Синология
Наука | |
Синология | |
---|---|
Китаеведение, китаистика | |
Тема | гуманитарная наука |
Предмет изучения | история Китая, филология, экономика, политика, культура, этнология и этнография Китая |
Период зарождения | XVI век |
Синоло́гия (от позднелатинского Sina — Китай), или китаеведение, китаи́стика, — совокупность наук о Китае[1]. Синология включает в себя историю, филологию, экономику, политику, культуру, этнологию и этнография Китая с древних времён до наших дней[2].
Термин
В самом Китае для науки о прошлом этой страны используются термины 汉学 (пиньинь hànxué) или 国学 (пиньинь guóxué, который можно перевести как «наука о родине». Первый термин чаще используется в исследованиях истории и культуры ханьского этноса, второй — других национальностей, живущих на территории современного Китая.
Термин синология в наши дни является устаревшим. В СССР использовали (затем в России) обозначение этой науки словами «Китаеведение» или «Китаистика».
Учёные, изучающий комплекс наук о Китае, именуются китаеведами или китаистами. В XIX веке синологи иногда именовались «хинезистами» (заимствование из немецкого языка).
История
Синология как отдельное направление в науке возникла в конце XVI веке. Основали её европейские миссионеры, которые начали приезжать в Китай для проповеди христианства. Первыми этой деятельностью в Китае занялись монахи ордена иезуитов. Хотя ещё в 1275 году до Китая добрался венецианский купец и путешественник Марко Поло, который впоследствии написал «Книгу о разнообразии мира».
Первыми синологами стали иезуиты, итальянцы Микеле Руджери (проповедовавший в Макао и Гуандуне с 1579 по 1588) и Матео Ричи (проповедовал в Китае с 1582 по 1610). Последний написал книгу в 1615 году под названием "De Christiana expeditione apud Sinas" (О христианских экспедициях в Китай) в латинском переводе Николя Триго.
В следующем веке уже несколько десятков миссионеров-иезуитов, вернувшись в Европу, начали публиковать свои работы по языку, культуре, истории и географии Китая. Например, иезуит Михаил Боим в 1643 году приехал в Китай в качестве миссионера вместе с девятью молодыми иезуитами. Вернувшись на родину он опубликовал 25 книг по ботанике (опубликовал альбом «Flora Sinensis» — «Флора Китая»), зоологии, медицины, переводы Несторианской стелы и Конфуция, а также катехизм на китайском языке. Также в этих трудах есть этнографические зарисовки тех мест, где он побывал.
В XVII—XVIII веках центром синологии стал Париж, так как именно монахи-иезуиты из Франции занимали в то время многие должности при дворце императора Китая.
В 1715 году в Пекине была основана Русская духовная миссия[3]. Сотрудники миссии Иларион Россохин и А. Л. Леонтьев позже опубликовали несколько важных переводов, в основном, с маньчжурского языка. Но в целом научные исследования русских миссионеров в то время были малоизвестны. И попытки начать преподавание китайского языка в России оказалась безуспешной.
В 1736 году вышла в свет книга Жан-Батиста Дюальда «Описание Китайской империи». Под его руководством также была издана многотомная серия исследований, проведенных его коллегами в Китае. Интересы первых монахов-синологов были очень разнообразными. Они касались древней истории Китая, языка, переводов китайских произведений на латынь, музыковедения, а также прикладных аспектов (например, технологии изготовления фарфора).
К XIX веку практически все синологи были из духовенства. Светская синология зародилась во Франции в начале XIX веке в качестве академической филологической дисциплины. После 1860-х годов Франция установила дипломатические отношения с Китаем, это послужило толчком для дальнейшего развития синологии.
В то время развивалась и российская синология усилиями сотрудников из русской Духовной миссии[4]. Впоследствии эти сотрудники преподавали синологию в Казанском университете[5]. Основоположниками российского китаеведения являются отец Иакинф (Бичурин) и отец Палладий (Кафаров), архимандрит Аввакум и светский сотрудник миссии В. П. Васильев. Отец Палладий и Васильев стали основателями научной дисциплины «буддология», также они создали принцип фонетической передачи китайского языка и издали первые словари и хрестоматии. В 1835 году в Кяхте (на территории современной Бурятии) было основано первое училище, где начали преподавать китайский язык. В 1855 году центром отечественного востоковедения стал Санкт-Петербург, где в университете был открыт восточный факультет.
В середине XIX веке западные державы начали экспансию в Китае. Поэтому для синологов стало изучение культурно-идеологических традиций, в частности, литературно-поэтическое наследие Китая, здесь западные учёные видели «ключ» к пониманию китайского общества и «загадочного» восточного менталитета.
Во второй половине XIX веке основываются национальные синологические школы и научные центры в европейских странах (в том числе в России), а также в США. Одновременно с академической наукой развивалась и миссионерская синология, однако монахи теперь в основном сосредотачивали своё внимание на вероучениях и изучении религии и этнографии.
Современное состояние
В ХХ веке происходит расширение предмета исследования китаистики. Кроме традиционного изучения древних памятников распространяются активные исследования современного Китая.
Особое значение уделяли востоковедению и китаеведению в частности в СССР. В 1929 году был образован Институт востоковедения[6]. Ведущим советским китаистом в то время стал академик Василий Алексеев, написавший докторскую диссертацию ещё до Октябрьской революции. За свою карьеру он написал около 260 научных работ[1].
Большой вклад в дело изучения Китая внесли академик Николай Конрад (1891—1970), Б. Васильев (1898—1937) и Юлиан Щуцкий (1897—1938)[1]. В 1937—1939 годах многие китаисты были репрессированы. После 1945 года советское китаеведение, по идеологическому заказу, больше занималось изучением китайских восстаний, историей Компартии Китая. При этом продолжались и традиционные исследования в области филологии, философии. Ухудшение советско-китайских отношений в 1950-х годах осложнило научную работу советских китаистов.
В настоящее время главными центрами китаеведения являются Институт востоковедения, Институт стран Азии и Африки при МГУ, Институт Дальнего Востока, Восточный факультет Санкт-Петербургского университета.
В 1990-х годах во всём мире резко повысился интерес к Китаю, в том числе и в России[7]. В российских вузах начали открывать факультеты и отделения по преподаванию китайского языка. Во многих средних школах, особенно на российском Дальнем Востоке, ученики изучают китайский язык.
После Второй мировой войны начинается новый этап китаеведения, создаются самостоятельные направления исследований, такие, как: даология, исследование архаического Китая, исследование связей Китая и Европы в новое время, история китайской литературной и эстетической мысли, религиоведение Китая.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 КИТАИ́СТИКА . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ Китаистика // БРЭ. Т.14. М.,2009.
- ↑ Россия и Восток. Становление отечественного китаеведения. Часть первая . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ Китаеведение в России в середине XIX в.: по материалам собрания и архива К.А. Скачкова из фондов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ Отечественное китаеведение во второй половине XIX в.: сферы применения знаний .
- ↑ Становление и развитие китаеведения в Институте востоковедения РАН . Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ А.В. Ломанов «Камень с чужой горы»: российское китаеведение в китайском зеркале . Дата обращения: 19 мая 2024.