Антониони, Микеланджело

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Микеланджело Антониони
итал. Michelangelo Antonioni
Michelangelo Antonioni Com L10-0197-0003-0001.jpg
Дата рождения 29 сентября 1912(1912-09-29)
Место рождения Феррара, Италия
Дата смерти 30 июля 2007(2007-07-30) (94 года)
Место смерти Рим, Италия
Гражданство  Италия
Профессия кинорежиссёр, сценарист
Карьера 19502007
Награды
Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» Золотая медаль «За вклад в развитие культуры и искусства» (Италия)
Кавалер ордена Почётного легиона — 1996 Командор ордена Искусств и литературы (Франция)
«Серебряный лев» (1955)
«Серебряная лента» (1956, 1962, 1976)
Приз жюри Каннского кинофестиваля (1960, 1962)
«Золотой медведь» (1961)
«Золотой лев» (1964, 1983)
«Золотая пальмовая ветвь» (1967)
Премия Европейской киноакадемии за творчество в целом (1993)
Премия «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе (1995)

Микела́нджело Антонио́ни (итал. Michelangelo Antonioni; 29 сентября 1912, Феррара, Италия30 июля 2007, Рим, Италия) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, классик европейского авторского кино.

Лауреат Приза жюри и Золотой пальмовой ветви Канского кинофестиваля, двукратный обладатель главной награды Венецианского кинофестиваля — «Золотой лев». Обладатель Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе 1995 года. Антониони стал первым из режиссёров, получивших высшие награды трёх наиболее престижных кинофестивалей ЕвропыКаннского, Венецианского и Берлинского[1].

Биография

Происхождение и воспитание

Родился 29 сентября 1912 в Ферраре в регионе Эмилия-Романья Италия. Его отец и мать происходили из бедной семьи, которая долгие годы работала на фабрике. В юности Микеланджело посещал таверны, общался с аристократами, отлично играл в теннис, рисовал и играл на скрипке.

В 1935 году Антониони окончил факультет экономики и коммерции (Высшую школу экономики и коммерции) Болонского университета. В 1939 году Антониони приехал в Рим. Поступил в киношколу при Римском экспериментальном киноцентре, учился режиссерскому мастерству. Тогда же начал увлекаться театром, вместе с другими студентами он ставил спектакли, писал пьесы и рецензии[1][2][3].

Творческая деятельность

С 1940 года сотрудничал в журнале Cinema и Bianco e Nero, вошёл в группу молодых итальянских режиссёров, формировавших новое направление в кинематографе — неореализма. В этот период Антониони участвовал в написании сценария фильма Роберто Росселлини «Пилот возвращается». Фильм снимался при активной поддержке итальянских ВВС, руку к сценарию картины приложил Витторио Муссолини, сын дуче и друг режиссёра[4]. Так же Антониони работал во Франции в качестве режиссёра-стажёра у Марселя Карне на картине «Вечерние посетители» 1942 года. Дебютировал неореалистическим документальным фильмом «Люди с реки По» 1943 года, о рыбаках, живущих в долине этой реки. С 1947 года он начал снимать сам — вначале документальные ленты, затем художественные. Он также участвовал в написании сценариев к фильмам Джузеппе Де Сантиса «Трагическая охота» 1947 года, Лукино Висконти «Процесс М. Тарновской» который так и не был реализован и Федерико Феллини «Белый шейх» 1952 года[1][2][3].

Первым его игровым фильмом стала картина 1950 года «Хроника одной любви», где сыграли Лючия Бозе и Массимо Джиротти. Фильм получил «Серебряную ленту» в номинациях «Специальный приз жюри» и «Лучшая музыка к фильму»[5]. Через три года он снимает фильм «Дама без камелий», в 1955 году выходит фильм «Подруги» по рассказам Чезаре Павезе «Три одинокие женщины», за который Антониони был удостоен «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. В 1957 году выходит фильм «Крик». Лента была удостоена приза на кинофестивале в Локарно. В этих фильмах проявились основные черты режиссерского стиля Антониони — замедленный темп, склонность к длинным планам, внимание к деталям. В 1957—1958 годах Антониони поставил в римском Teatro Eliseo пьесы «Тайные скандалы» и «Я — камера»[1][2][3].

Широкая известность пришла к Антониони в 1960-е годы после фильмов «трилогии отчуждения»: «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых снялась Моника Витти и актеры Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Леа Массари и Жанна Моро. Эти картины, объединённые единым стилем и авторской манерой, воссоздают особый мир — мир Антониони. Все три фильма получили признание и были удостоены Приза жюри Канского кинофестиваля, главный приз Берлинского кинофестиваля — «Золотого медведя», а также премию итальянской Киноакадемии «Давид ди Донателло» за лучшую режиссуру. В 1964 году выходит фильм из этой же серии «Красная пустыня» с Моникой Витти, Ричардом Харрисом, Карло Кьонетти, Ксенией Вальдери, Ритой Ренуар. Фильм был удостоен главного приза («Золотой лев») Венецианского кинофестиваля. Фильм стал первой цветной картиной режиссёра[1][2][3].

Снятый в 1966 году в Великобритании фильм «Фотоувеличение» имел успех в прокате и удостоился главного приза на Каннском кинофестивале — «Золотой пальмовой ветви», а также номинировался на премию «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий. Фильм оказал существенное влияние на последующее развитие кинематографа[1][2][3].

В США в 1970 году Антониони снял фильм «Забриски-пойнт», где присутствовали документальные кадры студенческих волнений 1960-х годов. Фильм провалился в прокате и разочаровал кинокритиков, хотя впоследствии прежде всего из-за написанной Pink Floyd звуковой дорожки фильм стал культовым. В разгар «культурной революции» Антониони посетил маоистский Китай, чтобы снять трёхчасовой документальный фильм о происходящих там событиях, вызвавший негативную реакцию китайских властей. Следующий его фильм «Профессия: репортер» 1975 года с актёром Джеком Николсоном в главной роли снимался в Испании, Африке, Великобритании и Германии. По сюжету картины, уставший от жизни герой попытался жить жизнью другого человека, но оказался втянутым в более серьезные проблемы. Лента имела большой успех. В конце 1970-х годов Антониони приехал в СССР ставить картину совместного советско-итальянского производства |Воздушный змей. Съемки не состоялись, так как режиссер отказался вносить в сценарий поправки. В 1981 году выходит фильм «Тайна Обервальда» основанный на пьесе Жана Кокто «Двуглавый орёл», где снялись Моника Витти и Франко Бранчьяроли. В следующем году выходит фильм «Идентификация женщины», в котором снялись Томас Милиан, Кристин Буассон и Даниэла Сильверио. Фильм получил два приза Канского кинофестиваля, в том числе «Золотую пальмовую ветвь»[1][2][3].

В 1985 году у режиссёра случился второй инсульт, первый был ещё в 1972 году. Как его следствие, образовался паралич правой половины тела и потеря речи. Тем не менее в 1995 году при помощи Вима Вендерса ему удалось снять свой последний полнометражный фильм — «За облаками». Фильм состоит из четырёх коротких, связанных новелл. В центре каждой истории лежит загадка женщины. Картина приглашает к внутреннему путешествию — как пишет Антониони в своих мемуарах «к истинному образу абсолютной и таинственной реальности, которого никто никогда не увидит». В фильме снялись Джон Малкович, Ким Росси Стюарт, Инес Састре, Софи Марсо, Фанни Ардан, Питер Уэллер, Кьяра Казелли и Ирен Жакоб. Фильм был удостоен Премии ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля[1][2][3].

В 1995 году Антониони был удостоен Почётного «Оскара» за жизненный вклад в искусство кино[3].

В 2001 году Антониони закончил работу над киноновеллой «Опасная связь вещей», которая вошла в проект «Эрос» 2004 года вместе с двумя другими короткометражными новеллами режиссеров Вонга Карвая и Стивена Содерберга. Филь вошёл в Топ-100 лучших фильмов жанра эротика[6].

Режиссер скончался 30 июля 2007 года в Риме. Похоронен на родине в Ферраре[1].

Семья

Антониони был женат дважды. Первая жена — Летиция Бальбони, вторая жена — Энрика Фико[1].

Фильмография

В активе Микеланджело 47 работ в 28 проектах[2]

Художественные фильмы

Документальные фильмы

Награды

В активе Микеланджело 47 побед и 28 номинаций[3]

Премии

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Антониони, Микеланджело. РИА Новости. Дата обращения: 23 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Антониони, Микеланджело. kino-teatr.ru. Дата обращения: 23 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Антониони, Микеланджело. Internet Movie Database. Дата обращения: 23 октября 2024.
  4. Bondanella, Peter. The Films of Roberto Rossellini. — Cambridge University Press, 1993. — 200 p. — (Cambridge Film Classics). — ISBN 978-0521398664.
  5. Awards for Story of a Love Affair. Internet Movie Database. Дата обращения: 23 октября 2024.
  6. Топ 100 лучших фильмов жанра эротика. Дата обращения: 23 октября 2024.

Ссылки