Тэффи, Надежда Александровна

Материал из «Знание.Вики»
Надежда Александровна Тэффи
Портрет
Портрет
Имя при рождении Надежда Александровна Лохвицкая
Псевдонимы Тэффи
Полное имя Надежда Александровна Тэффи
Дата рождения 9 мая 1872(1872-05-09)
Место рождения Санкт-Петербург Российская империя
Дата смерти 6 октября 1952(1952-10-06) (80 лет)
Гражданство (подданство) Шаблон:Российская Империя Российская Империя, Флаг Франции Франция
Род деятельности прозаик, поэт, переводчик
Жанр поэзия, сатира, фельетон
Язык произведений русский, французский

Наде́жда Алекса́ндровна Тэ́ффи — известная как Бучинская, родилась 9 [21] мая 1872 года (по некоторым источникам — 26 апреля [8 мая]) в Санкт-Петербурге, Российская империя. Она стала писательницей и поэтессой, покорив сердца читателей своими произведениями. Ее рассказы, «Демоническая женщина» и «Ке фер», получили широкую известность[1].

Биография

Надежда Александровна родилась в мае 1872 года в Санкт-Петербурге. Отец Александр Владимирович Лохвицкий, был адвокатом, а мать, Варвара Александровна Гойер, была начитанной и увлекавшейся литературой.

Надежда была не единственной талантливой писательницей в своей семье. Её сестра, Мирра Лохвицкая, была поэтессой, а брат, генерал Николай Лохвицкий, служил адмиралу Колчаку. Две другие сестры: Елена Лохвицкая (в замужестве Пландовская) и Варвара Лохвицкая (в замужестве Попова), были известными писательницами. Елена прославилась как театральный автор под псевдонимом «Элио» и занималась переводом с французского языка, а Варвара была известна своими произведениями.

После рождения первой дочери Валерии в 1892 году, Надежда переехала в имение своего первого мужа Владислава Бучинского, которое находилось под Могилёвом. Вместе с ним она стала матерью двоих детей, сына Янека и дочери Елены. Через некоторое время, она разошлась с мужем, и переехала в Санкт-Петербург, чтобы начать литературную карьеру.

В 1910 году, издательством «Шиповник» была издана первая книга стихотворений Надежды под названием «Семь огней», а также сборник её юмористических рассказов. Она была известна своими стихами и являлась постоянным сотрудником журнала «Сатирикон»[2].

Рассказы Надежды Тэффи регулярно печатались в авторитетных парижских газетах и журналах. Она была поклонницей Николая II. После закрытия газеты «Русское слово», Надежда отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Поездка привела её в Новороссийск, откуда она в 1919 году уехала в Турцию. Затем она перебралась в Париж, где в 1920 году появились её стихотворения. С середины 1920-х годов Лохвицкая состояла в фактическом браке с Павлом Андреевичем.

Надежда Лохвицкая скончалась 6 октября 1952 года в Париже. Её похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Её называли первой русской юмористкой начала XX века и «королевой русского юмора»[3].

Псевдоним

Надежда Александровна Лохвицкая—Бучинская, более известная как Тэффи, впервые появилась в печати в декабре 1901 года. Её старшая сестра, поэтесса Мирра Лохвицкая, уже имела значительную известность. Используя псевдоним, Тэффи хотела отличаться от других женщин—писательниц того времени. В своих мемуарах писательница рассказала о том, как она выбрала это имя. Ей нужно было что-то незаурядное, и она вспомнила дурака, которого звали Стеффи. Она отбросила первую букву его имени и решила подписываться как Тэффи. В одном из произведений английского писателя Редьярда Киплинга она нашла имя Таффи, которое ей также понравилось. В то же время, выяснилось, что премьера пьесы, упомянутой в мемуарах, состоялась лишь в 1907 году. Это позволяет предположить, что Тэффи мистифицировала и выбрала псевдоним у Киплинга в произведении[4].

Творчество

В России

С детства она была увлечена классической русской литературой. Кумирами Тэффи были А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, её интересовали и современная литература и живопись, а также она поддерживала дружеские отношения с художником Александром Бенуа. Создания Тэффи оказали большое влияние исполнители Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и современники Ф. Сологуб и А. Аверченко.

Надежда начала свою писательскую деятельность в молодости. Её первое произведение было опубликовано 2 сентября 1901 года в еженедельнике «Север». Это было стихотворение под названием «Мне снился сон, безумный и прекрасный…».

В 1905 году её рассказы начали публиковаться в приложении к «Ниве».

Во время Первой русской революции Тэффи начала писать стихи для сатирических журналов, включая пародии, фельетоны и эпиграммы. В это же время она определила свой основной жанр — юмористический рассказ. Сначала её литературные фельетоны были опубликованы в «Речи», а затем в каждом воскресном выпуске «Биржевых новостей». Эти произведения принесли ей популярность по всей России.

Она была постоянным сотрудником «Сатирикона» и «Нового Сатирикона», которыми руководил её друг Аркадий Аверченко. В 1911 году она приняла участие в создании коллективного романа «Три буквы».

Сборник Тэффи «Семь огней» был издан в 1910 году. Перед эмиграцией писательница опубликовала 16 сборников и написала более 30 — за всю свою жизнь. Тэффи написала и перевела несколько пьес. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена в Малом театре. Создание двухтомника «Юмористические рассказы» было в 1911 году . В этой работе она критически взглянула на предубеждения и повседневность петербургской буржуазии. В её работах порой появлялись представители рабочего класса, которые встречались с главными героями. В основном этими героями в её работах были кухарки, горничные и маляры, которых она изображала как тупых и безыдейных. В начале своего двухтомника она использовала эпиграф из произведения Бенедикта Спинозы «Этика». В 1912 году она выпустила сборник «И стало так»[5].

В эмиграции

В Берлине и Париже продолжали выпускать её книги. В эмиграции она опубликовала более десятка прозаических книг и всего два поэтических сборника. Тэффи продолжала писать рассказы, описывающие дореволюционную Россию и обычную жизнь. Рассказ Тэффи «Ке фер?» был напечатан в первом номере газеты «Последние новости» 27 апреля 1920 года.

Тэффи публиковалась во многих известных периодических изданиях русской эмиграции, таких как «Жар-Птица», «Сегодня», «Современные записки», «Возрождение», «Звено», «Руль» и «Общее дело». Она выпустила несколько книг рассказов, таких как «Рысь» и «Книга Июнь», которые открывали новые грани её таланта. Она также написала несколько пьес, и единственный «Авантюрный роман». Ёе самой лучшей книгой она считала сборник рассказов «Ведьма», который был написан в 1936 году. Произведения Тэффи этого периода пронизаны грустными и трагическими мотивами.

Во время Второй мировой войны, Тэффи оставалась верной Парижу, несмотря на свою болезнь. Она упорно отказывалась сотрудничать с коллаборационистскими изданиями, даже в условиях голода и трудностей.

В 1930-х годах Тэффи начала писать мемуары. Она начала писать автобиографические рассказы: «Первое посещение редакции», «Псевдоним», а также литературные портреты знаменитых личностей. Тэффи стремилась выделить уникальные черты и качества каждого изображаемого персонажа. Книга была признана одной из лучших работ талантливой и умной писательницы её современниками.

Тэффи планировала написать о героях Л. Н. Толстого и М. Сервантеса, о которых критика умолчала. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отметила свой день рождения, а всего через неделю она навсегда покинула этот мир[6].

Память

  • Библиотека «Тэффи» в Тихвине (Ленинградская обл.)[7].
  • В 2021 году вышла книга американской изыскательницы Эдит Хейбер «Смеющаяся вопреки. Жизнь и творчество Тэффи».

Критика

Тэффи была высоко оценена в литературных кругах. Михаил Осоргин, современник Тэффи, признавал её одним из самых умных и проницательных писателей своего времени.

Валерий Брюсов был негативно настроен по отношению к стихам Тэффи, считая их слишком «литературными», но Николай Гумилев отмечал: «Поэтесса говорит не о себе и не о том, что она любит, а о том, какой она могла бы быть, и о том, что она могла бы любить. Отсюда маска, которую она носит с торжественной грацией и, кажется, иронией». Её работы были высоко оценены Александром Куприным, Дмитрием Мережковским и Фёдором Сологубом.

Литературная энциклопедия 1929-1939 года описывала Тэффи достаточно мутно и негативно. Её поэзия представляла собой воплощение культов любви, страсти и восточной экзотики. В ней она восхваляла экстатические состояния души. В творчестве Тэффи проявлялись мотивы противостояния «самодержавию», хотя социальные идеалы Тэффи оставались неопределёнными. В начале 1910-х годов она написала несколько сборников юмористических рассказов. В этих рассказах она поверхностно рассматривала некоторые предрассудки и привычки среднего класса, изображая жизнь в Петербурге. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена в Малом театре в Петербурге, а остальные пьесы были поставлены в различных столичных и провинциальных театрах. В эмиграции Тэффи написала рассказы, которые описывали жизнь дореволюционной России. Тэффи демонстрировала безнадёжность и ничтожность жизни эмигрантов, одновременно иронизируя над дореволюционной Россией[8].

Библиография

Книги, вышедшие отдельными изданиями

  1. 1910 — «Семь огней». — СПб.: Шиповник.
  2. 1910 — «Юмористические рассказы». Кн. 1. — СПб.: Шиповник.
  3. 1911 — «Юмористические рассказы». Кн. 2: «Человекообразные». — СПб.: Шиповник.
  4. 1912 — «И стало так». — СПб.: Новый сатирикон.
  5. 1913 — «Карусель». — СПб.: Новый сатирикон.
  6. 1914 — «Дым без огня». — СПб.: Новый сатирикон.
  7. 1915 — «Ничего подобного»: Сб. рассказов. — Пг.: Новый сатирикон.
  8. 1916 — «Неживой зверь». — Пг.: Новый сатирикон.
  9. 1917 — «И стало так». — 7-е изд. — Пг.: Новый сатирикон.
  10. 1918 — «Вчера». — Пг.: Новый сатирикон.
  11. 1918 — «Дым без огня». — 9-е изд. — Пг.: Новый сатирикон.
  12. 1918 — «Карусель». — 4-е изд. — Пг.: Новый сатирикон.
  13. 1920 — «Так жили». — Париж.
  14. 1921 — «Чёрный ирис». — Стокгольм.
  15. 1921 — «Сокровища земли». — Берлин.
  16. 1921 — «Тихая заводь». — Париж.
  17. 1921 — «Восток» и д.р. — Шанхай.
  18. 1923 — «Рысь». — Берлин.
  19. 1923 — «Passiflora». — Берлин.
  20. 1923 — «Шамран. Песни Востока». — Берлин.
  21. 1924 — «Вечерний день». — Прага.
  22. 1927 — «Городок». — Париж.
  23. 1930 — «Воспоминания». — Париж.
  24. 1931 — «Книга Июнь». — Париж.
  25. 1931 — «Авантюрный роман». — Париж.
  26. 1936 — «Ведьма». — Париж.
  27. 1938 — «О нежности». — Париж.
  28. 1939 — «Зигзаг». — Париж.
  29. 1946 — «Всё о любви». — Париж.
  30. 1952 — «Земная радуга». — Нью-Йорк.
  31. «Жизнь и воротник».
  32. «Митенька».
  33. «Вдохновенье».
  34. «Свои и чужие».
  35. «Ностальгия».

Публикации в СССР

  • 1926 — «Взамен политики»: Рассказы. — М.—Л.: ЗиФ.
  • 1927 — «Вчера»: Юмористические рассказы. — Киев: Космос.
  • 1927 — «Танго смерти». — М.: ЗиФ.
  • 1927 — «Сладкие воспоминания». — М.-Л.: ЗиФ.

Собрания сочинений

  • 1998—2005 — "Собрание сочинений "[в 7 т.] / Сост. и подг. текстов Д. Д. Николаева и Е. М. Трубиловой. — М.: Лаком.
  • 2008 — «Собрание сочинений». В 5 т. — М.: Книжный клуб ТЕРРА.

Другое

  • Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — 1909
  • Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — СПб.: изд. М. Г. Корнфельда, 1912
  • Тэффи. Моя летопись / сост., предисл., примеч. С. С. Никоненко. — М.: ПРОЗАиК, 2016. — 655 с. — ISBN 978-5-91631-249-2. — 2000 экз.
  • Тэффи. «Момент судьбы». Пьеса в 4-х действиях / публ. Keijser T., Salzmann V. // Russian Literature, Volume 117, October , Pages 11-64 — Amsterdam: Elsevier, 2020.
  • Тэффи. «Ничего подобного». Комедия в 3-х актах, 4-х картинах / публ. Keijser T., Salzmann V. // Russian Literature, Volume 117, October , Pages 65-110 — Amsterdam: Elsevier, 2020[2].

Литература

  • Брюсов В. Я. Женщины-поэты // Брюсов В. Я. Далекие и близкие, М., 1912
  • Каллаш М. О людях и зверях. К 50-летию литературной деятельности Н. А. Тэффи // Русские новости.— Париж, 1952.—27 июня (№ 369).— С. 4.
  • Адамович Г. Герои нашего времени // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 9 ноября (№ 14806).— С. 8.
  • Сазонова Ю. Земная радуга Н. А. Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 29 июня (№ 14673).— С. 8.
  • Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья.— М.: Наследие, 1999.— 334 с.
  • Творчество Н. А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века / Редкол.: Михайлов О. Н., Николаев Д. Д., Трубилова Е. М. — М.: Наследие, 1999. — 328 с.
  • Алексеев А. Д. Литература русского зарубежья: Книги 1917—1940: Материалы к библиографии.— СПб.: Наука, 1993.— С. 172—173.
  • Нитрур Э. Вспоминая Тэффи. 105 лет со дня рождения // Русская мысль.— Париж, 1981.— 13 августа (№ 3373).— С. 12, 14.
  • Верещагина М. О якобы советском гражданстве Н. А. Тэффи // Русская мысль.— Париж, 1972.— 24 февраля (№ 2883).— С. 8.
  • Крымов В. Тэффи и другие ушедшие // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1965.— 28 февраля (№ 18983).— С. 5, 8.
  • Куприн А. И. Бисерное колечко // Куприн А. И. О литературе. Мн. 1969

Примечания

  1. О. Михайлов. О Тэффи. Москва: Художественная Литература. Дата обращения: 28 января 2024.
  2. 2,0 2,1 Лохвицкая Надежда Александровна (Тэффи). Университетская библиотека ONLINE. Дата обращения: 28 января 2024.
  3. Любовь Лайба. Надежда Тэффи - королева русского юмора. Проза.ру. Copyright (2018). Дата обращения: 28 января 2024.
  4. Псевдоним – Тэффи. propsevdo.ru. Дата обращения: 28 января 2024.
  5. Елена Трубилова. Тэффи Надежда Александровна — В поисках страны Нигде // Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. — Москва.
  6. Александра Бабушкина. Тэффи о современниках (15 марта 2022). Дата обращения: 28 января 2024.
  7. Тэффи библиотека-социокультурный центр «Тэффи». Дата обращения: 28 января 2024.
  8. «Смех вместо слез», или «О всех усталых».... Словесница Искусств региональный культурно-просветительский журнал. Дата обращения: 2 января 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!