Матрёшка — это выточенная из дерева расписная разъёмная фигура в виде женщины, которая содержит внутри себя схожие фигуры меньшего размера. Число вложенных фигурок обычно более трёх. Чаще всего имеет яйцевидную форму с плоским донцем, и состоит из двух разъёмных частей, верхней и нижней. Первую матрёшку изготовил токарь Василий Звёздочкин[1].
Матрёшка самый известный в мире позитивный символ России, и считается самым востребованным русским сувениром. Современная матрёшка может быть как традиционная, так и авторская. В России несколько центров производства матрёшек, в которых сохранились традиционные техники изготовления. Также открыты музеи, посвящённые истории русской матрёшки: Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Нолинске, Туринске и других городах[2].
История
Технология изготовления расписной деревянной игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга была известна на Руси давно (в качестве примера можно привести пасхальные яйца, яблоки, шары, ведёрки, посуду)[3].
Токарь В.П. Звездочкин, 1930-е
Согласно воспоминаниям токаря Василия Петровича Звёздочкина, деревянная разъёмная кукла была изобретена им в 1900 году в мастерской при магазине «Детское воспитание» в Москве (Леонтьевский переулок, д. 5-7)[4]. В этот период в Российской Империи возникло художественное направление, известное как «русский стиль». Его последователи, в частности, занимались возрождением и развитием традиций народной крестьянской игрушки. В Москве, под руководством Марии Александровны Мамонтовой (жена Анатолия Ивановича Мамонтова), в этом направлении работала мастерская «Детское воспитание», где художники вначале создавали куклы, наряды которых повторяли праздничную женскую одежду жителей различных российских губерний и уездов. Именно здесь была создана матрёшка[1].
Первая матрёшка, изготовленная в начале 1900 года токарем Звёздочкиным, и расписанная неизвестным художником с Арбата восьмиместная кукла, представляла собой круглолицую крестьянскую женщину в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руке у которой был чёрный петух. Все вложенные в неё фигурки отличаются друг от друга. Первая матрёшка состояла из восьми фигурок, а всего персонажей в ней десять. Высота этой матрёшки, хранящейся в Музее игрушки в Сергиевом Посаде, составляет 12,5 см[5].
Весной 1900 года матрёшка была впервые представлена на международной выставке в Париже и получила бронзовую медаль[6]. В 1904 году крупный заказ на матрёшки поступил из Парижа, в дальнейшем начался их экспорт в другие страны. В 1905 году мастерская «Детское воспитание» закрылась, и весь её ассортимент перешёл к земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде. В результате, именно Сергиев Посад (где была развита резьба по дереву и трудилось много ремесленников, изготовителей игрушек) стал основным центром производства матрёшек.
В 1906 году матрёшка получила золотую медаль на Всемирной выставке в Милане[7]. В 1909 году к столетию Николая Васильевича Гоголя были выточены матрёшки, изображавшие героев «Ревизора» и «Тараса Бульбы». Позже были созданы куклы на сюжеты сказок Александра Сергеевича Пушкина, народных былин и сказаний.
Сначала у куклы не было имени. Затем её стали называть «Матрёна» или «Матрёшка». Это имя входило в число наиболее распространённых русских женских имён[8].
В XIX веке Матрёшка персонаж народного кукольного театра, жена Петрушки. В начале советского периода и до середины 1930-х годов матрёшка считалась вредной буржуазной белогвардейской игрушкой. С 1950-х годов во многих регионах были открыты мастерские по производству таких кукол, которые отличались сюжетами, техниками росписи. Каждый образ проходил строгий контроль, так как игрушка должна была воспитывать в детях эстетический вкус и прививать любовь к своей стране[9]. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки была изготовлена матрёшка, состоявшая из 42 куколок, по одной куколке на каждый год с установления советской власти.
Самая большая в мире матрёшка была изготовлена в 2022 году, к 100-летнему юбилею Семёновской матрёшки. Мастера фабрики выточили 80-кукольную матрёшку и две 70-кукольных, которые находятся в «Музее матрёшки и традиционной игрушки» при фабрике[10].
В современной России куклы-матрёшки не только исполняются в традиционной технике и изображают русских красавиц, но достаточно широко распространены авторские матрёшки с изображениями политических деятелей, известных личностей, сказочных и литературных героев, матрёшки в костюмах разных народов, развита портретная матрёшка. В XXI веке образ матрёшки имеет широкую популярность и активно используется как в цифровой среде, в рекламе, так и в архитектурных ансамблях[11].
Изготовление
Выточка матрёшки, Сергиев Посад
Изготовление матрёшки требует немалого мастерства. Деревянные фигурки чаще изготавливаются из высушенной липы, так как эта порода при дальнейшей обработке меньше трескается и более мягкая. Также используется древесина ольхи или берёзы. Процесс изготовления начинается с ошкуривания дерева, после которого происходит вытачивание деревянной формы.
Первой изготавливается самая маленькая неразборная фигурка, затем фигурка более крупного размера. В конце токарь выпиливает нижнюю часть матрёшки под которую подгоняет верхнюю. Обычно матрёшки состоят из 3, 5, 8, 10, 12 элементов, но некоторые мастера изготавливают 21, 24, 30, 42 куколки. После изготовления основы фигурки шлифуются, грунтуются, а после расписываются. Обычно роспись матрёшки начинается с лицевых линий, следом руки и фартук с украшениями.
В начала XX века, после того как производство матрёшки переместилось в Сергиевский посад (сейчас это город Сергиев Посад), для росписи матрёшек приглашали иконописцев Троице-Сергиевой Лавры. Вследствие чего матрёшки были серьёзными, не улыбались. Массово улыбаться матрёшки стали после 1950-х годов[12].
Особенности росписи
Существует несколько основных стилей росписи матрёшек:
Роспись матрёшек, Сергиев Посад
Загорский стиль. По сути это московская матрёшка, образцы которой были переданы в Сергиевский посад. Основной особенностью загорской матрёшки являлось создание контуров будущего рисунка раскалённой иглой, методом выжигания. Использование ярких и насыщенных цветов (3-4 цвета), иногда с применением позолоты. Основными элементами росписи являются завязанный на узел платок, из-под которого выступают две пряди; передник, на котором изображён тот или иной сюжет, подробная прорисовка лица в манере иконописи; оформление лица и рук в телесном цвете (город Сергиев Посад)[13].
Мериновская матрёшка. При росписи мастера используют от 2 до 4 цветов, отличительной особенностью является наличие крупных цветов на сарафане. В 1980-х годах производство было приостановлено (деревня Мериновская)[14].
Семёновский стиль. Считается продолжателем мериновской матрёшки, но со своими особенностями. Фигурки расписываются анилиновыми красителями, в основе три цвета: красный, синий, жёлтый. Изображение больших цветов на фартук является центральным элементом. Характерной особенностью семёновской матрёшки является наличие незакрашенных участков (город Семёнов)[15].
Полховская матрёшка. На фартуке обязательное изображение цветка шиповника, горошины, из под платка красавицы виднеются тёмные завитушки кудрявых волос. Благодаря тому, что мастера наносят краску в несколько слоёв, то полховская матрёшка отличается особой глубиной цвета (село Полховский Майдан)[16].
Вятская (Кировская) матрёшка. Матрёшка имеет грушевидную форму, расписывается анилиновыми красителями, изображает скромную и застенчивую русскую девушку. В качестве украшения изображают ржаную солому, но фигурки не перегружены декором. Мастера используют мягкую палитру цветов (два основных центра производства находятся: в Кирове, городе Нолинск)[17][18]
Крупные скульптуры матрёшек в Сокольниках, Москва, январь 2014 года
Почтовая марка 2022 год. Серия «Декоративно-прикладное искусство России». Матрёшка
Литература
Коротков О. В. Традиционность и современность художественного образа мериновской матрёшки // Экология культуры - экология нравственности. Русская усадьба: мир, миф и миг действительности: сборник докладов Международной научной конференции XLI Добролюбовские чтения и Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Русская усадьба: мир, миф и миг действительности». — Нижний Новгород, 2017. — С. 163—167.
Севрюкова Н. В. Духовно-нравственные истоки произведений народных промыслов. О чем рассказала матрёшка // Творческое чтение в современном художественном образовании: теория и практика : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. — Москва: ИХОиК РАО, 2018. — С. 132—136.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!