Ар-деко

Материал из «Знание.Вики»
Корона здания General Electric (также известного как Лексингтон-авеню, 570), Нью-Йорк, Cross & Cross (1933)

концепция - симметрия, геометрические узоры, полутона, пёстрые орнаменты, роскошь, шик

Франция

дата_основания 1910-е гг

дата_распада 1960-е гг

важнейшие постройки - Крайслер-билдинг, Американ Радиатор-билдинг, Статуя Христа-Искупителя, станция Маяковская

Ар-деко́, также известный как «деко», — художественное направление, расцветшее в западноевропейских странах и Соединённых Штатах Америки в первой половине 20 столетия. Своё наименование стиль получил благодаря Международной экспозиции современного декоративного и промышленного искусства, состоявшейся в Париже в 1925 году[1].

Зародившись во Франции 1910-х годов преимущественно в сферах зодчества, модной индустрии и изобразительного искусства, ар-деко обрёл всемирное признание в 1920-1930-е годы. Этот многогранный стиль сочетает в себе элементы неоклассицизма и модерна, вобрав также черты неоготики, кубизма, конструктивизма и футуризма.

Примечательно влияние на ар-деко экзотических мотивов, заимствованных из древнеегипетской, японской и мезоамериканской культур.

Характерными чертами ар-деко являются строгая упорядоченность, выразительные геометрические формы, этнические орнаменты, использование приглушённых тонов при отсутствии ярких красок в оформлении. При этом стилю свойственны пышные узоры, роскошь и шик, применение дорогостоящих современных материалов, таких как слоновая кость, кожа крокодила, алюминий, ценные породы древесины и серебро. В ряде стран, включая США, Нидерланды и Францию, ар-деко постепенно эволюционировал, приближаясь к принципам функционализма.

Американ Радиатор-билдинг в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа[англ.], 1924 год

Характерные черты

Экспозиция 1925 года в Париже, известная как «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», стала отправной точкой для термина «ар-деко»[1]. Эта выставка продемонстрировала миру изысканные французские изделия, подтвердив статус Парижа как международного центра стиля даже после Первой мировой войны.

Однако направление ар-деко зародилось ещё до этого события и являлось значимым течением в европейском искусстве 1920-х гг. В США стиль проник лишь к 1928 году, эволюционировав в 1930-х гг. в Streamline Moderne — американскую интерпретацию ар-деко, ставшую эмблемой десятилетия.

Париж сохранял лидерство в развитии ар-деко. В мебельном искусстве выделялись работы Жака-Эмиля Рульманна, возможно, последнего из классических парижских краснодеревщиков (ébéniste), а также Карло Бугатти и Мориса Дюфрена. Значимый вклад внесли Жан-Жак Рато, фирма «Süe et Mare», Эйлин Грей с её ширмами, Эдгар Брандт с изделиями из кованого металла, Жан Дюнан, работавший с металлом и эмалью, стеклодувы Рене Лалик и Морис Марино, ювелирный дом Cartier.

Декоративно-прикладное искусство ар-деко ярко воплотилось в скульптуре из бронзы и слоновой кости. Вдохновленные «Русскими сезонами» Дягилева, древнеегипетским и восточным искусством, а также техническим прогрессом, французские и немецкие мастера создали уникальный стиль малой пластики 1920-1930-х годов, возведший декоративную скульптуру в ранг высокого искусства. Ключевыми представителями этого направления считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп из Франции, Фердинанд Прайсс и Отто Поэрцель из Германии, австрийцы Бруно Зак и Дж. Лоренцль.

Хотя термин «ар-деко» появился в 1925 году, широкое распространение он получил лишь в 1960-х гг. Творцы этого стиля не образовывали единого сообщества и по-разному называли свои произведения. Движение считалось эклектичным, вобравшим влияния из различных источников, включая ранний «Венский сецессион», примитивное искусство Африки и доколумбовой Америки, древнегреческую архаику, «Русские сезоны» Дягилева, кубизм, футуризм, фовизм, неоклассицизм, джазовую эпоху и технологический прогресс.

