Этнопедагогика
«Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».
Этнопедагогика — направление в педагогической науке, предметом изучения которого являются народная педагогика и народная культура, традиционные практики воспитания и обучения, исторически сложившиеся у различных этносов.Сформировалось во 2-й половине ХХ века как междисциплинарное, на стыке этнологии и педагогической психологии[1].
Наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации[1].
Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути её использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций[2].
История возникновения
Кто в стране первым обратился к проблемам народной педагогики?
Кто создал одну за другой три монографии на эту тему?
Ведь книги профессора Г. Н. Волкова — это весомый вклад в педагогическую науку!А. Э. Измайлов, академик АПН СССР, академик АН Киргизской ССР
Понятие этнопедагогики разработал известный российский учёный и академик Геннадий Никандрович Волков и ввёл этот термин в 1962 году.
В 1967 году — защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации. С этого времени учёный популяризирует понятие этнопедагогики, у него появляются ученики активно поддерживающие новое научное направление в педагогике[1].
С 1992 года Волков становится консультантом по этнопедагогической теории и заведующим лабораторией этнопедагогических инноваций при Институте развития личности РАО, что способствует бо́льшему укреплению нового направления в педагогической науке.
К началу ХХI века термин широко распространён в научном мире[1].
Международная научно-практическая конференция «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» была проведена в Москве в 2003 году и показала интенсивное развитие этнопедагогических исследований в многонациональной психоисторической России, СНГ и ряде стран мира[2].
Основные концепции
Геннадием Никандровичем Волковым как основополагателем науки этнопедагогики была сформулирована её цель — учёт образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной культуры, этнического самосознания[3].
Универсальность и оригинальность этнопедагогики Г. Н. Волкова состоит в том, что она предполагает гибкую и последовательную структуру этнизации содержания, методов, форм процесса дошкольного и семейного воспитания, учебно-воспитательной работы всех типов образовательных учреждений[2].
Основные идеи его трудов основаны на общечеловеческих вечных ценностях, необходимых для воспитания современного школьника с учётом народных традиций, национальной культуры и реальных потребностей общества. Глубокая духовность педагогики любви, масштабность и глобальность этнопедагогических идей и общечеловеческих идеалов, проповедуемых Г. Н. Волковым, проявляются в гармонической включенности в общепланетарное этнопедагогическое пространство. А для Г. Н. Волкова этнопедагогическое пространство — это вся Вселенная, это голубое небо и путеводная звезда, родные просторы и аромат полевых цветов, могучий дуб и улыбающееся солнце[4].
Педагогика должна быть педагогикой любви и свободы. Цель школы – нести радость и счастье детям.Г. Н. Волков
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности[5].
Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.[3]
Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа.Г. Н. Волков
Предметом этнопедагогики является народная педагогика. Объектно-предметное поле этнопедагогики охватывает такие основные вопросы: педагогика семейного быта, поговорки, пословицы, загадки, народные песни, самодельные игрушки и творчество детей, детская и молодёжная среда, её педагогические функции, колыбельные песни, материнская школа и материнская педагогика, общность педагогических культур различных народов[5].
Этнопедагогика изучает:
1. основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2. ребёнка как объект и субъект воспитания /(родное дитя, сирота, приёмыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
3. функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
4. факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал, (личности-символы, события-символы, идеи символы);
5. методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение, наказание, побои);
6. средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т. д.);
7. организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодёжи, молодёжные праздники, общенародные праздники)[3].
Проблематика этнопедагогики приобретает актуальное значение непосредственно в сфере национальной политики государства, а также в сфере организации образования. Важной целью становится содействие личности в получении образования с учётом как этнических особенностей, так и перспектив её развития, гражданского и профессионального становления в полиэтническом сообществе. Государство заинтересовано, чтобы школа была инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения[1].
Принципы
Сходство и общность идей народных педагогик различных народов состоит, прежде всего, в общности ведущих принципов воспитания.
Целенаправленность в воспитании и обучении детей
Она выражается в существовании у каждого народа, нации, этноса идеала человека, главными чертами которого являются любовь к Родине, нравственное совершенство, высокая духовность, любовь к людям и к природе. Различия же состоят в образе жизни, мыслей, обычаях, традициях народа, определяемых географической средой его существования, историей социального, экономического развития[2].
Природоцелесообразность
Этот принцип предполагает рассмотрение человека как части природы, а также уважение, поклонение, любовь, бережное отношение к природе. Принцип родился, когда человек очеловечивал природу. Познание природы дало толчок к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию. Природа обогащает человеческий ум важными сведениями и интересными сведениями. Благодаря наблюдениям, человек научился ориентироваться по звёздам, по солнцу, деревьям и находить нужные направления в окружающем мире. Природа давала ему кров, одежду, пищу. Поэтому человек считал себя обязанным не только боготворить природу, но и уподобляться ей[5].
