Одесская наступательная операция

Материал из «Знание.Вики»
Одесская наступательная операция
Основной конфликт: Днепровско-Карпатская операция
Файл:Освобожденная Одесса.jpg
Дата 26 марта14 апреля 1944
Место Украинская ССР
Итог победа СССР, перемещение линии фронта в Бессарабии на левый берег Днестра
Противники

Флаг СССР СССР

Flag of Germany 1933.svg Германия
Flag of Romania.svg Королевство Румыния

Командующие

Флаг СССР Р. Я. Малиновский
Флаг СССР Ф. С. Октябрьский

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Эвальд фон Клейст
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Фердинанд Шёрнер

Силы сторон

336 900 человек[1]
435 танков и самоходных артиллерийских орудий
минометов 12 678
436 самолетов

350 000 человек
160 танков и самоходных артиллерийских орудий
минометов 3200
550 самолетов

Потери

Данные не известны

26 800 убитыми
10680 раненными
ок. 11 000 пленными
443 танка и штурм.орудия
952 артиллерийских орудия

Одесская наступательная операция 1944 года — военная операция войск 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Р. Я. Малиновского (при содействии сил Черноморского флота под командованием адмирала Ф. С. Октябрьского), проходившая в марте — апреле 1944 года в рамках Днепровско-Карпатской стратегической наступательной операции (24 декабря 1943 — 17 апреля 1944 года).

Обстановка перед операцией

Одесской операции предшествовала Березнеговато-Снигирёвская операция (6-18 марта 1944 г.). В ходе неё войска 3-го Украинского фронта нанесли поражение силам немецкой 6-й армии. Девять немецких дивизий было разгромлено. Как отметила советская газета «Правда», второй состав 6-й армии повторил судьбу первой 6-й армии, которая была уничтожена под Сталинградом. Поэтому немецкое командование 12 марта было вынуждено отвести все силы 6-й армии на рубеж реки Южный Буг. Части 17-го и 44-го немецких армейских корпусов, неся большие потери сумели прорваться за Южный Буг и в направлении Николаева. Однако в районе Березнеговатое, Снигиревка часть немецкой группировки была ликвидирована. Советские войска 13 марта освободили Херсон. 15 марта были освобождены от гитлеровцев Березнеговатое и Снигиревка. Немцы к 16 марта потеряли более 50 тыс. человек убитыми и пленными, более 2,2 тыс. орудий и минометов, 274 танка и много другого вооружения и техники[2].

24 марта войска 37-й армии вышли к Южному Бугу и освободили город Вознесенск, заняв важный плацдарм. В полосе 46-й армии частям 394-й стрелковой дивизии удалось форсировать Южный Буг. 19 марта советские войска захватили важный опорный пункт противника в Андреевке-Эрделева. В яростных боях советские воины отстояли и расширили плацдарм. Однако форсировать Южный Буг с ходу всему фронту не удалось. Немецкое командование в районе Николаева сосредоточило значительную группировку и смогло создать устойчивую оборону.

В целом, армии Родиона Яковлевича Малиновского продвинулись на 140 км. От немцев и румын были освобождены значительные территории Правобережной Украины между реками Ингулец и Южный Буг. 3-й Украинский фронт смог занять выгодное положение для дальнейшего наступления на одесском направлении. Советские армии нанесли врагу тяжелое поражение и, освободив междуречье Ингульца и Южного Буга, захватив плацдармы на правом берегу Южного Буга, создали условия для удара по николаевско-одесской группировке вермахта и наступления в направлении нижнего течения Днестра.[2]

Планы сторон

Ещё в ходе Березнеговато-Снигиревской операции Ставка ВГК уточнила задачу 3-го Украинского фронта. 11 марта Сталин поставил задачу преследовать войска противника, форсировать Южный Буг, освободить Николаев, Тирасполь и Одессу, выйти на р. Прут и северный берег р. Дунай на государственную границу Советского Союза с Румынией.

План Одесской операции разработали командующий фронтом Родион Малиновский и представитель Ставки маршал Александр Василевский. 19 марта 1944 года они представили Сталину свой доклад, в котором попросили оказать поддержку фронту танками, артиллерийскими тягачами и истребительной авиацией, а также ускорить прибытие пополнений, необходимых для восполнения потерь, понесенных армиями в ходе Березнеговато-Снигирёвской операции. В этот же день план операции был утверждён[3].

Сталин пообещал помочь танками и тягачами, но с пополнениями было сложнее. Как отмечал Василевский, погодные условия в начале операции были негативными. Дожди окончательно вывели из строя и так плохие грунтовые дороги. Боеприпасы, горючее и всё необходимые войскам материалы можно было подвозить только с помощью тракторов и вездеходов. Поэтому наступление фронта отложили до 26 марта.

3-й Украинский фронт должен был нанести удар силами семи общевойсковых армий: 57-я армия под командованием Николая Гагена, 37-я армия Михаила Шарохина, 46-я армия Василия Глаголева, 8-я гвардейская армия Василия Чуйкова, 6-я армия Ивана Шлёмина, 5-я ударная армия Вячеслава Цветаева и 28-я армия Алексея Гречкина. В состав фронта также входил 4-й гвардейский механизированный корпус под началом Трофима Танасчишина (31 марта погиб, корпус возглавил Владимир Жданов), 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус Иссы Плиева и 23-й танковый корпус Алексея Ахманова. 4-й гвардейский механизированный корпус и 4-й гвардейский казачий кавкорпус входили в состав конно-механизированной группы под общим командованием генерала И. А. Плиева[3].

Всего группировка советских войск к началу операции насчитывала около 470 тыс. солдат и командиров, более 12,6 тыс. орудий и минометов, 435 танков и САУ и 436 самолетов. Советские войска значительно (почти в 4 раза) превосходили противника в артиллерии, имели преимущество в танках (2,7 раза), людях (1,3 раза), но уступали в самолетах (в 1,3 раза).

Силы сторон

Поддерживали войска фронта самолеты 17-й воздушной армии под началом Владимира Судеца, а также морская авиация и корабли Черноморского флота адмирала Филиппа Октябрьского. Части морской пехоты были привлечены для освобождения приморских городов и портов. Кроме того, армии левого крыла 2-го Украинского фронта принимали участие в разгроме немецких войск между Южным Бугом и Днестром[3].

57-я и 37-я армии Гагена и Шарохина должны были наступать в общем направлении на Тирасполь. Конно-механизированная группа Плиева, 46-я армия Глаголева, 8-я гвардейская армия Чуйкова и 23-й танковый корпус Ахманова должны были наступать в общем направлении на станцию Раздельная, в обход Одессы с северо-западного направления. 6-я армия Шлёмина, 5-я ударная армия Цветаева и 28-я армия Гречкина наступали на Николаев и Одессу.

Советским войскам противостояли силы немецкой 6-й и румынской 3-й армий группы армий «А» (с 5 апреля «Южная Украина»). Левому крылу 2-го Украинского фронта также противостояли войска 8-й армии. Командовал группой армий генерал-фельдмаршал Эвальд фон Клейст (с 1 апреля генерал-полковник Фердинанд Шёрнер). С воздуха немецкие войска поддерживал авиакорпус 4-го воздушного флота.

Группа армий «А», несмотря на тяжелые потери в прошлой операции, по-прежнему имела значительные силы. Немецко-румынская группировка имела 16 немецких и 4 румынских дивизий, 8 бригад штурмовых орудий и другие соединения. Всего группа армий насчитывала около 350 тыс. солдат, 3,2 тыс. орудий и минометов, 160 танков и штурмовых орудий и 550 самолетов (включая 150 румынских самолетов).

Немецкие войска имели довольно развитую систему обороны. Основной защитный рубеж на реке Южный Буг начали возводить ещё летом 1943 года. К строительству привлекали местных жителей. В оперативной глубине немцы подготовили вспомогательные оборонительные линии на реках Тилигул, Большой Куяльник, Малый Куяльник и Днестр. Особенно хорошо были укреплены подходы к Одессе. Город считался «крепостью фюрера». Кроме того, сильными опорными пунктами была Берёзовка и Николаев. Немецкая оборона опиралась на значительное число серьёзных водных преград, которые мешали наступающим войскам[3].

Ход боевых действий

Форсирование Южного Буга и освобождение Николаева

В ночь на 26 марта войска правого фланга и центра 3-го Украинского фронта приступили к форсированию реки Южный Буг, пытаясь прорвать оборону противника на правом берегу. Однако из-за сильного сопротивления противника и недостатка переправочных средств, в течение дня советские войска успеха не добились. Тогда советское командование перенесло основную тяжесть удара на ранее захваченные плацдармы в районах Константиновки и Вознесенска. Армии Гагена и Шарохина, преодолевая сопротивление противника, который создал у плацдармов серьёзную оборону, к концу 28 марта расширили прорыв до 45 км по фронту и от 4 до 25 км в глубину

Малиновский, оценив успех правофланговых армий, решил перебросить в полосу наступления 57-й и 37-й армий конно-механизированную группу Плиева и 23-й танковый корпус Ахманова. Эти корпуса первоначально располагались в полосе 46-й армии, севернее Новой Одессы. Конно-механизированная группа получила задачу наступать на Раздельную, а 23-й танковый корпус — на Тирасполь[4].

Левофланговые армии и морская пехота в первый день операции начали штурм Николаева. Отважно действовал десант из состава 384-го отдельного батальона морской пехоты и 1-го гвардейского укрепленного района 28-й армии. В ночь на 26 марта отряд численностью в 67 человек под командованием старшего лейтенанта К.Ф. Ольшанского на семи рыбачьих лодках вышел из села Богоявленск и, пройдя 15 км вверх по Южному Бугу, в 5 часов утра высадился в Николаевском порту. В течение двух суток десантники отбили 18 контратак, уничтожив до 700 вражеских солдат и офицеров. Но сами десантники потеряли 55 человек. Ценой своей жизни они способствовали освобождению Николаева. Части 61-й гвардейской и 24-й стрелковых дивизий 6-й армии и 130-й стрелковой дивизии 5-й ударной армии в ночь на 28 марта форсировали реку Ингул и также ворвались в Николаев. Одновременно с юга на город на помощь десантникам наступали части 28-й армии.

Совместными усилиями войск 6-й, 5-й ударной и 28-й армий «при содействии отрядов контр-адмирала Белоусова и майора Катанова», как отмечалось в докладе Генерального штаба Ставке ВГК, советские войска 28 марта освободили город Николаев[4].

Освобождение Одессы

30 марта на левом крыле фронта войсками 28-й армии с помощью морского десанта был освобожден Очаков и развернуто наступление на Одессу. 4 апреля 37-я армия и конно-механизированная группа овладели железнодорожным узлом Раздельная и перерезали последнюю железнодорожную ветку, связывавшую между собой войска противника. Подводные лодки и торпедные катера Черноморского флота вели активные действия на вражеских коммуникациях, срывая эвакуацию немецко-фашистских войск. Было потоплено свыше 30 вражеских судов[5].

По данным разведки и показаниям пленных было установлено, что на подступах к городу существует четыре рубежа обороны: по западному берегу Тилигульского лимана; по западному берегу Аджалыкского лимана; по западному берегу Большого Аджалыкского лимана; городской обвод. Несмотря на наличие ряда трудностей и ожесточенное сопротивление врага, бойцы 86-й и 109-й гвардейских дивизий 10-го гвардейского корпуса 5-й армии захватили плацдарм на западном берегу Тилигульского лимана. Четыре дня продолжались кровопролитные бои. Гвардейцы, отстояв плацдарм, и вскоре развернули наступление. 37-й стрелковый корпус наступал в направлении Коблево, Кошары, Тишковка. Успешно форсировав Аджалыкский лиман, части РККА устремились к третьему рубежу, возведенному противником. 6 апреля велись ожесточенные бои силами 10-го и 37-го корпусов за высоты севернее Свердлово. В течение дня 5-я армия вышла на рубеж Ропатьево – Мещанка – восточный берег Аджалыкского лимана. В этот день конно-механизированная группа 3-го Украинского фронта овладела ж/д станцией Раздельная, однако противник нанес сильный контрудар и завязалась ожесточенная схватка. 6-я армия вышла на рубеж Парфентьевка, Кордон[5].

В ходе боев у Раздельной противник потерял до 580 солдат и офицеров убитыми и ранеными, в плен попало 310 человек. К 10 часам населенные пункты Гильдендорф и Фонтанка были освобождены. В ночь с 8 на 9 апреля 108-я и 416-я дивизии овладели хутором Шевченко. 248-я стрелковая дивизия продолжала наступать вдоль ж/д на юг – в сторону станции Сортировочная. 86-я гвардейская и 320-я стрелковая дивизии 10-го гв. корпуса овладели Александровкой, а вскоре была освобождена Крыжановка.

В течение дня командующий 5-й Ударной армией генерал-лейтенант В.Д. Цветаев, командующий 17-й воздушной армией генерал-полковник С.А. Судец и руководитель оперативной группы Черноморского пароходства капитан И.П. Письменный договорились с выходом стрелковых войск к северной окраине города начать одновременно штурм Одессы с суши, воздуха и моря.

Противник готовился к боям внутри города: в районе Лузановки были построены блиндажи, на перекрестках улиц и площадях города – долговременные огневые точки. Однако командование не желало лишних разрушений в городе, поэтому применение артиллерии на завершающем этапе проведения Одесской операции было весьма ограниченным. Стремясь задержать продвижение наших войск, противник взорвал дамбу в районе Лузановки и вода затопила прилегающую к станции местность. Командир 248-й дивизии полковник Н.З. Галай вызвал авиацию. В 14 часов наступление было продолжено. Справа от 248-й дивизии действовала 108-я гвардейская стрелковая и 416-я стрелковая дивизии; левее 248-й дивизии наступление вели дивизии 10-го стрелкового корпуса. К 19 часам соединения армии прорвали последний оборонительный рубеж на перешейке между Куяльницким лиманом и Черным морем и подошли к окраинам Одессы[5]. В 20 часов начался штурм города. Авиация нанесла удар по вражеским судам в акватории порта, сорвав, таким образом, эвакуацию значительной части вражеского контингента морем. В ночь на 10 апреля войска 8-й гвардейской, 6-й и 5-й ударной армий при содействии партизан после короткой артиллерийской подготовки атаковали противника в Одессе. Войска 8-й гвардейской армии ворвались в западную часть города, а соединения 6-й и 5-й ударных армий теснили врага с севера и северо-запада. Первыми в пределы города ворвались части 416, 320, 248 и 86-й гвардейской стрелковых дивизий. Бои шли за каждый квартал, продолжались всю ночь и утро 10 апреля. К 10 часам утра 10 апреля Одесса была полностью освобождена советскими войсками[5].

Итоги операции

Операция завершилась полной победой Красной Армии. Войска 3-го Украинского фронта при поддержке левого фланга 2-го Украинского фронта и Черноморского флота нанесли поражение немецкой 6-й и 3-й румынской армиям. Немецкие войска потеряли более 38 тыс. человек убитыми и пленными. Было захвачено более 950 орудий, около 100 складов с боеприпасами и продовольствием, а также большое количество другого имущества и техники[3].

Советские войска продвинулись до 180 км и освободили от немецко-румынских войск Николаевскую и Одесскую области. Также освободили большую часть Молдавии. Многие части и соединения, которые отличились в операции, были награждены орденами. 42 части получили почётные наименования («Николаевские», «Раздельненские», «Одесские» и «Очаковская»). В то же время войскам 3-го Украинского фронта не удалось окружить и уничтожить большую часть сил немецкой 6-й и 3-й румынской армий, тем удалось отступить на правый берег Днестра и организовать на этом рубеже устойчивую оборону. Поэтому советские войска не смогли выйти к государственной границе Румынии.

Возвращение Николаева и Одессы позволило Черноморскому флоту восстановить свои базы в северо-западной части бассейна Черного моря и перебазировать туда легкие корабли и авиацию. В результате блокады крымской группировки противника серьёзно укрепилась. Крым и так уже был окружен с суши. Захват плацдармов на Днестре создал условия для дальнейшего наступления армий 3-го Украинского фронта. На очереди были оставшаяся часть Молдавии, Румыния и Балканский полуостров[6].

См. также

Примечания

Источники

  • История второй мировой войны. 1939—1945. Т. 8. — М., 1977, с. 93—95
  • Грылев А. Н. Днепр — Карпаты — Крым. — М., 1970
  • Чуйков В. И. От Сталинграда до Берлина". — М.: Воениздат, 1980. — с. 413—421
  • Бессмертная слава. — Одесса, 1975
  • Oдесский Краснознамённый. — Кишинёв, 1985, с. 164—170

Ссылки