Мастера ар-деко предпочитали такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустированное дерево, кожа акулы и зебры. Они широко использовали зигзагообразные и ступенчатые формы, динамичные кривые, мотивы шеврона и клавиатуры фортепиано. Некоторые из этих элементов стали вездесущими, например, узор клавиш, применявшийся в дизайне женской обуви, отопительных приборов, аудиторий Радио-сити и шпиля Крайслер-билдинг. Стиль ар-деко часто использовался в оформлении кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия».

Рождение и развитие стиля

Апогеем развития ар-деко стало возведение небоскрёбов в американских мегаполисах на стыке 1920-х и 1930-х годов. Однако эти сооружения отличались значительным стилистическим разнообразием. Истоки стиля также были неоднородны.

Радиоприёмник Philips 930A (1931)


Исследователи обнаруживают первые признаки ар-деко ещё в художественных и архитектурных произведениях 1900-1910-х годов. Элементы этого стиля прослеживаются в ряде памятников, предшествовавших парижской выставке 1925 года[2].

К таким объектам относятся творения Л. Салливена и Ф.Л. Райта, ступенчатые башни Э. Сааринена 1910-х годов, а также пионеры нью-йоркских небоскрёбов в стиле ар-деко — здание Барклай-Везье (арх. Р. Уолкер, с 1923 г.) и Радиатор-билдинг (арх. Р. Худ, 1924 г.). Заслуживают внимания и работы Й. Хоффмана (дворец Стокле, 1905 г.) и О. Перре (театр на Елисейских полях, 1913 г.). Черты раннего ар-деко можно заметить даже в деталях дореволюционных построек Москвы и Петербурга (например, дома Бассейного товарищества и торговой галереи «Новый пассаж»), в творениях мастеров венской школы (начиная с церкви Ам Штайнхоф О. Вагнера, 1903 г.) и в архитектурном облике Амстердама на рубеже 1910-1920-х годов (включая здание Шипвортхаус, 1913 г.).

Существенное влияние на формирование стиля оказали сенсационные археологические открытия в области древнеегипетского искусства (находки в Амарне, гробница Тутанхамона, 1922 г.) и артефакты цивилизаций доколумбовой Америки.

Стиль ар-деко постепенно утратил популярность с развитием массового производства, когда его стали воспринимать как вычурный, безвкусный и псевдороскошный.

Окончательно стиль угас в период лишений Второй мировой войны. Однако в колониальных странах, таких как Индия, ар-деко служил переходным этапом к модернизму и сохранял свои позиции до 1960-х годов.

Возрождение интереса к ар-деко произошло в 1980-х годах, первоначально в сфере графического дизайна. Ассоциации стиля с эстетикой фильмов нуар и ностальгией по 1930-м годам способствовали его возвращению в ювелирное искусство и индустрию моды.

Декоративно-прикладное искусство ар-деко

Стиль ар-деко обрёл широкое распространение, охватив множество сфер дизайна: от автомобилестроения и мебельного производства до создания посуды, фарфоровых изделий, текстиля, ювелирных украшений и часов. Его влияние распространилось даже на технические устройства, включая радиоприёмники, телефонные аппараты и музыкальные автоматы[3].

Плакат в стиле ар-деко

Характерные черты ар-деко в декоративно-прикладном искусстве и предметах роскоши:

  • Доминирование чётких геометрических форм и паттернов, включающих прямые линии, окружности, спиралевидные элементы и сложные переплетения.
  • Преобладание абстрактных орнаментов; флоральные и анималистические мотивы встречаются редко и, если используются, имеют геометризированный характер, что контрастирует с натуралистичностью ар-нуво.
  • В ювелирном деле возросла популярность белого золота и платины.
  • Широкое использование драгоценных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов и особенно бриллиантов), а также матовых, но ярких минералов, таких как бирюза, чёрный оникс и нефрит.
  • Активное применение ярких эмалей, часто в контрастном сочетании с чёрным цветом.
  • Изготовление предметов быта и техники из металла с хромированным эффектом или из латуни.
  • Интеграция этнических мотивов (египетских, индийских, японских, индейских), при этом античная тематика не характерна.
  • Внедрение в дизайн относительно нового материала — пластика.

Эти особенности демонстрируют многогранность и инновационность стиля ар-деко, отразившего эстетические предпочтения и технологические достижения своей эпохи.

Стримлайн модерн

Параллельно с ар-деко развивалось родственное ему направление Стримлайн модерн, чье название происходит от английского термина «streamline» (линия обтекания), заимствованного из аэродинамики[4]. Этот стиль отражал влияние промышленных технологий штамповки и аэродинамического дизайна. Характерными чертами «стримлайн модерн» стали формы, напоминающие очертания самолётов или револьверных пуль. Популярность дизайна первого массового автомобиля Chrysler Airflow способствовала распространению обтекаемых форм даже в дизайне бытовых предметов, зданий и бытовой техники.

В архитектуре этого стиля преобладали изогнутые или протяжённые горизонтальные линии, иногда дополненные морскими мотивами. Промышленный дизайн использовал эти принципы при создании железнодорожных локомотивов, автобусов, бытовых приборов и телефонов, подчёркивая их элегантность и современность.

Во Франции это направление получило название Paquebot (морской лайнер), вдохновлённое спуском на воду лайнера «Normandie» в 1935 году. Большой зал этого судна был оформлен в стиле ар-деко с использованием колонн из кристаллов Лалика. Архитектура Paquebot нашла воплощение на улицах Бельгии и Парижа, особенно на бульваре Виктор в XV округе французской столицы.

Пьер Пату, один из основоположников ар-деко, работал в стиле Paquebot. Он спроектировал павильон для Выставки декоративно-прикладного искусства 1925 года, ставший прототипом этого стиля. Пату также разработал дизайн трёх знаменитых океанских лайнеров: «Île-de-France» (1926 г.), «L'Atlantique» (1930 г.) и «Normandie» (1935 г.).

Примером архитектуры Paquebot служит здание Flagey, возведенное в 1938 году на площади Эжена Флажи в брюссельском районе Иксель. Проект Жозефа Дионгра победил в конкурсе на строительство Бельгийского Национального института Радиовещания (INR/NIR). В 2002 году после реновации в здании открылся культурный центр Le Flagey.

Ар-деко и архитектура СССР

Стиль ар-деко оставил значительный отпечаток на архитектурном облике 1930-х годов, став одним из компонентов сталинской архитектуры наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом. Особенно ярко влияние ар-деко проявилось в оформлении ряда станций Московского метрополитена[5]. Это касается как первой очереди строительства (Сокольническая линия), так и некоторых станций второй очереди (Замоскворецкая линия). Показательным примером может служить станция «Аэропорт».

Исследователи архитектуры выделяют особую советскую интерпретацию ар-деко, которая нашла отражение в творчестве ряда выдающихся архитекторов того периода. К числу мастеров, в чьих работах прослеживается влияние этого стиля, относят В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана и В.А. Щуко.

Их проекты демонстрируют уникальный синтез международных тенденций ар-деко с советскими архитектурными традициями, что привело к формированию самобытного направления в архитектуре СССР 1930-х годов.

Музеи в России

В конце 2014 года, а именно 19 декабря, в Москве состоялось знаменательное событие в мире искусства — открытие Музея ар-деко[6]. Это учреждение, посвящённое стилям ар-деко и модерн, расположилось на Лужнецкой набережной, на территории, где ранее функционировала фармацевтическая фабрика Фридриха Байера «Байер и Ко».

Основой музея стала уникальная частная коллекция, принадлежащая предпринимателю и меценату Мкртичу Окрояну. Эта коллекция, считающаяся крупнейшим в мире частным собранием предметов в стиле ар-деко, легла в основу экспозиции музея.

Посетители музея могут ознакомиться с широким спектром экспонатов, отражающих разнообразие и богатство стиля ар-деко. Среди наиболее примечательных объектов — изысканные скульптуры из слоновой кости и бронзы, элегантные предметы мебели и декоративные панно. Особую ценность представляют работы таких выдающихся мастеров, как Дмитрий Чипарус, Пьер Бобо и Бруно Зак, чьи произведения являются яркими образцами искусства ар-деко.

Примечания