Ткацкий стан

Эта статья прошла проверку экспертом
Ткацкий станок, Лесбос (Скала Сикамиас)

Тка́цкий стано́к (ткацкий стан) — технологическое оборудование, предназначенное для изготовления текстильных полотен, ковров и других материалов путём переплетения нитей. В его основе лежит взаимодействие двух систем нитей: основы (продольные) и утка (поперечные). К основным рабочим органам относятся ремизки (поднимающие и опускающие нити основы для формирования зева), челнок или иной прокладчик (вводящий уточную нить) и бёрдо (гребень для прибивания утка к краю ткани, уплотняющий полотно)[1][2].

Готовая ткань по мере формирования наматывается на товарный валик (навой). Исторически ткацкие станки прошли эволюцию от простейших ручных устройств до сложных автоматизированных систем. В современной текстильной промышленности они представляют собой высокопроизводительное электронное оборудование, обеспечивающее выпуск тканей различного назначения[1][2].

История

Зарождение ткацкого станка относится к глубокой древности. Первоначально человек освоил технику плетения, создавая циновки из подручных материалов — веток и камыша. Переход к переплетению нитей позволил около пяти тысяч лет до нашей эры начать производство первых тканей из льна и шерсти в эпоху неолита. Ранние приспособления, известные в Древнем Египте и Месопотамии, представляли собой простые рамы: два параллельных шеста, закреплённых в земле, с натянутыми нитями основы. Мастер с помощью прута поочерёдно менял положение нитей, создавая зев для прокладки утка. Усовершенствованием конструкции стало появление примерно в III тысячелетии до нашей эры поперечного бруса — навоя, с которого нити основы свисали почти до земли. Для предотвращения спутывания к их концам крепились грузы-подвесы[3][4].

Напольный ткацкий станок с двумя упряжами, Крит, XVIII век

Первый простой ручной станок был создан за 5—6 тысячелетий до нашей эры и долгое время оставался основным орудием производства предметов быта и одежды. В крестьянском обиходе на нём изготавливали не только холсты, но и полотенца, скатерти, покрывала и половики. В качестве сырья использовались натуральные волокна: лён, конопля, крапива, хлопок, шерсть, а иногда и нестандартные материалы — иван-чай, репейник или сосновые иголки[3][5].

На Руси ткачество и прядение, символом которых были прялка и веретено, считались обязательными навыками для женщин любого социального статуса. Девочек с детства обучали ремеслу, а умение ткать было важной частью подготовки приданого. Отсутствие этого навыка могло стать причиной обидного прозвища «не ткачиха» для подростка. Работа на станке традиционно велась в осенне-зимний период, а к весне приурочивалось ткачество запасов на год вперёд[3][5].

Культурно‑символическое значение

Ткачество осмыслялось как сакральный процесс, творение нового мира. Это отразилось в обрядах, например, в изготовлении «обыденной» (сделанной за один день) новины — тонкого холста, который, по поверьям, мог остановить стихийное бедствие. Все женщины деревни начинали работу с первичных операций (мятьё льна, прядение) и за день полностью завершали процесс ткачества, чтобы символически восстановить нарушенную гармонию мира[6].

Человек, ткущий шелк на ткацком станке в Верхнем Западном регионе.

Приступая к работе за ткацким станом, русская мастерица совершала обряд обращения к святым покровителям ремесла. В народном сознании образы христианской Богоматери и святой Параскевы Пятницы тесно переплелись с древней языческой богиней Мокошью, в результате чего сложился единый сакральный образ хранительницы ткачества и прядения[6].

Тканые изделия играли значительную роль в оформлении домашнего пространства во время праздников и важных событий. Занавески, скатерти и полотенца, украшавшие избу, демонстрировали не только мастерство хозяйки, но и благосостояние семьи. Это побуждало женщин, особенно незамужних девушек, создавать свои лучшие работы для всеобщего обозрения[6][7][3].

Сам ткацкий стан (кросны) был центральным устройством для производства разнообразной текстильной продукции: от простых льняных и шерстяных полотен до ворсовых ковров и узорных тканей. Развитие ремесла привело к появлению различных техник: дерюжного, ворсового, пестрядинного и гобеленового ткачества. Особое место занимало узорное тканьё, где за счёт переплетения цветных нитей создавался геометрический орнамент. Эта техника использовалась и для изготовления декоративных поясов — плоских или ленточных, с орнаментом или даже надписями[6].

Конструкция и материалы

Горизонтальный ткацкий станок — беседа «Руки, которые думают» (текстиль)

Традиционные ручные станки (кросна) изготавливались кустарно из дерева, часто по образцу уже существующих. Основу конструкции составляли две параллельные деревянные рамы (станины), на которых крепились основные узлы: навои, набилки с бёрдом и ниченки с подножками[6].

Навои — деревянные валы, выполнявшие функции натяжения и сматывания нитей. Пряжный навой, расположенный в передней части, служил для навивания основы, а полотняный, в задней части, — для наматывания готового полотна. Бёрдо — частый гребень из тонких тростей, через которые пропускались нити основы. Оно вкладывалось в деревянную раму (набелки) и использовалось для прибивания уточной нити к опушке ткани[6].

