Изба
Изба́ (от древнерусского истъба, праславянского *jьstъba, прагерманского *stuba, позднелатинского *extufa — тёплое помещение, баня; на юге России, в Украине и Белоруссии — хата[1]) — традиционное срубное жилище у народов Восточной Европы и Сибири. Срубная техника строительства домов известна в Восточной Европе с первого тысячелетия до нашей эры, то есть со времени появления железного топора[2]. Избы отличаются своими срубными стенами и уникальным архитектурным стилем, где гармонично сочетаются практичность и красота[3]. Внутри изб обычно выделяются определённые секции для проживания, хранения и различных занятий, что связано с образом жизни крестьян. Они отличаются вариантами дизайна: разнообразием форм крыш, размерами и формой окон, а также наличием крыльца, что обусловлено местными климатическими особенностями и специфическими обычаями[4]. С течением времени изба превратилась в символ русского народа, включающий своеобразие его быта, культуры и связь с природой[5][6].
История появления избы
Согласно одной из гипотез, истоки русской избы уходят в древние времена, когда люди строили землянки, первая из которых была найдена на Крымском полуострове, археологи датируют их возникновение эпохой скифов. Другая теория связывает начало русской избы с севера, в районе Бурятии и Монголии, где татаро-монгольские племена традиционно обитали в юртах[7].
Из археологических данных известно, что первые наземные жилища возникли в IX—X веках нашей эры на северных территориях, где земля была прохладной, влажной или болотистой. Эти дома представляли собой однокомнатные строения с клетями и сенями, которые использовались как неотапливаемые пристройки. Для проветривания в стене предусматривалось узкое окошечко, закрываемое деревянным щитком. В таких жилищах все члены семьи и молодой скот жили в едином пространстве[7].
В наземных избах устраивалась печная труба, однако некоторые хозяева предпочитали сохранять курное или черневое укладывание. В дальнем углу комнаты располагалась печь, а в левом углу, напротив входа, находился «красный угол». Над печкой под потолком устраивались полати — лежанка, деревянный настил (нары), — а под ними или рядом стоял ящик-голбец. В некоторых избах имелся подклет, а крыша делалась из дерева или соломы. Окна могли быть оформлены деревянными рамами или же представлять собой простые отверстия в стене. Ставни, поручни крыльца и фронтонные доски часто украшались резьбой[7].
Со временем дома стали расти, появлялись избы-пятистенки, с горницей, отделяемой от основной комнаты дополнительной стеной. На севере рубили и шестистенки, которые состояли из двух срубов, покрытых единой крышей. В них имелся пристрой в виде больших сеней. Крыши оставались двускатными, но уже могли варьироваться по типу формы. Покрытия долгое время оставались земляными, с тесом и соломой, в XI веке стали использовать лемех —- прямые или резные деревянные пластины[7].
В XI веке в южных регионах появились избы-мазанки, когда сруб густо обмазывался глиной. В них уже были достаточно объёмные окна, в богатых семьях их закрывали слюдой или даже стеклом[7].
Наземные постройки были значительно больше подземных. Здесь было светлее, теплее и чище, так как полы выкладывались из дерева[7].
Очаг занимал центральное место в доме славян. Сначала он был изготовлен из камня и глины, а позже стали строить закрытые очаги из тех же материалов. Ранние печи не были пригодны для готовки пищи, особенно если они были чернокоповыми. Некоторое время хлеб перепекали в специальных нежилых помещениях, где стояла хлебная печь. Со временем очаги претерпели изменения, получив трубу и отверстие для варки и приготовления пищи. Размеры печи увеличивались, и в итоге на ней начали устраивать спальные места — полати[7].
На протяжении столетий сложились уникальные обычаи славянского народа в строительстве жилья. Избы возводили совместно членами семьи, в основном для собственных нужд, и каждая из них несла в себе оттенок тепла и нежности. Славяне верили, что создание дома, уважающего древние правила и договоров с земными и деревенскими духами, обеспечит его защиту от врагов, неблагоприятных погодных условий и болезней[7].
Строительство избы
Традиции строительства жилья были особенно священны для древних славян. При создании землянок, полуземлянок и начиная с X века наземных изб, они осторожно выбирали строительные материалы и никогда не меняли местоположение очага. Это позволило археологам впоследствии легко отличать славянские жилища от жилья соседних народов. Для создания сруба древние русские предпочитали сосну и лиственницу. Между стенами вставляли мох, который выполнял роль дополнительной влагозащиты и естественного дезинфицирующего средства. Считалось, что у славян существовал культ деревьев, поэтому после рубки деревьев они обращались к их душам с просьбой о прощении и посещали баню, чтобы омыться от совершённых грехов. В древности, перед тем как приступить к строительству, древесину оставляли в покое, чтобы, как полагали славянские предки, из неё ушли злые силы. Крепостные конструкции формировались медленно, с помощью топора. Первые жилища славян представляли собой землянки и полуземлянки. Для их возведения в земле проделывалась квадратная яма, глубиной в полтора метра для землянок и один метр для полуземлянок. Затем на местах будущих стен устанавливался сруб или балки, зарытые в землю и скрепленные с помощью плах. Пол был из глины, к входу вела лестница из той же глины или дерева. Крыша имела двускатный характер. На балки из ели накладывался тёс, после чего покрывался толстым слоем соломы, и вся структура, включая стены полуземлянок, была укрыта плотным слоем земли. Такие дома отличались теплом, но имели и свои недостатки: в дождливую погоду возникали проблемы с водостоком, а дым от топки печи выходил только через открытый вход, так как в подземных жилищах отсутствовали окна. Позднее было введено окно или, точнее, запасной выход под потолком. Строительные традиции у славян сложились на протяжении многих веков. Строительство избы осуществлялось семейной общиной исключительно для собственных нужд, что придавало каждой избы особенную атмосферу тепла и уюта. Славяне верили, что согласование строительства с духами природы и деревьев обеспечит жилище защиту от врагов, непогоды и болезней[8].
Традиционная русская изба, возведённая в соответствии со всеми правилами без использования пилы и гвоздей, изготовленная из качественного леса, могла прослужить не менее ста лет. Обычно для строительства жилищ использовалась сосна, иногда ель, а в Сибири часто применялась лиственница. Для постройки выбирали участки леса, где произрастали прямые, смолистые и крупные деревья, подходящие для использования в строительстве. Деревья, находящиеся на краю леса, не использовались из-за недостатка смолы, что приводило к быстрой гнили[8].
Время заготовки леса
Рубили лес обычно зимой, «покамест дерево спит», и пока его можно вывезти из бора на санях. Ствол для брёвен подбирали толщиной в 35—44 см в поперечнике. До весны брёвна хранили в деревнях сложенными в «костры», затем с них снимали оттаявшую кору стругами или скобелями — дугообразным лезвием с двумя ручками. Начало рубки избы, как правило, всегда совпадало с Великим постом[8].
Пилы нашим предкам были известны ещё с X века, но при рубке избы орудовали только топорами. В отличие от пилы, топор не разрывает древесные волокна и не открывает их для влаги, а только сминает и «запечатывает» торцы брёвен. Гвозди также совсем не использовались, а соединялось всё с помощью деревянных шипов и костылей, а также вырубок (чаш) и пазов[8].
Сруб
Сруб — основная часть избы, четырёхугольная конструкция из скреплённых, или, как говорят в народе, «связанных» между собой брёвен. Каждый ряд называется «венец»[8]. Срубы различаются по типу соединения брёвен.
- «В обло» или «в чашу» — самый распространённый способ, когда венцы плотно прилегают друг к другу за счёт продольных пазов — «желобов», а сами брёвна соединяются с помощью полукруглых вырубок — «чаш». Каждый последующий ствол укладывается в желоб и чашу, которые вырубались либо сверху бревна, либо снизу, но на некотором удалении от торца. Таким образом, концы брёвен выходили за пределы стены в «остаток» — примерно на 30 см или даже в целый локоть — 45 см. Это не был бессмысленный перерасход древесины — выступающие части брёвен надёжно защищали углы и стены избы от дождя и ветра.
- «В охряпку» — то же самое, что в «обло», только брёвна соединялись не «в чашу», а за счёт прямоугольных вырубок сверху и снизу.
- «В лапу» — при таком скреплении венцы также плотно прилегали друг к другу, но вытесанные концы брёвен не выходили в «остаток» за пределы сруба, а крепились друг другу под прямым углом. Такой способ на Руси вошёл в обиход в XIX веке.
- «В режь» — обычно такая рубка применялась для хозяйственных сооружений, когда брёвна в срубе укладывались не плотно, а с зазорами для проветривания помещения. Они могли не скрепляться вовсе по всей длине, а связываться только в углах.
- «В столб» — брёвна связывались с помощью вертикального столба на углах сруба.
- «В иглу» — связка брёвен с торцами разного диаметра с укладкой попеременно — «комлем» (толстой частью ствола) в одну сторону, потом в другую.
- «В погон» — в зазоры между толстыми брёвнами вставлялись тонкие.
Между венцами прокладывали мох, а щели конопатили льняной паклей. С внешней стороны избы брёвна оставались круглыми, но изнутри — «выскабливались в лас», то есть обтесывались до гладкой поверхности[8].
В основном строили дома в виде прямоугольника — четверика, из которого получался одноэтажный дом с четырьмя стенами. Восьмиугольные сооружения строили для храмов или для богатых людей. В таком случае строились дома с несколькими этажами, где к восьмерику присоединялся четверик. Двери устанавливали как можно ниже, а окна, наоборот, располагали выше, чтобы сохранить тепло внутри помещения[8].
Крыльцо
Особое внимание уделяли архитектуре крыльца. Оно было тщательно продумано, при строительстве использовались художественный вкус, долговечные традиции и изобретательность. Крыльцо служило связующим звеном между избой и улицей, открываясь перед всеми гостями и прохожими. По обычаю вечерами на крыльце собирались все члены семьи и соседи, где они пели песни и танцевали[9].
Сени
Сени, как отдельное помещение, строились с целью разделения жилой зоны от улицы и сохранения тепла в доме. Для разграничения сеней и отапливаемой зоны устанавливался высокий порог, предотвращающий проникновение холодного воздуха в помещение. Кроме того, сени использовались для хранения вещей и продуктов питания[9].
Крыша
В древности крышу покрывали берестой, на которую укладывали дёрн корнями вверх. Однако чаще всего использовали снопы соломы, которые прикрепляли жердями, лили дранки — тонкие осиновые досочки, напоминающие чешуйку. Таким образом, крыша состояла из нескольких слоев. Зажиточный крестьянин мог себе позволить тёс — доски без сучков, которые обычно укладывали в два слоя с «подтеском»[8].
Внутреннее убранство
В традиционной русской избе была лишь одна комната, разделенная на несколько функциональных частей. Характерная особенность избы — включение всех деталей интерьера (лавок, полок, полатей, красного угла) в конструкцию сруба («неподвижный наряд»)[2]. Планировка интерьера зависела от расположения печи, занимавшей до четверти внутреннего пространства избы. На важность печи как основного признака избы указывает само происхождение слова «изба» от «истопка». Первоначально печь в славянском жилище складывалась из камня; в XII-XIII веках каменная печь («каменка») сохраняется в Северо-Западной Руси; в Верхнем Поднепровье, по Западной Двине и Оке распространяется глинобитная печь. К XVII веку формируется тип многофункциональной глинобитной или кирпичной «русской печи». У древних славян печь ставилась в противоположном от входа углу; с середины X века в Поднепровье и Новгородчине, затем и в других районах стали ставить печь рядом со входом, что, по-видимому, указывает на появление окон и нового символического центра избы — красного угла. Этот тип планировки лёг в основу северо-среднерусского и западного (украинско-белорусского) типов избы[2].
Северо-среднерусский тип планировки избы был распространён в Поволжье, Приуралье и у старожилов Сибири. Изба в данных регионах выходила фасадом на улицу. В фасадной стене прорубали три окна, первоначально — «волоковые», в половину двух соседних венцов, закрывавшиеся деревянной задвижкой («волоком»); центральное окно располагалось ближе к потолку и служило для выхода дыма («дымоволок»). С XVII века центральное, а затем и все 3 окна стали делать «косящатыми» — высотой в 3-4 венца: среднее называлось «красным», ближнее к красному углу (парадному углу с иконами и столом), расположенное напротив печи (в «бабьем куту») — «судным» (от слова «посуда»). В окна вставляли массивные колоды с оконной рамой; рамы были не распашными, а подъёмными или крепились в окне наглухо. С распространением пилы появились окна современного типа с распашными ставнями. Первоначально рамы затягивались бычьим или рыбьим пузырём, в богатых домах — слюдой (основным источником её был север «Московии», отсюда одно из её названий — «мусковит»). С XIV века в городах (Новгороде, Москве) появились окна из стекла. Первоначально оконное стекло уступало слюде в прозрачности и только в XVIII веке получило широкое распространение, в основном, в городах[2].
Русская печь
Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но ещё на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, её размещали в основной зоне, справа или слева от входа[9].
С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Из дома никогда не выносили мусор, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье[9].
Печной угол
Печной угол или как его ещё называют «бабий кут» — это важное пространство, которое было отделено занавеской, иногда деревянной перегородкой. Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали там жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз[9][3].
В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины[9].
Мужской угол (коник)
Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ[9].
В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал[9].
Красный угол
Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники. Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда ставили свежеиспечённый хлеб, большой стол и традиционно принимали пищу[9][3].
Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления[9].
Примечания
- ↑ Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения). — М., 1956. — С. 3—458, 767—785.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Смирницкая Е. В. ИЗБА // Большая российская энциклопедия. Том 10.. — М., 2008. — С. 736—738.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Красилова Л. А. Русская изба — традиции и современность // Вестник ИрГТУ/ iPolytech Journal : журнал. — 2011. — № 7 (54). — С. 49—55.
- ↑ Раппопорт, П. А. Древнерусское жилище [Текст]. Свод археологических источников АН СССР. Ин-т археологии. Археология СССР / под общ. ред. акад. Б. А. Рыбакова. — Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1975. — 179 с.
- ↑ Беловинский Л.В. Реконструкция прошлого и методические аспекты изучения культуры музейными средствами. — Московский педагогический государственный университет, 2019. — С. 208—213.
- ↑ Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. — Л.: Наука : Ленинградское отделение, 1983. — 191 с.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Крылов Т. А. Откуда есть пошла русская изба? // История и современность. : журнал. — 2017. — № 1. — С. 151—157.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Теремова Р. М., Гаврилова В. Л., Игошина О. А., Киселёва М. С., Максимова О. В. Познаём русскую культуру: Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. — 315 с.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 9,9 Русская изба. История создания и внутреннее убранство .
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |