Хохлов, Павел Акинфиевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Павел Хохлов
Павел Акинфиевич Хохлов в роли Евгения Онегина.
Павел Акинфиевич Хохлов в роли Евгения Онегина.
Дата рождения 29 июня 1854(1854-06-29)
Место рождения Устье, Спасский уезд, Тамбовская губерния
Дата смерти 20 сентября 1919(1919-09-20) (65 лет)
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, РСФСР
Профессия оперный и камерный певец
Годы активности 1879—1900
Амплуа тенор
Театр Большой театр, Мариинский театр
Награды Заслуженный артист Императорских театров (1900), Орден Святого Владимира IV-й степени (1911), Орден Святой Анны II-й степени (1914)

Па́вел Аки́нфиевич Хохло́в (29 июня 1854, село Устье, Спасский уезд, Тамбовская губерния — 20 сентября 1919, Москва) — выдающийся русский артист оперы (баритон) и камерный певец, имя которого связано с историей Большого театра[1].

Первый исполнитель партии Евгения Онегина в одноимённой опере Петра Чайковского и князя Игоря в опере «Князь Игорь» Александра Бородина; непревзойдённый исполнитель партии Демона в опере «Демон» Антона Рубинштейна.

Яркий представитель русской вокальной школы, обладатель «бархатного» баритона и великолепной сценической внешности, Хохлов сочетал талант оперного певца с талантом драматическим. Его трактовка партий Демона и Онегина, отличавшаяся совершенством и глубиной, стала на оперной сцене классической. Одним из первых оперных певцов создал новый стиль исполнения, который проявился в отказе от внешних эффектов, в стремлении выявить замысел композитора и создать художественно-реалистический образ[2].

Искусство певца высоко ценили Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Пётр Чайковский, Антон Рубинштейн, Анджело Мазини. Драматург Александр Островский называл его «красой и гордостью русской оперы». Xохлов оказал сильное влияние на многих русских оперных певцов, в том числе на Фёдора Шаляпина, который называл его своим учителем.

Заслуженный артист Императорских театров (1900)[3]. Общественный земский деятель.

Родословная

Павел Хохлов родился в имении родителей Устье (ныне село Спасского района Пензенской области) в старинной дворянской семье. О родословной ветви Хохловых известно, что прадед певца, Никита Афанасьевич Хохлов, секунд-майор, во 2-й половине XVIII века, выйдя в отставку, женился на Аксинье Григорьевне Моисеевой, дочери устьинского помещика. Дед Иван Никитич Хохлов (17851848), капитан в отставке, земский исправник в 18131815 годах, четыре срока избирался депутатом Спасского дворянского собрания. Он был женат на Анне Акинфиевне Жуковой, дочери спасского помещика. У них было шесть детей[4][5].

Отец певца Акинфий Иванович Хохлов (18171884), поручик в отставке (1838). В 1840-е1850-е годы избирался предводителем дворянства Спасского уезда, земский деятель. Был женат на Александре Михайловне Лачиновой, дочери помещика соседнего села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии[4][6].

По воспоминаниям двоюродного брата певца, мемуариста, Bладимира Семёновича Ходнева, семья Хохловых отличалась приверженностью к музыке. Прадед по матери, Акинфий Жуков, содержал музыкантов, и неслучайно его портрет находился потом в до­ме Павла Акинфиевича. Бабушка Павла, Анна Акинфиевна, имела хороший голос и любила петь[7].

Творческая биография

Детство и юность

Мальчик со дня своего рождения рос в атмосфере любви, отличался необыкновенно кротким, весёлым и добрым характером. С детства играл на фортепиано, скрипке, в совершенстве владел игрой на гитаре.

После домашнего образования Павла отправили в Москву, где он окончил с отличием 4-ю гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет, который окон­чил в 1878 году[8].

Пению начал учиться ещё будучи студентом, брал уроки в 18731875 годах у Юрия Карловича Арнольда в «Общедоступных классах», но преподаватель неверно определил голос певца как бас — Хохлов, действительно, обладал таким диапазоном, что мог исполнять как баритональные, так и басовые партии. В 1875 году впервые выступил в большом студенческом концерте. Он много участвовал в благотворительных концертах, и мос­ковская публика оценила молодого пев­ца: его сильный, красивый и обаятельный по тембру баритон поражал широтой диапазона, естественностью и свободой исполнения. В Москве его прозвали «поющим студентом Московского университета»[5].

Помимо голоса Павел Хохлов был наделён прекрасной сценической внешностью: высокий рост, статность, красивое лицо с чертами муже­ственными и вместе с тем тонкими, вьющиеся волосы, большие живые глаза, открытый выразительный взор[9].

Успехи в Большом театре

Его дебют в Большом театре состоялся 10 февраля 1879 года в опере Шарля Гуно «Фауст» в партии Валентина. Исполнителю было 25 лет.

«Демон»

Хохлов Павел Акинфиевич в роли Демона.

22 октября 1879 года Хохлов пел заглавную партию в опере Антона Григорьевича Рубинштейна «Демон». В сценической судьбе оперы «Демон», по­ставленной в Большом театре под управле­нием дирижёра Энрико Бевиньяни, Хохлов сыграл решающую роль. Выдающийся певец и актёр, он глубоко понял и выразил тос­ку, нежность и скорбь Демона. Созданный им образ был полон высокого, духовного лиризма. Внешний облик Хохлова-Де­мона был поэтичен, певец работал над гримом и костюмом, используя рисунки художника Михая Зичи, и от­казался от бутафорских крыльев. Писатель, литературовед и театровед Сергей Дурылин так описывал его исполнение[9]:

«Прекрасные гибкие руки Демона-Хохлова были обнажены. Широкие, длинные разрезные ру­кава были подобием крыльев, движения рук его Демона были свободны, исполнены горестной безнадёжности и прекрасны в своём гордом благородстве и мужестве. Печаль Демона, «духа изгнанья» — вот существо образа Хохлова».

— Сергей Дурылин

В партии Демона Хохлов выступал в Москве и Петербурге всего 132 раза. Успех в этой роли был настолько велик, что Павла Хохлова в течение одного из выступлений вызывали более 40 раз.

1880 год в жизни Павла Хохлова стал особым. Он уехал в Ита­лию совершенствовать своё вокаль­ное мастерство. Миланские педагоги были совершенно очарованы моло­дым русским певцом, убеждали его остаться в Италии, тенор Анджело Мазини звал его в Амери­ку, обещая миллионы.

Афиша премьеры оперы «Евгений Онегин» в Большом театре с участием Павла Хохлова. 1881 год

«Евгений Онегин»

Павел Хохлов в роли Евгения Онегина в одноимённой опере П. И. Чайковского

В России 1881 год принёс Хохлову новый успех. В январе Большой театр поставил оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Композитор настоял на том, чтобы первым исполнителем заглавной роли был Павел Хохлов. Чайковский не представлял Онегина иначе, как в образе Хохлова. И он не ошибся. Успех был оглушительным. Хохлов играл практиче­ски без грима. После звучания некоторых арий зрители вызывали певца не менее 10 раз. Его исполнение вошло в золотой репертуар лучших певцов мира. Партия Онегина была в числе его любимых ролей, и Хохлов солировал в ней более 130 раз[10][11].

Триумфальные выступления

В Большом театре Хохлов прослужил с небольшими перерывами около двадцати лет, выступал в 1879, 1881 и в 18821886, 18891900 годах. Артист пел не только в Большом, но и в Мариинском театре в Петербурге — в 1881, 1887 и 1888 годах.

В 1889 году гастролировал в Пражском Национальном театре, где исполнял партию Евгения Онегина. За границей солиста также сопровождал неизменный успех.

Бесчисленное число раз Хохлов выступал в симфонических концертах в Москве и Петербурге под управлением Милия Балакирева, Николая Рубинштейна, Макса Эрдмансдёрфера и других. Концертировал во многих городах России, изъездив провинцию во всех направлениях. Ему рукоплескали: Рязань, Ярославль, Тамбов, Тула, Орёл, Смоленск, Тверь, Нижний Новгород, Воронеж, Харьков. В его камерном репертуаре преобладали романсы Михаила Глинки, Петра Ильича Чайковского, Франца Шуберта («Лесной царь», «Что за восторг»), арии из опер и русские народные песни. Павла Акинфиевича особенно восхищали народные песни «Дуняша» и «Было у чечётки семь дочерей». В дореволюционный период в исполнении певца была выпущена пластинка с записями народных песен. Исполнение Хохловым как классических, так и народных произведений, отличалось изяществом, артистизмом и вместе с тем задушевностью[12].

Фёдор Шаляпин неоднократно называл Хохлова своим учителем — учился у него естественности пения. После перехода Шаляпина в Большой театр они вместе пели в опере «Фауст»: партию Валентина исполнял Хохлов, а Мефистофеля — Шаляпин.

Хохлов прослужил на московской казенной сцене до 1900 года, пользуясь неизменными и горячими симпатиями публики не только как артист, но и как человек, отзывчивый на лучшие благотворительные начинания[12].

Завершение певческой карьеры

После нескольких перенесённых болезней дыхательных путей голос певца стал слабеть, и Павел Акинфиевич пришёл к трудному решению — закончить свою певческую деятельность. Прощальный бенефис 46-летнего Хохлова состоялся 18 февраля 1900 года. Давали оперу «Евгений Онегин». Москвичи выразили свою глубочайшую любовь к артисту. Овации гремели в течение всего спектакля. Адресов, венков и подношений было так много, что их увозили на пяти извозчиках.

Театр удостоил Павла Акинфиевича звания «Заслуженный артист императорских театров», которое давало ему право выступать в театре по собственному желанию в любой опере. Хохлов воспользовался этим правом только однажды. В 1902 году он пел в последний раз партию Онегина. Роль Ленского исполнял Леонид Собинов, Гремина — Фёдор Шаляпин, Татьяны — Надежда Салина. Лучшего состава артистов не было в этой опере за всё время её существования[10][13].

Основные партии

Павел Хохлов в роли Князя Игоря в одноимённой опере Александра Бородина

Всего за свою певческую карьеру Павел Хохлов исполнил 30 партий в различных операх русских и зарубежных композиторов. Он был первым исполнителем многих партий. В партии Ренато из оперы Верди «Бал-маскарад», по мнению дирижёра Ипполита Альтани, певец превзошел итальянцев. Самыми успешными и лю­бимыми были партии Демона и Онегина[13].

  • Онегин («Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского; первое исполнение в Большом театре).
  • Демон («Демон» Антона Григорьевича Рубинштейна).
  • Валентин («Фауст» Шарля Гуно).
  • Ренато («Бал-маскарад» Джузеппе Верди; первое исполнение на русской сцене).
  • Елецкий («Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского; первое исполнение в Большом театре).
  • Светлейший («Черевички» Петра Ильича Чайковского; первое исполнение партии).
  • Кочубей («Мазепа» Петра Ильича Чайковского).
  • Троекуров («Дубровский» Эдуарда Франциевича Направника).

Общественная деятельность

Оставив в возрасте 46 лет оперную сцену, Хохлов уехал на родину. Он жил с большой семьёй в своём имении в селе Устье. В его семье было восемь детей. В доставшемся ему по наследству от матери имении, в селе Абашево Пензенской губернии, он открыл в 1903 году кирпичный завод. Теперь его занимали заботы об усадьбах, об урожае и других хозяйственных делах.

Много внимания Хохлов уделял общественной работе. Ещё с 1883 года он постоянно избирался уездным земским собранием почётным мировым судьёй. В 19011904 годах его избрали гласным (депутатом) уездного и губернского земских собраний, членом дорожной комиссии, членом комитета по народной трезвости, с 1904 года он вместе с женой состоял членом общества Спасской городской публичной библиотеки и помогал ей материально[14].

Павел Акинфиевич, как и его отец, который 18 лет избирался уездным предводителем дворянства, тоже на этой ответственной общественной должности прослужил с 1904 по 1917 год. Одновременно Хохлов выполнял обязанности председателя уездного земского собрания, был гласным губернского земского собрания в Тамбове.

По инициативе Павла Акинфиевича в уезде строились школы, сооружались дороги, открывались больницы и фельдшерские пункты, ремесленные мастерские для обучения крестьянских детей столярному, слесарному и кузнечному ремеслам[1].

Общественных дел по Спасскому уезду хватало. Надо было собирать земские подати, распределять их на хозяйственные и социальные нужды тогда большого по площади уезда, поднимать народное просвещение, медицину, агрономию, следить за дорогами. С 1914 года Павел Акинфиевич выполнял ещё и обязанности председателя земской управы.

С 1912 по 1917 год занимался законотворчеством в Государственной Думе 4-го созыва, куда был избран депутатом от партии октябристов. В формулярном списке Павла Акинфеевича Хохлова от 1916 года, хранящемся в Государственном архиве Тамбовской области, прослеживается его служебная чиновническая биография[14].

Последние годы жизни

После Февральской революции 1917 года Хохлову пришлось пережить много горьких дней, когда в начале века пришлось бороться с поджогами помещичьих усадеб[15]. В апреле 1917 года он был смещён с поста главы уездного земства и оставлен почётным председателем земской управы без содержания[16]. В неспокойном 1917 году Хохлов с семьёй уехал в Москву. В Москве знаменитого певца ещё помнили, новая власть предлагала службу, связанную с искусством, но Хохлов предпочёл работать контролером Рабоче-крестьянской инспекции. Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский помог получить персональную пенсию.

Современник-мемуарист Николай Розанов вспоминал[17]:

«После революции я видел Хохлова раза два-три и сначала совсем не узнал его — до того он изменился лицом и всем внешним видом. Прежде я знал его высоким, стройным, красивым, чисто выбритым, в хорошем изящном фраке, а тут я увидел человека уже утомлённого, с довольно большой светло-рыжей бородой, одетого в какую-то серую короткую поддёвку и в высоких сапогах. Служил в это время Павел Акинфиевич в Комиссариате государственного контроля, получал незначительное жалованье».

— Николай Розанов

Умер Хохлов в 1919 году. Знаменитый артист похоронен на Новодевичьем кладбище.

Семья

Жена — Ольга Никола­евна, урождённая Коротнева, на которой Хохлов женился, бу­дучи студентом.

Дети Павла Акинфеевича Хохлова:

Мария (1878 —?). Была замужем за земским начальником Спасского уезда К. В. Никифоровым. Жили в Зубовой Поляне (ныне село в Республике Мордовия), где сохранился их дом. После 1917 года выбыли из уезда.

Михаил (1879 —?) — сведений нет.

Николай (1880 —) — сведений нет.

Георгий (18821942). В семье его звали Горюн. В 1900-е годы был земским начальником в Спасском уезде. Жил в деревне Бобровка. После революции до 1929 года служил протодиаконом в московском храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1927 году в его семье случилась трагедия. На даче в Расторгуеве сын его брата Алексея Кирилл случайно из ржавого пистолета убил единственного 13-летнего сына Георгия Павловича Диму. Во время войны Георгий Павлович Хохлов жил в Можайске. Он открыл там храм и стал в нём служить. В 1942 году был арестован. Работники СМЕРШа гнали его босого по снегу в лес и там расстреляли[18].

Алексей (1883 —?). Учился пению в Москве. Принимал участие в культурной жизни Спасска в 1900-е годы, в частности, судя по афише, в концертах в декабре 1917 года и январе 1918 года. С 17 июля 1917 года по январь 1918 года исполнял обязанности уездного комиссара Временного правительства. Свои воспоминания о семье Хохловых передал в московский Театральный музей имени А. А. Бахрушина[14].

Акинфий (1884—?) — сведений нет.

Сергей (1885 —?). Играл второстепенные роли в Малом театре. В 1900-х годах управлял абашевским имением. После переезда в Москву снова служил в Малом театре, позже играл в провинциальных театрах.

Александр (1898 —?) — сведений нет[14].

Могила Павла Хохлова на Новодевичьем кладбище (Москва)

Память

  • В 1947 году по инициативе артистов Малого театра на могиле П. А. Хохлова на Новодевичьем кладбище был поставлен памятник.
  • В 2013 году в городе Спасске Пензенской области, на здании бывшего земского собрания, председателем которого служил Хохлов, открыта мемориальная доска в память выдающегося земляка — певца и общественного деятеля.
  • Имя Павла Хохлова можно встретить на страницах воспоминаний ряда актёров и любителей оперы.

Воспоминания современников

Искусство певца высоко ценили композиторы Михаил Глинка и Модест Мусоргский, Пётр Чайковский и Антон Рубинштейн, итальянский певец Анджело Мазини, актрисы Мария Ермолова и Александра Яблочкина. Драматург Александр Островский, восхищался им в роли Мизгиря в опере, поставленной по его пьесе «Снегурочка», и называл Павла Акинфиевича «красой и гордостью русской оперы».

Особенно добрые отношения связывали Хохлова с артистами Малого театра. Дарование певца развивалось под заметным влиянием мастеров Малого театра — Марии Николаевны Ермоловой, Ивана Васильевича Самарина и других актёров. Своим учителем сценического мастерства Хохлов считал Александра Павловича Ленского, их связывала тесная дружба. Именно под его руководством Хохлов подготовил партии Демона в опере «Демон» Антона Рубинштейна, Троекурова в опере «Дубровский» Эдуарда Направника и Онегина в опере «Евгений Онегин» Петра Чайковского[19].

Мария Ермолова отмечала великодушие и сердечность Павла Акинфиевича, считала, что он «всего себя отдавал на служение искусству»[20]. Александра Яблочкина в своей книге воспоминаний писала: «Зрители любили Хохлова, начальству театра он был „неугоден“, имел независимый характер». Когда Мусоргский показал ему оперу «Борис Годунов» и предложил роль Бориса, певец сначала загорелся, потом сказал: «Отдайте другому певцу, я же буду петь во вторую очередь, а то оперу не поставят». Актриса запомнила «красивый, мягкий, бархатный голос неповторимого тембра и с чудесной дикцией», обаяние человека высокой культуры и благородной души, который бескорыстно помогал студентам, бесплатно концертировал для студенческих «землячеств»[21].

Открытка, выпущенная в 1990 году к 150-летию П. И. Чайковского с изображением Павла Хохлова — первого исполнителя партии Евгения Онегина.

Директор императорских театров того времени Владимир Теляковский в «Воспоминаниях» писал о Хохлове[22]:

«Это был замечательно симпатичный, добрый и скромный артист — образованный, изящный, обладавший необыкновенным, на редкость красивым голосом. Он отлично держался на сцене. Был высокого роста и очень элегантен. Громадный когда-то успех совершенно его не избаловал, он всегда был скромен и прост, приветлив и доброжелателен».

— Владимир Теляковский.

Писатель, краевед, знаток оперного искусства, Николай Розанов в своей книге «Воспоминания старого москвича» рассказывает[17]:

«Ещё ранее Шаляпина и Собинова я имел удовольствие слушать в Большом театре великолепного баритона П. А. Хохлова, которого можно по справедливости также признать „столпом“ Большого театра. Равного ему по красоте, мощности и какой-то особой теплоте звука баритона мне слышать уже после не приходилось. Хохлов был и остаётся единственным Демоном и Онегиным опер, в которых он более всего был очарователен».

— Николай Розанов

Артистка Евдокия Турчанинова свидетельствовала: «Он сочетал талант оперного певца с талантом драматического, чего до него в опере не было в такой степени»[23]. Евгения Збруева, солистка Большого театра, писала: «Чудный товарищ, отзывчивый и деликатный до щепетильности, он не кичился своими лаврами, не возносился, не ломался и пел без конца, не заставляя себя просить. А как пел! Теперь так не поют»[24].

Музейные материалы

Материа­лы о творчестве Хохлова находятся в нескольких отраслевых музеях и архивах. Альбом материалов о творчестве певца есть в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину. В Спасском краеведческом музее Хохлову посвящён фрагмент экспозиции. Там находятся Формулярные списки П. А. Хохлова от 1902, 1911, 1916 годов. В московском Политехническом музее в 1966 году найдены и хранятся грамзаписи романсов в исполнении певца[3].

В Пензенской областной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова в 2024 году экспонировалась выставка «Гордость русской сцены», посвящённая 170-летию со дня рождения Павла Хохлова[25].

Награды

За свои труды на поприще театральной деятельности Хохлов в декабре 1911 года был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. В январе 1914 года орденом Святой Анны 2-й степени. В январе 1916 года произведён в действительные статские советники, что соответствует чину генерал-майора[2].

Литература

  • Музыкальный словарь: в 3 т. / сост. Х. Риман. Русский отдел дополнен П. Веймарном. Под общей ред. Ю. Д. Энгеля. — Москва — Лейпциг: издательство Б. П. Юргенсона, 1904.
  • Пензенская энциклопедия в 2 т. Гл. ред. А. Ю. Казаков — Пенза: Пензенское областное издательство, 2019.
  • Савин О. М. Пенза музыкальная. — Пенза, 1994. — 350 с.
  • Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905—1917. — Л., Музыка, 1975.
  • Евдокия Турчанинова. На сцене и в жизни. Письма. Статьи. Воспоминания современников. — М., 1974. — 430 с.
  • Розанов Н. П. Воспоминания старого москвича. — М.: Русский мир, 2004. — 432 с.
  • Забродина Н. И. Страницы истории села Устье. — Пенза, 2004.
  • Забродина Н. И. Спасские страницы в истории русской литературы и искусства. — Пенза, 2012.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Пензенская энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. А. Ю. Казаков. — Пенза: Пензенское областное издательство, 2019.
  2. 2,0 2,1 Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905—1917. — Л.: Музыка, 1975.
  3. 3,0 3,1 3,2 Савин О. М. Пенза музыкальная. — Пенза, 1994. — С. 44. — 350 с.
  4. 4,0 4,1 Копии Формулярных списков И. Н. Хохлова и А. И. Хохлова. // Спасский краеведческий музей.
  5. 5,0 5,1 Забродина Н. И. Спасские страницы в истории русской литературы и искусства. — Пенза, 2012.
  6. Музей народного творчества Спасского района Пензенской области. Дата обращения: 29 сентября 2024.
  7. Ходнев В. С. Записки пензяка // Сура : журнал. — 1997. — № 1. — С. 169—190.
  8. Соколов Д. Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии (1849 —1899). Краткий исторический очерк. — М., 1899. — С. 255.
  9. 9,0 9,1 Дурылин С.Н. Павел Акинфиевич Хохлов. 1854-1919. — М.Л.: Искусство, 1947. — 64 с.
  10. 10,0 10,1 Мендлин А. Первый Онегин // Сов. искусство : журнал. — 1938. — 10 декабря.
  11. Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.Л., 1940.
  12. 12,0 12,1 Яковлев В. П. А. Хохлов. — М.Л., 1950.
  13. 13,0 13,1 Pемезов И. Образы Чайковского на оперной сцене // Советская музыка : журнал. — 1940. — № 5—6.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Забродина Н. И. Страницы истории села Устье. — Пенза, 2004.
  15. Крестьянские движения в Тамбовской губернии: сборник документов. — М., 2003.
  16. Тамбовский земский вестник : газета. — 1917. — 4 мая.
  17. 17,0 17,1 Розанов Н. П. Воспоминания старого москвича. — М.: Русский мир, 2004. — 432 с.
  18. Свенцицкий А. Они были последними. — М., 1997.
  19. Дурылин С. Дружба театров: Из истории Большого и Малого театров // Театр : журнал. — 1951. — № 5.
  20. Ермолова М. Н. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. — И., 1955.
  21. Яблочкина А. 75 лет в театре. — М., 1977.
  22. Теляковский В. А. Воспоминания. — Л.—М., 1965.
  23. Евдокия Турчанинова. На сцене и в жизни. Письма. Статьи. Воспоминания современников. — М., 1974. — 430 с.
  24. Збруева Е. И. Воспоминания // Музыкальное наследство : сборник. — М., 1962. — Т. 1.
  25. В Лермонтовке работает выставка о нашем земляке - опеном певце Павле Хохлове (29 сентября 2024).
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!