Гиш, Лиллиан

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Лиллиан Гиш
англ. Lillian Gish
Гиш в 1972 году
Гиш в 1972 году
Имя при рождении Лиллиан Дайана Гиш
Дата рождения 14 ноября 1893(1893-11-14)
Место рождения Спрингфилд, Огайо, США
Дата смерти 27 февраля 1993(1993-02-27) (99 лет)
Место смерти Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Гражданство США
Профессия актриса, кинорежиссёр, сценарист
Карьера 1912—1987
Награды «Оскар» (1971)

Лиллиа́н Дайа́на Гиш (англ. Lillian Diana Gish 14 октября 1893 года, Спрингфилд, Огайо, США —27 февраля 1993 года, Нью-Йорк, США) — американская актриса, кинорежиссёр и сценарист с 75-летней кинокарьерой (1912—1987).

Биография

Ранние годы

Дороти Гиш и Лилиан Гиш в фильме «Раскрашенная леди»

Лиллиан Гиш родилась 14 октября 1893 года в Огайо в епископальной семье выходцев из Германии. Её отец, Джеймс Ли Гиш часто отсутствовал, а вскоре и вовсе бросил жену и дочерей, и её мать Мэри была вынуждена много работать[1]. В пятилетнем возрасте Лиллиан дебютировала на сцене. Когда же она и её младшая сестра Дороти стали достаточно взрослыми, они присоединились к труппе передвижного театра. Свой путь в кинематограф сёстры начинали со съемок в рекламе и мелодрамах. В последующие годы Мэри, Лиллиан и Дороти продолжали играть на сцене, гастролируя вместе с труппами передвижных театров по всей стране[2]. Позже Гиш вспоминала про эти годы: «Когда я начала петь и танцевать на сцене, мне было пять или шесть лет; в раннем детстве я потеряла отца, и с сестрой Дороти мы помогали семье, выступая в театре»[3].

Карьера в кино

Лиллиан Гиш в 1917 году

В 1912 году Лиллиан Гиш познакомилась с Мэри Пикфорд. Именно Пикфорд порекомендовала сестёр Гиш Дэвиду У. Гриффиту и способствовала подписанию их контрактов с «Biograph». Впервые Лиллиан Гиш снялась у Гриффита в фильме «Невидимый враг». Позже она снималась во многих фильмах Гриффита: «Рождение нации», «Сиротки бури» (1921), «Нетерпимость», «Сломанные побеги» (1919), «Путь на Восток» (1920)[4].

В 1920 году актриса сняла фильм «Моделируя собственного мужа». После «Biograph» Лиллиан Гиш подписала контракт со студией «MGM», где её первой картиной стала «Богема» (1926). В „Богеме“ она создаёт один из своих самых совершенных образов — Мими, дитя Парижа, дочь Латинского квартала. В её игре — чисто французские жеманство и грациозность»[3]. Жорж Садуль писал, что Гиш была самой крупной американской актрисой эпохи немого кино, в её работах обнаруживается «самобытный талант выдающейся актрисы, которая никогда не впадала в жеманство, хотя и была близка к нему…»[5]

Возвращение в театр

В 1928 году Гиш ушла из «MGM» и вернулась в театр. В 1943—1945 году в составе театральной труппы совершила турне по Америке, играя в спектаклях «Трёхгрошовая опера», «Песня лютни», «Преступление и наказание» по роману Фёдора Достоевского, где также были задействованы Долли Хаас и Джон Гилгуд. Больше с театром Лиллиан Гиш не расставалась - успешно работала там до конца своих дней. Лиллиан Гиш оставалась с Гриффитом до конца его жизни, заботясь о нём и его жене, пока Гриффит не умер в 1948 году.

Последние годы

В сороковых актриса снова появилась в некоторых звуковых фильмах («Комедианты» (1967), «Свадьба» (1978) и получила номинацию на «Оскар» за работу в фильме «Дуэль под солнцем» (1946).

В 1970 году она получила специальный приз Американской киноакадемии за вклад в развитие кинематографа и актёрское мастерство и премии Американского киноинститута за совокупный творческий вклад (1984). В 1973 году Франсуа Трюффо предпослал своему фильму о мире кино «Американская ночь» посвящение сёстрам Гиш.

Последний раз на киноэранах актриса появилась в 1987 году в 93-летнем возрасте в драме «Августовские киты» с Винсентом Прайсом и Бетти Дэвис в главных ролях.

Лиллиан Гиш умерла во сне 27 февраля 1993 года в возрасте 99 лет. Актриса похоронена рядом с сестрой Дороти Гиш (ум. 1968) в епископальной церкви св. Бартоломью в Нью-Йорке. Она никогда не была замужем и не имела детей

Признание

В 1970 году удостоилась специального приза Американской киноакадемии за вклад в развитие кинематографа и актёрское мастерство. Американский институт киноискусства поставил Гиш на семнадцатое место в списке «100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии AFI». В последние годы своей жизни Гиш стала убеждённым сторонником признания и сохранения немого кино. Её называют «первой леди американского кино» и приписывают ей новаторство в фундаментальной технике киноактёрского мастерства[6]. Несмотря на то, что она более известна своими ролями в кино, Гиш также преуспела и на сцене и в 1972 году была введена в Зал славы американского театра[7].

Избранная фильмография

Награды и номинации

Полный список наград и номинаций на сайте IMDB.com[8].

Награды и номинации
Награда Год Категория Работа Результат
Оскар 1947 Лучшая женская роль второго плана Дуэль под солнцем Номинация
1971 Почётная награда н/д Победа
Золотой глобус 1968 Лучшая актриса второго плана Комедианты Номинация
Американский институт киноискусства 1984 Награда за достижения в жизни н/д Победа
Независимый дух 1988 Лучшая женская роль Августовские киты Номинация
Грэмми 1989 Лучшее оформление альбома Плавучий театр Номинация
Премия Лондонского кружка кинокритиков 1987 Специальная награда за достижения н/д Победа
Национальный совет кинокритиков США 1987 Лучшая актриса Августовские киты Победа
Награда за карьерные достижения н/д Победа
Орден Искусств и литературы 1983 Командор ордена Искусств и литературы н/д Победа
Премия Центра Кеннеди 1982 Премия Центра Кеннеди н/д Победа
Голливудская «Аллея славы» 1960 Именная звезда за вклад в киноиндустрию н/д Победа

Примечания

  1. ЛИЛИАН ГИШ
  2. Лилиан Гиш. — М.: Кинопечать, 1926. — С. 12. — 16 с.
  3. 3,0 3,1 Черток С. М. Лилиан Гиш // Зарубежный экран. Интервью. — М.: Искусство, 1973. — 371 с.
  4. Лиллиан Гиш
  5. Садуль II, 1958, с. 524—525.
  6. Lillian Gish (англ.). American Film Institute. Дата обращения: 17 декабря 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  7. Berke, 2016.
  8. Lillian Gish Awards (англ.). IMDB.com. Дата обращения: 10 августа 2021. Архивировано 10 августа 2021 года.

Источники

  • Арнольди Э. М. Лилиан Гиш // Звёзды немого кино: Сборник / В. Головской. — М.: Искусство, 1968. — 238 с.
  • Лилиан Гиш. Кино, Гриффит и я / Пер. с англ. — М.: Искусство, 1974. — 182 с.
  • Комаров С. В. История зарубежного кино. — М.: Искусство, 1965. — Т. 1. Немое кино. — 415 с.
  • Королевич, Влад. Женщина в кино. — Ленинград: Теакинопечать, 1928. — 130 с.
  • Садуль, Жорж. Всеобщая история кино. Том 2 (Кино становится искусством 1909—1914). — М.: Искусство, 1958. — 594 с.
  • Садуль, Жорж. Всеобщая история кино. Том 3 (Кино становится искусством 1914—1920). — М.: Искусство, 1958. — 626 с.
  • Тёплиц, Ежи. История киноискусства. — М.: Прогресс, 1968. — Т. 1895—1927. — 338 с.
  • Черток С. М. Лилиан Гиш // Зарубежный экран. Интервью. — М.: Искусство, 1973. — 371 с.
  • Лилиан Гиш. — М.: Кинопечать, 1926. — 16 с.
  • Affron, Charles. Lillian Gish: Her Legend, Her Life (англ.). — Oakland, CA: University of California Press, 2002. — 445 p. — ISBN 9780520234345.
  • Alleman, Richard. New York: The Movie Lover’s Guide. The Ultimate Insider Tour of Movie New York (англ.). — Нью-Йорк: Crown Publishing Group, 2013. — 528 p. — ISBN 9780804137782. — ISBN 0804137781.
  • Berke, Annie. «Never Let the Camera Catch Me Acting»: Lillian Gish as Actress, Star, and Theorist (англ.) // Historical Journal of Film, Radio and Television : журнал. — 2016. — June (no. 36). — P. 175—189. — ISSN 0143-9685.
  • Gish, Lillian. Dorothy and Lillian Gish (англ.). — 1-е изд. — Нью-Йорк: Charles Scribner’s Sons, 1973. — 311 p. — ISBN 068413571X. — ISBN 9780684135717.
  • Gottlock W., Gottlock B. Lost Amusement Parks of New York City: Beyond Coney Island (англ.). — Mount Pleasant, SC: Arcadia Publishing, 2013. — 128 p. — ISBN 9781625845566. — ISBN 1625845561.
  • Dorothy Gish, Actress, is Dead; in Theater and Films 50 Years (англ.) // The New York Times : газета. — Нью-Йорк: The New York Times Company, 1968. — 6 June. — P. 47. — ISSN 0362-4331.
  • Gish, Lillian, leads, Fine Arts (англ.) // Motion Picture Studio Directory and Trade Annual : сборник. — Нью-Йорк: Motion Picture News, Inc., 1916. — Vol. 14, no. 16. — P. 75.