Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
(УлГПУ им. И.Н. Ульянова)
УлГПГУ имени И. Н. Ульянова.jpg
Ульяновский педагогический университет.jpg
Международное название Ulyanovsk State University of Education
Год основания 1932 год
Ректор Игорь Олегович Петрищев
Расположение Флаг России Россия Ульяновск
Юридический адрес 432071, Ульяновская область, город Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5
Сайт [1]
Награды Орден «Знак Почёта»  — 1982

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова — старейший педагогический университет Поволжья, осуществляющий подготовку более чем по 200 направлениям, в том числе по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, среднего профессионального образования, среднего общего образования, аспирантуры и докторантуры.

Сокращённое наименование — УлГПУ им. И. Н. Ульянова[1].

Руководство

Ректорат[2]:

История

История Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова началась 1 октября 1932 года, когда он, тогда ещё педагогический институт, впервые распахнул свои двери будущим учителям. В это время развернулась невиданная по масштабам индустриализация страны. Завершалась не менее масштабная программа ликвидации безграмотности. Созданная система начального и среднего образования требовала массового притока квалифицированных учителей, опытных воспитателей молодёжи. Решать эти государственные задачи был призван вновь созданный педагогический вуз[3].

Первым директором Ульяновского педагогического института был назначен Василий Павлович Овсейчик, работавший ранее заместителем директора Самарского педагогического института по учебной части и заведующим кафедрой политэкономии[3].

Для учебных занятий институту было предоставлено одно из лучших в городе зданий на улице 25 лет Октября (в настоящее время — площадь Ленина, здание факультета иностранных языков). Дворцом книги институту была передана библиотека в количестве 2 500 томов учебной и научной литературы. В институте был открыт читальный зал на 35—40 посетителей. Для проживания студентов было получено несколько комнат в прилегавшем к учебному корпусу здании, рассчитанном на 130 человек[3].

К 1 октября 1932 года в штат института было зачислено 12 научных работников: В. П. Овсейчик (политэкономия), В. Н. Басов (педология), Ю. А. Иванов (история), Д. И. Демаев (диамат), З. А. Чиннова (педагогика), Э. А. Кривчиков (военрук), А. С. Аникин (физрук), Н. В. Скороходов (физика), Н. С. Рыжков и Б. К. Добронравов (математика), П. Я. Гречкин (химия), Г. М. Клейн (немецкий язык). В январе 1933 года были назначены И. С. Кудрявцев (педагогика), А. Т. Андреев (политэкономия), Д. П. Разина (диамат) и С. И. Ефремов (история партии). Всего в довоенные годы в институте насчитывалось более 300 научных работников. В их числе 4 доцента, и. о. профессора и два и. о. доцента, ассистенты и совместители[3].

К 1933/34 учебному году, руководство института стремилось значительно улучшить материальные и бытовые условия. Было заготовлено достаточное количество топлива, открыта своя столовая, до 1 000 квадратных метров расширилась площадь общежитий, увеличен размер стипендии. Находившийся в Ульяновске в конце августа 1933 года нарком просвещения РСФСР А. С. Бубнов отметил, что новый вуз, созданный на родине В. И. Ленина, и его коллектив «обнаружили у себя достаточно внутренних сил и держат высоко знамя педагогического образования»[4].

Ульяновский пединститут укрепился и развернул вокруг себя ряд новых учебных учреждений: дневной и вечерний рабфак, подготовительные курсы, заочный сектор и вечерний пединститут с отделениями физико-математическим и естественным, годичные педагогические курсы с отделениями обществоведения, физики, биологии и химии[4].

В 1932 году в пединституте произошли структурные изменения. Вместо отделений были созданы два факультета: физико-математический и естествознания. В это же время было открыто заочное отделение Ульяновского пединститута по специальностям «Русский язык и литература» и «Биология и химия»[3].

Необходимость ускоренной подготовки учителей для неполных средних школ потребовала организации двухгодичных учительских институтов. Такой институт начал действовать с сентября 1934 года и в составе Ульяновского пединститута. Он имел два отделения: «Русского языка и литературы» и «Биологии и химии», а с 1935 года стал производить набор студентов на физико-математическое и географическое отделение[3].

В 1934—1936 годах институт получил ещё три здания для общежития на 300 человек. Открывались новые кабинеты и лаборатории. Значительно увеличился книжный фонд библиотеки. Если в 1933 году он составлял 10 000 томов, то в 1936 году — 30 400, а в 1940 году — 44 500 томов, в том числе более 20 000 томов учебной литературы[4].

К 1939/40 учебному году институт имел три учебных корпуса: главный по улице 25 Октября (28 комнат, 22 аудитории и актовый зал) и второй по улице Труда (22 комнаты), где находились библиотека, читальный и два спортивных зала, аудитории литфака с методкабинетом. Общежитие студентов размещалось в доме 49 по улице Ленина и в двух вновь построенных специальных зданиях на Старом Венце[3].

По мере расширения учебной структуры создавались общеинститутские и факультетские кафедры. К 1941 году институт имел 3 факультета и 11 кафедр[3].

Мирный ритм жизни нарушила война. 23 июня состоялся массовый митинг студентов и преподавателей. На нём выступили директор курсов по подготовке в вуз И. В. Верхов, декан литфака П. С. Бейсов, секретарь партбюро физмата Н. П. Нецветаев и другие. В принятой на митинге резолюции его участники единодушно заявили:

Мы знаем, что наше дело правое и со всей отвагой и мужеством вступаем в Отечественную войну против фашистской гадины. Каждый из нас ещё более чётко будет выполнять на своём производственном посту свой гражданский долг перед Родиной[4].

Всего за годы войны военную специальность в институте получили более 1 200 человек. Возглавляла всю работу по военной подготовке военно-физкультурная кафедра, преобразованная в 1943 году в военную кафедру. Начальником её был назначен подполковник в отставке Н. В. Семёнов[3].

Большую работу проводил коллектив студентов и преподавателей. Студенческие бригады систематически встречали санитарные поезда, помогали размещать раненых воинов.

Несмотря на трудности военного времени, УГПИ не переставал развиваться. Количество студентов достигло 600 человек, были расширены лаборатории, открыты новые кабинеты, приведён в порядок основной фонд библиотеки. В 1943 году была образована кафедра истории. В результате слияния двух специальностей — русский язык и литература и история возник историко-филологический факультет[3].

В 1945—1960 годах материальная база института заметно окрепла. В послевоенные годы Ульяновскому педагогическому институту удалось значительно расширить учебную площадь за счет возвращения ему двух учебных корпусов по улице Труда и освобождения Коммунальным банком помещений в главном корпусе. Уже в 1951/52 учебном году институт имел в главном корпусе 22 аудитории, актовый зал на 300 мест, 11 хорошо оборудованных кабинетов и лабораторий. В подвальном помещении расположились мастерские кафедры физики, радиоузел, буфет и гардероб. В двух других учебных корпусах разместились историко-филологический факультет, библиотека и читальный зал на 60 мест, книгохранилище, два спортивных зала и кафедра физкультуры. В 1955/56 учебном году в подвальных помещениях двух учебных корпусов был создан станочный отдел с 12 фрезерными, сверлильными, строгальными и шлифовальными станками, слесарная и столярная мастерские, кабинет машиноведения, радио- и фотолаборатории. На 162 квадратных метрах было расширено помещение библиотеки, что позволило открыть второй читальный зал на 40 мест, выделить комнаты для работы преподавателей и выдачи книг и расширить книгохранилище[5].

В 1946 году открылся факультет иностранных языков. В 1947 году за институтом были закреплены в качестве баз для педагогической практики студентов и научно-исследовательской работы преподавателей две школы города: 4-я женская средняя и 26-я мужская семилетняя, а позднее 1-я средняя школа им. В. И. Ленина[4].

На новый уровень выходит научно-исследовательская работа института. В 1948 году вышел в свет первый выпуск «Учёных записок». Многие преподаватели защищали кандидатские диссертации, а Н. П. Гриценко, Н. И. Никольский, Р. Е. Левина, А. В. Штраус и С. Р. Янкелевич трудились над докторскими[3][4].

В ноябре 1950 года при институте была открыта аспирантура по специальности «Педагогика и зоология», а в 1951 — «Философия». В 1954 году доцент А. В. Штраус начал подготовку аспирантов ещё по одной специальности — «Алгебра и математический анализ». С 1959 года открывается аспирантура по специальности «Ботаника» под руководством доцентов В. В. Благовещенского и Р. Е. Левиной. К началу 60-х годов по всем специальностям аспирантуру окончили около 20 человек, 7 из них защитили кандидатские диссертации[3][4].

Расширялась издательская работа института. Кроме «Учёных записок» стали издаваться сборники «В помощь учителю» и «Вопросы воспитания и обучения». Всего за 1948—1961 годы ло издано 17 томов (30 выпусков) «Учёных записок», 11 сборников «Вопросы воспитания и обучения» и 3 — «В помощь учителю»[3].

Число дипломированных преподавателей росло. Если в 1950 году они составляли 30 %, в 1955 году — 40 %, то в 1958 году уже 50 %[3]. Ежегодно в вузе стали проводиться научно-теоретические конференции, работы учёных УГПИ регулярно публиковались как в местной, так и центральной печати. К научной работе активно привлекались и студенты, открывались научные студенческие кружки: исторический, диалектологический, ботанический, физический, математический, иностранных языков. Лучшие студенческие работы печатались в сборниках. С 1956 года их было напечатано более 100[3].

В институте ежегодно стали проводиться научные экспедиции: фольклорные, диалектологические, археологические, ботанические, зоологические, географические. Собранный материал студенты использовали в курсовых и научных работах. Так, студенты физико-математического факультета, начиная с 1958 года, регулярно вели наблюдения в обсерватории за искусственными спутниками Земли. Результаты наблюдений, передаваемые в Астрономический Совет АН СССР, получили высокую оценку[3].

Успехи института в подготовке учительских кадров получили высокую оценку. 13 сентября 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено имя выдающегося педагога-просветителя И. Н. Ульянова[3].

В 1956/57 учебном году институт приступил к подготовке учителей широкого профиля[3]. Срок обучения увеличился до пяти лет. Были введены дополнительные спецкурсы и спецпрактикумы, новыми станками и приборами были оснащены кабинеты и лаборатории. Для студентов-физиков была организована месячная производственная практика на автомобильном заводе и заводе «Контактор». Этот опыт был одобрен Министерством просвещения РСФСР и включён в учебные планы всех педвузов. Основной базой для практики студентов геофака стала организованная весной 1953 года на берегу реки Свияга агробиологическая станция, на которой были созданы условия для проведения полевой практики: тепличное хозяйство, типовой школьный участок, небольшой фруктовый сад, учебная пасека, кролиководческая и утиная фермы, построены общежития для студентов и преподавателей. Студенты первого курса в течение одного месяца проходили полевую практику по зоологии и ботанике. Основными базами для них были село Лава Сурского района и Куйбышевское море в районе села Архангельское Чердаклинского района. Студенты 3-го курса практические навыки по сельскому хозяйству закрепляли на агробиостанции. В эти же годы студенты педагогического института впервые стали проходить практику в пионерских лагерях[3].

Под руководством старшего преподавателя кафедры физики Р. М. Разник в 1957 году при Ульяновском пединституте были созданы планетарий и визуальная станция оптического наблюдения за искусственными спутниками Земли — одна из первых станций, организованных АН СССР на территории нашей страны. На естгеофаке было положено начало созданию музея зоологии. По инициативе В. В. Благовещенского кафедра ботаники приступила к формированию научного гербария[3].

В 1959/60 учебном году впервые полностью была осуществлена непрерывная воспитательная практика. Студенты 1—3 курсов всех факультетов в течение всего учебного года работали в школах в качестве пионервожатых, руководителей кружков, помощников учителей и начальных классов и классных руководителей[3].

В 1970 году страна отмечала 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. К этой дате в Ульяновске был построен ряд зданий, в том числе новый учебный корпус УГПИ, оснащённый современным научным и учебным оборудованием[3].

Главный корпус УлГПУ имени И. Н. Ульянова

В 1971/72 учебном году был создан народный университет педагогических знаний. Ежегодно на пяти его факультетах занималось более 200 учителей. Научно-исследовательская деятельность в эти годы характеризовалась более тесной связью с учебными заведениями, проверкой преподавательских методик непосредственно в школьной практике, расширением исследования в области краеведения и теоретических проблем науки. Большая часть разрабатываемых в вузе кандидатских диссертаций непосредственно была связана с деятельностью школ. Учебные пособия Е. И. Никитиной, А. Ф. Соловьёва, В. И. Пирогова стали незаменимыми помощниками для каждого учителя области. Были созданы проблемные лаборатории по изучению профессионального мастерства. В середине 70-х в институте появилась новая форма связи кафедр с сельскими школами — шефство над отдельными районами. Ежегодно бригады по 6-8 преподавателей разных кафедр выезжали в подшефные районы и оказывали практическую помощь учителям по всем основным предметам[3].

Широкий размах в это время получила научная работа студентов: работало около 80 научных студенческих кружков, которые объединяли более 1 000 студентов. Действенной формой активизации студенческой работы стали «Дни науки» и «Дни натуралиста». Успехи в научной работе студентов вуза стали возможны благодаря кропотливой работе с ними преподавателей: П. С. Бейсова, В. В. Благовещенского, А. А. Любищева, Е. К. Варфоломеевой, Р. Е. Левиной, С. С. Гайниева, Т. Д. Корнейчика, А. С. Горецкого, И. С. Фролова, А. В. Штрауса, Р. А. Таубина, А. Ф. Кулагина, Н. Г. Левинтова, Н. Б. Подвицкого, И. С. Ромашина и других. Многие их ученики после окончания института поступили в аспирантуру и защитили кандидатские диссертации[3].

В 1982 году за большую работу в деле подготовки и воспитания педагогических кадров Ульяновский педагогический институт имени И. Н. Ульянова был награждён орденом «Знак Почёта»[3].

В 1988 году был создан комплекс «Детский сад — школа — вуз», обеспечивающий системность и преемственность различных ступеней образования. В него вошли детский сад № 144 Ульяновска, педагогические классы в 16 сельских и 4 городских школах, физико-математически лицей Ульяновска, педагогический лицей Димитровграда, Карсунский сельский лицей. Также для оптимальной реализации системы непрерывного педагогического образования был включен областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования[3].

В июне 1994 года УГПИ получил статус университета[3].

В 2005 году гербарий университета, насчитывающий более 15 тысяч образцов, зарегистрирован в международной базе ведущих гербариев мира как уникальное научное наследие[6].

В 2012 году ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» вошел в число 50 вузов, получивших государственную поддержку на реализацию программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования[6].

В 2014 году открыт бассейн УлГПУ им. И. Н. Ульянова, построенный в рамках реализации проекта «500 бассейнов»[6].

На базе УлГПУ им. И. Н. Ульянова в 2015 году открыт научно-образовательный центр «У-Знайки», ставший первой ступенью системы непрерывного образования. Также созданы университетские классы, которые с 2021 года были переименованы в лицей ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова»[6].

В 2015 году открыт научно-исследовательский центр фундаментальных и прикладных проблем биоэкологии и биотехнологии. Подобный профильный центр впервые открылся в России на базе педагогического университета[6].

Очередным достижением университета явилось соглашение УлГПУ с ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в 2016 году об открытии в вузе кафедры ЮНЕСКО «Титульные языки в межкультурном образовательном пространстве», пройдя, таким образом, международную аккредитацию и подтвердив высокую планку языкового образования[7].

В 2017 году университету присвоен статус федеральной инновационной площадки по реализации проекта «Организация и развитие деятельности Центра сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса»[6].

На базе УлГПУ им. И. Н. Ульянова в 2021 году открыт Центр непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических работников Ульяновской области[6].

В 2021—2022 годах УлГПУ им. И. Н. Ульянова становится участником комплексной программы по модернизации и стратегическому развитию педагогических вузов «Учитель будущего поколения России»[6].

В 2021 году открыт Технопарк универсальных педагогических компетенций[6].

В 2022 году открыт педагогический технопарк «Кванториум»[6].

В рамках продолжения выстраивания системы непрерывного педагогического образования университет в 2023 году начал реализацию двух образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность и 44.02.01 Дошкольное образование[8].

Факультеты

На сегодняшний день в состав УлГПУ им. И. Н. Ульянова входят восемь факультетов[9].

Естественно-географический факультет

Отделение естествознания было открыто в 1932 году, а в 1934 было преобразовано в факультет естествознания[10].

В настоящее время на естественно-географическом факультете функционируют три кафедры:

На факультете реализуются следующие образовательные программы и направления подготовки.

Профили подготовки Направления подготовки Образовательная программа и форма обучения
Профили подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
  • Биология. Химия (очная форма обучения)
  • География. История (очная форма обучения)
  • География. Иностранный язык (очная форма обучения)
44.03.01 «Педагогическое образование»
  • Биология. Психология (очная форма обучения)
  • Биология (заочная форма обучения)
  • География (заочная форма обучения)
06.03.01 «Биология»
  • Биоэкология (очная форма обучения)
Профили подготовки магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование»
  • Биологическое образование (очная и очно-заочная формы обучения)
  • Экологическое образование и охрана окружающей среды (заочная форма обучения)
  • Географическое образование и туристско-рекреационная деятельность (очная форма обучения)
  • Управление и медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности (заочная форма обучения)
06.04.01 «Биология»
  • Биотехнология с основами нанотехнологий (очная форма обучения)
  • Биоинформатика и системная биология (очно-заочная форма обучения)

Историко-филологический факультет

В 1932 г. было открыто историко-экономическое отделение, на основе которого в 1938 г. был образован факультет русского языка и литературы. Кафедра истории СССР была образована в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 г. В результате слияния этих специальностей возник историко-филологический факультет. В 1991 г. произошло разделение на исторический и филологический факультеты. Спустя 24 года, в 2015 году, факультеты были снова объединены[14].

В настоящее время на историко-филологическом факультете функционируют три кафедры:

На факультете реализуются следующие образовательные программы и направления подготовки.

Профили подготовки Направления подготовки Образовательная программа и форма обучения
Профили подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки)
  • Русский язык. Литература (очная и заочная формы обучения)
  • Русский язык. Дополнительное образование (медиатворчество) (очная форма обучения)
  • История. Обществознание (очная форма обучения)
  • История (заочная форма обучения)
42.03.02 «Журналистика»
  • Журналистика (очная формы обучения).
51.03.03 «Социально-культурная деятельность»
  • Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ (очная формы обучения)
51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
  • Культурный туризм и экскурсионная деятельность (очная форма обучения)
Профили подготовки магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование»
  • Русский язык как иностранный (очная и заочная формы обучения)
  • Историческое образование (очная форма обучения)
  • Социально-политические процессы в современной России: методы исследования и методика преподавания (очно-заочная форма обучения)

Факультет иностранных языков

Факультет иностранных языков существует как самостоятельное учебное подразделение с 1949 года. До этого он был частью историко-филологического факультета. Здание, в котором сейчас находится факультет иностранных языков, было построено по проекту архитектора Августа Шодэ как пансион-приют для детей потомственных дворян и в то время вмещало в себя весь институт[18].

В настоящий момент в состав факультета входят три кафедры:

  • кафедра иностранных языков[19];
  • кафедра романо-германских языков[20];
  • кафедра английского языка[21].

На факультете реализуются следующие образовательные программы и направления подготовки.

Профили подготовки Направления подготовки Образовательная программа и форма обучения
Профили подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
  • Английский язык. Китайский язык (очная форма обучения)
  • Английский язык. Немецкий язык (очная форма обучения)
  • Английский язык. Французский язык (очная форма обучения)
  • Английский язык. Испанский язык (очная форма обучения)
  • Немецкий язык. Английский язык (очная форма обучения)
  • Французский язык. Английский язык (очная форма обучения)
  • Английский язык (заочная форма обучения)
Профили подготовки магистратуры 44.03.01 «Педагогическое образование»
  • Иностранный язык и межкультурная коммуникация (очная и очно-заочная формы обучения)
Профили подготовки специалитета 45.05.01 «Перевод и переводоведение»
  • Лингвистическое обеспечение межгосударственных отношений. Английский и китайский языки (очная форма обучения)

Факультет образовательных технологий и непрерывного образования

Факультет дополнительного образования был создан в 2015 году и стал завершающим компонентом университетского комплекса непрерывного образования[22]. Он образовался за счёт включения в структуру университета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, который ведёт свою историю с 1943 года. В 2018 году факультет был переименован в факультет образовательных технологий и непрерывного образования.

В структуру факультета входят два центра и две кафедры[22]:

  • центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • центр образовательных перспектив и инноваций;
  • кафедра образовательных технологий и коррекционной педагогики;
  • кафедра дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин.

Факультет осуществляет повышение квалификации по 116 программам повышения квалификации для педагогических работников (24 программы включены в федеральный реестр программ дополнительного профессионального образования) и по 34 программам профессиональной переподготовки.

Повышение квалификации и профессиональную переподготовку осуществляют высококвалифицированные кадры: штатные сотрудники (доктора и кандидаты наук) и приглашенные специалисты (эксперты в области общего образования и педагоги-практики). Обучение проводится как в очном, так и в дистанционном формате.

Факультет педагогики и психологии

История факультета начинается с 1960 года, когда отделение дошкольного воспитания было в структуре историко-филологического факультета. В 1962 году образован факультет дошкольного воспитания. Педагогический факультет образован лишь в 1984 году на базе двух отделений: дошкольного воспитания и начального обучения. В 1988 году каждое отделение становится отдельным структурным подразделением, образуя два факультета: педагогический и дошкольного воспитания. В связи с открытием новых специальностей «Сервис», «Управление персоналом» в 2007 году факультет дошкольного воспитания переименован в факультет педагогики, психологии и управления. Но уже в 2012 году факультета вновь коснулась реорганизация: кафедры дошкольной педагогики, педагогики и психологии младшего школьника, методик начального образования, а также общеуниверситетские кафедры психологии и педагогики вошли в состав факультета педагогики и психологии[23].

В настоящее время на факультете функционирует три кафедры:

  • кафедра дошкольного и начального общего образования[24];
  • кафедра психологии[25];
  • кафедра педагогики и социальной работы[26].

На факультете реализуются следующие образовательные программы

Профили подготовки Направления подготовки Образовательная программа и форма обучения
Профили подготовки бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование»
  • Начальное образование (заочная форма обучения)
44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
  • Дошкольное образование. Начальное образование (очная форма обучения)
  • Начальное образование. Информатика (очная форма обучения)
  • Начальное образование. Дополнительное образование (музыкальное искусство/изобразительное искусство) (очная форма обучения)
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
  • Практическая психология (очная и заочная формы обучения)
  • Социальная педагогика и психология (очная форма обучения)
  • Дошкольное образование (заочная форма обучения)
39.03.02 «Социальная работа»
  • Менеджмент в социальной сфере (очная и заочная формы обучения)
44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профили подготовки магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование»
  • Научно-методическое обеспечение начального образования (заочная форма обучения)
  • Управление образовательными системами (заочная форма обучения)
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
  • Научно-методическое сопровождение дошкольного образования (заочная форма обучения)
  • Практическая психология в социальной сфере и образовании (очная и заочная формы обучения)
  • Психолого-педагогическое сопровождение девиантного поведения (заочная форма обучения)
  • Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация (очная форма обучения)
44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
  • Психология и педагогика инклюзивного образования (заочная форма обучения)
39.04.02 «Социальная работа»
  • Проектирование в социальной сфере (заочная форма обучения)

Факультет права, экономики и управления

В 1999 году на базе исторического факультета была открыта кафедра гражданского права и процесса. В 2002 году кафедра вошла в состав созданного юридического факультета. Факультет экономики и управления образован в 2012 году путем выделения отдельных кафедр факультета педагогики, психологии и управления экономической и управленческой направленности. В 2015 году произошло слияние юридического и факультета экономики и управления[27].

В настоящее время функционирует две кафедры:

  • кафедра права[28];
  • кафедра теоретических основ экономики и правоведения[29].

На факультете реализуются следующие образовательные программы и направления подготовки.

Профили подготовки Направления подготовки Образовательная программа и форма обучения
Профили подготовки бакалавриата 40.03.01 «Юриспруденция»
38.03.03 «Управление персоналом»
  • Управление персоналом в бизнесе (очная и очно-заочная формы обучения)
43.03.01 «Сервис» (очная и заочная формы обучения)
  • Технологии и организация деятельности в индустрии гостеприимства (очная и заочная форма обучения)
Профили подготовки магистратуры 40.04.01 «Юриспруденция»
  • Уголовное право и уголовное судопроизводство (заочная форма)

Факультет физико-математического и технологического образования

Основан в 1932 году, является одним из старейших в университете. В 1991 году на базе физико-математического факультета создан индустриально-педагогический факультет, который в 1997 году переименован в факультет технологии и предпринимательства. В 2012 году, в связи с открытием новой специальности «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», факультет технологии и предпринимательства переименован в факультет технологии и дизайна. Но в качестве обособленной структурной единицы факультет просуществовал недолго, в 2015 году в результате слияния двух факультетов — физико-математического и факультета технологии и дизайна — сформировался факультет физико-математического и технологического образования[30].

В настоящее время на факультете функционируют пять кафедр:

  • кафедра технологий профессионального обучения[31];
  • кафедра информатики[32];
  • кафедра физики и технических дисциплин[33];
  • кафедра высшей математики[34];
  • кафедра методик математического и информационно-технологического образования[35].

На факультете реализуются следующие образовательные программы и направления подготовки.

Профили подготовки Направления подготовки Образовательная программа и форма обучения
Профили подготовки бакалавриата 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»
  • Декоративно-прикладное искусство и дизайн (очная и заочная формы обучения)
  • Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта (очная и заочная формы обучения)
  • Технология и организация ресторанного сервиса (очная и заочная формы обучения)
44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
  • Математика. Иностранный язык (очная форма обучения)
  • Математика. Информатика (очная форма обучения)
  • Математика. Экономика (очная форма обучения)
  • Физика. Математика (очная форма обучения)
  • Физика. Информатика (очная форма обучения)
  • Информатика. Иностранный язык (очная форма обучения)
  • Технология. Информатика (очная форма обучения)
  • Информатика. Технология (очная форма обучения)
44.03.01 «Педагогическое образование»
  • Математика (заочная форма обучения)
  • Информатика (заочная форма обучения)
  • Технология (заочная форма обучения)
Профили подготовки магистратуры 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»
  • Управление профессиональной образовательной организацией (заочная форма обучения)
44.04.01 «Педагогическое образование»
  • Методология математического образования (очная форма обучения)
  • Приоритетные направления науки в физическом образовании (очная форма обучения)
  • Инженерно-педагогическое образование (очная форма обучения)
  • Информационные технологии в образовании (заочная форма обучения)
  • Управление качеством образования (заочная форма обучения)
  • Компьютерное моделирование и дизайн информационной образовательной среды (заочная форма обучения)
  • Управление проектно-исследовательской деятельностью (заочная форма обучения)

Факультет физической культуры и спорта

Открылся в 1971 году, когда был построен новый учебный корпус вуза со спортивными и гимнастическими залами. В том же году на факультете была организована первая кафедра — спортивных дисциплин, — а в 1976 году основана кафедра теоретических основ физического воспитания[36].

В настоящее время на факультете функционируют две кафедры:

На факультете реализуются следующие образовательные программы и направления подготовки.

Профили подготовки Направления подготовки Образовательная программа и форма обучения
Профили подготовки бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование»
  • Физическая культура (очная и заочная формы обучения)
44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
  • Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности (очная форма обучения)
49.03.01 «Физическая культура»
  • Спортивная тренировка в избранном виде спорта (очная и заочная формы обучения)
Профили подготовки магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование»
  • Теоретико-методологические подходы к системе физического воспитания и спортивной подготовки (очная и заочная формы обучения)

Организация научно-исследовательской деятельности

На базе университета функционируют различные структурные подразделения, обеспечивающие эффективность научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов[39].

Научные центры и лаборатории

Научные школы

  • Нелинейные физические поля в гравитации и космологии.
  • Ребёнок и общество: социокультурное развитие детей.
  • Современные тенденции развития физкультурного образования и спортивной подготовки.
  • Акмеологическое моделирование профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса.
  • Психопедагогика.
  • Математическое моделирование дискретных стохастических систем.
  • Изучение опыта становления региональных государственных органов власти, правовых учреждений, образовательных систем, общественных организаций, конфессий в XIX—XX веков.
  • Исследование проблем цифровой педагогики.
  • Педагогика в условиях цифровизации современного общества.

Педагогический технопарк «Кванториум» имени народного учителя СССР П. П. Головина

С октября 2022 года успешно работает педагогический технопарк «Кванториум» имени народного учителя СССР П. П. Головина[40], создание которого осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Педагогический Кванториум представлен двумя направлениями: естественнонаучным и технологическим. Для реализации обучения по каждому профилю, он укомплектован учебно-лабораторным оборудованием:

Технопарк универсальных педагогических компетенций имени А. В. Штрауса

Технопарк универсальных педагогических компетенций[41] был создан в 2021 году в рамках реализации Комплексной программы «Учитель будущего поколения России» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Он расположен на четвёртом этаже главного корпуса университета и включает в себя четыре структурные единицы:

  • лабораторию соревновательной робототехники,
  • лабораторию экспериментальной физики,
  • универсальный педагогический IT-кластер,
  • кластер междисциплинарной практической подготовки.

В технопарке проводятся занятия по дисциплинам естественно-научного и технологического профиля, а также различные экскурсии и мероприятия для школьников.

Реализация концепции непрерывного образования

С 2015 года в ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» реализуется концепция непрерывного образования, предполагающая сопровождение развития личности на каждом этапе жизни. В связи с этим на базе университета открыты детский сад, лицей и колледж[4].

Детский сад «У-Знайки»

Научно-образовательный центр «У-Знайки» открылся на базе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» 1 сентября 2015 года. В 2021 году им была получена лицензия на дошкольное образование, после чего центр приобрел статус детского сада[42]. Детский сад при университете является современным инновационным центром дошкольного развития, в работе которого задействованы лучшие педагоги, лучшие научные работники университета и лучшие студенты, обучающиеся на профильном факультете, факультете педагогики и психологии. Материально-техническая база включает интерактивное оборудование, планшеты для занятий информатикой с детьми старшего дошкольного возраста, студию для записи мультфильмов.

Лицей ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова»

Университетские классы при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» были созданы в 2015 году для реализации программ профильного обучения на уровне среднего общего образования. С 2021 года они были переименованы в лицей ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова»[43]. Обучение в лицее осуществляется по трём профилям подготовки: технологическому, естественнонаучному, гуманитарному. Учебные занятия проходят в аудиториях, лабораториях, компьютерных классах, медиацентре главного учебного корпуса. Учащиеся имеют возможность пользоваться библиотекой университета, могут посещать спортивные секции, бассейн «Буревестник», участвовать в работе творческих объединений, малых детских академий. Лицеисты активно участвуют в спортивной жизни университета, сдают нормы на знак ГТО. Обучение проводится на бюджетной основе в соответствии с ФГОС среднего общего образования. По окончании обучения выпускники лицея получают аттестат о среднем общем образовании государственного образца.

Среднее профессиональное образование

Колледж ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» реализует программы среднего профессионального образования на базе среднего общего образования по трем направлениям подготовки[8]:

  • 40.02.02 Правоохранительная деятельность;
  • 40.02.04 Юриспруденция;
  • 44.02.01 Дошкольное образование.

Инфраструктура

Материально-техническая база и инфраструктура университета обеспечивают ведение образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов реализуемых образовательных программ. На сегодняшний день инфраструктуру университета составляют пять корпусов, включая помимо лекционных аудиторий и аудиторий для ведения лабораторных, семинарских и практических занятий:

  • 17 компьютерных классов;
  • медиацентр;
  • вычислительный кластер;
  • лаборатории разной направленности: 8 физических лабораторий; 9 биологических лабораторий; 6 химических лабораторий; 1 криминалистическая лаборатория и 1 лаборатория математического моделирования;
  • 29 научно-образовательных и научно-исследовательских центров и лабораторий;
  • библиотеку с читальным залом на 350 рабочих мест;
  • концертный зал им. В. А. Клауса на 600 посадочных мест;
  • технопарк универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России»;
  • педагогический технопарк «Кванториум» имени народного учителя СССР Петра Петровича Головина;
  • центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ульяновской области;
  • центр образования, науки и культуры «Форум»;
  • спортивно-оздоровительный лагерь «Юность»;
  • физкультурно-оздоровительный комплекс;
  • зал бокса и зал самбо, плоскостные спортивные сооружения (уличные тренажеры, футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки);
  • научно-образовательный комплекс с плавательным бассейном «Буревестник»;
  • детский сад «У-Знайки»;
  • общежитие университета, рассчитанное на 1200 мест;
  • две университетские столовые, буфеты и кафе на 730 посадочных мест.

Журналы

Университет является учредителем двух журналов — «Поволжский педагогический поиск» и «Наука Online». «Поволжский педагогический поиск» — научный журнал, основанный в 2012 году и выходящий в свет в печатном виде раз в три месяца[44]. Главный редактор — Александр Михайлович Лобин, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И. Н. Ульянова.

С 21 февраля 2023 года журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии по следующим отраслям наук и научным специальностям:

  • 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика
  • 5.9.1. Русская литература и литература народов Российской Федерации
  • 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
  • 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
  • 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

«Наука Online» — сетевое научное издание, основанное в 2017 году[45]. Периодичность выхода — четыре раза в год. Главный редактор — Константин Константинович Алтунин, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры физики и технических дисциплин УлГПУ им. И. Н. Ульянова. Научное издание рецензируется ROAD, Google Scholar, РИНЦ.

Диссертационный совет

С 2024 года на базе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» образован диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 33.2.023.01[46].

Состав совета:

Члены совета:

Известные люди

За годы своей работы вуз подготовил более 80 000 выпускников. Среди них — три Героя Советского Союза, четыре Народных учителя СССР и России, более четырёхсот Заслуженных учителей РФ и два победителя конкурса «Учитель года», один Заслуженный тренер СССР, двадцать девять Заслуженных тренеров России и тринадцать Заслуженных мастеров спорта.

Выпускники

Преподаватели

Примечания

  1. Сведения об общеобразовательной организации. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  2. Ректорат. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 История университета. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Вуз, помогающий людям. — Ульяновск, 2022. — 196 с.
  5. Послевоенные годы - годы роста и развития. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Основные вехи истории. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  7. В УлГПУ им. И. Н. Ульянова открыта кафедра ЮНЕСКО «Титульные языки в межкультурном образовательном пространстве». Дата обращения: 25 ноября 2024.
  8. 8,0 8,1 Колледж ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». Дата обращения: 25 ноября 2024.
  9. Факультеты. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  10. Естественно-географический факультет. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  11. Кафедра биологии человека и основ медицинских знаний. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  12. Кафедра биологии и химии. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  13. Кафедра географии и экологии. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  14. Историко-филологический факультет. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  15. Кафедра философии и культурологии. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  16. Кафедра русского языка, литературы и журналистики. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  17. Кафедра истории. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  18. Факультет иностранных языков. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  19. Кафедра иностранных языков. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  20. Кафедра романо-германских языков. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  21. Кафедра английского языка. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  22. 22,0 22,1 Факультет образовательных технологий и непрерывного образования. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  23. Факультет педагогики и психологии. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  24. Кафедра дошкольного и начального общего образования. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  25. Кафедра психологии. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  26. Кафедра педагогики и социальной работы. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  27. https://www.ulspu.ru/sveden/departments/detail.php?ID=674. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  28. Кафедра права. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  29. Кафедра теоретических основ экономики и правоведения. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  30. Факультет физико-математического и технологического образования. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  31. Кафедра технологий профессионального обучения. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  32. Кафедра информатики. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  33. Кафедра физики и технических дисциплин. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  34. Кафедра высшей математики. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  35. Кафедра методик математического и информационно-технологического образования. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  36. Факультет физической культуры и спорта. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  37. Кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  38. Кафедра спортивных дисциплин и физического воспитания. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  39. Научные подразделения. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  40. Педагогический технопарк «Кванториум». Дата обращения: 25 ноября 2024.
  41. Технопарк универсальных педагогических компетенций. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  42. Детский сад «У-Знайки». Дата обращения: 25 ноября 2024.
  43. Лицей ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». Дата обращения: 25 ноября 2024.
  44. Поволжский педагогический поиск — Сайт научного журнала «Поволжский педагогический поиск». Дата обращения: 25 ноября 2024.
  45. Наука online. Дата обращения: 25 ноября 2024.
  46. Диссертационный совет. Дата обращения: 25 ноября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!