Нагарджуна
Нагарджуна | |
---|---|
Дата рождения | около 150 |
Место рождения | Южная Индия |
Дата смерти | около 250 |
Место смерти | Индия |
Альма-матер | Наланда |
Медиафайлы на Викискладе |
Нагарджу́на (санскр. नागार्जुन, IAST: Nāgārjuna — буквально «Змей-древо»; около 150 — около 250) — древнеиндийский философ, теолог, поэт, основатель первой религиозно-философской школы махаяны — школы шуньявада («доктрина пустоты») или мадхьямика, мадхьямака («срединное воззрение»)[1][2][3][4][5]. Нагарджуна отнесён к разряду святых (бодхисаттв — в традиции махаяны, махасиддхов — в традиции ваджраяны), называется Вторым Буддой[6][7], а также считается архатом и 14-м Патриархом[8].
Нагарджуна был реформатором буддизма, учителем махаяны и творцом множества религиозных и логико-диалектических произведений. Так, в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и тому подобному[5]. Нагарджуна развивал учение о «срединном пути», главное его сочинение — «Мула-мадхьямака-карика» («Коренные строфы о Срединности»), известное как «Сутры Нагарджуны» или «Нагарджуна-шастра»[8][9][10][11][12].
Биография
О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 300 до 600 лет в подвигах во славу махаяны[5]. Точные годы жизни Нагарджуны неизвестны, предположительно — это II—III века (150—250 года нашей эры), наиболее приемлемой научной датировкой времени рождения Нагарджуны ряд исследователей считают период с 150 года по 200 год нашей эры[7]. По происхождению Нагарджуна был из брахманского рода в Южной Индии и получил прекрасное образование в империи Сатаваханов. Сведения о нём переплетаются с фантастическими и мифологическими сюжетами, отчего трудно определить подлинные события его жизни, но со слов самого Нагарджуны известно, что он был монахом[13].
Согласно легенде, Нагарджуна в юности был учеником одного индуистского йогина, который научил Нагарджуну и его друзей становиться невидимыми. Молодые люди использовали эту способность для того, чтобы проникать в царский гарем[13] и развлекаться с его обитательницами. Царь об этом вскоре догадался и переловил всех невидимок, кроме Нагарджуны. Их жизнь закончилась на плахе, а сам Нагарджуна был настолько потрясён последствиями легкомыслия и привязанности к чувственным удовольствиям, что немедленно решил стать буддийским монахом, отправившись в Наланду — буддийский монастырь[11].
Будучи в монастыре, Нагарджуна, согласно легенде, отправился на далёкую планету и принёс оттуда секретный химикат, который мог превращать в золото простые металлы. Посредством золота, добываемого таким образом, Нагарджуна поддерживал монахов в течение шести лет. Когда монахи узнали о том, что он делает и продаёт золото, они выгнали его из монастыря, так как ведение мирских дел, даже для их блага, было нарушением правил Виная. После того, как Нагарджуна покинул монастырь, он отправился в лес, где занимался религиозной практикой и достиг высшего духовного совершенства, став одним из 84 махасиддхов[11][14].
Плодом напряжённых размышлений Нагарджуны стало видение, в котором он увидел ступу, окружённую Буддами и бодхисаттвами. Нагарджуна открыл ступу и увидел внутри ещё одну, точно такую же. Решив найти исходную, самую первую ступу, Нагарджуна открыл вторую ступу и увидел внутри такую же ступу, в ней — четвёртую и так далее до бесконечности. На Нагарджуну снизошло озарение, что никакой первой ступы, то есть — первоосновы, первичной субстанции — нет и быть не может. Это понимание сделало Нагарджуну достойным обрести сутру «Праджняпарамита» («Запредельная премудрость»), скрытую Буддой за пятьсот лет до этого у змеев-нагов[11]. По преданию, наги должны были хранить у себя один из важнейших священных текстов буддизма до тех пор, пока люди не будут готовы к пониманию этого текста[15]. Нагарджуна спустился в подводный дворец царя нагов и обрел там эти сутры, медитация над которыми и привела Нагарджуну к разработке философской системы мадхьямики[11].
Согласно другим источникам, Нагарджуна отрёкся от брахманизма и обратился в буддизм, после чего начал тщательно изучать священные буддийские тексты, но полностью в них разочаровался. Путешествуя по миру, в том числе, и по стране «змеев» или нагов, Нагарджуна нашёл «Махаяна-сутру» и «Праджняпарамиту», которые полностью удовлетворили его духовные искания. Но приверженцы ортодоксального буддизма или тхеравады (хинаяны) прямо утверждали, что данные тексты были составлены самим Нагарджуной[12].
Последнюю часть жизни Нагарджуна провёл в медитации у горы Шри Праварта. Легенда гласит, что оппоненты Второго Будды по дебатам попросили его умереть, так как не могли одолеть его в полемике. Нагарджуна согласился и сказал, что его может убить тот, кто был в прошлой жизни муравьём и кого Нагарджуна убил куском травы Куша. Среди его оппонентов нашёлся тот, кто отрубил голову Нагарджуне стеблем этой травы[14].
Труды Нагарджуны
Среди многих текстов, которые написал Нагарджуна, были «Собрание аргументаций», «Собрание восхвалений» и «Собрание поучительных объяснений». В «Собрание шести трудов об аргументации» включены следующие тексты[16]:
- «Коренные строфы о мадхьямаке, именуемые „Распознавание“» (санскр. Prajñā-nāma-mūlamadhyamaka-kārikā);
- «Драгоценная гирлянда» (санскр. Ratnāvalī);
- «Опровержение возражений» (санскр. Vigrahavyavarti);
- «Семьдесят строф о пустотности» (санскр. Śūnyatāsaptati);
- «Сутра, именуемая „Тонко сплетённая“» (санскр. Vaidalya-sūtra-nāma);
- «Шестьдесят строф аргументации» (санскр. Yuktiṣaṣṭīkā).
Последователи Нагарджуны
Последователи учения Нагарджуны стали основателями ведущих махаянских школ и способствовали распространению махаяны за пределами Индии. Необходимо выделить видных представителей школы мадхьямиков — Арьядеву, Буддапалиту и Бхававивека. Кумараджива считается переводчиком на тибетский язык «Махапраджня-парамита [упадеша] шастры» («Великий трактат о Запредельной Премудрости»). Но на Востоке, прежде всего в Тибете, мадхьямика в монастырских университетах изучалась и изучается по трактату Чандракирти «Мадхьямакаватара» («Введение в мадхьямаку»)[9].
В качестве продолжателей учения Нагарджуны можно считать представителей основанной в VI веке монахом Цзи-цзаном китайской школы Саньлунь, в рамках которой продолжалось развитие учения о двух уровнях истины, о пустотности и о том, что сокровенное учение Будды не может быть передано в понятийной форме[9]. Значительное влияние философия Нагарджуны оказала на школы чань-буддизма и дзен, система обучения в которых включает способствующие просветлению коаны[17].
Учение о пустотности
Суть философствования Нагарджуны состоит в том, что он стремился не излагать собственные положения, а опровергал уже существующие концепции методом демонстрации абсурдности их логических конструкций. Нагарджуна, используя метод сведения к абсурду философских положений своих идейных противников, показывал односторонность и противоречивость категорий философских систем его времени. Основатель мадхьямики считал, что нет никаких автономных, извечно существующих субстанций, есть лишь отношения между тем и другим. Называя своё учение «срединным путём», Нагарджуна отрицал односторонность тезиса (объект, бытие, движение) и антитезиса (субъект, небытие, время), единую Субстанцию и отдельные дхармы[8].
Любое явление Нагарджуна рассматривал с точки зрения понятия «пустота» (шуньята), которое не означает космическую пустоту или небытие, отсутствие субстанции или отрицание мира (или миров) обыденного восприятия. Шуньята означает отсутствие вполне определённой вещи — свабхавы, то есть «самосущности» или признания чего-либо вечного, независимого, неизменного, обладающего постоянной сущностью и само себя определяющего. Необходимо отметить, что в индийской философии такими важнейшими самосущими началами считались Бог и душа. Нагарджуна в своих рассуждениях мастерски показал противоречивый характер бытия и его диалектическую природу, не сводимую к неизменным первоэлементам — «кирпичикам» мироздания, в связи с чем отрицал и реальность дхарм[3].
Недвойственность в учении Нагарджуны
В своих трактатах Нагарджуна использовал три формы аргументации: тетралемму (чатух-коти) — четырёхчастное отрицание (это есть; этого нет; это есть, и этого нет; это или есть, или этого нет), опровержение тезисов оппонента методом «от противного» (витанда) и опровержение методом приведения к абсурду (прасанга)[18]. На основе идеи «пустотности» Нагарджуной была сформулирована «троякая истина» о том, что все вещи пусты, временны, либо являются синтезом пустоты и временности, то есть не имеют субстанционального основания. Помимо этого, Нагарджуной была выведена так называемая формула срединного пути о недвойственности всех явлений — восемь «не»[9]:
Я, склонив голову, поклоняюсь Будде, [который проповедует] : ничто не рождается и не исчезает, [всё] — не-постоянно и не-прерывно, не-едино и не-различно, не приходит и не уходит.
Система аргументации Нагарджуны получила известность как «негативная диалектика» (прасанга), использовавшаяся для передачи неописуемости недвойственного Абсолюта. Пустота здесь рассматривалась как отрицание характеристик эмпирического бытия, а доказывалась через вскрытие внутренней противоречивости содержания категорий (бинарных оппозиций), посредством которых описывалось это бытие[8]. Так, вскрывая противоречивую природу основополагающей характеристики бытия — движения, Нагарджуна писал[19]:
Не является идущим тот, кто уже прошёл.
Точно так же не является идущим тот, кто ещё не вышел.
Если же исключить того, кто уже прошёл, и того, кто ещё не вышел,
То не является идущим и тот, кто сейчас движется.
Сейчас он там, где прошёл, не идёт,
И также там, где не прошёл, не является идущим.
Помимо того, где [он] прошёл и где не прошёл,
Невозможно познать, где — движение.
Две реальности и две истины в учении Нагарджуны
Более всего индийский мыслитель известен тем, что отрицал существование эмпирического мира и провозглашал его лишь видимостью, «как иллюзорно кажущееся множество луны, отражённой в волнах реки». Ведь, он не признавал абсолютный статус бытия как внешних объектов мира, так и внутренних — психических явлений[3]. Вместе с этим реформатор буддизма избегал и другой крайности, утверждающей абсолютную нереальность вещей. Придерживаясь «срединного пути», основатель мадхьямики полагал, что вещи обладают «зависимым происхождением» (пратитья-самутпада) и потому имеют условный характер существования, так как они не производят и не определяют сами себя, а возникают и исчезают лишь благодаря различным условиям[1][4].
Индийский философ ставил под сомнение эмпирическую реальность мира, полагая, что видимый мир есть лишь иллюзия, а трансцендентальная реальность находится вне категорий дискурсивного мышления[4]. Но из этого не следует, что индийский философ отрицал существование конечной реальности — Абсолюта, который просто не может быть описан в рамках обыденного опыта. Мир, согласно концепции Нагарджуны, делится на две реальности: высшую (таттва) и низшую (самвритти) реальности, разделение которых соответствует подразделению истины на безусловную (парамартха-сатья) и условную (самврити-сатья) истины[20]. Низшая реальность как и эмпирическая истина иллюзорна, неподлинна, изменчива, условна, в то время как высшая реальность, обусловливая низшую, также, как и абсолютная истина, ничем не обусловлена и невыразима в языковой форме[1].
Высшая трансцендентальная мудрость может быть познана не с помощью мышления, опирающегося на обыденный опыт, а посредством мистического осознания или интуитивного сверхразумного познания — праджня-парамита[8]. Достижение этой запредельной мудрости является в то же время и освобождением от иллюзорного материального мира, что в буддизме называется нирвана, а в философии Нагарджуны — шуньята[12]. Именно поэтому Нагарджуна не различает сансару и нирвану, так как сансара лишь иллюзорный конструкт сознания, исчезающий при правильном постижении реальности, подобно тому, как исчезает змея, за которую в темноте была принята верёвка после осознания этой ошибки. С другой стороны, сансара и нирвана соотносительные понятия, поэтому ни сансара, ни нирвана не обладают самостоятельным бытием[11]:
Нет разницы вообще Между нирваной и сансарой.
Нет разницы вообще Между сансарой и нирваной.
Что является пределом нирваны Есть также и предел сансары.
Между этими двумя мы не можем найти Даже слабейшей тени различия.
В целом суть философской позиции Нагарджуны и его последователей заключалась в том, чтобы логически опровергать теоретические обоснования положений своих идейных противников, не стремясь выдвигать и обосновывать собственные положения. Ведь, реальность, по Нагарджуне, неописуема, а описание всегда нереально, что является показателем критичности философско-религиозного учения мадхьямики. Вполне очевидна религиозная подоплёка такой позиции, представляющей собой доказательство недействительности, ненужности и вредности дискурсивного мышления. Пустота, в таком случае, есть процесс уничтожения в индивидуальном сознании понятий и категорий, процесс разрушения опор сознания и отказ от какой-либо рациональности, от которой, по мнению Нагарджуны, освободиться гораздо труднее, нежели от чувственных привязанностей[10].
Литература
- Буддийская классика Древней Индии. Слова Будды и трактаты Нагарджуны. — Москва: Институт Востоковедения РАН, 2008. — 510 с. — ISBN 978-5-9743-0094-3.
- Нагарджуна. Избранные места из разных Сутр. — Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2008. — 158 с. — ISBN 978-5-7925-0277-2.
- Нагарджуна. Объяснение бодхичитты. Практика Гухьясамаджи. — Санкт-Петербург: Издательство Терентьев А. А. «Нартанг», 2011. — VIII, 95 с. — ISBN 978-5-901941-31-7.
- Нагарджуна. «Письмо другу» с комментариями Рендавы Шонну Лодро; «Драгоценная гирлянда» с комментариями Гьялцаба Дарма Ринчена. — Москва: Буддадхарма, 2023. — 454 с. — ISBN 978-5-907236-05-9.
- Покаяние перед тридцатью пятью буддами. — Москва: Буддийский центр Ганден Тендар Линг, 2017. — 158 с. — ISBN 978-5-4465-1740-4.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. — М.: ИФРАН, 2008. — С. 77—85. — 255 с. — ISBN 978-5-9540-0097-9.
- ↑ Нагарджуна // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986. — С. 291. — 512 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. — М.: Наука, 1965. — 260 с.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Чаттерджи С., Датта Д. Школа шунья-вады мадхьямиков // Введение в индийскую философию. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — С. 130—134. — 376 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Андросов В. П. Нагарджуна . БРЭ. Дата обращения: 7 июля 2023.
- ↑ Андросов В. П., Канаева Н. В. Нагарджуна // Философия буддизма: энциклопедия / М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 479—486. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- ↑ 7,0 7,1 Урбанаева И. С. Нагарджуна и его «Муламадхьямакакарика» в свете «Большого комментария» Чже Цонкапы к этому тексту // Философская мысль. — 2020. — № 11. — С. 1—14.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Лобач В. В. Нагарджуна // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — С. 667—668. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Буддизм: словарь / Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др.. — М.: Республика, 1992. — 287 с. — ISBN 5-250-01657-X.
- ↑ 10,0 10,1 Андросов В. П. Нагарджуна // Индийская философия: энциклопедия / М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 548—555. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Торчинов Е. А. Буддизм: карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Чаттопадхьяя Д. П. Индийский атеизм. Марксистский анализ / Общ. ред. и послесл. Н. П. Аникеева. — М.: Прогресс, 1973. — 340 с.
- ↑ 13,0 13,1 Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. — М.: Восточная литература, 2000. — 799 с. — ISBN 5-02-018115-3.
- ↑ 14,0 14,1 Нагарджуна . БУДДИЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ САНГХА РОССИИ. Дата обращения: 1 июля 2023.
- ↑ Мялль Л. Э. Наги // Мифологический словарь / Гл ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 377. — 672 с.
- ↑ Исторический контекст и редкость учения . studybuddhism.com. Дата обращения: 1 июля 2023.
- ↑ Нагарджуна и его учение . Studwood. Дата обращения: 1 июля 2023.
- ↑ Лепехов, С. Ю., Лепехова Е. С. Западные и восточные ценности и идеалы рациональности: сравнительный анализ // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 10—1. — С. 43—47.
- ↑ Янгутов Л. Е. Понятие пустоты в праджняпарамитской традиции // Философская мысль. — 2022. — № 9.
- ↑ Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии. — М.: Прогресс, 1981. — 416 с.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Южной Индии
- Умершие в Индии
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Хорошие статьи по философии
- Знание.Вики:Хорошие статьи о религии
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Философы по алфавиту
- Религиозные учения и доктрины
- Буддийские философы Древней Индии
- Философы III века