Миядзаки, Хаяо

Материал из «Знание.Вики»
Хаяо Миядзаки
яп. 宮崎 駿
Hayao Miyazaki cropped 1 Hayao Miyazaki 201211.jpg
Дата рождения 5 января 1941(1941-01-05) (83 года)
Место рождения Токио, Японская империя
Гражданство Япония Япония
Профессия кинорежиссёр, сценарист
Карьера 1963 — наст. время
Направление аниме, фэнтези
Награды «Оскар» (2003, 2015, 2024)

Хая́о Миядза́ки (яп. 宮崎 駿 Миядзаки Хаяо, род. 5 января 1941, Токио, Японская империя) — японский режиссёр-аниматор. Основатель студии Ghibli[1], он получил международное признание как искусный рассказчик и создатель японских анимационных полнометражных фильмов и широко считается одним из самых выдающихся режиссёров в истории анимации.

Родился в Токио в Японской империи, Миядзаки с раннего возраста проявлял интерес к манге и анимации. Он присоединился к Toei Animation в 1963 году[2], работая в качестве промежуточного художника и ключевого аниматора в таких фильмах, как «Путешествия Гулливера за пределы Луны» (1965 год), «Кот в сапогах» (1969 год) и «Остров сокровищ животных» (1971 год), прежде чем перейти в A-Pro в 1971 году, где он был одним из режиссёров «Люпена Третьего» (1971 год — 1972 год) вместе с Исао Такахатой. После перехода в Zuiyō Eizō (позже Nippon Animation) в 1973 году, Миядзаки работал аниматором в World Masterpiece Theater и снял телесериал Future Boy Conan (1978 год). Он присоединился к Tokyo Movie Shinsha в 1979 году, чтобы снять свой первый полнометражный фильм «Замок Калиостро» (1979) и телесериал «Собака Шерлока» (1984 год — 1985 год). Он написал и проиллюстрировал мангу «Навсикая из Долины Ветров» (1982—1994) и снял экранизацию 1984 года, выпущенную Topcraft[3].

Миядзаки стал одним из основателей Studio Ghibli в 1985 году, написал и снял такие фильмы, как «Небесный замок Лапута» (1986 год), «Мой сосед Тоторо» (1988 год), «Ведьмина служба доставки» (1989 год) и «Порко Россо» (1992 год), которые были встречены критиками и коммерческим успехом в Японии. «Принцесса Мононоке» Миядзаки (1997 год) стал первым анимационным фильмом, получившим премию Японской академии киноискусства за лучшую картину года и на короткое время ставшим самым кассовым фильмом в Японии. «Унесённые призраками» (2001 год) стал самым кассовым фильмом в Японии и получил премию «Оскар» за лучший анимационный фильм. Более поздние фильмы Миядзаки — «Ходячий замок» (2004), «Рыбка Поньо» (2008 год) и «Ветер крепчает» (2013 год) — также пользовались успехом у критиков и в коммерческом плане. Миядзаки снял фильм «Мальчика и цаплю» (2023 год), который получил премию «Оскар» за лучший анимационный фильм.

Работы Миядзаки часто подвергаются научному анализу и характеризуются повторением таких тем, как отношения человечества с природой и технологиями, важность искусства и мастерства и сложность поддержания пацифистской этики в мире. Его главными героями часто являются сильные девушки или молодые женщины, и в нескольких его фильмах представлены морально неоднозначные антагонисты с искупительными качествами. Работы Миядзаки были высоко оценены и награждены; В 2012 году он был назван «Человеком культуры» за выдающийся культурный вклад, а в 2014 году получил почётную премию «Оскар» за вклад в анимацию и кинематограф. Миядзаки часто упоминается в качестве источника вдохновения для многих аниматоров, режиссёров и писателей[2].

Семья

В октябре 1965 года Хаяо Миядзаки вступил в брак с коллегой Акэми Оте. В их семье родились два сына: Горо в 1967 году и Кэйсукэ в 1969 году. Старший сын Горо стал режиссёром и снял три полнометражных анимационных фильма: «Сказания Земноморья» (2006), «Со склонов Кокурико» (2011) и «Ая и ведьма» (2020). Кроме того, он создал аниме-сериал «Рони, дочь разбойника» (2014) по мотивам сказок Астрид Линдгрен. Младший сын Кэйсукэ занимается резьбой по дереву, и одна из его работ была использована в анимационном фильме «Шёпот сердца»[4].

Биография

Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в квартале Акэбоно-тё, который расположен в одном из 23 особых районов Токио — Бункё-ку. Он был вторым ребёнком среди четырёх братьев в семье. Его отец, Кацудзи Миядзаки (1915—1993), занимал должность директора на фабрике «Миядзаки Эйрплейн», где производили детали для самолётов A6M Zero во время войны. Фабрика принадлежала брату его отца. Когда Хаяо было три года, его семью эвакуировали в Уцуномию, а после бомбардировки города американцами они перебрались в Кануму.

Его мать, Ёсико Миядзаки (1911 год1983 год), долгое время страдала от туберкулёза позвоночника и часто находилась в больницах с 1947 по 1955 год, из-за чего семье приходилось постоянно переезжать. В детстве Хаяо заинтересовался мангой и мечтал стать мангакой. Он самостоятельно пробовал рисовать, но не был удовлетворён своими первыми попытками. Такие мангаки, как Тэцудзи Фукусима, Содзи Ямакава и Осаму Тэдзука оказали на него значительное влияние. Рисование человеческих фигур давалось ему с большим трудом, поскольку долгое время он отдал рисованию военной техники.

Миядзаки начал учёбу в начальной школе в Уцуномии, где окончил три класса. Вскоре, после возвращения семьи в Сугинами, он завершил четвёртый класс в школе Омия и пятый — в школе Эйфуку. Затем поступил в среднюю школу Омия и после её окончания продолжил учёбу в старшей школе Тоётама. В 1958 году, будучи на последнем курсе, он увидел анимационный фильм «Hakujaden» (рус. «Легенда о белой змее»). По его словам, именно тогда он твёрдо решился стать аниматором, на его выбор также повлияла работа Льва Атаманова «Снежная королева», а также «Забавные приключения мистера Уандербёрда», которые оставили на него глубокое впечатление.

В 1962 году Миядзаки стал студентом университета Гакусюин, где обучался на факультете политики и экономики. Он окончил университет в 1963 году. Во время учёбы он принимал участие в кружке детской литературе, где изучались в основном западные книги для детей. В свободное время он часто встречался со своим учителем искусства из средней школы, с которым обсуждал политику и жизненные вопросы[5].

В апреле 1963 года Хаяо Миядзаки начал работать в Toei Animation, где его первым проектом стал фильм «Wan Wan Chuushingura». Он также участвовал в создании первого анимационного сериала компании «Okami Shonen Ken». После работы над фильмом «Космические приключения Гулливера» его талант стал замечен, и ему поручали более значимые задачи, включая переписывание концовки. Хотя он продолжал числиться фазовщиком, после работы над сериалом «Shonen Ninja Kaze no Fujimaru» Миядзаки был назначен аниматором.

Миядзаки подружился с Исао Такахатой, и вместе они создали профсоюз молодых аниматоров. Профсоюз добивался повышения зарплаты и социальных льгот, что привело к проблемам, в том числе с прокатом фильма «Принц Севера», после выхода которого Такахата был понижен в должности. Несмотря на трудности, Миядзаки продолжал работать, участвуя в создании таких фильмов, как «Кот в сапогах», «Летающий корабль-призрак» и «Звериный остров сокровищ», а также выпустил свою первую мангу «Народ пустыни».

В 1971 году Миядзаки покинул Toei и вместе с Такахатой основал студию A Pro. Здесь они работали над аниме «Lupin the Third Part I» и планировали фильм по книгам Астрид Линдгрен, но проект был отменён. В 1973 году он перешёл в студию Zuiyо Eizо, где продолжил работу над сериалами «Хайди — девочка Альп» и другими проектами из цикла World Masterpiece Theater. В 1978 году Миядзаки стал режиссёром аниме-сериала «Конан — мальчик из будущего»[6].

Прорывные фильмы

Хаяо Миядзаки совершил значительный шаг в своей карьере, когда перешёл в Tokyo Movie Shinsha, где он снял свой первый полнометражный анимационный фильм «Замок Калиостро» (1979 год). Это был важный этап, который не только стал началом его пути как самостоятельного режиссёра, но и открыл двери для множества других проектов. Миядзаки смог привнести в проект собственные идеи и видение, вдохновившись романами Мориса Леблана и другими произведениями, что сделало фильм уникальным.

Работа над «Замком Калиостро» длилась всего четыре месяца, фильм оказался чрезвычайно успешным и получил высокие оценки от критиков и зрителей. Особенное внимание было уделено главной героине, Клариссе, ставшей символом для многих поклонников Миядзаки. Интересно, что даже свадебное платье принцессы Саяко Курода было вдохновлено нарядом Клариссы. После освобождения от обязанностей по созданию «Замка Калиостро», Миядзаки перешёл к обучению в Telecom Animation Film. Там он продолжал заниматься анимацией, работая над различными проектами, включая эпизоды «Люпен III» и другие сериалы.

Фильм «Навсикая из Долины Ветров», вышедший в 1984 году, стал важной вехой в анимации и закрепил репутацию Миядзаки как одного из ведущих аниматоров своего времени. Его работа над этой лентой принесла ему признание за визуальные и эмоциональные глубины персонажей, а также за антивоенные и феминистские темы.

Миядзаки и Такахата намеревались взять под контроль свои авторские права и будущие проекты, когда создали студию Nibariki в 1984 году. Миядзаки и его команда работали над расширением анимационного пространства в Японии, создавая незабываемые произведения, которые завоевали сердца зрителей по всему миру[7].

Ранние фильмы (1985 год — 1995 год)

После создания Studio Ghibli Хаяо Миядзаки и Исао Такахата действительно проделали большой путь, создав фундамент для японской анимации, который стал известен во всём мире. Студия была основана в 1985 году и с тех пор выпустила множество классических фильмов, которые оказали огромное влияние на культуру и анимацию.

Становление Studio Ghibli

Изначально похожие на небольшую команду, Studio Ghibli быстро выросла, став домом для талантливых аниматоров и художников. Важную роль в успехе компании сыграл продюсер Тошио Судзуки, который смог создать условия для творческой свободы и поддержки проектов, которые имели большое значение для Миядзаки и Такахаты. Их сотрудничество и дружба значительно способствовали формированию уникального стиля и философии, которые стали характерными для Studio Ghibli.

Фильмы первой десятилетия

Фильмы, такие как «Небесный замок Лапута» и «Мой сосед Тоторо», внедрили темы экологии, гармонии с природой и детской невинности. «Тоторо», несмотря на успех в прокате в момент выхода, со временем стал культовым, его персонажи оказали огромное влияние на японскую культуру. Чувство тепла и глубокой связи с природой в этих фильмах сделало их любимыми у зрителей всех возрастов.

Подход к производству

Производственный процесс в Studio Ghibli был известен своим высококачественным анимационным стилем и вниманием к деталям. Миядзаки часто работал до истощения, погружаясь в свою работу. Например, работа над «Службой доставки Кики» отразила его стремление показать молодость и независимость, а сюжет и дизайн городов были основаны на его путешествиях в Швецию, что свидетельствует о его внимании к реалистичности и разнообразию.

Аниме и его влияние

Миядзаки также активно участвовал в разработке сценариев и концепций для фильмов других режиссёров, таких как «Шёпот сердца». Это сотрудничество с Томао Кондо свидетельствовало о том, что он видел в нём талантливого наследника, способного продолжать традиции Ghibli.

Символика и темы

Многие фильмы Миядзаки затрагивают темы войны, личных конфликтов и социальных проблем, таких как в «Porco Rosso», где он отражает свои переживания о войне и мире. Эти фильмы всегда сопоставляют личные истории персонажей с более широкими социальными и экологическими проблемами, что делает их универсальными и актуальными.

Культурное наследие

Studio Ghibli оставила неизгладимый след в истории анимации, на протяжении многих лет вдохновляя новые поколения по всему миру. Фильмы студии продолжают собирать награды и признание, ведя к образованию музеев, выставок и даже образовательных программ по всему миру. Studio Ghibli и работы Миядзаки остаются важной частью как японской, так и мировой культуры, продолжая вдохновлять зрителей и исследовать сложные темы в формате анимации[6].

Глобальное появление (1995—2001)

«Принцесса Мононоке» (1997) — один из самых значительных фильмов студии Studio Ghibli и знаковая работа Хаяо Миядзаки, в которой переплетаются множество тем, включая экологию, конфликт между цивилизацией и природой, а также человеческие эмоции и отношения. История фильма зародилась из идей, которые Миядзаки разработал в конце 1970-х годов, когда он ещё искал свою творческую идентичность. Он черпал вдохновение как из японского фольклора, так и из французского произведения «Красавица и чудовище». Однако первоначальные наброски были отклонены. Вдохновение к созданию финальной версии пришло после успеха другого его фильма — «Porco Rosso», что позволило ему получить большую творческую свободу.

Миядзаки выбрал период Муромати, когда японцы начали терять связь с природой и пытались контролировать её. В процессе работы он много исследовал, отправляясь в Якусиму и другие места, чтобы найти визуальные образы и идеи для своего фильма. Эти исследования также повлияли на его восприятие темы свободы и роли женщин в древнем обществе.

Анимация фильма была суровой и требовательной. Миядзаки решил использовать 3D-рендеринг для создания некоторых сцен, включая «плоть демона», что стало новаторским подходом в анимации того времени. Всего в фильме было выполнено около 144 000 кадров, из которых примерно 80 000 стали ключевыми анимационными кадрами. Бюджет проекта составил 2,35 млрд йен, что сделало его самым дорогим анимационным фильмом на тот момент. Компьютерная анимация присутствует в некоторых сценах, общая доля которой составляет около 15 %. Миядзаки экспериментировал с новыми технологиями, чтобы улучшить визуальную подачу повествования, что, в свою очередь, повлияло на художественные решения и стиль работы всей студии.

Фильм отражает глубокие социальные и экологические конфликты, а также собственные внутренние переживания Миядзаки. Глубокая меланхолия главного героя, Ашитаки, символизирует мрачное отношение к современности и тем проблемам, с которыми сталкивается современное общество. Взаимоотношения между людьми и природой трактуются через борьбу между двумя главными персонажами: принцессой Мононоке и богом-оленьем.

После выхода 12 июля 1997 года «Принцесса Мононоке» быстро приобрела популярность, собрав более 160 миллионов долларов США и став самым кассовым фильмом в Японии. Она была номинирована и выиграла множество наград, включая Приз Японской киноакадемии. Хотя фильм не достиг большого успеха в североамериканском прокате, его выход означал значительный шаг для популяризации анимации Studio Ghibli на международной арене.

Фильм остаётся важным вкладом в мир анимации, исследуя глубокие темы человечности и отношений с окружающим миром, что подтверждает уникальный стиль и философию Хаяо Миядзаки как режиссёра и художника[8].

Миядзаки открыл свой собственный личный офис в 1998 году

После выхода «Унесённых призраками», который стал невероятно успешным как в Японии, так и за рубежом, Миядзаки продолжил работать над различными проектами, углубляя свои исследования тем, которые ему были близки. Он продолжал разрабатывать новые идеи, основываясь на детских воспоминаниях и социальных явлениях, что позволяет ему оставаться актуальным и вносящим свежие идеи в анимацию.

Создание Музея Ghibli стало важным этапом для Миядзаки и всей студии. Музей стал пространством для представления не только шедевров студии, но также и новых идей, концепций и короткометражных фильмов. Это позволило посетителям глубже понять мир Ghibli и оказало значительное влияние на популяризацию японской анимации.

Темы, поднимаемые Миядзаки, часто затрагивают важные социальные вопросы, такие как экология, человеческие отношения и внутренние конфликты. В «Унесённых призраками» он исследует жадность и последствия человеческих действий, что остаётся актуальным и в современном обществе. Миядзаки удалось создать фильмы, которые резонируют с разными поколениями и культурами, благодаря универсальности затрагиваемых тем.

Американская версия «Унесённых призраками» способствовала расширению влияния Миядзаки и Studio Ghibli за пределами Японии. Партнёрство с Disney и успех на международных кинофестивалях укрепили репутацию студии, сделав её известной даже за пределами анимационной индустрии. Это было знаковым событием для японского кинематографа, которое открыло двери для других анимационных фильмов на международной арене.

Неоднократные заявления о завершении карьеры лишь привели к тому, что фанаты ждали новых работ Миядзаки с ещё большим нетерпением. Хотя он периодически «уходил на пенсию», его талант и страсть к анимации всегда возвращали его к работе, что подчёркивает его преданность искусству[8].

Более поздние фильмы (2001—2011)

«Ходячий замок» и «Рыбка Поньо» — это два значимых произведения Хаяо Миядзаки, которые не только продемонстрировали его выдающийся талант как аниматора и режиссёра, но и отразили его личные убеждения и видение мира. Каждый из фильмов представляет собой свою уникальную вселенную, наполненную глубокими символами и темами, которые оставляют зрителям пространство для размышлений.

Кассовые успехи «Ходячего замка» в Японии и за пределами страны подтвердили его популярность и высокую оценку. Награды, такие как «Золотая Озелла» и номинация на «Оскар», подчёркивают не только визуальные достижения, но и значимость рассказанной истории.

Следующий фильм Миядзаки, «Рыбка Поньо», вышел в 2008 году. Подход к этому произведению был значительно отличен от «Ходячего замка». Миядзаки сосредоточился на детской непосредственности и волшебстве, создавая рассказ о дружбе и ответственности. Рыбка Поньо, которая стремится стать человеком и познать мир, олицетворяет стремление к исследованию, что так близко каждому ребёнку.

Оба фильма продолжают оказывать значительное влияние на мир анимации и культуры в целом. Их сильные нарративы, тщательно проработанные персонажи и эстетический подход служат примером высокого искусства анимационного кино. Миядзаки смог создать произведения, которые затрагивают глубокие эмоциональные и философские вопросы, оставаясь при этом доступными для зрителей всех возрастов. Такое решение продолжает привлекать внимание и вдохновлять поколения зрителей.

Помимо работы над фильмами, Миядзаки также уделяет большое внимание образованию, открыв дошкольное учреждение для детей сотрудников студии Ghibli, тем самым передавая свои идеи о значении творчества и игры в детском возрасте. Его влияние на анимацию и культуру в целом трудно переоценить, и его работы остаются актуальными и вдохновляющими по сей день[8][9].

Награды и номинации

Хаяо Миядзаки был удостоен Приза Нобуро Офудзи за фильмы Lupin III: The Castle of Cagliostro[10], «Навсикая из Долины ветров», «Небесный замок Лапута»[11] и «Мой сосед Тоторо»[10], а также Премии «Майнити» за аниме «Ведьмина служба доставки»[12], «Порко Россо»[10], «Принцесса Мононоке»[12] и «Унесённые призраками»[13].

Также аниме «Унесённые призраками» было удостоено премии «Оскар» как лучший анимационный фильм[14].

В ноябре 2012 года за свой вклад в культуру Хаяо Миядзаки получил от японского правительства титул Person of Cultural Merit[15].

В ноябре 2014 года Миядзаки стал обладателем почётного «Оскара» «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию»[16].

В январе 2024 года Хаяо Миядзаки получил свою первую премию «Золотой глобус» — за анимационный фильм «Мальчик и птица»[17][18]. В марте того же года это аниме было удостоено «Оскара» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм»[19].

Журнал Time включил Миядзаки в список 100 самых влиятельных людей 2024 года[20].

Ему была присуждена Премия Рамона Магсайсая за просвещение детей, защиту окружающей среды, борьбу за мир и права женщин в анимационных фильмах[21].

За свою карьеру режиссёр также получил восемь премий Tokyo Anime Award[22][23], восемь премий «Кинэма Дзюмпо»[24][25][26], шесть премий Японской киноакадемии[27][28][29][30], пять премий «Энни»[12][31][32] и три премии Anime Grand Prix[24].

Фильмография

Год Название Формат Режиссёр Сценарист Продюсер
1971—1972 Люпен III: Часть 1 сериал 15 эпизодов
1972 Солнце Юки к/м +
1972 Панда большая и маленькая к/м +
1973 Большая панда и маленькая панда: Дождливый день в цирке к/м +
1978 Конан — мальчик из будущего сериал 26 эпизодов
1979 Люпен III: Замок Калиостро фильм + +
1980 Люпен III: Часть 2 сериал 2 эпизода 2 эпизода
1984 Великий детектив Холмс сериал 6 эпизодов 1 эпизод
1984 Mirai shônen Konan Tokubetsu-hen: Kyodaiki Giganto no Fukkatsu фильм +
1984 Навсикая из Долины ветров фильм + +
1986 Небесный замок Лапута фильм + +
1987 История каналов Янагавы док. фильм +
1988 Мой сосед Тоторо фильм + +
1989 Ведьмина служба доставки фильм + + +
1990—1991 Надя с загадочного моря сериал только автор идеи
1991 Ещё вчера фильм +
1992 Порко Россо фильм + +
1992 Что это? к/м +
1994 Bойна тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко фильм только автор идеи +
1995 На старт! к/м + +
1995 Шёпот сердца фильм + +
1997 Принцесса Мононоке фильм + +
1999 Конан – мальчик из будущего 2 сериал только автор идеи
2001 Охота на кита к/м + +
2001 Унесённые призраками фильм + +
2002 Великий день Коро к/м + +
2002 Воображаемые летающие аппараты к/м + +
2002 Мэй и Кот-автобус к/м + +
2002 Возвращение кота фильм +
2004 Ходячий замок фильм + + +
2006 Водяной паук Мон-мон к/м + + +
2006 В поисках дома к/м + + +
2006 День, когда я приобрела звезду к/м + +
2006 Сказания Земноморья фильм только автор идеи
2008 Рыбка Поньо на утёсе фильм + + +
2010 Хвост сумоиста к/м +
2010 Ариэтти из страны лилипутов фильм + +
2010 Мистер Тесто и Принцесса Яйцо к/м + +
2011 Охота за сокровищем к/м только планирование
2011 Со склонов Кокурико фильм +
2013 Ветер крепчает фильм + +
2018 Гусеница Боро к/м + + +
2023 Мальчик и птица фильм + +

Примечания

  1. The Boy And The Heron. ghiblicollection.com. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 Аниме студии Toei Animation. shikimori.one. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  3. Хаяки Миядзаки. мастер японской анимации. — Издательство Stone Bridge Press, 1999. — ISBN 978-1880656419.
  4. Хаяо Миядзаки. biographe.ru. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  5. Человек, который заставил весь мир полюбить аниме. История жизни и творчества Хаяо Миядзаки. tech.onliner.by. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 Миядзаки Хаяо. bigenc.ru. Дата обращения: 11 сентября 2024.
  7. Все аниме Хаяо Миядзаки: от худшего к лучшему. journal.tinkoff.ru (30 ноября 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Все аниме Хаяо Миядзаки — полный список. www.allmmorpg.ru (31 июля 2024). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  9. Легендарный аниматор Хаяо Миядзаки опять собирается уходить на пенсию. www.goha.ru (25 ноября 2021). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 毎日映画コンクール (яп.). Animations (2008). Дата обращения: 4 июня 2017. Архивировано 3 июня 2017 года.
  11. Cavallaro, 2006, p. 183.
  12. 12,0 12,1 12,2 Cavallaro, 2006, p. 184.
  13. 毎日映画コンクール 第56回(2001年) (яп.). Mainichi Shimbun (2001). Дата обращения: 4 июня 2017. Архивировано 3 июня 2017 года.
  14. Howe, Michael. The Making of Hayao Miyazaki's "Spirited Away" – Part 2. Jim Hill Media (15 апреля 2003). Дата обращения: 24 марта 2017. Архивировано 24 марта 2017 года.
  15. Komatsu, Mikikazu. Hayao Miyazaki Named Person of Cultural Merit by Japanese Government. Crunchyroll. Otter Media (30 октября 2012). Дата обращения: 9 июня 2017. Архивировано 9 июня 2017 года.
  16. Honorary Award (англ.). «Академия кинематографических искусств и наук». Дата обращения: 11 августа 2018. Архивировано 8 ноября 2014 года.
  17. Последний мультфильм Хаяо Миядзаки получил «Золотой глобус». РБК (8 января 2024). Дата обращения: 9 января 2024. Архивировано 9 января 2024 года.
  18. Giardina, Carolyn Hayao Miyazaki Wins First Golden Globe for ‘The Boy and the Heron’ (неопр.). The Hollywood Reporter (8 января 2024). Дата обращения: 9 января 2024. Архивировано 9 января 2024 года.
  19. Мультфильм Миядзаки «Мальчик и птица» получил «Оскар». Коммерсант (11 марта 2024). Дата обращения: 11 марта 2024. Архивировано 11 марта 2024 года.
  20. Hayao Miyazaki Is on the 2024 TIME100 List. Дата обращения: 18 апреля 2024. Архивировано 18 апреля 2024 года.
  21. Miyazaki Hayao — Ramon Magsaysay Awardee
  22. Cavallaro, 2006, p. 185.
  23. Schilling, Mark. Miyazaki's 'Ponyo' tops anime awards. Variety. Penske Media Corporation (20 февраля 2009). Дата обращения: 4 июня 2009. Архивировано 3 июня 2017 года.
  24. 24,0 24,1 Cavallaro, 2006, pp. 183—184.
  25. キネマ旬報 ベスト・テン (яп.). Kinema Junpo Movie Database. Дата обращения: 4 июня 2017. Архивировано 3 июня 2017 года.
  26. Komatsu, Mikikazu. Kinema Junpo Readers Also Pick "In This Corner of the World" as Best Japanese Film of 2016. Crunchyroll. Otter Media (2 февраля 2017). Дата обращения: 4 июня 2017. Архивировано 3 июня 2017 года.
  27. Cavallaro, 2006, pp. 32, 183—184.
  28. Howe, Michael. The Making of Hayao Miyazaki's "Spirited Away" – Part 1. Jim Hill Media (14 апреля 2003). Дата обращения: 24 марта 2017. Архивировано 23 марта 2017 года.
  29. Ponyo, DMC Won Japan Academy Awards on Friday. Anime News Network (23 февраля 2009). Дата обращения: 31 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  30. Green, Scott. "The Wind Rises" Takes Animation Prize at Japan Academy Awards. Crunchyroll. Ellation (11 марта 2014). Дата обращения: 31 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  31. Miyazaki wins Annie Award for 'Kaze Tachinu' screenplay. The Japan Times. Nifco (2 февраля 2014). Дата обращения: 4 июня 2017. Архивировано 17 сентября 2014 года.
  32. 26th Annual Annie. Annie Award. International Animated Film Association (1998). Дата обращения: 4 июня 2017. Архивировано 3 июня 2017 года.

Литература

На русском языке
  • Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М.: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. — 396 с. — ISBN 5-901631-01-3.
На английском языке
На японском языке

Дополнительная литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!