Ну, публика!
Ну, публика! | |
---|---|
Ну, публика! | |
Жанр | рассказ |
Автор | Антон Павлович Чехов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1885 год |
Дата первой публикации | 1885 год (в журнале «Осколки») |
«Ну, публика!» — рассказ Антона Павловича Чехова написанный в 1885 году и впервые опубликованный в этом же году в журнале «Осколки» под псевдонимом А. Чехонте. В 1886 году вышел во втором сборнике «Пёстрые рассказы»; в 1902 году вышел в составе сборника «Сочинения А. П. Чехова» в издательстве А. Ф. Маркса.
Предыстория
Рассказ «Ну, публика!» Антона Павловича Чехова написанный в 1885 году и впервые опубликованный в этом же году в журнале «Осколки» Николая Лейкина и подписанный псевдонимом А. Чехонте. В 1886 году вышел во втором сборнике «Пёстрые рассказы» и вызвал критические отзывы, как положительные так и отрицательные; в 1902 году вышел в составе сборника «Сочинения А. П. Чехова» в издательстве А. Ф. Маркса. При жизни Чехова рассказ был переведен на на болгарский, венгерский, немецкий, польский, румынский, сербскохорватский, словацкий и чешский языки[1][2]. В дальнейшем повесть печаталась в 1961 году в Собрании сочинений в двенадцати томах. Том 3 в издательстве «Художественная литература», в 1970 году в Собрании сочинений в восьми томах. Том 2 в издательстве «Правда», в 1976 году в Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 4. 1885-1886 в издательстве «Наука»[3].
Персонажи
- Подтягин, обер-кондуктор
- Жилистый человек, пассажир[2]
Содержание
Основное действие происходит в вагоне поезда. Однажды на обер-кондуктора Подтягина нашло желание немного поработать на службе, а не получать жалование задаром: «Шабаш, не буду больше пить!.. Ни... ни за что! Пора уж за ум взяться. Надо работать, трудиться... Любишь жалованье получать, так работай честно, усердно, по совести, пренебрегая покоем и сном. Баловство брось... Привык, брат, задаром жалованье получать, а это вот и нехорошо... и нехорошо...». Он разбудил других кондукторов и пошел по вагонам: « Вашш... билеты! — выкрикивает он, весело пощелкивая щипчиками». Сонные пассажиры вздрагивали и показывали ему билеты. Дойдя до другого вагона он попросил билет и у тощего жилистого пассажира вагона II класса, но пассажир был погружён в глубокий сон. После того, как кондуктор разбудил пассажира, тот стал жаловаться на здоровье и бессонницу: «Господи, боже мой! Я страдаю ревматизмом… три ночи не спал, нарочно морфию принял, чтоб уснуть, а вы… с билетом! Ведь это безжалостно, бесчеловечно! Если бы вы знали, как трудно мне уснуть, то не стали бы беспокоить меня такой чепухой… Безжалостно, нелепо! И на что вам мой билет понадобился? Глупо даже!». Подтягин решает обидеться и настаивает, чтобы ему показали билет. Однако за пассажира вступилась публика, в том числе инженер Пузицкий и какой то господин полковник. Которые потребовали от Подтягина принести извинение жилистому человеку. Побудка пассажира кондуктором продолжалась еще дважды — с приводом начальника станции, для принесения извинений о беспокойстве, а пассажир каждый раз возмущался и принимал новые порции лекарств. После того, как публика сильно разволновалась, крича что: «Это подло, гадко!. — Убирайтесь вон отсюда! Вы поплатитесь за подобное издевательство! Вон!». После всего этого кондуктор ушёл в служебный вагон, говоря что: «Ну, публика! Извольте вот ей угодить! Извольте вот служить, трудиться! Поневоле плюнешь на всё и запьешь... Ничего не делаешь — сердятся, начнешь делать — тоже сердятся... Выпить!», он выпивает за раз для успокоения души полбутылки водки, после чего забывает о труде, долге и честности[1].
Оценки и критика
В своём письме к Чехову от 25 мая 1903 года писатель Лев Николаевич Толстой относил рассказ «Ну, публика!» к числу лучших у Чехова[2].
Писатель Платон Краснов в статье «Осенние беллетристы» отметил рассказ «Ну, публика!» в ряду ранних произведений Чехова, отобразивших «болезненное, чисто нервное беспокойство», которым «отличается современный человек». Рассмотрев в этой связи рассказ «Смерть чиновника» он писал: «Того же нервного типа человек кондуктор Подтягин, тревожащий сонного пассажира один раз, чтобы спросить билет, другой раз, чтобы, приведя начальника станции, доказать пассажиру свое право будить его, а в третий, чтобы извиниться за причиненное беспокойство»[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — Т. 4. [Рассказы. Юморески], 1885—1886. — М.: Наука, 1975. — С. 235—238.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 А. П. Чехов. Орден: рассказ . chehov-lit.ru. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Чехов. Ну публика: рассказ . Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 20 июля 2023.