Как часто, пёстрою толпою окружён
Как часто, пёстрою толпою окружён | |
---|---|
Как часто, пёстрою толпою окружён | |
Жанр | лирическое стихотворение |
Автор | Михаил Юрьевич Лермонтов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1840 |
Дата первой публикации | журнал «Отечественные записки», 1840 год |
«Как ча́сто, пёстрою толпо́ю окружён» — одно из лирических стихотворений Михаила Лермонтова. Произведение отражает внутренние переживания автора и его глубокое чувство одиночества в мире, полном суеты и неискренности. Дата создания — 1840 год. Первая публикация — в журнале «Отечественные записки» в 1840 году[1].
История создания
Период написания «Как часто, пёстрою толпою окружён…» относится к зрелому этапу творчества Михаила Лермонтова, когда он стремился быть прямым и убедительным, что привлекло внимание цензуры. Его смелые стихи вызывали у современников как гнев, так и восхищение. Обличительная лирика («Смерть поэта») и дуэль стали причиной двух ссылок на Кавказ в 1837 и 1840—1841 годах[2].
31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге прошёл новогодний бал-маскарад, на который собрались представители высшего света, включая Николая I и членов его семьи. Михаил Лермонтов также присутствовал на этом мероприятии. Современники поэта полагали, что публикация его стихотворения, критикующего общество, на балу, где находились царствующие особы, вызвала гнев Николая I и привела к новым преследованиям Михаила Лермонтова[1].
Иван Тургенев рассказывал о том, что побудило Михаила Лермонтова создать это стихотворение. Он вспоминал, как поэт чувствовал себя изолированным среди гостей на балу-маскараде. Люди суетились, тянули поэта к себе, раздражая его зловещими шёпотами заранее заученных фраз, каждое слово которых можно было предугадать. Император также присутствовал на балу, и реакцией на стихотворение стала обида[1].
Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» является одним из значительных произведений Михаила Лермонтова, посвящённых «маскарадной» природе общества. Поэт вдохновлён балом-маскарадом, который состоялся в честь наступающего 1840 года, что даже отражено в подзаголовке — «1 января»[2].
Краткое содержание
Михаил Лермонтов к концу жизни совершенно охладел к светскому образу жизни. Ему от рождения были присуще стремление к одиночеству, усилившееся увлечением романтизмом. Михаил Лермонтов имел твёрдые убеждения, которые не мог свободно высказывать в высших кругах. Его открытые взгляды вызывали насмешки и подозрения. Это ещё больше замыкало поэта в себе, он производил впечатление постоянно угрюмого и мрачного человека. Но дворянское положение обязывало его присутствовать на важных светских балах. Один из таких балов-маскарадов проходил в январе 1840 года. Поэт с неохотой побывал на нём и выразил свои ощущения в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…»[3].
Лирическое произведение рисует картину бала или светского приёма, где некий юноша — главный лирический герой — чувствует себя некомфортно, ему претит холодная и лицемерная обстановка, люди в фальшивых масках, прикрывшиеся наружным блеском. Он отгораживается мысленно от них и погружается в свою «старинную мечту»: он видит себя ещё ребёнком, рядом — родной барский дом, кругом знакомая любимая природа, аллеи, ласковые лучи солнца, туманы над селом… Он чувствует свою тихую робкую поступь по жёлтым листьям и отдыхает душой, он радуется чистоте и простоте своего отчего края. «С глазами полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье» он купается в этом счастливом мгновении. Но вмиг он осознаёт, что это лишь мечта завела его в столь дивный мир, он просто забылся и до сих пор окружён пёстрой и бесчувственной толпой. И как же хочется ему «смутить весёлость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»[2].
Но эти картинки уютного детства остались лишь в памяти: их никогда не вернуть. Возвратившись из путешествия по закоулкам собственной памяти в реальную жизнь, лирический герой испытывает глубокое разочарование, а также чувствует острую потребность изменить окружающую его действительность[1].
Основная идея
Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Основная идея стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» заключается в противостоянии между главным героем и толпой, его личными ценностями и взглядами светского общества. Автор подчёркивает, что окружающие лишь имитируют чувства, в то время как их души остаются пустыми. Он сожалеет о потерянных идеалах детства, когда его окружали искренние люди, а не маски[4].
Позже Иван Тургенев отмечал:
«На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества»
Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение "Как часто, пестрою толпою окружён … " написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января»[5].
Жанр, направление, размер
Лирическое стихотворение, написанное в характерной для Михаила Лермонтова обличительной манере. В этом произведении романтический герой контрастирует с обществом, а активный протест противостоит бездумному веселью. Стихотворение возникает на пересечении двух литературных течений — романтизма и реализма. Основу сюжета составляет конфликт между воображаемым и реальным. Поэтический размер представлен четырёх- и шестистопным ямбом. Каждая ямбическая стопа состоит из двух гласных, при этом ударение в каждой из них падает на вторую гласную[4].
