Ткацкий стан
Тка́цкий стано́к (ткацкий стан) — технологическое оборудование, предназначенное для изготовления текстильных полотен, ковров и других материалов путём переплетения нитей. В его основе лежит взаимодействие двух систем нитей: основы (продольные) и утка (поперечные). К основным рабочим органам относятся ремизки (поднимающие и опускающие нити основы для формирования зева), челнок или иной прокладчик (вводящий уточную нить) и бёрдо (гребень для прибивания утка к краю ткани, уплотняющий полотно)[1][2].
Готовая ткань по мере формирования наматывается на товарный валик (навой). Исторически ткацкие станки прошли эволюцию от простейших ручных устройств до сложных автоматизированных систем. В современной текстильной промышленности они представляют собой высокопроизводительное электронное оборудование, обеспечивающее выпуск тканей различного назначения[1][2].
История
Зарождение ткацкого станка относится к глубокой древности. Первоначально человек освоил технику плетения, создавая циновки из подручных материалов — веток и камыша. Переход к переплетению нитей позволил около пяти тысяч лет до нашей эры начать производство первых тканей из льна и шерсти в эпоху неолита. Ранние приспособления, известные в Древнем Египте и Месопотамии, представляли собой простые рамы: два параллельных шеста, закреплённых в земле, с натянутыми нитями основы. Мастер с помощью прута поочерёдно менял положение нитей, создавая зев для прокладки утка. Усовершенствованием конструкции стало появление примерно в III тысячелетии до нашей эры поперечного бруса — навоя, с которого нити основы свисали почти до земли. Для предотвращения спутывания к их концам крепились грузы-подвесы[3][4].
Первый простой ручной станок был создан за 5—6 тысячелетий до нашей эры и долгое время оставался основным орудием производства предметов быта и одежды. В крестьянском обиходе на нём изготавливали не только холсты, но и полотенца, скатерти, покрывала и половики. В качестве сырья использовались натуральные волокна: лён, конопля, крапива, хлопок, шерсть, а иногда и нестандартные материалы — иван-чай, репейник или сосновые иголки[3][5].
На Руси ткачество и прядение, символом которых были прялка и веретено, считались обязательными навыками для женщин любого социального статуса. Девочек с детства обучали ремеслу, а умение ткать было важной частью подготовки приданого. Отсутствие этого навыка могло стать причиной обидного прозвища «не ткачиха» для подростка. Работа на станке традиционно велась в осенне-зимний период, а к весне приурочивалось ткачество запасов на год вперёд[3][5].
Культурно‑символическое значение
Ткачество осмыслялось как сакральный процесс, творение нового мира. Это отразилось в обрядах, например, в изготовлении «обыденной» (сделанной за один день) новины — тонкого холста, который, по поверьям, мог остановить стихийное бедствие. Все женщины деревни начинали работу с первичных операций (мятьё льна, прядение) и за день полностью завершали процесс ткачества, чтобы символически восстановить нарушенную гармонию мира[6].
Приступая к работе за ткацким станом, русская мастерица совершала обряд обращения к святым покровителям ремесла. В народном сознании образы христианской Богоматери и святой Параскевы Пятницы тесно переплелись с древней языческой богиней Мокошью, в результате чего сложился единый сакральный образ хранительницы ткачества и прядения[6].
Тканые изделия играли значительную роль в оформлении домашнего пространства во время праздников и важных событий. Занавески, скатерти и полотенца, украшавшие избу, демонстрировали не только мастерство хозяйки, но и благосостояние семьи. Это побуждало женщин, особенно незамужних девушек, создавать свои лучшие работы для всеобщего обозрения[6][7][3].
Сам ткацкий стан (кросны) был центральным устройством для производства разнообразной текстильной продукции: от простых льняных и шерстяных полотен до ворсовых ковров и узорных тканей. Развитие ремесла привело к появлению различных техник: дерюжного, ворсового, пестрядинного и гобеленового ткачества. Особое место занимало узорное тканьё, где за счёт переплетения цветных нитей создавался геометрический орнамент. Эта техника использовалась и для изготовления декоративных поясов — плоских или ленточных, с орнаментом или даже надписями[6].
Конструкция и материалы
Традиционные ручные станки (кросна) изготавливались кустарно из дерева, часто по образцу уже существующих. Основу конструкции составляли две параллельные деревянные рамы (станины), на которых крепились основные узлы: навои, набилки с бёрдом и ниченки с подножками[6].
Навои — деревянные валы, выполнявшие функции натяжения и сматывания нитей. Пряжный навой, расположенный в передней части, служил для навивания основы, а полотняный, в задней части, — для наматывания готового полотна. Бёрдо — частый гребень из тонких тростей, через которые пропускались нити основы. Оно вкладывалось в деревянную раму (набелки) и использовалось для прибивания уточной нити к опушке ткани[6].
Рабочий цикл обеспечивался тремя основными органами: ремизками (формировали зев), челноком (прокладывал уток) и бёрдом (уплотняло полотно). Плотность ткани по основе задавалась количеством зубьев бёрда, а плотность по утку — величиной отвода ткани после прокладки каждой нити[4][6].
Виды
Современные ткацкие станки классифицируются по нескольким признакам[4]:
- По способу образования ткани: станки с прерывным (челночные и бесчелночные) и непрерывным (многозевные) процессом.
- По способу прокладки утка: в челночных станках уточная нить прокладывается челноком, в бесчелночных — используются малогабаритные прокладчики, рапиры, а также пневматический или гидравлический способ.
- По конструкции: плоские (наиболее распространённые) и круглые (для специальных тканей, например, рукавных).
- По ширине: узкие (до 100 см) и широкие (для лёгких, средних и тяжёлых тканей).
- По устройству зевообразовательного механизма: эксцентриковые (для простых переплетений), кареточные (для мелкоузорчатых тканей) и жаккардовые (для тканей с крупным сложным узором).
Данное оборудование предназначено для выработки различных тканей. Например, из хлопка, шерсти, шёлка, стеклянных и металлических нитей[4].
Функциональное применение
Работа на ручном стане требовала от ткачихи согласованных действий. Сидя на скамейке, она ногой нажимала на подножку, которая через систему нитов опускала один ряд нитей основы. В образовавшийся зев (пространство между нитями) вручную пропускался челнок с уточной нитью. Нажатие второй подножки меняло положение нитей основы: верхние опускались, а нижние поднимались, формируя новый зев для обратного хода челнока[6].
После каждого прокладывания уток прибивался к полотну бёрдом. Использование двух ремизок позволяло получать ткань простого полотняного переплетения. Установка дополнительных ремизок и применение специальных приспособлений (бральниц, дощечек) давало возможность создавать сложные узорные ткани[6].
Современное бытование
В русских селениях, в том числе на территории Сухобузимского района Красноярского края, традиционные ткацкие станы (кросна) оставались в активном употреблении вплоть до 1960-х годов. Причиной тому была ограниченная доступность фабричных тканей: они практически не поставлялись в глубинку и отличались высокой стоимостью. Даже когда надобность в самостоятельном изготовлении холстов отпала, мастерицы продолжали ткать яркие и нарядные половики. Эти изделия пользовались устойчивым спросом не только среди сельских жителей, но и у горожан[6].
Современные ткацкие станки являются полностью автоматизированными системами. Их конструкция включает три основные группы механизмов: привод и останов, исполнительные системы, а также контроль и автоматизацию технологического процесса. Станки типа СТБ предназначены для производства тканей разнообразного волокнистого состава, включая шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, льняные материалы, а также полотна из химических и смешанных нитей. Широкое распространение данной модели обусловлено её высокой производительностью и надёжностью эксплуатации. Ключевым конструктивным решением, обеспечивающим эти преимущества, является применение малогабаритного металлического прокладчика для введения уточной нити в зев[8].
Технологический процесс формирования ткани на станке представляет собой непрерывный цикл, состоящий из пяти последовательных операций[8]:
- Образование рабочего пространства (зева) путём разведения нитей основы.
- Прокладывание уточной нити через сформированный зев.
- Прибой уточной нити к опушке ткани.
- Подача основы в зону ткачества для создания нового элемента структуры.
- Отвод готового участка ткани из рабочей зоны с одновременным навиванием на товарный валик.
Для реализации технологического цикла станок оснащён следующими основными рабочими органами[8]:
- Зевообразовательный механизм.
- Устройство для введения утка.
- Батанный механизм, осуществляющий прибой утка.
- Товарный регулятор, отвечающий за отвод ткани.
- Регулятор основы, обеспечивающий её подачу и необходимое натяжение.
Литература
- Добровольский В. А. Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани. — Москва—Ленинград—Саратов—Воронеж—Берлин, 1924. — 29 с.
- Левинский И. В. Улучшенный ручной ткацкий станок. — М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1911. — 93 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ткацкий станок (ткацкий стан). Живая нить традиций. Владимирская область. Дата обращения: 13 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Ткацкий стан (кросны). Белгородский государственный музей народной культуры. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Ткацкий станок. Историко-художественный музей. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Ткацкий станок. Большая российская энциклопедия (9 января 2023). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Ткацкий станок — кросны. Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» (25 марта 2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Ткацкий станок (кросна), XX век. МБУК «Музейно-выставочный центр» ЗАТО г. Железногорск Красноярского края.
- ↑ Ткацкий станок. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краеведческий народный музей «Человек и природа» им. Валериана Толстова-Атнарского». Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Проектирование механизмов и узлов автоматического ткацкого станка СТБ2-180 : методические указания по выполнению курсового проекта / сост. А. А. Белов. — Витебск: УО «ВГТУ», 2018. — С. 6—9. — 93 с.
Ссылки
- Инструкция по сборке и заправке ткацких станков «Илья» и «Данила».
- Пневматuческuй ткацкuй станок.
- Складной ткацкий станок с бердышком.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |