Барвенково-Лозовская операция

Материал из «Знание.Вики»
Барвенковско-Лозовская операция
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Дата 18 января — конец марта 1942
Место Харьковская область, УССР
Причина Желание советского военного командования нанести поражение Германии весной 1942 г.
Итог Ограниченный тактический успех РККА
Противники

 СССР

 Нацистская Германия

Командующие

С. К. Тимошенко, Р. Я. Малиновский
Ф. Я. Костенко
И. Х. Баграмян

Вальтер фон Рейхенау
Федор фон Бок

Потери

Юго-Западный (6-я и 38-я армии), Южный (9-я, 12-я, 37-я и 57-я армии) фронты потеряли:
Безвозвратно: 11095
Санитарные потери: 29786
Общие потери: 40881[1]

На основании 10-дневных донесений о собственных потерях немцы потеряли (6А, 17А, 1ТА) за 10-31.01.42:
Убито: 1050
Пленные/пропало без вести: 217
Санитарные потери: 3575
Общие потери: 4842 [2]

Барве́нковско-Лозовска́я опера́ция (18 января — конец марта 1942 года:329[3][a]) — наступательная операция РККА на начальном этапе Великой Отечественной войны. Наступление велось силами двух фронтов в условиях суровой зимы (на илл.). Ценой больших потерь удалось достичь ограниченного тактического успеха: был создан т. н. барвенковский выступ, послуживший плацдармом для майского наступления на Харьков.

Накануне

Успешная оборона Москвы и переход в контрнаступление вызвали в начале 1942 года завышенные ожидания в успехах на фронтах даже у Ставки Верховного Главнокомандования во главе со Сталиным. В Ставке планировали начать наступление по всей линии фронта — от Ленинграда до Черного моря. В реализации этих планов первой операцией стала Барвенковско-Лозовская[4].

Замысел операции

Замысел Барвенково-Лозовской операции сводился к тому, чтобы ударом войск смежных крыльев Юго-Западного и Южного фронтов прорвать оборону противника на стыке 6-й и 17-й армий между Балаклеей и Артемовском и, развивая наступление в общем направлении за Запорожье, одновременно выйти в тыл донбасско-таганрогской группировки противника, прижать её основные силы к побережью Азовского моря и отрезать ей пути отхода на запад. Одновременно имелось в виду частью сил левого крыла Юго-Западного фронта нанести удар в общем направлении на Красноград с целью обеспечения операции с севера и с перспективой последующего овладения Харьковом с юга[5].

Силы сторон

СССР

Юго-Западное направление. Командующий — С. К. Тимошенко в составе:

  • Поддержку с воздуха обеспечивали основные силы ВВС обоих фронтов.

Германия

Соотношение сил

Войска 6-й армии Юго-Западного фронта имели полуторное превосходство над противостоящими войсками 6-й армии вермахта в живой силе и танках, но уступали в артиллерии в 3 раза. На правом участке прорыва войска 57-й армии (Д.И.Рябышев) Южного фронта создали над противостоящими немецкими 257-й (Закс) и 298-й (Зелер) пехотными дивизиями 7-кратное превосходство в живой силе, 8-кратное — в миномётах, 2,5-кратное — в орудиях и 2-кратное — в ручных пулемётах, однако значительно уступали противнику в станковых пулемётах.

Войска 37-й и 12-й армий Южного фронта, де-факто, уступали противостоящей им немецкой группе Шведлера в живой силе и вооружении. Так, 37-я армия имела превосходство над противником по винтовкам – 7:1, по орудиям – 4:1, по миномётам – 2,3:1, по пулемётам – 2:1. На главном направлении удара (от рубежа Славянск – Нырково на Дружковку) соотношение в пользу «тридцать семёрки» было ещё более мощным. Однако, 2/3 всей артиллерии было выведено на позиции с крайне ограниченным числом боеприпасов, что скажется на характере и темпе наступления армии уже в первые дни операции. В целом, противник превосходил войска Южного и левого крыла Юго-Западного фронтов в пехоте и танках — в 1,3 раза, в орудиях и миномётах — в 2,6 раз[6][7].

Ход операции

18 января перешли в наступление войска смежных флангов Юго-Западного и Южного фронтов на участке Балаклея, Славянск. За 4 дня операции 6-я и 57-я армии продвинулись на направлениях своих главных ударов до 25 км. Противник упорно удерживал районы Балаклеи и Славянска, не допуская расширения прорыва в стороны флангов. На чугуевском и краматорском направлениях войска 37-й и 38-й армий лишь вклинились в оборону противника, но продвинуться дальше не смогли. Неудачным было также наступление войск 12-й армии на красноармейском направлении. С началом операции немецко-фашистское командование стало спешно перебрасывать в район прорыва резервы из Харькова, Днепропетровска и Донбасса, пытаясь контратаками локализовать прорыв советских войск. Учитывая сложившуюся обстановку, главнокомандующий Юго-Западного направлением Маршал Советского Союза С.К.Тимошенко решил ввести в действие фронтовые резервы и ускорить темпы наступления. Решение главкома было утверждено Ставкой. Одновременно она ставила задачу перерезать основные коммуникации главной группировки противника в районе Славянска, после чего одной группой войск захватить плацдарм на западном берегу Днепра, а другой — двинуться на юг с целью захвата района западного Мариуполя или западного Мелитополя. Для выполнения этой задачи Ставка ВГК дополнительно выделяла (к 1 февраля) в распоряжение главкома 315 танков, 4 стрелковых бригады и 2 авиационных полка самолётов Пе-2. В войсках была усилена партийно-политическая работа. Политработники частей и соединений, армий и фронтовых объединений находились в боевых порядках войск, личным примером вдохновляли воинов. Развивая наступление, войска Южного фронта 23 янвваря освободили Барвенково. 26 января была введена в сражение 9-я армия в стыке между 57-й и 37-й армиями. 27 января занята Лозовая и перерезана железная дорога Харьков — Лозовая, советские войска продвинулись на линию 30 км южнее Барвенково. В последующем, до 31 января, усилия обеих сторон переместились в стороны флангов, где боевые действия приняли затяжной характер. При освобождении Барвенково особо отличились части 5-го кавалерийского корпуса под командованием генерал-майора А.А.Гречко, которые, разгромив вражеский гарнизон в Барвенково, захватили большие трофеи, в т.ч. 261 автомашину и 160 вагонов с военным имуществом[8].

Первые дни февраля бушевали снежные бури, которые заставили войска группы армий «Юг» и двух советских фронтов отказаться от крупномасштабных атак на позиции друг друга. Однако после улучшения погоды, начиная с 7 февраля противники начали наступательные действия на ключевых для каждой из сторон направлениях. Советские войска атаковали с двух сторон Славянск, но все атаки были отбиты. Одновременно группа Маккензена наступала в северном направлении. По мере стабилизации ситуации командование группы армий «Юг» стало переходить от временных «групп» к традиционным способам управления. Уже 9 февраля 11-й корпус был выведен из подчинения группы Маккензена. В последующие дни в дневнике командующего группой армий «Юг» фон Бока рефреном звучат слова о «сильных», «проводившихся крупными силами» наступлениях советских войск к западу от Славянска.

Бои с целью захвата ключевых узлов коммуникаций велись также в полосе Юго-Западного фронта. С 13 февраля 1942 года 6-й кавалерийский корпус К.С.Москаленко был выведен в резерв. Однако 18 февраля немецкий 11-й армейский корпус вышел на подступы к Лозовой. Возникший здесь кризис командование фронта было вынуждено парировать контрударом 6-го кавалерийского корпуса и 270-й стрелковой дивизии. С 20 февраля до начала марта корпус К.С.Москаленко вёл боевые действия в районе Лозовой, заняв в итоге фронт шириной 30—35 км к западу от города[5].

Группа фон Маккензена постепенно оттесняла войска 57-й армии от основной коммуникации войск в Донбассе. Деревни к югу от дороги Лозовая — Славянск по нескольку раз переходили из рук в руки. С 18 февраля в «группу фон Маккензена» стала прибывать после пешего марша и перевозки по железной дороге 1-я горно-егерская дивизия. 25 февраля началась подготовка к намеченному на 1 марта продолжению нашего наступления. 1-я горная дивизия была выдвинута между группами Хубе и Коллермана, которые были подчинены ей.

В марте наступательный порыв обеих сторон исчерпал себя. Суровая и снежная зима должна была рано или поздно закончиться. 24 марта началось таяние снега, а вместе с ним на фронт пришел период весенней распутицы. Март и апрель начиная с весны 1942 года стали традиционным временем оперативной паузы, когда и вермахт, и Красная Армия восстанавливались после зимней кампании и вели интенсивную подготовку к летним наступлениям[5].

Итоги

По результатам двухнедельных наряженных боев советским войскам удалось прорвать оборону противника на фронте протяженностью 100 километров, продвинуться в западном и юго-западном направлениях на 90-100 км и захватить обширный оперативный плацдарм на правом берегу Северского Донца, с которого они могли наносить удары во фланг и тыл харьковской и донбасской группировкам противника. Образовался так называемый Барвенковский выступ[4]

Однако разгромить, как ставилась задача, немецкую 17-ю полевую армию Германа Гота советским войскам не удалось. Как отмечалось впоследствии, соединения Красной Армии действовали недостаточно решительно, не приняли своевременных мер по расширению прорыва на флангах. Это позволило противнику подтянуть резервы и организовать упорную оборону. Советские кавалерийские корпуса имели недостаточную поддержку танками и артиллерией[9]. Дала о себе знать и слабая организация взаимодействия между фронтами, армиями и родами войск. 31 января операция была окончена. Потери Красной Армии составили около 40 тысяч бойцов, вермахта — по советским данным около 25 тысяч (по немецким отчетам — 4,8 тысячи человек).

Несмотря на то, что противнику удалось, понеся сравнительно небольшие потери, стабилизировать ситуацию, в советской историографии считалось, что благодаря Барвенковско-Лозовской операции немецкое командование не смогло перебросить с южного участка советско-германского фронта подкрепления к Москве, где советские войска успешно вели контрнаступление[4].

Примечания

Комментарии

  1. В советской историографии было принято считать концом наступления 31 января. Однако бои на «барвенковском выступе» не прекращались до начала весенней распутицы. Таяние снегов началось 24 марта[3].

Сноски

Литература

Ссылки