Рабочий цикл обеспечивался тремя основными органами: ремизками (формировали зев), челноком (прокладывал уток) и бёрдом (уплотняло полотно). Плотность ткани по основе задавалась количеством зубьев бёрда, а плотность по утку — величиной отвода ткани после прокладки каждой нити[4][6].

Виды

Современные ткацкие станки классифицируются по нескольким признакам[4]:

  • По способу образования ткани: станки с прерывным (челночные и бесчелночные) и непрерывным (многозевные) процессом.
  • По способу прокладки утка: в челночных станках уточная нить прокладывается челноком, в бесчелночных — используются малогабаритные прокладчики, рапиры, а также пневматический или гидравлический способ.
  • По конструкции: плоские (наиболее распространённые) и круглые (для специальных тканей, например, рукавных).
  • По ширине: узкие (до 100 см) и широкие (для лёгких, средних и тяжёлых тканей).
  • По устройству зевообразовательного механизма: эксцентриковые (для простых переплетений), кареточные (для мелкоузорчатых тканей) и жаккардовые (для тканей с крупным сложным узором).

Данное оборудование предназначено для выработки различных тканей. Например, из хлопка, шерсти, шёлка, стеклянных и металлических нитей[4].

Функциональное применение

Ткацкий стан

Работа на ручном стане требовала от ткачихи согласованных действий. Сидя на скамейке, она ногой нажимала на подножку, которая через систему нитов опускала один ряд нитей основы. В образовавшийся зев (пространство между нитями) вручную пропускался челнок с уточной нитью. Нажатие второй подножки меняло положение нитей основы: верхние опускались, а нижние поднимались, формируя новый зев для обратного хода челнока[6].

После каждого прокладывания уток прибивался к полотну бёрдом. Использование двух ремизок позволяло получать ткань простого полотняного переплетения. Установка дополнительных ремизок и применение специальных приспособлений (бральниц, дощечек) давало возможность создавать сложные узорные ткани[6].

Современное бытование

Ткацкие станки на ткацкой фабрике в Санта-Мария-дель-Ками, Майорка, приводятся в движение линейным валом.

В русских селениях, в том числе на территории Сухобузимского района Красноярского края, традиционные ткацкие станы (кросна) оставались в активном употреблении вплоть до 1960-х годов. Причиной тому была ограниченная доступность фабричных тканей: они практически не поставлялись в глубинку и отличались высокой стоимостью. Даже когда надобность в самостоятельном изготовлении холстов отпала, мастерицы продолжали ткать яркие и нарядные половики. Эти изделия пользовались устойчивым спросом не только среди сельских жителей, но и у горожан[6].

Современные ткацкие станки являются полностью автоматизированными системами. Их конструкция включает три основные группы механизмов: привод и останов, исполнительные системы, а также контроль и автоматизацию технологического процесса. Станки типа СТБ предназначены для производства тканей разнообразного волокнистого состава, включая шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, льняные материалы, а также полотна из химических и смешанных нитей. Широкое распространение данной модели обусловлено её высокой производительностью и надёжностью эксплуатации. Ключевым конструктивным решением, обеспечивающим эти преимущества, является применение малогабаритного металлического прокладчика для введения уточной нити в зев[8].

Технологический процесс формирования ткани на станке представляет собой непрерывный цикл, состоящий из пяти последовательных операций[8]:

  1. Образование рабочего пространства (зева) путём разведения нитей основы.
  2. Прокладывание уточной нити через сформированный зев.
  3. Прибой уточной нити к опушке ткани.
  4. Подача основы в зону ткачества для создания нового элемента структуры.
  5. Отвод готового участка ткани из рабочей зоны с одновременным навиванием на товарный валик.

Для реализации технологического цикла станок оснащён следующими основными рабочими органами[8]:

  • Зевообразовательный механизм.
  • Устройство для введения утка.
  • Батанный механизм, осуществляющий прибой утка.
  • Товарный регулятор, отвечающий за отвод ткани.
  • Регулятор основы, обеспечивающий её подачу и необходимое натяжение.

Литература

  1. Добровольский В. А. Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани. — Москва—Ленинград—Саратов—Воронеж—Берлин, 1924. — 29 с.
  2. Левинский И. В. Улучшенный ручной ткацкий станок. — М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1911. — 93 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ткацкий станок (ткацкий стан). Живая нить традиций. Владимирская область. Дата обращения: 13 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 Ткацкий стан (кросны). Белгородский государственный музей народной культуры. Дата обращения: 16 ноября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Ткацкий станок. Историко-художественный музей. Дата обращения: 16 ноября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Ткацкий станок. Большая российская энциклопедия (9 января 2023). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 Ткацкий станок — кросны. Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» (25 марта 2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Ткацкий станок (кросна), XX век. МБУК «Музейно-выставочный центр» ЗАТО г. Железногорск Красноярского края.
  7. Ткацкий станок. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краеведческий народный музей «Человек и природа» им. Валериана Толстова-Атнарского». Дата обращения: 15 ноября 2025.
  8. 8,0 8,1 8,2 Проектирование механизмов и узлов автоматического ткацкого станка СТБ2-180 : методические указания по выполнению курсового проекта / сост. А. А. Белов. — Витебск: УО «ВГТУ», 2018. — С. 6—9. — 93 с.

Ссылки