Моравско-Остравская наступательная операция

Материал из «Знание.Вики»
Моравско-Остравская наступательная операция
Основной конфликт: Великая Отечественная война,
Вторая мировая война
Ostravská operace.jpg
Дата 10 марта5 мая 1945
Место Чешская Силезия
Итог Победа Красной армии
Противники

Союз Советских Социалистических Республик СССР
Чехословакия Чехословакия

Нацистская Германия Германия

Командующие

Союз Советских Социалистических Республик И. Е. Петров
Союз Советских Социалистических Республик А. И. Ерёменко

Нацистская Германия Ф. Шёрнер
Нацистская Германия Г. Хейнрици
Нацистская Германия В. Неринг

Силы сторон

Около 255 000 человек,
3000 орудий и миномётов крупного калибра,
180 танков и САУ,
408 самолётов[1]

Перед началом операции: 150 000 человек,
1500 орудий и миномётов крупного калибра,
100 танков и штурмовых орудий,
120 самолётов[1]

Потери

Красная Армия потеряла
112 621 человек, из них безвозвратно — 23 964[2]

Свыше 250 тыс. из них 150 тыс. пленными.
4 тыс. орудий,
1570 минометов,
1087 танков и штурм. орудий,
737 самолетов[3]


Моравско-Остравская наступательная операция — наступательная операция Красной Армии против немецких войск во время Великой Отечественной войны. Проводилась с 10 марта по 5 мая 1945 года войсками 4-го Украинского фронта с целью овладения Моравско-Остравским промышленным районом.

Общая обстановка

К середине февраля 1945 года армии 4-го Украинского фронта освободили большую часть Словакии и вышли на рубеж в 30-35 км от г. Моравска-Острава, где были остановлены в результате усилившегося сопротивления врага. Учитывая усталость войск, низкую укомплектованность соединений людьми и отставание тылов, генерал армии И.Е. Петров направил в Ставку Верховного Главнокомандования доклад, в котором предложил ограничить на ближайшее время активные действия и в срок до 8-10 марта подготовить новую наступательную операцию с целью «разбить противостоящего противника и, выйдя на рубеж р. Влтава, овладеть Прагой»[4].

План операции

Главный удар предусматривалось нанести на правом крыле фронта силами 38-й и 1-й гвардейской армий генерал-полковников К.С. Москаленко и А.А. Гречко в направлении Струмень, Оломоуц, Пардубице. Им приказывалось прорвать оборону немецких войск на участке шириной 10-12 км, обойти Моравска-Остраву с юга и в последующем совместно с 5-м гвардейским механизированным корпусом развивать наступление на Прагу. На левом в крыле в широкой 70-километровой полосе была развернута 18-я армия генерал-лейтенанта А.И. Гастиловича. Ее задача заключалась в том, чтобы нанести удар в направлении Ружомберок, Жилина, Кромержиж, втянуть в бои противостоявшие группировки врага и не допустить их маневра в полосы 38-й и 1-й гвардейской армий.

К началу марта в состав фронта входили 22 стрелковые и три горнострелковые дивизии, шесть горнострелковых и четыре пехотные (чехословацкого 1-го армейского корпуса) бригады, четыре отдельные танковые бригады и один отдельный танковый полк, шесть отдельных самоходных артиллерийских полков. Они насчитывали 240 тыс. человек, 3540 орудий и минометов, 537 танков и самоходных артиллерийских установок. Поддержку наземных войск с воздуха осуществляла 8-я воздушная армия генерал-лейтенанта авиации В.Н. Жданова, имевшая более 400 боевых самолетов.

В интервью RT военный историк Юрий Кнутов рассказал:

«Целью советских войск стал Моравско-Остравский промышленный район. Он играл колоссальную роль для военно-промышленного комплекса рейха. На его территории располагались несколько десятков заводов, а также месторождения угля и железной руды. С учётом того, что к этому времени нацисты уже утратили контроль над значительной частью ранее оккупированных ими территорий, Моравско-Остравский район являлся одной из последних внешних опорных баз их промышленности»[5]

Немецкая оборона

Противостоявшая советским войскам армейская группа «Хейнрици», которая с 22 марта была преобразована в 1-ю танковую армию, объединяла до двенадцати дивизий (в том числе одну танковую), 150 тыс. человек, 1500 орудий и минометов, до 100 танков и штурмовых орудий, около 120 самолетов. При этом до 75 % её сил и средств находилось на моравско-остравском направлении, перед правым крылом 4-го Украинского фронта. Немецкие соединения занимали заранее подготовленный, хорошо развитый в инженерном отношении оборонительный рубеж. За ним в оперативной глубине находилась 19-я танковая дивизия, составлявшая резерв армейской группы.

Большие пулемётно-артиллерийские доты, имевшие от 6 до 8 амбразур, представляли собой мощные сооружения с 2,5-метровыми боковыми и 3-метровыми фронтальными стенами. Они были вооружены каждый двумя скорострельными 37-мм пушками, двумя спаренными и четырьмя одиночными пулемётами. В них, помимо казематов, имелись жилые комнаты для гарнизонов, вентиляционное и электрооборудование, водоснабжение, канализация, кладовые, телефонная связь. Вмещали такие доты 80 — 100 человек. Малые доты с гарнизоном от 4 до 6 человек, вооруженных 1-2 станковыми пулемётами, являлись как бы дополнением к большим и имели задачу поддерживать их из глубины.[6].

Силы сторон

СССР

4-й Украинский фронт (командующий генерал армии И. Е. Петров, с 26 марта 1945 генерал армии А. И. Ерёменко, начальник штаба генерал-лейтенант Корженевич Ф. К., со 2 апреля 1945 генерал-полковник Сандалов Л. М.) в составе:

6 апреля 1945 в состав фронта была включена 60-я армия под командованием генерал-полковника Курочкина П. А.

Германия

Армейская группа «Хейнрици» (генерал-полковник Г. Хейнрици), с 22 марта 1-я танковая армия (генерал танковых войск В. Неринг)

Авиационную поддержку сухопутных войск осуществлял 4-й воздушный флот.

К началу операции перед 4-м Украинским фронтом оборонялись: 150 000 человек, 1500 орудий и миномётов крупного калибра, 100 танков и штурмовых орудий, 120 самолётов[1].

Ход боевых действий

10—23 марта

Наступление советских войск началось 10 марта, несмотря на снежную пургу, полностью исключившую применение авиации. Артиллерия вынуждена была вести огонь по площадям, орудия, выделенные для стрельбы прямой наводкой, бездействовали. Из-за этого не удалось подавить большинство огневых точек врага, нарушить его систему огня и управление войсками. В результате к исходу дня соединения 38-й и 1-й гвардейской армий с большим трудом преодолели лишь от двух до пяти километров.

Для укрепления обороны немцы стали перебрасывать дополнительные силы с других участков фронта и предпринимать многочисленные контратаки с использованием пехоты и танков. Только с 12 по 15 марта части 38-й армии отразили 39 контратак. В течение 8 дней соединения 1-й гвардейской и 38-й армий продолжали наносить удары по противнику, но так и не смогли прорвать его оборону. 17 марта наступление пришлось прекратить. Требовалось найти новые пути и способы разгрома противника. Причины неудачи на первом этапе операции были сформулированы в телеграмме, направленной Ставкой, в адрес командования фронта:

Лично Петрову и Мехлису.

Ставка Верховного Главнокомандования считает объяснения генерала армии Петрова от 17.3.1945 г. неубедительными и указывает:
1. Командующий фронтом генерал армии Петров, установив неполную готовность войск фронта к наступлению, обязан был доложить об этом Ставке и просить дополнительное время на подготовку, в чем Ставка не отказала бы. Но генерал армии Петров не позаботился об этом или побоялся доложить прямо о неготовности войск. Член Военного совета фронта генерал-полковник Мехлис сообщил в ЦК ВКП(б) о недочетах в подготовке и организации наступления только после срыва операции, вместо того, чтобы, зная о неполной готовности войск, своевременно предупредить об этом Ставку.
2. Командование фронта и армий не сумело скрыть от противника сосредоточение войск и подготовку к наступлению.
3. Штаб фронта был разбросан, и большая часть его находилась в 130 км от участка наступления. Проявленное в указанных недочётах неумение подготавливать операцию и определило её неуспех. Ставка последний раз предупреждает генерала армии Петрова и указывает ему на его недочёты в руководстве войсками.

17.3.1945 г. 18.30 Ставка Верховного Главнокомандования Сталин Антонов[6]

25 марта генерал армии Петров был отстранен от командования фронтом. По решению Ставки ВГК войска 4-го Украинского фронта возглавил генерал армии Андрей Ерёменко.

24 марта—5 апреля

24 марта наступление было продолжено соединениями ударной группировки, которые продвинулись на запад и овладели важным узлом дорог города Зорау. Немецкое командование в последней декаде марта усилило группировку за счет переброски четырех пехотных, одной танковой, одной моторизованной дивизий и двух боевых групп. Необходимыми силами и средствами для преодоления сопротивления врага объединения правого крыла 4-го Украинского фронта не располагали.

При поддержке артиллерии и авиации войска Москаленко прорвали оборону противника и концу дня вклинились на 7 км в оборонительные порядки немцев. В первый день был взят город Жоры, прикрывавший подступы к Моравска-Остраве с северо-востока.

Германское командование, пытаясь укрепить оборону на угрожаемом участке, в ночь на 25 марта перебросило в район наступление 38-й армии 8-ю и 19-ю танковые дивизии. Однако 25 марта наши войска продолжали успешно наступать и расширили прорыв до 20 км по фронту и до 15 км в глубину. Немцы перебросили новые сильные подкрепления — 715-ю пехотную, 16-ю и 17-ю танковые дивизии. Темпы наступления советских войск упали, только в начале апреля они смогли форсировать Одру и захватить несколько плацдармов.

26 марта Ерёменко активизировал наступление 1-й гвардейской и 18-й армий, чтобы отвлечь противника от направления главного удара. 29 марта после 45-минутной артподготовки армия Гречко начала наступление на Фриштат. Немцы, опираясь на развитую сеть долговременных оборонительных сооружений, продолжали сдерживать натиск наших войск. 5 апреля 38-й и 1-й гвардейской армиям приказали перейти к обороне.

18-я армия Гастиловича, которой приходилось ломать сопротивление врага в трудных условиях горно-лесистой местности, сбивать заслоны и узлы обороны противника в горах, продвигалась медленно. Однако к 5 апрелю войска армии смогли на некоторых направлениях продвинуться на 20 км и взять ряд важных опорных пунктов врага. 1-й Чехословацкий армейский корпус, продолжая движение в долине реки Ваг, преодолел три полосы немецких укреплений и 5 апреля после ожесточенного боя был взят город Ружомберок[7].

Таким образом, к началу апреля 38-я и 1-я гвардейская армии были в 15-20 км от Моравска-Остравы. Левофланговая 18-я армия за это время продвинулась на 70 км, а 1-й Чехословацкий корпус вышел на дальние подступы к городу Жилину. В целом за три недели боевых действий армии 4-го Украинского фронта продвинулись на 50-70 км и добились некоторых успехов на отдельных направлениях. Однако войска фронта не смогли полностью выполнить поставленную задачу, освободить Моравско-Остравский промышленный район. Это было результатом многих причин. Среди них можно выделить сильную немецкую оборону, ошибки советского командования в организации наступления, малочисленность войск, что не позволило создать нужные плотности на направлении главного удара и плохие погодные условия, ограничившие возможности авиации и артиллерии

6 апреля—5 мая

Захваченный вражеский опорный пункт близ Остравы

К 3 апреля был разработан принципиально новый по содержанию замысел дальнейших действий. В соответствии с ним к разгрому противника привлекались два фронта — 4-й и 2-й Украинские. Они должны были нанести удар по сходящимся на Оломоуц направлениям и окружить его группировку в Моравско-Остравском промышленном районе. Для этого 4-му Украинскому фронту передавались 60-я армия генерал-полковника П.А. Курочкина, 31-й танковый корпус, артиллерийская дивизия прорыва и истребительная противотанковая артиллерийская бригада из состава 1-го Украинского фронта.

15 апреля соединения 60, 38-й и 1-й гвардейской армий нанесли удары севернее и северо-западнее Моравска-Остравы. Местность позволяла вести наступление только по отдельным разобщенным направлениям. Немецкие подразделения, занимая опорные пункты на господствующих высотах и по берегам рек, широко используя долговременные огневые точки и инженерные заграждения, сорвали все попытки прорыва обороны советскими войсками с ходу. В результате темпы их продвижения не превысили 1-2 км в сутки. Только 21-22 апреля передовые части 60-й армии овладели г. Опава, а 38-й и 1-й гвардейской армий — вышли к внешнему оборонительному обводу Моравска-Остравы. Их относительный успех был обеспечен 8-й воздушной армией и чехословацкой 1-й смешанной авиационной дивизией, которые за несколько дней совершили около 2600 боевых вылетов.

В последней декаде апреля — начале мая принципиальных изменений в характере боевых действий на правом крыле 4-го Украинского фронта не произошло. Соединения трех армий медленно продвигались в направлении Моравска-Остравы, последовательно отбрасывая врага на юг. Успешнее развивалось наступление на левом крыле. Здесь 18-я армия, преодолев 60 км, овладела важным узлом дорог в Западных Карпатах — г. Жилина. Несмотря на то, что 2-й Украинский фронт задачу по выходу к Оломоуцу так и не выполнил, успех этой армии поставил моравска-остравскую группировку противника под угрозу окружения, и она начала отход. К 5 мая войска 4-го Украинского фронта, освободив Моравску-Остраву, вышли на рубеж Штернберг, Фульнек, Рожнов. В ходе операции они овладели Моравска-Остравским промышленным районом, создали условия для дальнейшего продвижения в центральную часть Чехословакии, нанесли большой урон немецкой 1-й танковой армии[4].

Потери сторон

В ходе операции Красная Армия потеряла 112 621 человек, из них безвозвратно - 23 964. Точных сведений о потерях 1-го Чехословацкого армейского корпуса нет. Известно, что за период с 12 по 30 апреля корпус потерял убитыми и ранеными 1 528 человек[8]. По советским оценкам немецкие войска потеряли свыше 250 тысяч человек, из которых 150 тысяч пленных. Уничтожено и захвачено до 4 000 орудий, 1 570 минометов, 1 087 танков и штурмовых орудий, 737 самолетов[9].

Результаты

По словам военного эксперта Ю. Кнутова, в ходе Моравско-Остравской операции советские войска, несмотря на смещение сроков, всё же смогли решить поставленные перед ними задачи.

«Это была одна из тяжелейших операций завершающего этапа войны. Красная армия натолкнулась на отчаянное сопротивление нацистов, находившихся на хорошо укреплённых позициях. Тем не менее советские войска смогли обескровить рейх, лишив его важнейшего промышленного района, и создать условия для дальнейшего освобождения Чехословакии»,

— подытожил Юрий Кнутов[5].

Примечания

Источники

Литература