Ухват

Ухват, Россия, Рязанская губерния

Ухва́т (рога́ч) — предмет печной утвари, который использовался для размещения и извлечения горшков в русской печи. Он состоял из длинной деревянной ручки и металлической насадки в виде полукруглой «рогатки». Этой рогаткой горшок обхватывали снизу за округлое тулово и аккуратно задвигали в жар печи. Для работы с тяжёлыми горшками под ухват подкладывали деревянный валёк, чтобы было легче поднять и переместить посуду[1][2].

Этимология и исторические сведения

Лексика русских говоров демонстрирует значительное разнообразие рассматриваемого предмета печной утвари. Наиболее распространённым наряду с «ухватом» является наименование «рогач», преобладающее в южнорусских областях, тогда как на юго-западе фиксируется лексема «ёмки», а восточнее — «ухват»[3][4][5].

Этимологический анализ данных слов выявляет различные мотивы наименования. Название «рогач» является ярким примером метафорического переноса по форме объекта, визуально напоминающего рога животного. В свою очередь, лексемы «ухват» и «ёмки» образованы от глаголов движения и манипуляции («ухватывать», «поднимать», «вынимать»), что указывает на функциональный признак как источник названия. В диалектах также засвидетельствованы менее употребляемые варианты: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват, рушник (ручник)[4][5].

Исторические и этнографические данные, в частности, по Верхнему Дону конца XIX — начала XX веков, свидетельствуют, что в быту казачьих семей одновременно использовалось несколько рогачей различного размера, которые хранились в зоне доступности у печи, с правой стороны, будучи установленными рогами вниз в целях соблюдения техники безопасности[1].

Конструкция и материалы

Ухват

С конструктивной точки зрения ухват представляет собой составное орудие, состоящее из металлического рабочего органа. Также у него имеется длинная деревянная рукоять[3][4].

Железная пластина, изогнутая в виде полукруга, посредством втулки насаживалась на деревянный держак. Это позволяло безопасно манипулировать посудой в условиях высоких температур печного пространства, устанавливая и извлекать чугуны со щами, кашей или водой[3][4].

Технология изготовления

Процесс кузнечного производства ухвата отличался технологической сложностью. Исходная клинообразная железная заготовка подвергалась продольному рассечению на две трети своей длины. Цельная часть заготовки впоследствии расковывалась и загибалась с формированием конической втулки, предназначенной для надёжной фиксации деревянной рукояти[4][5].

Разведённые в стороны полосы, полученные в результате рассечения, сгибались для формирования незамкнутого кольца, диаметр которого калибровался в соответствии с типоразмерами чугунов и горшков. Критически важным параметром являлось расстояние между концами рогов: оно должно было обеспечивать свободное подведение ухвата под тулово сосуда. Для предотвращения повреждения керамической или чугунной посуды концы рогов загибались в противоположные стороны[4][5].

Функциональное применение

Русская печь. Горшок и ухват

Функциональное назначение ухвата заключалось в безопасном помещении и извлечении тяжёлых чугунов и горшков из жерла русской печи. Для работы с посудой разного объёма требовался набор из нескольких ухватов, дифференцированных по величине захвата[3].

Операции с особо массивными или заполненными чугунами требовали применения вспомогательного приспособления — деревянного катка (валька), формой напоминавшего большую катушку. Алгоритм действий предполагал предварительную установку чугуна на загнетку, подведение под его тулово рогов ухвата и подкладывание под рукоять катка, который выступал в роли точки опоры, существенно облегчая усилие[3].

Важно отметить, что сфера применения ухвата находилась преимущественно в компетенции женщин, ответственных за приготовление пищи и печное хозяйство. Однако данный инструмент мог выполнять и несвойственную ему утилитарную функцию, выступая в роли импровизированного средства обороны, о чём свидетельствует фольклор и диалектная речь. Пословица «С ухватом баба — хоть на медведя!» и речевые формулы угроз, вроде «…я тебе рогачом-то двину!», подтверждают этот социокультурный феномен[4][5].

Культурно‑символическое значение

Лексема «ухват» не только обладает широкой диалектной представленностью, но и прочно вошла в лексический состав русского литературного языка, регулярно встречаясь в произведениях художественной литературы, описывающих крестьянский быт, как, например, в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина[4]. Значительную частотность употребления термина демонстрирует творчество Михаила Александровича Шолохова, где «рогач» выступает яркой бытовой деталью[1]:

  • «Кухарка совала в печь чугуны, стучала рогачами…» («Тихий Дон»).
  • «…поставил у печки, рядом с рогачами…» («Тихий Дон»).
  • «Рогач в руках её… дрожал, и она никак не могла поднять чугун…» («Тихий Дон»).
  • «…походит по твоей спине рогач…» («Поднятая целина»).

Образ ухвата присутствует и в поэтическом творчестве, что иллюстрируют строки Сергея Есенина[5]:

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадётся

На парное молоко.

Ухваты. Киржачский районный историко-краеведческий и художественный музей

Ухват обладал значительным обрядово-символическим потенциалом, выполняя охранительные и репрезентативные функции. В обрядах, связанных с рождением ребёнка, ухват выполнял роль оберега. Его устанавливали рогами в сторону печи, веря, что это создает защитный барьер от нечистой силы для женщины и младенца. Также его могли дать роженице в руки в качестве посоха для поддержки. В свадебном ритуале действия с ухватом (связывание, касание печи) символизировали связь с домашним очагом и обеспечивали благополучие молодой семьи. Он применялся при снятии покрывала с невесты наравне с другими значимыми предметами[4].

В первый день после брачной ночи гости, участвовавшие в банном обряде молодых, рядились, использовали ухваты для создания ритуального шума, объезжая деревню, после чего следовало совместное застолье. В контексте похоронно-поминальной обрядности ухват, уложенный на место умершего, выполнял функцию оберега. Он ограждал дом от повторной смерти[4][6].

В календарной обрядности ухват играл ключевую роль при ряжении на Святки. Из него и горшка, надетого на рога, сооружали голову ряженого животного (быка, лошади). Ритуальное «убийство» такого «быка» с разбиванием горшка сопровождалось диалогом. Кроме того, ухват использовался в святочных играх, например, для жеребьёвки водящего в жмурках[4].

Современное бытование

В современном быту ухват утратил своё утилитарное значение, однако сохранился в качестве музейного предмета, представляющего историко-этнографическую ценность. Значительная коллекция подлинных рогачей (около 60 единиц) находится в фондах музея-заповедника Михаила Александровича Шолохова, часть из которых представлена в экспозиции[1]. Краеведческий музей «Легенды седого Иртыша» также располагает коллекцией ухватов, переданных жителями Уватского района[4].

Новые находки, обнаруживаемые археологами, вносят свой вклад в живую летопись бытования ухвата. Каждая такая находка — это новое свидетельство, расширяющее наши знания. Так, в ходе разведочных работ в бассейне реки Байгора (Грязинский район), проведённых археологическим отрядом ЛГПУ совместно с ЛО НОО «Археолог», было выявлено 8 новых памятников археологии, среди находок которых зафиксирован и ухват XIX века[7].

Литература

  1. Зеленин Д. К. Русская этнография / Под ред. К. В. Чистова. — М.: Институт русской цивилизации, 2013. — 672 с. — ISBN 978-5-4261-0044-2.
  2. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в. — М.: Наука, 1984. — 216 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Клейменова Е. Ухват (рогач). Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова. Дата обращения: 12 ноября 2025.
  2. Ухват. Грамота.ru. Дата обращения: 12 ноября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Ухват, каток. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина. Дата обращения: 12 ноября 2025.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Белкина Н. В. Как на Руси жили, когда в ходу ухваты были?. АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района «Легенды седого Иртыша»». Дата обращения: 12 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Забытая старина — ухват. Уйский краеведческий музей. Дата обращения: 12 ноября 2025.
  6. Тюгина А. Л. Ухват, XX век, начало. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково». Дата обращения: 12 ноября 2025.
  7. Куличков А. А. Разведочные исследования в бассейне реки Байгора в Грязинском районе // Археологические исследования в Центральном Черноземье 2015 : сборник. — 2016. — С. 102.

Ссылки