Операция «Бюффель»

Материал из «Знание.Вики»
Операция «Бюффель»
Ржевско-Вяземская операция (1943)
Основной конфликт: Великая Отечественная война: Ржевская битва
Дата 130 марта 1943
Место Ржев, СССР
Итог Неопределенный: войска гитлеровской Германии избежали окружения и выровняли фронт, войска РККА заняли значительную территорию
Противники

Флаг СССР СССР

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Германия

Командующие

Флаг СССР В. Д. Соколовский
Флаг СССР М. А. Пуркаев

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Г. фон Клюге
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой В. Модель

Силы сторон

876 000 человек[1]

неизвестно

Потери

38 862 безвозвр.,
99 715 санитарные,
всего 138 577 [1]

4 и 9 армии в период 1.3–31.3.1943:
3 450 убито,
10 891 ранено,
926 проп. без вести
, всего 15 267 [2]

Внешние изображения
Операция «Бюффель», демонтаж техники, февраль 1943
Операция «Бюффель», противотанковый дивизион на марше, март 1943

Операция «Бюффель» (нем. Büffel — буйвол, также «Бюффельбевегунг» — Движение буйвола и «Бюффельштеллюнг» — Позиция буйвола) (1—30 марта 1943 года) — операция германских войск во Второй мировой войне по эвакуации 9-й и части 4-й армии из Ржевского выступа. Составная часть Ржевской битвы в Великой Отечественной войне.

В советской[3][4] и в современной российской историографии[5] операция по освобождению Ржевского выступа называется Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция (1943).

Предыстория

Ржев был захвачен немецкими войсками в конце октября 1941 года в ходе генерального наступления на Москву. В результате двух контрнаступлений к осени 1942 года наши войска отбросили немцев обратно под Ржев, но освободить город так и не удалось. Образовалась двухсоткилометровая линия фронта вокруг Ржевско-Вяземского плацдарма, названная немецким командованием «ржевский мешок».

Уникальное положение Ржева (прямые дороги на Москву и Берлин) определили судьбу города в 1941-1943 годах: город — линия фронта. Опасаясь повторения «Сталинградского котла», в феврале 1943 года немецкое командование разработало операцию планомерного отступления с целью выхода из «ржевского мешка» и выравнивания линии фронта.

Эта операция получила название «Бюффель» («Буйвол»). Ее создателем был командующий группой армий «Центр» генерал-полковник Модель. При разработке операции он руководствовался изречением Гитлера: «Немцы добровольно не отдают того, что ими завоевано». Предписано было сжигать все дома, взрывать каменные постройки, уничтожать вообще все, что может быть полезно противнику. Подчиненные Моделю части на пути отступления уничтожали все населенные пункты, а жителей угоняли[6].

Подготовка немецкой стороны к операции

Немцам надо было оборудовать новую линию обороны, подготовить для отступления отдельные оборонительные позиции. Новый оборонительный рубеж строили между Велижем и Кировым. В этой области срочно возводили основные пехотные, артиллерийские и противотанковые позиции, расчищались пути подхода и зоны обстрела. В конце подготовительного периода каждая дивизия отправила группу связи под началом одного из старших офицеров связи и саперов для проверки выделенного ей участка. В каждой дивизии создали небольшие рабочие партии[7].

Эти партии должны были всё проверить и взять на себя ответственность за новую линию обороны:

—Очистить армейский район более чем на 100 км в глубину;

—Для облегчения эвакуации войск и вооружения построить новую 200 км автомобильную дорогу и 600 км дорогу для саней и гужевого транспорта.

—Эвакуировать военную технику. В частности, артиллерийские орудия, которые нельзя было вывезти с помощью гужевого и автотранспорта, доставляли на новый рубеж обороны по железной дороге. Кроме того, у населения изымались все запасы продовольствия.

—Было приказано свернуть, чтобы не досталось противнику, 1000 км железнодорожного пути и 1300 км проводов, а также дополнительно проложить 450 км кабельных линий. Кроме того, минированию и ликвидации подлежали военные и гражданские объекты.

—Свернуть 1000 км железнодорожного пути и 1300 км проводов, проложить 450 км кабельных линий.

—Отвести за новую линию обороны 60 000 гражданских лиц.

Военные преступления

Операция «Бюффель» отмечена особой жестокостью отступающих войск к населению: немецкий командующий 9-й армии генерал-фельдмаршал В. Модель по итогам именно этой операции был объявлен военным преступником[8].

Вальтер Модель в ходе операции приказал эвакуировать всё мужское население Ржевского выступа призывного возраста, конфисковать все запасы продовольствия, отравить колодцы и сжечь дотла многие деревни. Карательные акции в эти дни проходили особенно бесчеловечно. Перед началом отступления началась масштабная противопартизанская операция, превратившаяся в резню местного населения. Уже во время операции варварские убийства мирных жителей продолжались. Так, 8 марта была уничтожена деревня Колодезки со всеми её жителями[9]. Тогда же почти полностью истреблено население в соседних деревнях Дорофеево, Долженки, Замыцкое. Двухнедельная зачистка районов проводилась частями СС, и коллобарционистами — они уничтожили около 4000 человек[10].

Ход боевых действий

6 февраля издаётся директива №30043, согласно которой в новой весенней операции следует уничтожить этот Ржевский выступ, уже больше года являющийся плацдармом немцев, для возможного броска к Москве. 18 и 23 февраля разведчики Калининского и Западного фронтов, доносили о подготовительных работах в немецком тылу и подтягивании тяжелой артиллерии к дорогам и минировании укреплений. На некоторых участках движение немцев в тыл замечают уже 10-15 февраля. Показания пленных говорят о том, что среди немецких солдат распространяется информация об отходе в связи тяжелым поражением под Сталинградом и не имением резервов для отражения нового наступления, с целью сокращения линии фронта и высвобождения войск. Несмотря на эту информацию, советское командование, не отреагировало своевременно на отвод немецких войск. С 20 февраля становится понятно, что 9-я полевая и 4-я танковая армии начали отход, но советское командование не начинает преследование.

1 марта согласно плану в 19 часов немецкие войска отошли из Ржева. В городе остался только арьергард. Он покинул город вечером 2 марта, предварительно взорвав мост через Волгу. Х. Гросман утверждает в своей книге о том, что этот взрыв пожелал услышать лично А.Гитлер, в своей ставке, для чего был протянут прямой провод к группе проводников[11]. К 5 марта немецкие войска достигли рубежа Сычёвка-Белый, где продержавшись два дня, отошли. 10 марта оставлен Белый, 12 марта - Вязьма.

Официально директива о начале преследования немцев издаётся 2 марта. 3 марта Красная Армия без боя вошёл в Ржев. Разведка выясняет что «фриц удрал» не только из Ржева, но и то что противника нет гораздо западнее, вплоть до самого Оленино. При занятии Ржева обнаружилось, что оставшиеся жители города (примерно 200 человек) были заперты в Покровской церкви, а подходы к ней были густо заминированы. Саперы в буквальном смысле спасли жителей. Сводка Совинформбюро сообщает об этих событиях так:

«Несколько дней назад наши войска, начали решительный штурм города Ржева. Немцы давно уже превратили город и подступы к нему в сильно укрепленный район. Сегодня 3 марта, после длительного и ожесточенного боя наши войска овладели Ржевом»[12]

Преследование осложнялось тем, что немецкие войска отходили «перекатами», задерживаясь на промежуточных позициях. Перекаты составляли 40-45 км, для дивизий. Сами дивизии отводили свои полки в темпе 20-25 км. Расстреляв все запасы снарядов и мин, они снимались и отходили к следующему рубежу. Между промежуточными позициями было около 10-12 км. На некоторых промежуточных рубежах в системе обороны были использованы старые советские доты, незаконченные в 1941 году. На рубеже возле Днепра также немцы воспользовались старыми советскими траншеями и проволочными заграждениями. Обилие минных полей, разрушенные коммуникации, в сумме с немецким арьергардами, на первоклассных позициях, привели к крайне низким темпам продвижения советскими войсками, всего 6-7 километров в сутки.

К 14 марта основная часть немецких войск была выведена на позицию Бюффель. Несмотря на начавшуюся оттепель и замедлившиеся темпы движения, немецким войскам удалось отразить попытки 1-го и 5-го танковых корпусов Красной Армии окружить их в районе Спас-Деменска и Ельни[11].

В полосе наступления немцы заминировали все дороги и разрушили все мосты и мостики. На дороге Москва — Минск была разрушена насыпь дороги, проходившей по болотистой местности. Ставка требовала не выдавливания противника, а применять обхваты и обходы с целью не допустить отвода войск. К 22 марта 17 дивизий 9-й армии отошли к рубежу Духовщины — Дорогобуж — Спас-Деменск. Здесь «к услугам обороняющихся» были разветвленная сеть траншей в полный профиль, оборудованные ходы сообщений, бронеколпаки и большое количество дзотов, сплошные проволочные заграждения и обширные минные поля. 22 марта к этой линии обороны вышли советские войска. Во всех армиях отмечается отставание тылов, артиллерии, ухудшение снабжения боеприпасами и продовольствием. Нехватка транспортных средств и людей. Полки наступающих советских армий имели в составе не более 150 человек. Например: 42-я гвардейская стрелковая дивизия 31- й армии имела всего 3432 человека. При этом пополнение было незначительным, вся 33-я армия в течении месяца боев (с 1 марта по 1 апреля) получила всего 587 человек. Зато у противника наблюдалась прямо противоположная картина. Сила арьергардов выросла, увеличилась мощь артиллерии. Советские войска были вынуждены перейти к обороне. 24 марта встали в оборону армии Калининского фронта. Войска Западного фронта, перегруппировываясь, до конца месяца пытались прорвать немецкую оборону, но понеся ощутимые потери, начиная с 1-2 апреля также переходят к обороне. Фронт на этом участке стабилизировался до августа 1943 года. Официально датой окончания «Бюффель» считается 30 марта. В советских документах эти бои названы «Ржевско-Вяземской наступательной операцией», окончанием которой считается 31 марта[11].

Итоги

Немецкое командование решило поставленные задачи. Войска были успешно отведены на заранее подготовленные позиции. Вермахт потерял более 15 тыс. человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Для использования на других направлениях были освобождены: 1 штаб армии, 4 корпусных штаба, 15 пехотных, 2 моторизованные, 3 танковые и 1 кавалерийскую дивизию СС[13]. У Гитлера и ОКХ появилась возможность использовать эти силы для проведения крупной наступательной операции, с целью перехвата стратегической инициативы.

Были ликвидирован Ржевский выступ, который представлял опасность для Москвы. Линия фронта была сокращена с 530 до 200 км. Советские войска освободили Ржев, Сычевку, Гжатск, Белый, Вязьму. Вермахт был отодвинут от советской столицы на 100—120 км. В то же время в попытках сорвать планомерный отход немецких войск и в сражениях с немецкими частями прикрытия Красная Армия понесла большие потери: 38 862 человек — безвозвратные, 99 715 — санитарные, всего — 138 577 человек[1]. Однако советское командование, как и немецкое, смогло вывести часть своих сил в резерв[7].

В современной российской военной науке ход операции оценивается весьма критически:

Ржевско-Вяземская операция характерна низкими темпами наступления войск, действия которых свелись к фронтальному продвижению вслед за отходившим противником. Это обусловлено тем, что советское командование, зная заблаговременно о подготовке отвода немецких войск, при планировании и организации операции не приняло должных мер по смелому массированию сил и средств для создания сильных ударных группировок с обеих сторон основания выступа, чтобы встречными ударами перехватить пути отхода вражеских соединений и не допустить занятия ими подготовленного рубежа. Командиры тактического звена не проявили должной инициативы и настойчивости для выхода в тыл противника

Военная энциклопедия. — М., Военное издательство, 2003. — Том 7: «Прод» — «Таджикистан». — С. 232.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил: Статистическое исследование. / Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. М.: Олма-Пресс, 2001.. Дата обращения: 22 мая 2010. Архивировано 5 мая 2008 года.
  2. 1943 Архивировано 25 мая 2013 года.
  3. Ржевско-Вяземская операция 1943 // Радиоконтроль — Тачанка / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1980. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 7).
  4. Ржевско-Вяземская операция 1943 // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — 832 с. — 500 000 экз.
  5. Военная энциклопедия. — М., Военное издательство, 2003. — Том 7: «Прод» — «Таджикистан». — С. 231—232.
  6. Ржевская наступательная операция
  7. 7,0 7,1 Операция «Бюффель». К 70-летию завершения Ржевской битвы
  8. «Великая война. Ржев». Документальный фильм ОРТ. 2010 год
  9. С. Ньютон. «Пожарник» Гитлера — фельдмаршал Модель (Неизвестные войны) / Пер. с англ. — М.: ACT, 2007. — 507.
  10. 30 марта 1943 года. Шёл 647 день Великой Отечественной войны
  11. 11,0 11,1 11,2 Операция вермахта «Бюффель»
  12. Оперативная сводка Совинформбюро от 3 мая 1943
  13. 8-я кавалерийская дивизия СС «Флориан Гайер» была выведена в резерв 20 февраля 1943 года.

Источники

  • Х. Гроссман. Ржев — краеугольный камень Восточного фронта. — Ржев: «Ржевская правда», 1996. — 155 с. — ISBN 5-88058-003-2
  • В. Хаупт. Сражения группы армий «Центр». Взгляд офицера вермахта (Сражения ВОВ). — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 352 с. — ISBN 5-699-16986-5
  • С. Ньютон. «Пожарник» Гитлера — фельдмаршал Модель (Неизвестные войны). — М.: ACT, 2007. — 507 с. — ISBN 5-17-040914-1
  • С. А. Герасимова. Военные действия в районе Ржевско-Вяземского выступа в январе 1942 — марте 1943 гг.: Ржевская битва … — Тверь: ТвГУ, 2002. — (Диссертация на соискание учёной степени к.и.н., защищена в мае 2002 в ТвГУ).
  • Л. Сорина, А. Кондратьев, П. Каринцев, Н. Смирнов, Е. Ожогин. Ржевская битва 1941—1943 гг. / / История Ржева. — Ржев: 2000. — С. 149—222.
  • Ю. Н. Лубченков. 100 великих сражений Второй мировой. — М.: Вече, 2008. — ISBN 978-5-9533-3382-5.
  • Д. Е. Комаров. «Здесь нам противостояли наиболее сильная из группировок противника …» // Военно-исторический журнал. — 2004. — № 4. — С. 6—9.
  • Б. Н. Петров. Конец Ржевско-Вяземского выступа. // Военно-исторический архив. — 2008. — № 4. — С. 162—167.