Как ча/сто пё/строю/ толпо/ю о/кружён,
Когда/ пере/до мно/й как бу/дто бы/ сквозь сон
Композиция
Композиция строится на контрасте различных элементов стихотворения, что подчёркивает настроение и отчаяние поэта. Первые и последние строфы объединены образом толпы, создающим рамочную структуру произведения.
- Вначале поэт рисует картину бала, наполненного блеском и шумом, однако за этим фасадом скрываются люди, прячущие свои истинные эмоции под масками. Безликая толпа веселится, не замечая поэта, который видит лишь бездушие и холод вокруг.
- Во второй части стихотворения оживают детские воспоминания поэта о родных краях и доме, радостные моменты единения с природой — те счастливые мгновения, когда он мог наслаждаться жизнью, чувствуя себя свободным, а не изолированным среди людей. Эти картины усиливают разочарование и отчаяние поэта.
- В завершающей части лирический герой оказывается вынужденным вернуться в реальность: «когда ж, опомнившись, обман я узнаю и шум толпы людской спугнёт мечту мою». Тоска и ностальгия меняются на гнев: поэт жаждет сказать всё в лицо тем, кто не понимает его («дерзко бросить им в глаза железный стих»)[3].
Образы и символы
Образная палитра придаёт стихотворению смысловой подтекст:
- образ маскарадных масок — с помощью маскарадных масок общество стремится скрыть свои пороки, невыносимые тайны и нравственный цинизм. Лирический герой, понимая суть этих масок, раскрывает истинные лица людей, скрывающихся за ними, через внутренний монолог;
- образ птицы символизирует независимость и свободу. Лирический герой мечтает взмыть в воздух, подобно «вольной птице», чтобы уйти в мир детства, где его всегда ждала любимая бабушка, окружавшая его любовью и красотой;
- образ лирического героя — персонаж с романтическим восприятием мира. Он резко выделяется на фоне общества, выступая его контрастом. Герой одинок, однако это осознанный выбор: он не может найти человека, который бы соответствовал его идеалу. Вся жизнь для романтического героя представляется горьким обманом. Лирический герой стихотворения Михаила Лермонтова — гордая, одинокая личность, противостоящая обществу. Одиночество является центральной темой его поэзии, особенно в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён...». Он не находит утешения ни в светской жизни, ни в любви, ни в дружбе. Михаил Лермонтов и его герои тоскуют по истинной жизни, жалея о «потерянном» поколении и завидуя прошлому предков[6].
Средства выразительности
Михаил Лермонтов для передачи центральной идеи активно применяет ряд тропов:
- эпитеты — «стихи железа», «многоцветная толпа», «улыбка розы». Поэт использует эпитеты для усиления образности на разных уровнях: от визуального («многоцветная толпа», «с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розы») до звукового («дикими шёпотами», «святые звуки») и эмоционально-субъективного («мелькают бездушные образы людей»; «холодные и безжизненные руки», «робкие шаги», «стихи железа»).
- метафоры — «создание моих мечтаний», «глазами, полными лазурного пламени». Метафоры помогают создать детальные образы природы («пруд, укрытый зелёной сетью трав», «за прудом село дымит, и вдали поднимаются туманы над полями») и, сопоставляя с ними, ярче передают ощущения лирического героя («странная тоска сжимает мою грудь», «под тяжестью мучительных сомнений и страстей»).
- олицетворения — мечта в роли «незваной гостьи», «шум листьев».
Сложные предложения с множеством придаточных, разнообразие однородных членов и анафоры не только придают речи мелодичность и выразительность, но и структурируют смысловые части стихотворения: бал, воспоминания, возвращение к действительности и выражение протеста[4].
Текст
Как часто, пёстрою толпою окружён…[7]
Как часто, пёстрою толпою окружён,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шёпоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветёт на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнёт мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 «Как часто пёстрою толпою окружён» - анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова . Наука.Club. Дата обращения: 19 декабря 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Как часто пестрою толпою окружен… (Лермонтов) . Лермонтов.ру. Дата обращения: 19 декабря 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Михаил Лермонтов. Как часто, пёстрою толпою окружён. . РуСтих. Дата обращения: 19 декабря 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» (М.Ю. Лермонтов) . Литрекон.ру. Дата обращения: 19 декабря 2024.
- ↑ Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Первое января» . Хроника. Дата обращения: 19 декабря 2024.
- ↑ «Как часто пестрою толпою окружен…» . Литра.ру. Дата обращения: 19 декабря 2024.
- ↑ Как часто, пёстрою толпою окружён... . Культура.РФ. Дата обращения: 19 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |