Тэффи, Надежда Александровна
Надежда Александровна Тэффи | |
---|---|
Портрет | |
Имя при рождении | Надежда Александровна Лохвицкая |
Псевдонимы | Тэффи |
Полное имя | Надежда Александровна Тэффи |
Дата рождения | 9 мая 1872 |
Место рождения | Санкт-Петербург Российская империя |
Дата смерти | 6 октября 1952 (80 лет) |
Гражданство (подданство) | Шаблон:Российская Империя Российская Империя, Франция |
Род деятельности | прозаик, поэт, переводчик |
Жанр | поэзия, сатира, фельетон |
Язык произведений | русский, французский |
Наде́жда Алекса́ндровна Тэ́ффи — известная как Бучинская, родилась 9 [21] мая 1872 года (по некоторым источникам — 26 апреля [8 мая]) в Санкт-Петербурге, Российская империя. Она стала писательницей и поэтессой, покорив сердца читателей своими произведениями. Ее рассказы, «Демоническая женщина» и «Ке фер», получили широкую известность[1].
Биография
Надежда Александровна родилась в мае 1872 года в Санкт-Петербурге. Отец Александр Владимирович Лохвицкий, был адвокатом, а мать, Варвара Александровна Гойер, была начитанной и увлекавшейся литературой.
Надежда была не единственной талантливой писательницей в своей семье. Её сестра, Мирра Лохвицкая, была поэтессой, а брат, генерал Николай Лохвицкий, служил адмиралу Колчаку. Две другие сестры: Елена Лохвицкая (в замужестве Пландовская) и Варвара Лохвицкая (в замужестве Попова), были известными писательницами. Елена прославилась как театральный автор под псевдонимом «Элио» и занималась переводом с французского языка, а Варвара была известна своими произведениями.
После рождения первой дочери Валерии в 1892 году, Надежда переехала в имение своего первого мужа Владислава Бучинского, которое находилось под Могилёвом. Вместе с ним она стала матерью двоих детей, сына Янека и дочери Елены. Через некоторое время, она разошлась с мужем, и переехала в Санкт-Петербург, чтобы начать литературную карьеру.
В 1910 году, издательством «Шиповник» была издана первая книга стихотворений Надежды под названием «Семь огней», а также сборник её юмористических рассказов. Она была известна своими стихами и являлась постоянным сотрудником журнала «Сатирикон»[2].
Рассказы Надежды Тэффи регулярно печатались в авторитетных парижских газетах и журналах. Она была поклонницей Николая II. После закрытия газеты «Русское слово», Надежда отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Поездка привела её в Новороссийск, откуда она в 1919 году уехала в Турцию. Затем она перебралась в Париж, где в 1920 году появились её стихотворения. С середины 1920-х годов Лохвицкая состояла в фактическом браке с Павлом Андреевичем.
Надежда Лохвицкая скончалась 6 октября 1952 года в Париже. Её похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Её называли первой русской юмористкой начала XX века и «королевой русского юмора»[3].
Псевдоним
Надежда Александровна Лохвицкая—Бучинская, более известная как Тэффи, впервые появилась в печати в декабре 1901 года. Её старшая сестра, поэтесса Мирра Лохвицкая, уже имела значительную известность. Используя псевдоним, Тэффи хотела отличаться от других женщин—писательниц того времени. В своих мемуарах писательница рассказала о том, как она выбрала это имя. Ей нужно было что-то незаурядное, и она вспомнила дурака, которого звали Стеффи. Она отбросила первую букву его имени и решила подписываться как Тэффи. В одном из произведений английского писателя Редьярда Киплинга она нашла имя Таффи, которое ей также понравилось. В то же время, выяснилось, что премьера пьесы, упомянутой в мемуарах, состоялась лишь в 1907 году. Это позволяет предположить, что Тэффи мистифицировала и выбрала псевдоним у Киплинга в произведении[4].
Творчество
В России
С детства она была увлечена классической русской литературой. Кумирами Тэффи были А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, её интересовали и современная литература и живопись, а также она поддерживала дружеские отношения с художником Александром Бенуа. Создания Тэффи оказали большое влияние исполнители Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и современники Ф. Сологуб и А. Аверченко.
Надежда начала свою писательскую деятельность в молодости. Её первое произведение было опубликовано 2 сентября 1901 года в еженедельнике «Север». Это было стихотворение под названием «Мне снился сон, безумный и прекрасный…».
В 1905 году её рассказы начали публиковаться в приложении к «Ниве».
Во время Первой русской революции Тэффи начала писать стихи для сатирических журналов, включая пародии, фельетоны и эпиграммы. В это же время она определила свой основной жанр — юмористический рассказ. Сначала её литературные фельетоны были опубликованы в «Речи», а затем в каждом воскресном выпуске «Биржевых новостей». Эти произведения принесли ей популярность по всей России.
Она была постоянным сотрудником «Сатирикона» и «Нового Сатирикона», которыми руководил её друг Аркадий Аверченко. В 1911 году она приняла участие в создании коллективного романа «Три буквы».
Сборник Тэффи «Семь огней» был издан в 1910 году. Перед эмиграцией писательница опубликовала 16 сборников и написала более 30 — за всю свою жизнь. Тэффи написала и перевела несколько пьес. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена в Малом театре. Создание двухтомника «Юмористические рассказы» было в 1911 году . В этой работе она критически взглянула на предубеждения и повседневность петербургской буржуазии. В её работах порой появлялись представители рабочего класса, которые встречались с главными героями. В основном этими героями в её работах были кухарки, горничные и маляры, которых она изображала как тупых и безыдейных. В начале своего двухтомника она использовала эпиграф из произведения Бенедикта Спинозы «Этика». В 1912 году она выпустила сборник «И стало так»[5].
В эмиграции
В Берлине и Париже продолжали выпускать её книги. В эмиграции она опубликовала более десятка прозаических книг и всего два поэтических сборника. Тэффи продолжала писать рассказы, описывающие дореволюционную Россию и обычную жизнь. Рассказ Тэффи «Ке фер?» был напечатан в первом номере газеты «Последние новости» 27 апреля 1920 года.
Тэффи публиковалась во многих известных периодических изданиях русской эмиграции, таких как «Жар-Птица», «Сегодня», «Современные записки», «Возрождение», «Звено», «Руль» и «Общее дело». Она выпустила несколько книг рассказов, таких как «Рысь» и «Книга Июнь», которые открывали новые грани её таланта. Она также написала несколько пьес, и единственный «Авантюрный роман». Ёе самой лучшей книгой она считала сборник рассказов «Ведьма», который был написан в 1936 году. Произведения Тэффи этого периода пронизаны грустными и трагическими мотивами.
Во время Второй мировой войны, Тэффи оставалась верной Парижу, несмотря на свою болезнь. Она упорно отказывалась сотрудничать с коллаборационистскими изданиями, даже в условиях голода и трудностей.
В 1930-х годах Тэффи начала писать мемуары. Она начала писать автобиографические рассказы: «Первое посещение редакции», «Псевдоним», а также литературные портреты знаменитых личностей. Тэффи стремилась выделить уникальные черты и качества каждого изображаемого персонажа. Книга была признана одной из лучших работ талантливой и умной писательницы её современниками.
Тэффи планировала написать о героях Л. Н. Толстого и М. Сервантеса, о которых критика умолчала. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отметила свой день рождения, а всего через неделю она навсегда покинула этот мир[6].
Память
- Библиотека «Тэффи» в Тихвине (Ленинградская обл.)[7].
- В 2021 году вышла книга американской изыскательницы Эдит Хейбер «Смеющаяся вопреки. Жизнь и творчество Тэффи».
Критика
Тэффи была высоко оценена в литературных кругах. Михаил Осоргин, современник Тэффи, признавал её одним из самых умных и проницательных писателей своего времени.
Валерий Брюсов был негативно настроен по отношению к стихам Тэффи, считая их слишком «литературными», но Николай Гумилев отмечал: «Поэтесса говорит не о себе и не о том, что она любит, а о том, какой она могла бы быть, и о том, что она могла бы любить. Отсюда маска, которую она носит с торжественной грацией и, кажется, иронией». Её работы были высоко оценены Александром Куприным, Дмитрием Мережковским и Фёдором Сологубом.
Литературная энциклопедия 1929-1939 года описывала Тэффи достаточно мутно и негативно. Её поэзия представляла собой воплощение культов любви, страсти и восточной экзотики. В ней она восхваляла экстатические состояния души. В творчестве Тэффи проявлялись мотивы противостояния «самодержавию», хотя социальные идеалы Тэффи оставались неопределёнными. В начале 1910-х годов она написала несколько сборников юмористических рассказов. В этих рассказах она поверхностно рассматривала некоторые предрассудки и привычки среднего класса, изображая жизнь в Петербурге. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена в Малом театре в Петербурге, а остальные пьесы были поставлены в различных столичных и провинциальных театрах. В эмиграции Тэффи написала рассказы, которые описывали жизнь дореволюционной России. Тэффи демонстрировала безнадёжность и ничтожность жизни эмигрантов, одновременно иронизируя над дореволюционной Россией[8].
Библиография
Книги, вышедшие отдельными изданиями
- 1910 — «Семь огней». — СПб.: Шиповник.
- 1910 — «Юмористические рассказы». Кн. 1. — СПб.: Шиповник.
- 1911 — «Юмористические рассказы». Кн. 2: «Человекообразные». — СПб.: Шиповник.
- 1912 — «И стало так». — СПб.: Новый сатирикон.
- 1913 — «Карусель». — СПб.: Новый сатирикон.
- 1914 — «Дым без огня». — СПб.: Новый сатирикон.
- 1915 — «Ничего подобного»: Сб. рассказов. — Пг.: Новый сатирикон.
- 1916 — «Неживой зверь». — Пг.: Новый сатирикон.
- 1917 — «И стало так». — 7-е изд. — Пг.: Новый сатирикон.
- 1918 — «Вчера». — Пг.: Новый сатирикон.
- 1918 — «Дым без огня». — 9-е изд. — Пг.: Новый сатирикон.
- 1918 — «Карусель». — 4-е изд. — Пг.: Новый сатирикон.
- 1920 — «Так жили». — Париж.
- 1921 — «Чёрный ирис». — Стокгольм.
- 1921 — «Сокровища земли». — Берлин.
- 1921 — «Тихая заводь». — Париж.
- 1921 — «Восток» и д.р. — Шанхай.
- 1923 — «Рысь». — Берлин.
- 1923 — «Passiflora». — Берлин.
- 1923 — «Шамран. Песни Востока». — Берлин.
- 1924 — «Вечерний день». — Прага.
- 1927 — «Городок». — Париж.
- 1930 — «Воспоминания». — Париж.
- 1931 — «Книга Июнь». — Париж.
- 1931 — «Авантюрный роман». — Париж.
- 1936 — «Ведьма». — Париж.
- 1938 — «О нежности». — Париж.
- 1939 — «Зигзаг». — Париж.
- 1946 — «Всё о любви». — Париж.
- 1952 — «Земная радуга». — Нью-Йорк.
- «Жизнь и воротник».
- «Митенька».
- «Вдохновенье».
- «Свои и чужие».
- «Ностальгия».
Публикации в СССР
- 1926 — «Взамен политики»: Рассказы. — М.—Л.: ЗиФ.
- 1927 — «Вчера»: Юмористические рассказы. — Киев: Космос.
- 1927 — «Танго смерти». — М.: ЗиФ.
- 1927 — «Сладкие воспоминания». — М.-Л.: ЗиФ.
Собрания сочинений
- 1998—2005 — "Собрание сочинений "[в 7 т.] / Сост. и подг. текстов Д. Д. Николаева и Е. М. Трубиловой. — М.: Лаком.
- 2008 — «Собрание сочинений». В 5 т. — М.: Книжный клуб ТЕРРА.
Другое
- Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — 1909
- Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — СПб.: изд. М. Г. Корнфельда, 1912
- Тэффи. Моя летопись / сост., предисл., примеч. С. С. Никоненко. — М.: ПРОЗАиК, 2016. — 655 с. — ISBN 978-5-91631-249-2. — 2000 экз.
- Тэффи. «Момент судьбы». Пьеса в 4-х действиях / публ. Keijser T., Salzmann V. // Russian Literature, Volume 117, October , Pages 11-64 — Amsterdam: Elsevier, 2020.
- Тэффи. «Ничего подобного». Комедия в 3-х актах, 4-х картинах / публ. Keijser T., Salzmann V. // Russian Literature, Volume 117, October , Pages 65-110 — Amsterdam: Elsevier, 2020[2].
Литература
- Брюсов В. Я. Женщины-поэты // Брюсов В. Я. Далекие и близкие, М., 1912
- Каллаш М. О людях и зверях. К 50-летию литературной деятельности Н. А. Тэффи // Русские новости.— Париж, 1952.—27 июня (№ 369).— С. 4.
- Адамович Г. Герои нашего времени // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 9 ноября (№ 14806).— С. 8.
- Сазонова Ю. Земная радуга Н. А. Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 29 июня (№ 14673).— С. 8.
- Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья.— М.: Наследие, 1999.— 334 с.
- Творчество Н. А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века / Редкол.: Михайлов О. Н., Николаев Д. Д., Трубилова Е. М. — М.: Наследие, 1999. — 328 с.
- Алексеев А. Д. Литература русского зарубежья: Книги 1917—1940: Материалы к библиографии.— СПб.: Наука, 1993.— С. 172—173.
- Нитрур Э. Вспоминая Тэффи. 105 лет со дня рождения // Русская мысль.— Париж, 1981.— 13 августа (№ 3373).— С. 12, 14.
- Верещагина М. О якобы советском гражданстве Н. А. Тэффи // Русская мысль.— Париж, 1972.— 24 февраля (№ 2883).— С. 8.
- Крымов В. Тэффи и другие ушедшие // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1965.— 28 февраля (№ 18983).— С. 5, 8.
- Куприн А. И. Бисерное колечко // Куприн А. И. О литературе. Мн. 1969
Примечания
- ↑ О. Михайлов. О Тэффи . Москва: Художественная Литература. Дата обращения: 28 января 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Лохвицкая Надежда Александровна (Тэффи) . Университетская библиотека ONLINE. Дата обращения: 28 января 2024.
- ↑ Любовь Лайба. Надежда Тэффи - королева русского юмора . Проза.ру. Copyright (2018). Дата обращения: 28 января 2024.
- ↑ Псевдоним – Тэффи . propsevdo.ru. Дата обращения: 28 января 2024.
- ↑ Елена Трубилова. Тэффи Надежда Александровна — В поисках страны Нигде // Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. — Москва.
- ↑ Александра Бабушкина. Тэффи о современниках (15 марта 2022). Дата обращения: 28 января 2024.
- ↑ Тэффи библиотека-социокультурный центр «Тэффи» . Дата обращения: 28 января 2024.
- ↑ «Смех вместо слез», или «О всех усталых»... . Словесница Искусств региональный культурно-просветительский журнал. Дата обращения: 2 января 2024.