Разговоры о важном

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Разговоры о важном. «Классный марафон»

Разгово́ры о ва́жном — программа курса внеурочной деятельности, разработанная в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) с 2022 года для основного, начального и среднего общего образования[1]. Он направлен на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и на выполнение планируемых результатов программ образования. Программа предоставляет единство обязательных требований ФГОС как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Это особая форма общения учителей и учеников в образовательной системе России, направленная на обсуждение значимых социальных, культурных и моральных тем. Эти уроки проводятся в учебных заведениях с целью формирования у учащихся гражданской позиции, социальной ответственности, осознания и понимания важных аспектов жизни общества. С 5 сентября 2022 года это занятие проводится первым уроком в понедельник, непосредственно после линейки, гимна и поднятия флага России[2][3]. Программа может быть внедрена в образовательный процесс для учащихся 1 — 2 классов, 3 — 4 классов, 5 — 7 классов, 8 — 9 классов и 10 —11 классов в течение одного учебного года. В сумме вся программа состоит из 34 или 35 учебных часов[4].

По официальным заявлениям, основная цель данного предмета заключается в укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитании патриотизма среди школьников. Лекции, видео, презентации для внеурочных занятий разрабатываются Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, что обеспечивает единство методических подходов и содержание образовательного процесса в рамках данного направления[2][3]. Все материалы для педагогов размещены к началу учебного года на портале «Единое содержание», в разделе «Внеурочная деятельность»[3][5][6].

История создания

Александр Харичев, начальник Управления президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета[7], акцентировал внимание на том, что основная цель инициативы «Разговоры о важном» заключается в формировании у школьников ценностных ориентиров. К числу этих ориентиров относятся созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Для достижения данной цели необходимо информировать молодёжь о достижениях России в различных сферах, включая экономику, науку и политику. Также важно развивать у учащихся навыки коммуникации и межличностных отношений, а также способствовать их физическому и гармоничному развитию[8].

Программа Разговоры о важном

Нормативно-правовая основа рабочей программы курса «Разговоры о важном» состоит из нескольких важных документов: Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 № 03-1190 "О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» и других документов[4][9][10].

Задача учителя заключается в формировании у учащихся ценностного отношения к Родине, к любому человеку, к планете Земля и экологическим проблемам, к животным и природе, к любым знаниям в любой области, к многонациональной культуре России, к мировой культуре, бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, а также в сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей. При подготовке к учебному занятию педагог должен тщательно ознакомиться со сценарием и методическими рекомендациями. Важно обратить внимание на три ключевые структурные составляющие сценария: мотивационную, основную и заключительную части[4].

Мотивационная часть занятия направлена на представление обучающимся темы и формулирование обоснования для её изучения. Данная часть, как правило, начинается с просмотра видеоматериала, который служит введением в содержательную часть занятия и позволяет учащимся оценить представленный материал[4].

Основная часть занятия строится на сочетании различных видов деятельности обучающихся. Она включает в себя интеллектуальную активность (работу с предоставленной информацией), коммуникативные навыки (беседы и обсуждение видеоролика), практические задания (выполнение разнообразных заданий), игровые элементы (дидактические и ролевые игры) и творческие аспекты (обсуждение гипотетических ситуаций и художественное творчество)[4].

В заключительной части занятия подводятся итоги, что позволяет обобщить полученные знания и оценить результаты учебной деятельности. Планируемые результаты освоения курса состоят из личностных, межпредметных и предметных результатов[4].

Личностные результаты

Личностные результаты в образовательном процессе могут быть достигнуты посредством вовлечения учащихся в совместную, увлекательную и разнообразную деятельность, способствующую раскрытию их потенциала. Это предполагает использование различных форм работы, создание доброжелательной и поддерживающей атмосферы на занятиях, а также насыщение учебного процесса ценностным содержанием[4].

Метапредметные результаты

В области овладения познавательными универсальными учебными действиями учащиеся развивают навыки сравнения объектов, устанавливая основания для сравнения и аналогии. Они определяют существенные признаки для классификации объектов, классифицируют их, а также выявляют закономерности и противоречия в фактах и наблюдениях, следуя алгоритмам, предложенным педагогами. Учащиеся обучаются выявлять недостаток информации для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе наблюдений. Они также определяют разрыв между реальным и желаемым состоянием объектов, формулируя выводы и подкрепляя их доказательствами. Прогнозирование возможного развития процессов и выбор источников информации являются важными аспектами их обучения. Учащиеся учатся различать достоверную и недостоверную информацию, соблюдая правила информационной безопасности, и анализировать различные виды информации в соответствии с учебными задачами[4].

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями учащиеся воспринимают и формулируют суждения, выражая эмоции в соответствии с условиями общения. Они проявляют уважение к собеседникам, соблюдают правила диалога и дискуссии, аргументированно высказывая свои мнения. Учащиеся учатся строить речевые высказывания, создавать устные и письменные тексты, а также готовить публичные выступления с иллюстративным материалом. Они принимают цели совместной деятельности, распределяют роли и обсуждают результаты работы, проявляя готовность к сотрудничеству и ответственности[4].

В области овладения регулятивными универсальными учебными действиями учащиеся планируют действия для решения учебных задач, выстраивают последовательность действий и анализируют причины успеха или неудач. Они корректируют свои действия для преодоления ошибок, что способствует более эффективному обучению[4].

Предметные результаты

В рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены предметные результаты, которые учитывают особенности содержания различных предметных областей, к которым относится тематика курса[4].

Уроки курса играют важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения в России, содействуя формированию активных, ответственных и сознательных граждан[4]. Информация о проекте «Разговоры о важном», записи мероприятий освещаются в социальных сетях Telegram и ВКонтакте и на канале RUTUBE[11].

Результаты исследования, посвящённого готовности старшеклассников к диалогу с учителем по вопросам традиционных российских ценностей, выявили высокий уровень этой готовности, который коррелирует с интересом учащихся к учебным занятиям, новизной обсуждаемых тем, а также с положительными эмоциями, возникающими в процессе обучения. Однако 41 % респондентов не имели возможности активно участвовать в данном диалоге[12].

Также было установлено, что оценка результативности занятий зависит от региональных и гендерных различий, а также от успехов учащихся в учёбе. Важно отметить, что городские школьники проявляют более критический подход по сравнению с их сверстниками из сельских школ[12].

Старшеклассники связывают повышение эффективности своей диалоговой деятельности с личностными и профессиональными качествами учителя, а также с откровенностью самого диалога. Для того чтобы традиционные российские ценности стали для них осознанными и личностно значимыми, учащимся необходимы доверительные и дружеские отношения с учителем, его поддержка в решении значимых для них вопросов и готовность вовлекать их в процесс диалога[12].

Полученные результаты исследования могут способствовать развитию курса «Разговоры о важном», а разработанный инструментарий для системной обратной связи с учащимися может быть взят в рамках образовательных нововведений на всех уровнях общего образования[12].

2024/2025 учебный год Темы для уроков

Создатели программы предлагают педагогам следующие темы для уроков:

Примечания

  1. ФГОС. Национальная ассоциация развития образования и науки. Дата обращения: 27 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Разговоры о важном. Институт стратегии развития образования. Дата обращения: 26 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Агранович М. Сергей Кравцов рассказал, какими будут уроки в рамках проекта "Разговоры о важном". ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (20 июня 2022). Дата обращения: 26 августа 2024.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование). — М.,: ФГБНУ Институт стратегии развития образования, 2024. — 128 с.
  5. 5,0 5,1 Рабочие программы. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования".. Дата обращения: 26 августа 2024.
  6. 6,0 6,1 Одно из занятий "Разговоров о важном" в сентябре посвятят юбилею ТАСС. ТАСС (21 августа 2024). Дата обращения: 27 августа 2024.
  7. Харичев, Александр Дмитриевич. ТАСС. Дата обращения: 27 августа 2024.
  8. Программа уроков «Разговоры о важном» предполагает 34 занятия в учебном году. Министерство просвещения Российской Федерации (20 июня 2022). Дата обращения: 26 августа 2024.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Президент России (9 ноября 2022). Дата обращения: 27 августа 2024.
  10. Письмо от 15 августа 2022 года N 03-1190 О направлении методических рекомендаций. Министерство просвещения Российской Федерации. Дата обращения: 27 августа 2024.
  11. Академия Минпросвещения России. Академия Минпросвещения России. Дата обращения: 27 августа 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Афанасьева Т. П., Елкина И. М., Логвинова И. М., Молодых Е. Н. «Разговоры о важном»: что думают старшеклассники о диалоге с учителем о традиционных российских ценностях? // Отечественная и зарубежная педагогика : журнал. — 2023. — Март (т. 1, № 3). — С. 7—28.

Ссылки