классов по реставрации, истории коллекционирования и промышленному дизайну. Параллельно ведётся подготовка к обновлению постоянной экспозиции с использованием мультимедийных и интерактивных технологий[31].

Архитектура здания

Фасад музея

Здание, в котором сегодня размещается Музей промышленности и искусства, является памятником гражданской архитектуры конца XIX века[32]. Оно было построено как часть текстильного производства и первоначально использовалось как модельная фабрика-палисадник — типичное для того времени сооружение, предназначенное для создания образцов продукции перед её серийным выпуском. Такие объекты сочетали черты производственных зданий и выставочных площадок, что отразилось и на их внешнем виде и на внутренней планировке[33].

Архитектурный облик сооружения относится к стилю эклектики, характерной для второй половины XIX века, с элементами классицизма и зачатками модерна. Это выражалось в симметричности композиции, лаконичном декоре и акценте на функциональность[34]. Здание выполнено из кирпича, оснащено массивными стенами и деревянными перекрытиями, что обеспечивало прочность конструкции и долговечность эксплуатации. Внутреннее устройство также соответствовало требованиям промышленного зодчества: просторные помещения, высокие потолки, большие оконные проёмы для естественного освещения. В интерьере сохранились оригинальные деревянные лестницы, чугунные балюстрады и декоративные карнизы, которые стали важными элементами исторического наследия здания[35].

Лестница в музее

В 1990-х годах началась масштабная реставрация здания с целью его адаптации под музейные нужды. Архитекторы столкнулись с задачей сохранить исторический облик и одновременно создать современное выставочное пространство, соответствующее международным стандартам хранения и демонстрации музейных предметов. В процессе реконструкции были восстановлены несущие конструкции, проведена полная замена инженерных систем, установлена система климат-контроля, обеспечивающая оптимальные условия для хранения чувствительных материалов, таких как текстиль, бумага и древесина[35].

Для защиты экспонатов от светового воздействия использовались специальные фильтры и регулируемое освещение. Планировка здания была частично изменена для удобства посетителей и организации логической последовательности экспозиции. Однако усилия реставраторов были направлены на сохранение ключевых архитектурных черт: сохранились оригинальные лестничные марши, некоторые участки деревянной отделки, а также промышленные окна с металлическими рамами[36].

Современное здание музея представляет собой уникальный пример успешного восстановления исторического промышленного объекта. Оно не только служит культурным и образовательным центром, но и является архитектурной достопримечательностью Иваново, отражающей эпоху индустриализации и развитие текстильной промышленности в России[37].

Культурное наследие

Фойе музея

Музей промышленности и искусства является важным элементом культурного наследия города Иваново и одного из ключевых центров изучения истории развития Ивановского края. Он хранит не только материальные ценности, но и нематериальное наследие эпохи индустриализации — традиции, технологии, образцы художественного оформления, отражающие эволюцию промышленного дизайна и быта рабочих XIX—XX веков[38].

Экспозиционный фонд музея насчитывает тысячи единиц хранения, включая образцы тканей, оборудование для производства текстиля, предметы быта, а также элементы интерьеров рабочих квартир и домов фабрикантов. Эти материалы позволяют воссоздать полное представление о жизни и труде на текстильных предприятиях, а также о социальной структуре промышленного города[39]. Особую ценность представляет связь музея с историей меценатства и частных коллекций, в частности — с собраниями семьи Бурылиных, чья деятельность в области промышленности и культуры оказала значительное влияние на развитие региона. Некоторые из предметов, собранных Дмитрием Геннадьевичем Бурылиным, возвращены в музей после длительного отсутствия в его коллекциях и включены в экспозиционную программу[40][41].

Музей — это моя душа, а фабрики — источник средств для жизни и его пополненияДмитрий Геннадьевич Бурылин

Картинная галерея музея

Музей также участвует в проектах по сохранению и популяризации промышленного наследия, включая международные выставки, научные конференции и образовательные программы[42]. Он сотрудничает с вузами, исследовательскими центрами и культурными учреждениями как в России, так и за рубежом, выступая площадкой для обмена опытом в области музейного дела и реставрации[43]. Культурное значение музея выходит за рамки региональной истории. Он отражает широкие процессы индустриализации, формирования рабочего класса, развития дизайна и художественной обработки материалов. Благодаря своей тематической направленности музей стал символом промышленной и культурной идентичности Иваново — города, известного как «столица советской одежды» и один из центров текстильной промышленности России[44].

Экспозиции

Музей промышленности и искусства располагает разнообразными выставочными залами, посвящёнными как истории текстильной промышленности, так и другим аспектам культурного и исторического наследия региона. Постоянная экспозиция музея охватывает широкий круг тем — от развития промышленного производства до вопросов художественного дизайна, нумизматики и личных историй известных деятелей[45][17].

Тематические залы и выставочные пространства

  • Природа Ивановского края — естественно-научная экспозиция музея посвящена флоре и фауне Ивановской области. Она представляет образцы местной природы, демонстрирует особенности экосистем региона и служит важным элементом образовательной программы музея[46];
  • Кабинеты Д. Г. Бурылина и М. В. Фрунзе. Каждый кабинет отражает эпоху и характер своего владельца, представляя предметы быта, документы и личные вещи[47];
  • «Арсенал» — экспозиция холодного и огнестрельного оружия разных стран XIV—XX веков открыта с 2005 года. Коллекция насчитывает около 500 экспонатов, включая редкие образцы европейского, азиатского и российского оружейного мастерства[48].

Экспозиции и залы

Халат и тюбетейка эмира бухарского из «Золотой кладовой»
  • «Золотая кладовая» открыта в 2006 году экспозиция посвящена нумизматике (монетам), фалеристике (медалям и орденам) и церковной утвари. Особое место занимает коллекция предметов из имущества эмира Бухарского Алим-хана, отражающая связи России с Центральной Азией[49];
  • «Европейская коллекция» открыта в 2005 году, посвящена историческому и культурному наследию Европы. Здесь представлены произведения искусства, предметы быта и декоративно-прикладного творчества, демонстрирующие развитие европейской культуры в период с XVII по XIX века[50];
  • «Искусство и время» — выставка, работающая с 2003 года, посвящена быту и деятельности ивановских фабрикантов. Экспонируются личные вещи, документы, интерьеры и образцы продукции, связанные с развитием текстильной промышленности региона[51];
  • «Белый зал» функционирует как концертно-выставочное пространство. Здесь регулярно проходят выставки живописи из коллекции Ивановского областного художественного музея, а также концерты;
  • «Читальный зал библиотеки Д. Г. Бурылина» воссоздаёт облик библиотеки семьи Бурылиных. Здесь представлена информация о становлении музея, а также уникальные материалы, связанные с дружбой Дмитрия Геннадьевича Бурылина и Льва Николаевича Толстого[52];
  • «Комната Л. Н. Толстого» посвящена жизни и творчеству русского писателя. Представлены письма, автографы, фотографии и другие личные вещи Льва Толстого, связанные с его перепиской и общением с семьёй Бурылиных[53].

Галерея

Литература

  1. Додонова А. А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин [Жизнь и деятельность извест. фабриканта , мецената и коллекционера] / Вступ. ст. и лит. обраб. текста Е.А.Богородского, Ком. по культуре и искусству администрации Иван. обл.. — Иваново: Иваново, 1997. — 213, ил., портр.; 25. с. — ISBN 5-85229-060-2.
  2. Иваново. Город в постсоциалистической трансформации : Рабочие материалы инициативного проекта Федерального Фонда Культуры Германии «Убывающие города». — Берлин, 2004.
  3. Орлов Д. Л. Иваново-Вознесенский губернский музей. 1924 год. — Иваново: Епишева О. В. (издатель), 2014. — 108 с. — ISBN 978-5-904004-47-7.
  4. Тихомиров А. М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. — Иваново : Референт, 2022. — 480 с.


Примечания

  1. Иваново-Вознесенск — историческое название города Иваново.
Источники
  1. 106 лет с открытия музея. Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина (26 декабря 2020). Дата обращения: 26 июля 2025.
  2. Музей промышленности и искусства. Музейный инфоцентр. Дата обращения: 26 июля 2025.
  3. Музей промышленности и искусства г. Иваново. Культура.рф. Дата обращения: 23 июля 2025.
  4. Четверикова А. Яркая и трагическая судьба создателя одного из лучших музеев России // Родина : журнал. — 2023. — 19 августа (№ 8).
  5. Об ивановском музее промышленности и искусства расскажут на телеканале «Культура» // Московский комсомолец. — 2022. — 29 апреля (№ 9).
  6. Бурылин Дмитрий Геннадьевич (16.02(04.02).1852-13.09.1924 г.) (захоронен в м.Балино). Администрация городского округа Иваново. Дата обращения: 16 июля 2025.
  7. Додонова, 1997, с. 24.
  8. История музея. Ивановский областной художественный музей. Дата обращения: 16 июля 2025.
  9. Императорский Российский Исторический музей имени Императора Александра III. Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество. Дата обращения: 26 июля 2025.
  10. Музей антропологии. Научно-исследовательский институт и Музей антропологии им. Д. Н. Анучина. Дата обращения: 26 июля 2025.
  11. Волобуева М. М. Древности и редкости музея Д. Г. Бурылина // На пути к гражданскому обществу : журнал. — 2025. — № 2 (58). — С. 48—54.
  12. Бутрин Е. Думские заботы… Апрель 1877 г. – учреждение Иваново-Вознесенской женской гимназии. Государственный архив Ивановской области. Дата обращения: 26 июля 2025.
  13. 13,0 13,1 «Великий собиратель древностей» (к 170-летию со дня рождения Дмитрия Геннадьевича Бурылина). Государственный архив Ивановской области. Дата обращения: 16 июля 2025.
  14. Бурылин. Промышленник. Меценат. Коллекционер.. IvanovoNews (20 февраля 2022). Дата обращения: 26 июля 2025.
  15. Гожалимова О., Морозова Е., Орлов Д. и др. Первая мировая: война и миф. Проектное бюро «Спутник» (20 июня 2014). Дата обращения: 28 июля 2025.
  16. Гусева А. Г. Музей Д. Г. Бурылина в условиях конструирования новой социальности (1918-1924 гг.) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — 2016. — № 2(16). — С. 78—83.
  17. 17,0 17,1 Музей промышленности и искусства. Иваново.рф (Информационный портал). Дата обращения: 25 июля 2025.
  18. Орлов, 2014, с. 21.
  19. Сокровища «русского Манчестера». Вокруг света (17 августа 2006). Дата обращения: 16 июля 2025.
  20. Основатель музея Д.Г. Бурылин. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина». Дата обращения: 16 июля 2025.
  21. К 95-летию Иваново-Вознесенской губернии. Хроника. Государственный архив Ивановской области. Дата обращения: 16 июля 2025.
  22. К 130-летию со дня рождения М.В.Фрунзе. Государственный архив Ивановской области. Дата обращения: 16 июля 2025.
  23. Четверикова А. Завещание Дмитрия Бурылина: Не расхищайте! // Родина : журнал. — 2023. — 19 сентября (№ 8).
  24. Орлов, 2014, с. 90-91.
  25. 25,0 25,1 Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина / Коллектив авторов. — Иваново: Референт (издательский дом), 2009. — С. 20—21. — 120, илл. с. — ISBN 978-5-902022-44-2.
  26. Визитница Дмитрия Геннадьевича Бурылина. Каталог / отв. ред.-сост. Д. Л. Орлов и А. А. Полякова. — Иваново: Издатель Епишева О.В., 2012. — С. 83—92. — 208 с., илл. с. — ISBN 978-5-904004-29-3.
  27. Соловьев А. А. Д.Г. Бурылин - просветитель, библиофил, меценат // Румянцевские чтения - 2017: 500-летие издания первой славянской Библии Франциска Скорины: становление и развитие культуры книгопечатания : Материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях, Москва, 18–19 апреля 2017 года. — 2017. — С. 145—148.
  28. Как в Ивановской области отметят 100-летие губернии. Ивановская газета (28 июня 2018). Дата обращения: 28 июля 2025.
  29. Виртуальные выставки. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина». Дата обращения: 1 августа 2025.
  30. Музей им. Д.Г. Бурылина обновили в рамках нацпроекта «Культура». Правительство Ивановской области. Дата обращения: 1 августа 2025.
  31. В Ивановский музей им. Д.Г. Бурылина поступило новое оборудование. Аргументы и Факты (Иваново) (23 июля 2024). Дата обращения: 1 августа 2025.
  32. Иваново: главные достопримечательности. Водоходъ. Дата обращения: 16 июля 2025.
  33. Булгаров С. Н. Производственные здания нового поколения: (Экологически чистые природно-промышленные системы) / Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Строительство и научно-технический прогресс». — М.: Знание, 1990. — 64 с.
  34. Хангалова М. С. К вопросу атрибуции региональных фотоколлекций (на примере альбома «Храмы, памятники, Ив.-Вознесенская старина» из собрания Д. Г. Бурылина) // Культурное наследие России : журнал. — 2023. — № 4(43). — С. 82—91.
  35. 35,0 35,1 Гарнова Н. В. Архитектура жилой застройки промышленных усадеб Иваново-Вознесенска второй половины XIX-начала XX вв // Техническая эстетика и дизайн-исследования : журнал. — 2020. — Т. 2, № 3. — С. 50—61.
  36. Парышев А. В музее Бурылина появились климатическая система, новые витрины, светодиодные экраны. Известно.ру (Новостной портал Ивановской области) (23 июля 2024). Дата обращения: 25 июля 2925.
  37. Музей промышленности и искусства. Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области. Дата обращения: 19 июля 2025.
  38. История музея. БУ Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина». Дата обращения: 23 июля 2025.
  39. Характеристика фондов. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина». Дата обращения: 23 июля 2025.
  40. «Великий собиратель древностей» (к 170-летию со дня рождения Дмитрия Геннадьевича Бурылина). Государственный архив Ивановской области. Дата обращения: 23 июля 2025.
  41. Сокровища «русского Манчестера» // Вокруг света : сайт. — 2006. — 17 августа.
  42. Рожик А. Ю. Информальное образование: на примере путешествия в город Иваново и посещения музея имени Д.Г. Бурылина // Университет XXI века в системе непрерывного образования : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Челябинск, 26–27 октября 2023 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет. — 2023. — С. 80—85.
  43. Реестр реализованных ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина грантовых (научно-исследовательских) проектов. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина». Дата обращения: 23 июля 2025.
  44. 110 раритетов Музея Д. Г. Бурылина. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина» (3 июня 2025). Дата обращения: 23 июля 2025.
  45. Коллектив авторов. Историко-краеведческий музей им. Бурылина (музейный гид). Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г.Бурылина (2014). Дата обращения: 23 июля 2025.
  46. Борисова, Е. А. Курганов А. А., Голубева Т. В., Мишагина Д. А. Гербарий фондов Ивановского областного краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина // Ботанические коллекции - национальное достояние России, Пенза, 17–19 февраля 2015 года : сборник. — 2015. — С. 21—22.
  47. Четверикова А. Завещание Дмитрия Бурылина:не расхищайте! Яркая и трагическая судьба создателя одного из лучших музеев России // Родина : журнал. — 2023. — № 8. — С. 74—79.
  48. Музей промышленности и искусства (музей Д. Г. Бурылина). Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Дата обращения: 1 августа 2025.
  49. Гогулина И. Б. Коллекция масонских книг Д. Г. Бурылина // Труды Государственного Эрмитажа: Судьбы книжных собраний России до и после революции 1917 года : Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 26–28 октября 2017 года. — С. 257—271.
  50. Орлов Д. Л. Бурылин и время : Альбом изображений часов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина. — Иваново: Издательство ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина, 2013. — 68 с. — ISBN 978-5-906138-05-7.
  51. Тимошина Н. Н. Монеты, медали и боны в собрании Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. — Иваново: Елишева О. В. (издатель), 2014. — 168 с., илл. с. — ISBN 978-5-904004-44-6.
  52. В читальном зале музея промышленности и искусства открылась выставка «Уникальные издания из Библиотеки Д.Г. Бурылина». Культура.рф. Дата обращения: 23 июля 2025.
  53. Ткачёва Т. Сокровища охотника за диковинами представили в Иванове // Родина : журнал. — 2024. — 3 декабря (№ 7).

Ссылки