Онтогенез человека

Онтогене́з (от греч. ὄντος — «сущее» и γένεσις — «зарождение») — индивидуальное развитие организма, представляющее собой процесс реализации генетической информации, унаследованной от родителей в конкретных условиях окружающей среды. Он охватывает весь жизненный цикл организма, начиная с момента его зарождения, то есть оплодотворения, и заканчивая прекращением всех жизненных функций — смертью. Это определение было введено в научный оборот немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем в 1866 году[1].
Онтогенез человека — сложный и многогранный процесс, который включает множество этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Понимание закономерностей онтогенеза помогает лучше осознать, как формируется и развивается человеческий организм, а также какие факторы (генетические, экологические, социальные) влияют на этот процесс. Изучение онтогенеза важно для медицины, психологии, педагогики и других наук, связанных с человеком[1].
Онтогенез человека — процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. Он включает в себя последовательные этапы, каждый из которых характеризуется специфическими изменениями в структуре и функциях организма. Онтогенез делится на два основных периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения)[1].
Эмбриональный (внутриутробный) период
Эмбриональный (внутриутробный) период — это период от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Он делится на три основные стадии:
Зародышевый (первые 8 недель)
Стадии | Характеристика |
---|---|
Оплодотворение | Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, в результате чего образуется зигота — первая клетка нового организма. |
Дробление | Зигота начинает делиться, образуя бластулу — шарообразное скопление клеток. |
Имплантация | На 6-7 день после оплодотворения зародыш прикрепляется к стенке матки. |
Гаструляция | Формирование трех зародышевых листков (эктодерма, мезодерма, энтодерма), из которых впоследствии развиваются все органы и ткани. |
Гистогенез | Развитие тканей, совокупность закономерно протекающих процессов, обеспечивающих возникновение, существование и восстановление тканей с их специфическими в разных органах свойствами. |
Органогенез | На 4-8 неделе формируются основные органы и системы (нервная трубка, сердце, конечности). |
Эмбриональный (с 9-й недели до конца 2-го месяца)
В этот период зародыш называется эмбрионом. Происходит активное развитие органов и систем: формируются зачатки мозга, сердца, лёгких, печени и других органов. К концу 8-й недели эмбрион приобретает черты, характерные для человека[1].
Фетальный (с 9-й недели до рождения)
На этом этапе зародыш называется плодом. Происходит дальнейшее развитие и созревание органов и систем. Плод растёт, увеличивается в размерах, формируются черты лица, конечности, начинают функционировать почки, печень и другие органы. К концу беременности (38—40 недель) плод готов к рождению[2].
Постнатальный период
После рождения начинается постнатальный период, который включает несколько этапов. Постэмбриональный (постнатальный, послеродовой) — это период развития человека с момента его рождения и до смерти[1].
Этапы | Возраст | Характристика |
---|---|---|
Период новорожденности | 0-1 месяц | Ребенок адаптируется к жизни вне утробы матери. Происходит настройка дыхательной, пищеварительной и других систем. Новорождённый активно растёт и набирает вес. |
Младенчество | 1 месяц — 1 год | Интенсивный рост и развитие организма. Формируются двигательные навыки (удержание головы, сидение, ползание, первые шаги). Развивается речь и эмоциональная сфера. |
Раннее детство | 1-3 года | Ребенок активно познает окружающий мир. Развивается речь, мышление, социальные навыки. Происходит формирование личности. |
Дошкольный период | 3-7 лет | Развитие моторики, речи, памяти, воображения. Ребёнок готовится к школе, учится взаимодействовать с окружающими. |
Школьный период | 7-17 лет | Делится на младший школьный (7-12 лет) и подростковый (12-17 лет) периоды. Интенсивное физическое и умственное развитие. В подростковом возрасте происходят гормональные изменения, формируется половая зрелость. |
Юношеский период | 17-21 год | Завершение физического и психического созревания. Формирование личности, профессиональное самоопределение. |
Зрелый возраст | 22-60 лет | Период наибольшей социальной и физической активности. Расцвет профессиональной деятельности, создание семьи. После 40 лет начинаются процессы старения, хотя они ещё не выражены явно. |
Пожилой возраст | 60-75 лет | Замедление обмена веществ, снижение физической активности. Возможны возрастные заболевания (остеопороз, гипертония и др.). |
Старческий возраст | 75-90 лет | Выраженные процессы старения, снижение функций организма. Ухудшение памяти, зрения, слуха. |
Долгожительство | 90 лет и более | Редкий этап, характеризующийся глубокой старостью. Требуется постоянный уход и поддержка. |
Интересные факты
- Неправильное перемещение оплодотворенной яйцеклетки в полость матки может привести к прикреплению эмбриона в фаллопиевой трубе, что вызывает внематочную беременность. Нарушения в процессе взаимодействия эмбриона с маточной стенкой при имплантации могут спровоцировать самопроизвольный аборт ещё до подтверждения факта беременности.
- Когда бластоциста включает в себя два и более эмбриобласта, развивается эмбрион, который приводит к появлению однояйцевых близнецов (это происходит примерно в двух третях случаев рождения всех однояйцевых близнецов).
- Плацента — уникальный орган, образованный клетками двух разных организмов: матери и ребёнка. Пуповина является частью плода и служит для передачи крови между матерью и плодом. В ней находятся кровеносные сосуды, обеспечивающие циркуляцию крови в обе стороны: от плода к матери и обратно. Эти сосуды отделяются от материнских капилляров тонкой перегородкой, через которую обмениваются питательные вещества. К ребёнку от матери поступают такие элементы, как глюкоза, вода, аминокислоты, определённые белки, жиры, минеральные соли, витамины, антитела и кислород. Однако через эту же систему могут проникать вредные агенты, включая бактерии, вирусы, токсичные вещества, алкоголь, никотин и лекарства. Обратно от плода к матери передаются избыток жидкости, продукты белкового метаболизма, гормоны и углекислый газ[3].
Влияние внешней среды
Важно помнить, что развитие ребёнка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на стадии (процессы) индивидуального развития организма[1].
Факторы, необходимые для полноценного развития организма[4]:
- удовлетворяющая требованиям пища, снабжающая организм необходимыми ему веществами (белками, углеводами, жирами, витаминами, минеральными солями, водой);
- наиболее подходящая температура и влажность;
- экологическая безопасность[4].
Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на организм[4]:
- отсутствие или недостаток необходимого для сбалансированного роста и развития количества питательных веществ;
- климатические отклонения от норм (перепады температур воздуха в жаркое лето и холодные зимы и так далее);
- окружающая среда, загрязнённая промышленными и бытовыми отходами[4].
Гетерохронное развитие
В настоящее время стало нередко встречаться гетерохронное развитие у разных популяций людей всего мира, которое встречается в двух видах — акселерации и ретардации. В настоящее время выдвинуто достаточно много гипотез о появлении гетерохронного развития, но наиболее вероятной является гипотеза комплексного воздействия, в которую входят множество факторов: влияние солнечной и космической радиации, повышенная концентрация углекислого газа, содержание в пище искусственных стимуляторов роста, смешивание популяций, урбанистическое влияние. Это лишь немногие из известных науке факторов, которые могут привести к гетерохронному развитию разных популяций и внутри одной популяции людей[3].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Мальцев В. П., Григорьева Е. В. Возрастная анатомия и физиология. — М.: Юрайт, 2023. — 210 с. — ISBN 978-5-534-17278-2.
- ↑ Бруновт Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1973. — 383 с.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Исаев Д. Н. Основные положения психопатологии детского возраста . Центр когнитивного развития. Дата обращения: 3 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Влияние факторов внешней среды на онтогенез . Инфоурок (30.01.2023). Дата обращения: 2 февраля 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |