Сентиментализм
Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment — чувство) — течений в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII столетия, сформировался как прямая реакция на доминировавший ранее просветительский рационализм и строгие, подчас безличные каноны классицизма.
Этимология
Само название направления происходит от французского слова «sentiment», что означает «чувство», и было популяризировано благодаря незавершённому роману английского писателя Лоренса Стерна под названием «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»[1].
Значение
В противовес холодному рассудку и культу разума, писатели-сентименталисты провозгласили высшей ценностью человеческие чувства, эмоциональную отзывчивость и внутренний мир частного человека[2]. Они восхищались первозданной красотой природы, видя в ней источник нравственного очищения, и впервые вывели на авансцену литературы в качестве полноценных героев простых, ничем не примечательных людей — крестьян, ремесленников, служанок, чьи душевные переживания оказались не менее сложными и глубокими, чем у аристократов или мифологических персонажей. Истоки этого направления неразрывно связаны с творчеством английских писателей первой половины XVIII века[3], таких как Сэмюэл Ричардсон, чьи эпистолярные романы раскрывали тончайшие нюансы чувств, Джеймс Томсон[4], воспевавший в своей поэзии сельские пейзажи, и Томас Грей, чья «Элегия, написанная на сельском кладбище» стала манифестом меланхолического созерцания. Сентиментализм кардинальным образом повлиял на развитие прозы, способствуя возникновению таких жанров, как семейно-бытовой роман и дневник путешествий[5].
В поэзии усилил внимание к элегии, идиллии и басне, которые наполнялись глубоко личными переживаниями автора. В Германии идеи сентиментализма нашли наиболее радикальное воплощение в деятельности литературного движения «Буря и натиск», представители которого, такие как Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер, сочетали культ чувства с бунтарским протестом против общественных условностей[6].
Литературный сентиментализм
Возникновение русского сентиментализма в 1780-х — 1790-х годах стало прямым следствием активного культурного обмена с Западной Европой в эпоху Просвещения. Идейной основой для этого литературного направления послужили переводы ключевых произведений европейских авторов, которые пользовались огромной популярностью среди читающей публики. Прежде всего, это были романы Сэмюэла Ричардсона «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» и также сентиментальный роман Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера»[5].
Не менее важную роль сыграли сочинения французских писателей: «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо и «Поль и Виржини» Жака-Анри Бернардена де Сен-Пьера. Эти книги принесли с собой культ чувства, интерес к внутреннему миру частного человека, внимание к психологическому анализу и особое восприятие природы как источника нравственной чистоты, что составило основу эстетики сентиментализма в Российской империи[5].
Расцвет и основные черты сентиментализма в России
Подлинным основоположником и центральной фигурой русского сентиментализма по праву считается Николай Михайлович Карамзин[7]. Его «Письма русского путешественника» ознаменовали собой начало новой эры в отечественной литературе, а повесть «Бедная Лиза»[2], опубликованная в 1792 году, стала настоящим манифестом направления и его самым знаменитым произведением. В этой повести Карамзин соединил традиционную для сентиментализма тему «маленького человека» и его трагической любви с национальным колоритом, перенеся действие в окрестности Москвы, в частности, к Симонову монастырю. Унаследовав от Гёте общую атмосферу чувствительности, меланхолии и тему самоубийства, Карамзин, однако, создал произведение, сильно отозвавшееся в сердцах русских читателей. Успех «Бедной Лизы» был большим и породил огромное число подражаний, среди которых можно выделить «Бедную Машу» Александра Ефимовича Измайлова и также многочисленные повести Гавриила Петровича Каменева, такие как «История бедной Марьи» и «Несчастная Маргарита». К группе карамзинистов принадлежал и поэт Иван Иванович Дмитриев, активно выступавший за реформу литературного языка и боровшийся с устаревшей высокой стилистикой классицизма[5].
Значительный вклад в развитие сентиментализма в России внёс Василий Андреевич Жуковский, чьё раннее творчество целиком лежало в русле этого направления. Публикация в 1802 году его перевода элегии «Сельское кладбище» английского поэта Томаса Грея стала знаковым событием. Как отмечал исследователь Ефим Григорьевич Эткинд, Жуковский перевёл не просто конкретное стихотворение но и сам жанр элегии, адаптировав его к языку и духу русского сентиментализма. В 1809 году Жуковский написал и сентиментальную повесть «Марьина роща», выдержанную в традициях Карамзина[5]. Однако к 1820-м годам русский сентиментализм как ведущее направление практически исчерпал себя. Он стал важным переходным этапом, который завершил собой эпоху Просвещения в России, демократизировал литературу, обогатил её психологизмом и лиризмом, и, подготовив почву, открыл дорогу для триумфа романтизма, определившего лицо новой литературной эпохи[6].
Влияние сентиментализма
Влияние сентиментализма далеко вышло за рамки литературы и распространилось на современные ему живопись[4] и гравюру, где также возрос интерес к частной жизни, эмоциональным состояниям и простоте сюжетов. При этом сентиментализм не был единственным направлением эпохи, он сложно взаимодействовал и сосуществовал с такими мощными художественными системами, как классицизм, ампир и ранний романтизм, заимствуя у них отдельные элементы и обогащая их своим вниманием к внутреннему миру человека. В архитектуре, где господствующие позиции прочно занял классицизм, а позже ампир, сентиментализм практически не нашел прямого отражения, поскольку был ориентирован на интимное, а не на монументальное и общественное. Непосредственным преемником и наследником сентиментализма стал романтизм, который заимствовал у него фундаментальный интерес к внутреннему миру обычной личности, к тончайшим оттенкам чувств, к их изменению и развитию, однако углубил эти тенденции, доведя их до крайнего индивидуализма и бунтующего противостояния личности с социумом[6].
Во многом сентиментализм стал охранительной реакцией художников и мыслителей на бурные политические события на рубеже XVIII–XIX веков, связанные с трагическими последствиями Великой французской революции 1789–1793 годов, её последующим террором и масштабными наполеоновскими войнами в Европе. В ответ на общественные катаклизмы и нестабильность акцент был сознательно смещен на личную или семейную жизнь отдельной личности, которая зачастую отказывалась от активного участия в общественных событиях, ища утешения и смысла в частной жизни, в сердечной привязанности, в созерцании природы и в культивировании собственной чувствительности как формы духовного сопротивления хаосу внешнего мира[6].
Литература
- Сентиментализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 960—964. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Веселовский Ю. А. Сентиментализм в западноевропейской и русской литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- «История русской литературы» Пыпина А, (т. IV, СПб., 1899).
- Веселовский А, «Западное влияние в новой русской литературе» (М., 1896).
- С. Т. Аксаков, «Разные сочинения» (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).
- Schmidt Е, «Richardson, Rousseau und Goethe» (Иена, 1875).
- Gasmeyer, «Richardson’s Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur» (Лпц., 1891).
- Stapfer P, «Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages» (П., 18 82).
- Texte J, «Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire» (П., 1895).
- L. Petit de Juleville, «Histoire de la langue et de la littérature française» (т. VI, вып. 48, 51, 54).
Примечания
- ↑ Кожевников М. В. «Сентиментализм» - происхождение и эволюция термина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2003). Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Балакшина М. Сентиментализм. Образовака. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ Что такое сентиментализм. Онлайн школа Skysmart. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Сентиментализм. Министерство культуры России. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Русский сентиментализм. СтудИзба. Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Сентиментализм. Большая российская энциклопедия (4 июля 2023). Дата обращения: 2 ноября 2025.
- ↑ Сентиментализм в русской литературе. Work5. Дата обращения: 2 ноября 2025.
Ссылки
- Кожевников М. В. «Сентиментализм» - происхождение и эволюция термина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2003). Дата обращения: 2 ноября 2025.