Нагарджуна

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Нагарджуна
Золотая статуя НагарджуныЗолотая статуя Нагарджуны
Дата рождения около 150
Место рождения Южная Индия
Дата смерти около 250
Место смерти Индия
Альма-матер Наланда
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Нагарджу́на (санскр. नागार्जुन, IAST: Nāgārjuna — буквально «Змей-древо»; около 150 — около 250) — древнеиндийский философ, теолог, поэт, основатель первой религиозно-философской школы махаяны — школы шуньявада («доктрина пустоты») или мадхьямика, мадхьямака («срединное воззрение»)[1][2][3][4][5]. Нагарджуна отнесён к разряду святых (бодхисаттв — в традиции махаяны, махасиддхов — в традиции ваджраяны), называется Вторым Буддой[6][7], а также считается архатом и 14-м Патриархом[8].

Нагарджуна был реформатором буддизма, учителем махаяны и творцом множества религиозных и логико-диалектических произведений. Так, в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и тому подобному[5]. Нагарджуна развивал учение о «срединном пути», главное его сочинение — «Мула-мадхьямака-карика» («Коренные строфы о Срединности»), известное как «Сутры Нагарджуны» или «Нагарджуна-шастра»[8][9][10][11][12].

Биография

О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 300 до 600 лет в подвигах во славу махаяны[5]. Точные годы жизни Нагарджуны неизвестны, предположительно — это IIIII века (150—250 года нашей эры), наиболее приемлемой научной датировкой времени рождения Нагарджуны ряд исследователей считают период с 150 года по 200 год нашей эры[7]. По происхождению Нагарджуна был из брахманского рода в Южной Индии и получил прекрасное образование в империи Сатаваханов. Сведения о нём переплетаются с фантастическими и мифологическими сюжетами, отчего трудно определить подлинные события его жизни, но со слов самого Нагарджуны известно, что он был монахом[13].

Согласно легенде, Нагарджуна в юности был учеником одного индуистского йогина, который научил Нагарджуну и его друзей становиться невидимыми. Молодые люди использовали эту способность для того, чтобы проникать в царский гарем[13] и развлекаться с его обитательницами. Царь об этом вскоре догадался и переловил всех невидимок, кроме Нагарджуны. Их жизнь закончилась на плахе, а сам Нагарджуна был настолько потрясён последствиями легкомыслия и привязанности к чувственным удовольствиям, что немедленно решил стать буддийским монахом, отправившись в Наланду — буддийский монастырь[11].

Будучи в монастыре, Нагарджуна, согласно легенде, отправился на далёкую планету и принёс оттуда секретный химикат, который мог превращать в золото простые металлы. Посредством золота, добываемого таким образом, Нагарджуна поддерживал монахов в течение шести лет. Когда монахи узнали о том, что он делает и продаёт золото, они выгнали его из монастыря, так как ведение мирских дел, даже для их блага, было нарушением правил Виная. После того, как Нагарджуна покинул монастырь, он отправился в лес, где занимался религиозной практикой и достиг высшего духовного совершенства, став одним из 84 махасиддхов[11][14].

Статуя Нагарджуны

Плодом напряжённых размышлений Нагарджуны стало видение, в котором он увидел ступу, окружённую Буддами и бодхисаттвами. Нагарджуна открыл ступу и увидел внутри ещё одну, точно такую же. Решив найти исходную, самую первую ступу, Нагарджуна открыл вторую ступу и увидел внутри такую же ступу, в ней — четвёртую и так далее до бесконечности. На Нагарджуну снизошло озарение, что никакой первой ступы, то есть — первоосновы, первичной субстанции — нет и быть не может. Это понимание сделало Нагарджуну достойным обрести сутру «Праджняпарамита» («Запредельная премудрость»), скрытую Буддой за пятьсот лет до этого у змеев-нагов[11]. По преданию, наги должны были хранить у себя один из важнейших священных текстов буддизма до тех пор, пока люди не будут готовы к пониманию этого текста[15]. Нагарджуна спустился в подводный дворец царя нагов и обрел там эти сутры, медитация над которыми и привела Нагарджуну к разработке философской системы мадхьямики[11].

Согласно другим источникам, Нагарджуна отрёкся от брахманизма и обратился в буддизм, после чего начал тщательно изучать священные буддийские тексты, но полностью в них разочаровался. Путешествуя по миру, в том числе, и по стране «змеев» или нагов, Нагарджуна нашёл «Махаяна-сутру» и «Праджняпарамиту», которые полностью удовлетворили его духовные искания. Но приверженцы ортодоксального буддизма или тхеравады (хинаяны) прямо утверждали, что данные тексты были составлены самим Нагарджуной[12].

Последнюю часть жизни Нагарджуна провёл в медитации у горы Шри Праварта. Легенда гласит, что оппоненты Второго Будды по дебатам попросили его умереть, так как не могли одолеть его в полемике. Нагарджуна согласился и сказал, что его может убить тот, кто был в прошлой жизни муравьём и кого Нагарджуна убил куском травы Куша. Среди его оппонентов нашёлся тот, кто отрубил голову Нагарджуне стеблем этой травы[14].

Труды Нагарджуны

Среди многих текстов, которые написал Нагарджуна, были «Собрание аргументаций», «Собрание восхвалений» и «Собрание поучительных объяснений». В «Собрание шести трудов об аргументации» включены следующие тексты[16]:

  • «Коренные строфы о мадхьямаке, именуемые „Распознавание“» (санскр. Prajñā-nāma-mūlamadhyamaka-kārikā);
  • «Драгоценная гирлянда» (санскр. Ratnāvalī);
  • «Опровержение возражений» (санскр. Vigrahavyavarti);
  • «Семьдесят строф о пустотности» (санскр. Śūnyatāsaptati);
  • «Сутра, именуемая „Тонко сплетённая“» (санскр. Vaidalya-sūtra-nāma);
  • «Шестьдесят строф аргументации» (санскр. Yuktiṣaṣṭīkā).

Последователи Нагарджуны

Последователи учения Нагарджуны стали основателями ведущих махаянских школ и способствовали распространению махаяны за пределами Индии. Необходимо выделить видных представителей школы мадхьямиков — Арьядеву, Буддапалиту и Бхававивека. Кумараджива считается переводчиком на тибетский язык «Махапраджня-парамита [упадеша] шастры» («Великий трактат о Запредельной Премудрости»). Но на Востоке, прежде всего в Тибете, мадхьямика в монастырских университетах изучалась и изучается по трактату Чандракирти «Мадхьямакаватара» («Введение в мадхьямаку»)[9].

В качестве продолжателей учения Нагарджуны можно считать представителей основанной в VI веке монахом Цзи-цзаном китайской школы Саньлунь, в рамках которой продолжалось развитие учения о двух уровнях истины, о пустотности и о том, что сокровенное учение Будды не может быть передано в понятийной форме[9]. Значительное влияние философия Нагарджуны оказала на школы чань-буддизма и дзен, система обучения в которых включает способствующие просветлению коаны[17].

Учение о пустотности

Суть философствования Нагарджуны состоит в том, что он стремился не излагать собственные положения, а опровергал уже существующие концепции методом демонстрации абсурдности их логических конструкций. Нагарджуна, используя метод сведения к абсурду философских положений своих идейных противников, показывал односторонность и противоречивость категорий философских систем его времени. Основатель мадхьямики считал, что нет никаких автономных, извечно существующих субстанций, есть лишь отношения между тем и другим. Называя своё учение «срединным путём», Нагарджуна отрицал односторонность тезиса (объект, бытие, движение) и антитезиса (субъект, небытие, время), единую Субстанцию и отдельные дхармы[8].

Любое явление Нагарджуна рассматривал с точки зрения понятия «пустота» (шуньята), которое не означает космическую пустоту или небытие, отсутствие субстанции или отрицание мира (или миров) обыденного восприятия. Шуньята означает отсутствие вполне определённой вещи — свабхавы, то есть «самосущности» или признания чего-либо вечного, независимого, неизменного, обладающего постоянной сущностью и само себя определяющего. Необходимо отметить, что в индийской философии такими важнейшими самосущими началами считались Бог и душа. Нагарджуна в своих рассуждениях мастерски показал противоречивый характер бытия и его диалектическую природу, не сводимую к неизменным первоэлементам — «кирпичикам» мироздания, в связи с чем отрицал и реальность дхарм[3].

Недвойственность в учении Нагарджуны

В своих трактатах Нагарджуна использовал три формы аргументации: тетралемму (чатух-коти) — четырёхчастное отрицание (это есть; этого нет; это есть, и этого нет; это или есть, или этого нет), опровержение тезисов оппонента методом «от противного» (витанда) и опровержение методом приведения к абсурду (прасанга)[18]. На основе идеи «пустотности» Нагарджуной была сформулирована «троякая истина» о том, что все вещи пусты, временны, либо являются синтезом пустоты и временности, то есть не имеют субстанционального основания. Помимо этого, Нагарджуной была выведена так называемая формула срединного пути о недвойственности всех явлений — восемь «не»[9]:

Я, склонив голову, поклоняюсь Будде, [который проповедует] : ничто не рождается и не исчезает, [всё] — не-постоянно и не-прерывно, не-едино и не-различно, не приходит и не уходит.

Система аргументации Нагарджуны получила известность как «негативная диалектика» (прасанга), использовавшаяся для передачи неописуемости недвойственного Абсолюта. Пустота здесь рассматривалась как отрицание характеристик эмпирического бытия, а доказывалась через вскрытие внутренней противоречивости содержания категорий (бинарных оппозиций), посредством которых описывалось это бытие[8]. Так, вскрывая противоречивую природу основополагающей характеристики бытия — движения, Нагарджуна писал[19]:

Не является идущим тот, кто уже прошёл.
Точно так же не является идущим тот, кто ещё не вышел.
Если же исключить того, кто уже прошёл, и того, кто ещё не вышел,
То не является идущим и тот, кто сейчас движется.
Сейчас он там, где прошёл, не идёт,
И также там, где не прошёл, не является идущим.
Помимо того, где [он] прошёл и где не прошёл,
Невозможно познать, где — движение.

Две реальности и две истины в учении Нагарджуны

Н. К. Рерих. Нагарджуна — Победитель Змия. 1925 г.

Более всего индийский мыслитель известен тем, что отрицал существование эмпирического мира и провозглашал его лишь видимостью, «как иллюзорно кажущееся множество луны, отражённой в волнах реки». Ведь, он не признавал абсолютный статус бытия как внешних объектов мира, так и внутренних — психических явлений[3]. Вместе с этим реформатор буддизма избегал и другой крайности, утверждающей абсолютную нереальность вещей. Придерживаясь «срединного пути», основатель мадхьямики полагал, что вещи обладают «зависимым происхождением» (пратитья-самутпада) и потому имеют условный характер существования, так как они не производят и не определяют сами себя, а возникают и исчезают лишь благодаря различным условиям[1][4].

Индийский философ ставил под сомнение эмпирическую реальность мира, полагая, что видимый мир есть лишь иллюзия, а трансцендентальная реальность находится вне категорий дискурсивного мышления[4]. Но из этого не следует, что индийский философ отрицал существование конечной реальности — Абсолюта, который просто не может быть описан в рамках обыденного опыта. Мир, согласно концепции Нагарджуны, делится на две реальности: высшую (таттва) и низшую (самвритти) реальности, разделение которых соответствует подразделению истины на безусловную (парамартха-сатья) и условную (самврити-сатья) истины[20]. Низшая реальность как и эмпирическая истина иллюзорна, неподлинна, изменчива, условна, в то время как высшая реальность, обусловливая низшую, также, как и абсолютная истина, ничем не обусловлена и невыразима в языковой форме[1].

Высшая трансцендентальная мудрость может быть познана не с помощью мышления, опирающегося на обыденный опыт, а посредством мистического осознания или интуитивного сверхразумного познания — праджня-парамита[8]. Достижение этой запредельной мудрости является в то же время и освобождением от иллюзорного материального мира, что в буддизме называется нирвана, а в философии Нагарджуны — шуньята[12]. Именно поэтому Нагарджуна не различает сансару и нирвану, так как сансара лишь иллюзорный конструкт сознания, исчезающий при правильном постижении реальности, подобно тому, как исчезает змея, за которую в темноте была принята верёвка после осознания этой ошибки. С другой стороны, сансара и нирвана соотносительные понятия, поэтому ни сансара, ни нирвана не обладают самостоятельным бытием[11]:

Нет разницы вообще Между нирваной и сансарой.
Нет разницы вообще Между сансарой и нирваной.
Что является пределом нирваны Есть также и предел сансары.
Между этими двумя мы не можем найти Даже слабейшей тени различия.

В целом суть философской позиции Нагарджуны и его последователей заключалась в том, чтобы логически опровергать теоретические обоснования положений своих идейных противников, не стремясь выдвигать и обосновывать собственные положения. Ведь, реальность, по Нагарджуне, неописуема, а описание всегда нереально, что является показателем критичности философско-религиозного учения мадхьямики. Вполне очевидна религиозная подоплёка такой позиции, представляющей собой доказательство недействительности, ненужности и вредности дискурсивного мышления. Пустота, в таком случае, есть процесс уничтожения в индивидуальном сознании понятий и категорий, процесс разрушения опор сознания и отказ от какой-либо рациональности, от которой, по мнению Нагарджуны, освободиться гораздо труднее, нежели от чувственных привязанностей[10].

Литература

  • Буддийская классика Древней Индии. Слова Будды и трактаты Нагарджуны. — Москва: Институт Востоковедения РАН, 2008. — 510 с. — ISBN 978-5-9743-0094-3.
  • Нагарджуна. Избранные места из разных Сутр. — Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2008. — 158 с. — ISBN 978-5-7925-0277-2.
  • Нагарджуна. Объяснение бодхичитты. Практика Гухьясамаджи. — Санкт-Петербург: Издательство Терентьев А. А. «Нартанг», 2011. — VIII, 95 с. — ISBN 978-5-901941-31-7.
  • Нагарджуна. «Письмо другу» с комментариями Рендавы Шонну Лодро; «Драгоценная гирлянда» с комментариями Гьялцаба Дарма Ринчена. — Москва: Буддадхарма, 2023. — 454 с. — ISBN 978-5-907236-05-9.
  • Покаяние перед тридцатью пятью буддами. — Москва: Буддийский центр Ганден Тендар Линг, 2017. — 158 с. — ISBN 978-5-4465-1740-4.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. — М.: ИФРАН, 2008. — С. 77—85. — 255 с. — ISBN 978-5-9540-0097-9.
  2. Нагарджуна // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986. — С. 291. — 512 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. — М.: Наука, 1965. — 260 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 Чаттерджи С., Датта Д. Школа шунья-вады мадхьямиков // Введение в индийскую философию. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — С. 130—134. — 376 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 Андросов В. П. Нагарджуна. БРЭ. Дата обращения: 7 июля 2023.
  6. Андросов В. П., Канаева Н. В. Нагарджуна // Философия буддизма: энциклопедия / М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 479—486. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  7. 7,0 7,1 Урбанаева И. С. Нагарджуна и его «Муламадхьямакакарика» в свете «Большого комментария» Чже Цонкапы к этому тексту // Философская мысль. — 2020. — № 11. — С. 1—14.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Лобач В. В. Нагарджуна // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 667—668. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Буддизм: словарь / Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др.. — М.: Республика, 1992. — 287 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  10. 10,0 10,1 Андросов В. П. Нагарджуна // Индийская философия: энциклопедия / М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 548—555. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Торчинов Е. А. Буддизм: карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002.
  12. 12,0 12,1 12,2 Чаттопадхьяя Д. П. Индийский атеизм. Марксистский анализ / Общ. ред. и послесл. Н. П. Аникеева. — М.: Прогресс, 1973. — 340 с.
  13. 13,0 13,1 Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. — М.: Восточная литература, 2000. — 799 с. — ISBN 5-02-018115-3.
  14. 14,0 14,1 Нагарджуна. БУДДИЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ САНГХА РОССИИ. Дата обращения: 1 июля 2023.
  15. Мялль Л. Э. Наги // Мифологический словарь / Гл ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 377. — 672 с.
  16. Исторический контекст и редкость учения. studybuddhism.com. Дата обращения: 1 июля 2023.
  17. Нагарджуна и его учение. Studwood. Дата обращения: 1 июля 2023.
  18. Лепехов, С. Ю., Лепехова Е. С. Западные и восточные ценности и идеалы рациональности: сравнительный анализ // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 10—1. — С. 43—47.
  19. Янгутов Л. Е. Понятие пустоты в праджняпарамитской традиции // Философская мысль. — 2022. — № 9.
  20. Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии. — М.: Прогресс, 1981. — 416 с.