Осёл и Соловей
Осёл и Соловей | |
---|---|
Осёл и Соловей | |
Жанр | басня |
Автор | Иван Андреевич Крылов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1811 |
Дата первой публикации | 1811 |
Осёл и Соловéй — басня Ивана Крылова. Написана в 1811 году и опубликована на заседании литературного кружка «Беседа любителей русского слова»[1]. Одно из наиболее известных произведений великого русского баснописца[2]. Басня Ивана Крылова «Осёл и Соловей» имеет в своей основе подлинную историю. В ней автор излил всю горечь, которая осталась после встречи с одним напыщенным вельможей[3].
История создания
Произведение Крылов написал в 1811 году. Его основой считается подлинная история из биографии знаменитого баснописца. Об этом случае поведал русский литературовед и педагог Владислав Кеневич. О талантливом авторе узнал некий вельможа. Он позвал Крылова почитать свои басни. Писатель сделал это с превеликим удовольствием. Но знатная особа весьма сдержанно поблагодарила автора и спросила, почему он не занимается переводами. Это сравнение задело автора за живое. После того, как Крылов возвратился домой, у него возникла идея написать басню. Он хотел описать проблему несправедливой критики, которая убивает мотивацию создавать творческие произведения. Все печали автор выразил в произведении «Осёл и соловей». Творческая направленность басни - реализм. С помощью эзопова языка Крылову удаётся описать проблемы, образы, ситуации, характерные для действительной жизни. В басне отсутствует завязка, автор сразу переходит к развитию действия[2].
Сюжет
Басня повествует о том, что Осёл узнал о талантливом певце и решил послушать Соловья, чтобы составить о нём свое мнение. Во время пения птицу слушали все окружающие. Пастух оставил все дела и подарил пастушке свою улыбку. Пение птички повергло всех в лирическое настроение. При этом Осёл выступил с критикой Соловья и порекомендовал ему поучиться у Петуха. После такого отзыва об искусстве Соловей улетел. При этом автор сделал вывод: «Избави, бог, и нас от этаких судей».
Текст басни
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави Бог и нас от этаких судей.
Художественные средства
В басне использованы следующие средства выразительности[4]:
- гипербола — «за тридевять полей»
- олицетворение — Пожалуй, ни одна басня не обходится без иносказаний. И «Осёл и Соловей» — не исключение.
- однородные члены — «защелкал», «засвистал», «тянул», «переливался», «ослабел», «отдавался», «рассыпался».
- анафора — «то ослабевал… то мелкой дробью… рассыпался».
- метафора — «птичек хоры», «отдавался свирелью», «являть искусство», «уставясь лбом».
- эпитет — «бедный соловей», «великий мастерище», «томная свирель».
- риторический вопрос — «Велико ль подлинно твое уменье?».
- инверсия — «нежно он ослабевал», «внимало все тогда», «пастух им любовался», «незнаком ты».
Критика
Алексей Степанович Павлов отмечает, что русский баснописец выделяет пороки, присущие обществу. Основное внимание уделяется недостаткам. Критик считает, что насмешка над пороками является классическим элементом литературы. Наиболее значительным пороком он называет беспочвенную самоуверенность.
Георгий Владимирович Дорофеев рассматривает произведение Крылова с педагогической точки зрения. Критик осуждает как суеверия, так и чрезмерный педантизм. Он акцентирует внимание на том, что Крылов прежде всего выражает именно эту позицию. Вторым явлением, которое подвергается насмешке в басне, является, безусловно, невежество. Мракобесы не ценят искусство и науку, занимаются злословием, выносят суждения без достаточных знаний и активно вмешиваются в дела, где это неуместно. Решение данной проблемы заключается в просвещении умов масс. Стоит отметить, что и сам Крылов комментирует своё произведение в аналогичном ключе. Лишь невежественные люди высказываются без причины, в то время как мудрый человек осознает важность молчания. Владислав Кеневич также отметил, что русский автор создал это произведение, вдохновившись реальным случаем, который произошёл с ним однажды.
Дмитрий Иванович Тихомирова считал:
Крылов, прежде всего, критикует невежественность, губительную умственную темноту. Автор показывает, как иногда бывает страшна человеческая глупость. Невежды и глупцы часто принимают на себя роль судей. Однако такая «переквалификация» вызывает лишь смех. Грубость и чувственное мракобесие, которые расцениваются носителями этих качеств как достоинство, – вот, о чём пишет Крылов.
Экранизация
- Мультфильм «В мире басен» Андрея Хржановского 1973 года, который создан по мотивам трёх басен «Любопытный», «Осёл и Соловей», «Кукушка и Петух».
Памятник
- Памятник И. А. Крылову на Патриарших прудах в Москве. Вблизи статуи расположены скульптурные композиции посвященные двенадцати известным басням, в том числе басне «Осёл и Соловей». Точный адрес: г. Москва, ул. Малая Бронная, 34, сквер.
- Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Пьедестал трёхметровой скульптуры украшен бронзовыми фигурами из басен, в том числе Ослом и Соловьём. Скульптор Пётр Клодт. Точный адрес: город Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, Летний сад.
Примечания
- ↑ Степанов Н. Л. Комментарии: И. А. Крылов. Осел и Соловей // И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1945—1946. — Т. 3. — С. 431—432.
- ↑ 2,0 2,1 Анализ басни Крылова Осёл и соловей – смысл и история создания произведения . Media соль (25 февраля 2023). Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Соловьи в поэзии. Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и соловей» . Курский Краеведческий Музей. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Носёнок Б. «Осёл и Соловей»: о сути и смыслах басни Крылова . Реальные книги. Дата обращения: 8 августа 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |