Как часто, пёстрою толпою окружён

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Как часто, пёстрою толпою окружён
Как часто, пёстрою толпою окружён
Жанр лирическое стихотворение
Автор Михаил Юрьевич Лермонтов
Язык оригинала русский
Дата написания 1840
Дата первой публикации журнал «Отечественные записки», 1840 год

«Как ча́сто, пёстрою толпо́ю окружён» — одно из лирических стихотворений Михаила Лермонтова. Произведение отражает внутренние переживания автора и его глубокое чувство одиночества в мире, полном суеты и неискренности. Дата создания — 1840 год. Первая публикация — в журнале «Отечественные записки» в 1840 году[1].

История создания

Период написания «Как часто, пёстрою толпою окружён…» относится к зрелому этапу творчества Михаила Лермонтова, когда он стремился быть прямым и убедительным, что привлекло внимание цензуры. Его смелые стихи вызывали у современников как гнев, так и восхищение. Обличительная лирикаСмерть поэта») и дуэль стали причиной двух ссылок на Кавказ в 1837 и 18401841 годах[2].

31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге прошёл новогодний бал-маскарад, на который собрались представители высшего света, включая Николая I и членов его семьи. Михаил Лермонтов также присутствовал на этом мероприятии. Современники поэта полагали, что публикация его стихотворения, критикующего общество, на балу, где находились царствующие особы, вызвала гнев Николая I и привела к новым преследованиям Михаила Лермонтова[1].

Иван Тургенев рассказывал о том, что побудило Михаила Лермонтова создать это стихотворение. Он вспоминал, как поэт чувствовал себя изолированным среди гостей на балу-маскараде. Люди суетились, тянули поэта к себе, раздражая его зловещими шёпотами заранее заученных фраз, каждое слово которых можно было предугадать. Император также присутствовал на балу, и реакцией на стихотворение стала обида[1].

Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» является одним из значительных произведений Михаила Лермонтова, посвящённых «маскарадной» природе общества. Поэт вдохновлён балом-маскарадом, который состоялся в честь наступающего 1840 года, что даже отражено в подзаголовке — «1 января»[2].

Краткое содержание

Михаил Лермонтов к концу жизни совершенно охладел к светскому образу жизни. Ему от рождения были присуще стремление к одиночеству, усилившееся увлечением романтизмом. Михаил Лермонтов имел твёрдые убеждения, которые не мог свободно высказывать в высших кругах. Его открытые взгляды вызывали насмешки и подозрения. Это ещё больше замыкало поэта в себе, он производил впечатление постоянно угрюмого и мрачного человека. Но дворянское положение обязывало его присутствовать на важных светских балах. Один из таких балов-маскарадов проходил в январе 1840 года. Поэт с неохотой побывал на нём и выразил свои ощущения в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…»[3].

Лирическое произведение рисует картину бала или светского приёма, где некий юноша — главный лирический герой — чувствует себя некомфортно, ему претит холодная и лицемерная обстановка, люди в фальшивых масках, прикрывшиеся наружным блеском. Он отгораживается мысленно от них и погружается в свою «старинную мечту»: он видит себя ещё ребёнком, рядом — родной барский дом, кругом знакомая любимая природа, аллеи, ласковые лучи солнца, туманы над селом… Он чувствует свою тихую робкую поступь по жёлтым листьям и отдыхает душой, он радуется чистоте и простоте своего отчего края. «С глазами полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье» он купается в этом счастливом мгновении. Но вмиг он осознаёт, что это лишь мечта завела его в столь дивный мир, он просто забылся и до сих пор окружён пёстрой и бесчувственной толпой. И как же хочется ему «смутить весёлость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»[2].

Но эти картинки уютного детства остались лишь в памяти: их никогда не вернуть. Возвратившись из путешествия по закоулкам собственной памяти в реальную жизнь, лирический герой испытывает глубокое разочарование, а также чувствует острую потребность изменить окружающую его действительность[1].

Основная идея

Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Основная идея стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» заключается в противостоянии между главным героем и толпой, его личными ценностями и взглядами светского общества. Автор подчёркивает, что окружающие лишь имитируют чувства, в то время как их души остаются пустыми. Он сожалеет о потерянных идеалах детства, когда его окружали искренние люди, а не маски[4].

Позже Иван Тургенев отмечал:

«На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества»

Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение "Как часто, пестрою толпою окружён … " написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января»[5].

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение, написанное в характерной для Михаила Лермонтова обличительной манере. В этом произведении романтический герой контрастирует с обществом, а активный протест противостоит бездумному веселью. Стихотворение возникает на пересечении двух литературных течений — романтизма и реализма. Основу сюжета составляет конфликт между воображаемым и реальным. Поэтический размер представлен четырёх- и шестистопным ямбом. Каждая ямбическая стопа состоит из двух гласных, при этом ударение в каждой из них падает на вторую гласную[4].

Как ча/сто пё/строю/ толпо/ю о/кружён,

Когда/ пере/до мно/й как бу/дто бы/ сквозь сон

Композиция

Композиция строится на контрасте различных элементов стихотворения, что подчёркивает настроение и отчаяние поэта. Первые и последние строфы объединены образом толпы, создающим рамочную структуру произведения.

  • Вначале поэт рисует картину бала, наполненного блеском и шумом, однако за этим фасадом скрываются люди, прячущие свои истинные эмоции под масками. Безликая толпа веселится, не замечая поэта, который видит лишь бездушие и холод вокруг.
  • Во второй части стихотворения оживают детские воспоминания поэта о родных краях и доме, радостные моменты единения с природой — те счастливые мгновения, когда он мог наслаждаться жизнью, чувствуя себя свободным, а не изолированным среди людей. Эти картины усиливают разочарование и отчаяние поэта.
  • В завершающей части лирический герой оказывается вынужденным вернуться в реальность: «когда ж, опомнившись, обман я узнаю и шум толпы людской спугнёт мечту мою». Тоска и ностальгия меняются на гнев: поэт жаждет сказать всё в лицо тем, кто не понимает его («дерзко бросить им в глаза железный стих»)[3].

Образы и символы

Образная палитра придаёт стихотворению смысловой подтекст:

  • образ маскарадных масок — с помощью маскарадных масок общество стремится скрыть свои пороки, невыносимые тайны и нравственный цинизм. Лирический герой, понимая суть этих масок, раскрывает истинные лица людей, скрывающихся за ними, через внутренний монолог;
  • образ птицы символизирует независимость и свободу. Лирический герой мечтает взмыть в воздух, подобно «вольной птице», чтобы уйти в мир детства, где его всегда ждала любимая бабушка, окружавшая его любовью и красотой;
  • образ лирического героя — персонаж с романтическим восприятием мира. Он резко выделяется на фоне общества, выступая его контрастом. Герой одинок, однако это осознанный выбор: он не может найти человека, который бы соответствовал его идеалу. Вся жизнь для романтического героя представляется горьким обманом. Лирический герой стихотворения Михаила Лермонтова — гордая, одинокая личность, противостоящая обществу. Одиночество является центральной темой его поэзии, особенно в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён...». Он не находит утешения ни в светской жизни, ни в любви, ни в дружбе. Михаил Лермонтов и его герои тоскуют по истинной жизни, жалея о «потерянном» поколении и завидуя прошлому предков[6].

Средства выразительности

Михаил Лермонтов для передачи центральной идеи активно применяет ряд тропов:

  • эпитеты — «стихи железа», «многоцветная толпа», «улыбка розы». Поэт использует эпитеты для усиления образности на разных уровнях: от визуального («многоцветная толпа», «с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розы») до звукового («дикими шёпотами», «святые звуки») и эмоционально-субъективного («мелькают бездушные образы людей»; «холодные и безжизненные руки», «робкие шаги», «стихи железа»).
  • метафоры — «создание моих мечтаний», «глазами, полными лазурного пламени». Метафоры помогают создать детальные образы природы («пруд, укрытый зелёной сетью трав», «за прудом село дымит, и вдали поднимаются туманы над полями») и, сопоставляя с ними, ярче передают ощущения лирического героя («странная тоска сжимает мою грудь», «под тяжестью мучительных сомнений и страстей»).
  • олицетворения — мечта в роли «незваной гостьи», «шум листьев».

Сложные предложения с множеством придаточных, разнообразие однородных членов и анафоры не только придают речи мелодичность и выразительность, но и структурируют смысловые части стихотворения: бал, воспоминания, возвращение к действительности и выражение протеста[4].

Текст

Как часто, пёстрою толпою окружён…[7]

Как часто, пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

‎При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

‎Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

‎Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

‎Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

‎Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

‎И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

‎Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

‎Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

‎Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

‎ За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

‎И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

‎Цветёт на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнёт мечту мою,

‎На праздник не́званную гостью,

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

‎Облитый горечью и злостью!..

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 «Как часто пёстрою толпою окружён» - анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова. Наука.Club. Дата обращения: 19 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Как часто пестрою толпою окружен… (Лермонтов). Лермонтов.ру. Дата обращения: 19 декабря 2024.
  3. 3,0 3,1 Михаил Лермонтов. Как часто, пёстрою толпою окружён.. РуСтих. Дата обращения: 19 декабря 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» (М.Ю. Лермонтов). Литрекон.ру. Дата обращения: 19 декабря 2024.
  5. Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Первое января». Хроника. Дата обращения: 19 декабря 2024.
  6. «Как часто пестрою толпою окружен…». Литра.ру. Дата обращения: 19 декабря 2024.
  7. Как часто, пёстрою толпою окружён.... Культура.РФ. Дата обращения: 19 декабря 2024.