Общинный характер обучения и воспитания
Дети — это забота не только семьи, но и рода, общины, а часто и региона в целом. Например, в Дагестане годекан — традиционное место общественного воспитания. Общественность (джамаат), как правило, мужская часть населения, свободная от домашней и сельскохозяйственной работы, время от времени собирается здесь, и молодёжь из уст старших узнаёт новости, слушает мудрые советы, обсуждает очередные дела. Горский годекан пользуется большим авторитетом у населения и утвердился в качестве своеобразного педагогического института[3].
Уважение к старшим
Важнейшим принципом воспитания в народной педагогике является уважение к старшим, почитание их как носителей мудрости народа, носителей его традиций и идеалов: «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» (дагестанские пословицы); «Слово дедов — источник разума», «Поступай по совету старшего, если он старше тебя только на год» (осетинские пословицы)[3].
Дифференцированность воспитания мальчиков и девочек
Мальчик — это будущий воин, отец семейства, охотник, рыбак, строитель; девочка же — будущая мать, хранительница домашнего очага. У них в жизни разное предназначение — отсюда и воспитание, как по содержанию, так и по способам, должно быть различным. Но для тех и других одинаково работают два следующих принципа[5].
Раннее начало обучения и воспитания детей
Раннее начало обучения и воспитания детей, осуществляется прежде всего в семье. «Воспитай дитя, пока оно поперёк лавки лежит», — говорит русская пословица. Чем раньше начато серьёзное воспитание, тем оно эффективнее — это общепризнанное правило народной педагогики.
Например, десятилетний хант — почти взрослый мужчина. Десятилетняя девочка-манси в состоянии вести всё домашнее хозяйство, как и её мать. Эвенки трёхлетнему ребёнку дают нож, четырёхлетнему — лыжи, а пятилетнему — весло[3].
Воспитание и обучение осуществляется в деятельности
Воспитание и обучение должно осуществляться в деятельности. Этот принцип, пожалуй, самый старый, но и самый актуальный. Он зародился на заре человечества, когда опыт передавался младшим включением их в жизненно необходимую для рода деятельность: подготовку к охоте, приготовление пищи, изготовление одежды[5].
Практическое применение
Этнопедагогика находит своё применение в различных областях, связанных с образованием и культурой. В сфере предпрофессионального образования этнопедагогические методы и подходы позволяют формировать у студентов толерантное отношение к другим культурам, развивая их межкультурные коммуникационные навыки[1].
В сфере образования детей и молодежи этнопедагогика подразумевает создание и внедрение этнопедагогического контента в учебные программы. Важным элементом является разработка учебных материалов, отражающих историю и культуру разных этнокультурных групп.
Также этнопедагогика играет существенную роль в социально-педагогической работе с мигрантами и беженцами. Она помогает им интегрироваться в новую среду, осознать свою культурную историю и сохранить связь с их родной культурой[1].
Этнопедагогика способствует социокультурной адаптации и формированию межкультурной компетентности. Это важные факторы для создания гармоничного и толерантного сообщества[1].
Этнопедагогика — это уникальная научная дисциплина, изучающая взаимодействие между культурой и образованием. Развиваясь на протяжении десятилетий, она стала неотъемлемой частью образовательной системы. Методы и подходы этнопедагогики вносят важный вклад в формирование толерантного и гармоничного общества, где каждая культурная группа находит свое место и свою ценность[5].
Под руководством академика Волкова, этнопедагогика стала одной из актуальных сфер исследования и практического применения в современном мире.
Кризис общества создает некий ценностный вакуум, социальную апатию, нигилизм по отношению к традициям, культуре народа. В результате теряются веками сформированные идеалы, нравственно-этические понятия, духовные ценности, стереотипы поведения. Данные проблемы выдвигают требование поднять учебно-воспитательную работу с детьми и молодежью на более высокий уровень. В решении этой сложной задачи важная роль принадлежит этнопедагогике[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Кузьмин М. Н. Этнопедагогика // Большая российская энциклопедия - электронная версия : электронная версия. — 2004—2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Нездемковская Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики // «Психология и педагогика» : сборник. — 2009. — 11 мая. — С. 157—163.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / под ред. Р. К. Лопина. — М.,: «Академия», 1999. — С. 4—8. — 168 с. — ISBN 5-7695-0413-7.
- ↑ Т. Н. Петрова. [http://www.nbchr.ru/PDF/jd_volkov_1.pdf Этнопедагогика Г. Н. Волкова как сокровищница народной жизни] // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. –. — 2005. — № № 2 (45).. — С. 14—16..
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Фахрутдинова Г. Ж., Фахрутдинова А. В. Этнопедагогика. Учебное пособие / рецензенты: Закирова В. Г., Петрова Т. Н.. — Казань: «Отечество», 2019. — 100 с.
Ссылки
- Волков Г. Н. Этнопедагогика
- Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг