Профориентация
Профориента́ция — это раздел науки о труде, занимающийся комплексной работой с различными возрастными категориями, которая направлена на их трудоустройство, и успешное развитие личности в выбранной профессии. Выбор профессии подразумевает под собой большое количество самоопределений на пути профессионального становления личности[1].
История возникновения профориентации
Профессор, лауреат Авербаховской премии АМН СССР Илья Шевелёв заметил[2]:
«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство».
Возникновение профориентации в мире
В конце XIX — начале XX веков на грани педагогики и психологии начало формироваться новое направление, стремящееся помочь людям в выборе профессии и профессионального образования — профориентация. Первые центры профориентации возникли в 1903 году в Страсбурге и в 1908 году в Бостоне. Их появление было обусловлено несколькими факторами, включая стремительное развитие промышленности, массовую миграцию населения из сельских районов в города, проблемы трудоустройства и отбора кадров со стороны работодателей, а также растущий запрос населения на свободный выбор профессионального пути.[3].
Возникновение профориентации в России
В России первые службы поиска работы появились в 1897 году, а после Первой мировой войны они получили государственный статус[3].
В 1920-е годы в стране были созданы крупные психологические и научно-исследовательские лаборатории по профориентации. Этот процесс включал участие различных органов, включая органы здравоохранения, образования и Народный Комиссариат труда[3].
В 1931 году прошел I Всесоюзный психотехнический съезд, а в конце 1930-х годов организации по профориентации были ликвидированы[4]. Позже профессиональная ориентация продолжила развиваться благодаря усилиям учёных и практических работников учебных заведений и предприятий.
В период перестройки особое внимание было уделено значимости человеческого фактора и соответствию интересов личности общественным потребностям. В 1980-е годы была организована государственная служба профориентации, которая создавалась при руководстве Государственного комитета СССР по труду и социальным делам. Центры профориентации молодёжи были вовлечены в пересмотр устаревших методов профориентации и разработку новой системы, направленной на раскрытие творческого потенциала молодёжи и учёта потребностей региональных рынков труда.
В 1990-е годы из-за экономического кризиса профориентация на протяжении 10 лет была временно забыта. Многие региональные центры профориентации были закрыты или изменены для других целей.
В 1996 году вышел закон РФ «Об образовании»[5], в котором в числе многих задач поставлена задача улучшения профессиональной ориентации школьников. В сентябре 1996 года было утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»[6]. В нём раскрыты структура профориентации и психологической поддержки населения, рассмотрены понятия профессиональной ориентации, её направления, задачи и методы её реализации.
С 2006 года профориентация начала восстановление и приобрела особое значение в обществе. Работодатели снова столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров, а разрыв между подготовкой специалистов и потребностями рынка труда усилился. Неустойчивость на рынке труда затруднила прогнозирование потребности предприятий в кадрах[3].
В настоящее время растет спрос на традиционные профессии, а также появляются новые специализации вследствие научного прогресса. Меняются условия обучения и появляются новые образовательные учреждения. Востребованность профессий является нестабильной, поскольку потребность государства в специалистах может измениться и популярность перейдет к другой сфере деятельности[7].
Общие цели профориентации
Профессиональная ориентация проводится для:
- независимого выбора профессии и самовыражения личности в условиях выбранного вида занятости;
- удовлетворения профессиональных стремлений человека с учётом его психофизиологических характеристик и возможностей;
- формирования пути в профессиональной области;
- повышения профессиональных навыков и раскрытия своего творческого потенциала[8].
Принципы профориентации
В основе профориентационной работы лежат такие принципы как:
- осознанный выбор профессии — отражается в соответствии выбранной специальности интересам, склонностям и способностям личности;
- гармония потребностей личности и общества — проявляется в соответствии выбранной специальности как личными предпочтениями, так и потребностями общества в специалистах определённой профессии;
- активность в выборе профессии — отражает характер деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Важную роль здесь играет самостоятельный практический опыт в процессе трудовой и профессиональной подготовки, рекомендации родителей и их профессиональный опыт, изучение литературы по интересующей теме, работа во время стажировок и многое другое;
- принцип воспитательного характера — заключается в необходимости проведения профориентационной деятельности в соответствии с задачами формирования всесторонне развитой личности, объединяя моральное, трудовое, экономическое, эстетическое, правовое и физическое воспитание;
- развития личности в ходе профориентационной работы[9].
Основные направления профориентационной работы
Профориентационная работа включает различные направления, такие как:
- профессиональное информирование — предоставление данных о текущем состоянии рынка труда и производства, потребностях в квалифицированных специалистах, спросе на различные профессии;
- профессиональное консультирование — помощь в выборе профессионального пути с учётом индивидуальных особенностей человека и потребностей общества;
- профессиональный подбор — предоставление рекомендаций по выбору профессии, основанных на результатах психологической, психофизиологической и медицинской оценки;
- профессиональный отбор — определение соответствия человека конкретным требованиям, предъявляемым к профессии, согласно установленным стандартам;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация — меры, направленные на развитие социальных и профессиональных навыков работника[1].
Профориентация как отрасль психологической науки о труде
Профориентация как отрасль науки о труде взаимодействует с психологическими науками.
- Общая психология является научной и теоретической базой для понимания специфических явлений, связанных с работником и его деятельностью. Взаимодействие общей психологии и профориентации приближает психологические науки к решению конкретных практических проблем.
- Психофизиология позволяет изучать индивидуальные качества, которые являются ключевыми регуляторами и механизмами активности человека в процессе профориентации.
- Детская, возрастная и педагогическая психология освещает вопросы о развитии личности как субъекта профориентации. Люди начинают изучать профориентацию и формировать представления о мире трудовой деятельности, о различных профессиях, а также о необходимых личных качествах, начиная с раннего возраста.
- Психология детей с ОВЗ освещает вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, включая адаптацию в сфере трудовой деятельности. При решении таких задач преодолеваются стереотипы о недоступности некоторых видов работы для людей с ограниченными возможностями, таких как слабовидящие или глухие. Уточняются представления о психологических требованиях, предъявляемых к профессиям.
- Патопсихология и медицинская (клиническая) психология позволяет дать психологическую оценку способностей людей с психическими и физическими нарушениями к трудовой деятельности.
- Прикладная психология исследует общие психологические проблемы характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей, таких как: инженерная психология, психология искусства, юридическая психология, психология спорта, социальная психология, организационная психология.
Таким образом, профориентация является областью психологической науки о труде, взаимодействующей с другими сферами психологии, исследующими индивидуальные особенности и жизненные ориентиры людей разного возраста[10][11].
Психологическая поддержка в профориентации
Психологическая поддержка, помогает индивидууму в процессе определения своей профессиональной позиции, развития своих способностей и ценностных ориентаций. Она направлена на восстановление эмоционального равновесия человека, столкнувшегося с трудностями в профессиональной и социальной сферах[8].
Направления психологической поддержки
- психологическая профилактика — помощь в развитии психических возможностей личности, малых групп и коллективов, предотвращение возможных конфликтов и проблем взаимодействия, включая предоставление рекомендаций по улучшению условий для самореализации с учётом меняющихся социально-экономических обстоятельств;
- психологическое консультирование — помощь в самопознании, развитии здоровой самооценки и успешной адаптации в обществе, формировании ценностей, преодолении трудностей и достижении эмоциональной устойчивости, что способствует продуктивному личностному развитию и саморазвитию;
- психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, нацеленное на коррекцию аномалий в психическом и личностном росте, взаимодействиях между людьми[8].
Классификация профориентационной работы по возрастам
Каждый возраст преследует свои цели профориентационной работы, в соответствии с особенностями организма и личностными качествами. Происходит подбор методов различным возрастным группам для эффективного результата.
Возраст | Цель профориентационной работы | С помощью каких методов реализуется |
---|---|---|
Дошкольный возраст | Дать ребёнку начальные, но разнообразные представления о профессиях;
Сформировать эмоционально-положительное отношение к труду; Предоставить возможность пробовать себя в доступных видах деятельности[12]. |
Проектная деятельность; |
Младший школьный возраст | Знакомство с профессиями и способностями необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
Формирование общего представления о роли труда; Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий; Освоение трудовых умений и навыков[13]. |
Игры;
Беседы, встречи с представителями разных профессий; Экскурсии на предприятия[13]. |
Средний школьный возраст | Формирование готовности к профессиональному самоопределению[14]. | Беседы с педагогами и психологами;
Проведение тестовых заданий, диагностических методик направленных на выявление профессионально-значимых качеств[14]. |
Старший школьный возраст и взрослые | Формирование активной и профессионально-направленной позиции;
Профессиональное самоопределение исходя из индивидуальных особенностей, направленности личности и запросов социума[15]. |
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения[15]. |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Корнеева Я. А. Психология профориентации и профессионального самоопределения: Учебное пособие. — Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2019. — С. 5. — 158 с. — ISBN 978-5-261-01402-7.
- ↑ Раздел 3. Цитаты и афоризмы о труде, профессии . Научная электронная библиотека. Дата обращения: 27 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования : журнал. — 2006. — С. 224—228.
- ↑ Стоюхина Н. Ю., Мазилов В. А. Забытый съезд: первый всероссийский съезд по психоневрологии // Ярославский педагогический вестник : журнал. — 2013. — Т. II, № 4. — С. 252.
- ↑ Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (13 января 1996).
- ↑ Постановление Минтруда РФ "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (27 сентября 1996).
- ↑ Карташова Е.И. Современная система профессиональной ориентации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования : журнал. — 2016. — № 2. — С. 138.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Министерство труда и социального развитя Российчкой Федерации. Постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (27 сентября 1996). Дата обращения: 10 мая 2024.
- ↑ Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие / под ред. Е. Л. Солдатовой. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. — С. 40—42. — 125 с.
- ↑ Климов Е.А. Введение в психологию труда. — Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" Издательский Дом (типография), 2004. — С. 141—144. — 359 с. — ISBN 5-85178-060-6.
- ↑ Ефимова Н. С. Основы общей психологии. — Москва: издательство "Форум", 2013. — С. 11. — 288 с. — ISBN 978-5-8199-0301-8.
- ↑ 12,0 12,1 Крунич Наталья Александровна. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» : журнал. — 2020. — № 10.
- ↑ 13,0 13,1 Колганова Т. А. Возрастные особенности и специфика организации профориентационной работы среди детей младшего школьного возраста // Профессиональная ориентация : журнал. — 2019. — С. 21—23.
- ↑ 14,0 14,1 Файзрахманова А. Л. Средний школьный возраст как период первичной социализации в процессе профессионального самоопределения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : журнал. — 2013. — С. 2—4.
- ↑ 15,0 15,1 Ханова Т. Г., Серебровская Н. В., Бедная П. А. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования : журнал. — 2022. — С. 317—318.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |