Кафедральные соборы Санкт-Петербурга
Кафедральные соборы Санкт-Петербурга — соборы Санкт-Петербургской епархии, которым когда-либо присваивался статус главного храма города.
Кафедра́льный собо́р — в разных конфессиях это храм, в котором располагается епископская кафедра и где настоятелем является сам епископ. Кафедральный собор, как правило, является главным храмом епархии. Слово собор происходит из старославянского языка и означает «собрание, съезд», поэтому собором стали называть тот храм, где всегда вместе с епископом служило много священников и, как правило, было несколько приделов с алтарями. В наше время помимо кафедральных соборами часто называют главные храмы внутри монастыря (напр. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры) или церкви, имеющие особый статус (напр. Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного). Статус собора церкви присваивается раз и навсегда.
Во многих европейских языках понятие кафедральный собор этимологически напрямую связано со словом кафедра (англ. cathedral, фр. cathédrale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral). Слово кафедра (καθέδρα) греческого происхождения и означает оно «сиденье, седалище; сидение». Уже во времена древнего христианства в храмах для предстоятелей стали устраивать почётные седалища в абсидах алтарей на возвышении, о чём свидетельствует архитектура древних базилик и катакомбных церквей. Почти сразу слово кафедра стало одним из символов епископской власти[1].
Хронологический перечень кафедральных соборов
№ | Функционирование в
качестве кафедрального |
Название собора | Дата постройки | Архитектор | Архитектурный стиль |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1732 — 1858 | Петропавловский собор | 1712 — 1733 | Доменико Трезини | петровское барокко |
2 | 1858 — 1922 | Собор св. Исаакия Далматского | 1818 — 1858 | Огюст Монферран | поздний классицизм |
3 | 1924 — 1927 | Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови) | 1883 — 1907 | Альфред Парланд | неорусский стиль, эклектика |
4 | 1929 — 1933 | Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры | 1778 — 1790 | Иван Старов | ранний классицизм |
5 | 1934 — 1937 | Свято-Троицкий Измайловский собор | 1828 — 1835 | Василий Стасов | классицизм |
6 | 1937 — 1940 | Князь-Владимирский собор | 1766 — 1772 | Антонио Ринальди | переход от барокко к классицизму |
7 | 1940 — 1999 | Николо-Богоявленский морской собор | 1753 — 1762 | Савва Чевакинский | высокое барокко |
8 | с 1999 года по сей день | Казанский собор | 1801 — 1811 | Андрей Воронихин | ампир |
После большевистской революции 1917 года начались антицерковные кампании и обновленческий раскол, в основу которого легли разногласия между высшими чинами РПЦ по вопросу сотрудничества с новой властью. В 1922 году ситуация обостряется из-за ареста патриарха Тихона, впоследствии отпущенного на свободу под давлением русской общественности и западных держав. Начинают создаваться союзы и советы по защите веры и её святынь. От патриарха потребовали открытого заявления о раскаянии, и он это заявление вынужден был сделать — церковь так и не смогла освободиться от давления властных структур[2].
Указ о присвоении тому или иному храму статуса кафедрального собора исходит от высшей церковной власти и должен храниться в епархиальных архивах, так как является внутренним церковным делом и для органов особого власти интереса не представляет. Однако в 1920—1940-х годах складывается ситуация, при которой получить исчерпывающую и детальную картину церковной жизни Петрограда (Ленинграда) практически невозможно. Сказываются и внутрицерковные настроения того времени, и архивные утраты, а также недоступность документов епархиальной канцелярии этого периода (из издания «Архивы России»: «Необработанные документы Епархиального управления за 1930-е годы [хранятся] в Центральном архиве Федеральной службы безопасности в Москве»)[3].
Поэтому вопрос о кафедральном соборе Патриаршей Церкви в Ленинграде в 1922—1924 и 1927—1929 годах остаётся открытым.
Петровская церковь Святой Троицы
Изначально новая столица Российского государства относилась к Новгородской епархии и своего кафедрального собора не имела. В 1722—1742 годах город и его окрестности находились под синодальным управлением, являясь Санкт-Петербургской Синодальной областью, иначе — Синодальной епархией, а в роли правящего архиерея выступал Святейший Правительствующий Синод. От его имени действовало особое учреждение — Тиунская контора, переименованная затем в Духовное Правление В этот период в столице служили либо епископы — члены Синода, либо чередные архиереи, вызывавшиеся из провинции[3].
Архиерейские литургии служились при Императоре Петре Первом преимущественно в Троицкой Петровской церкви на правом берегу Невы. В той же церкви при жизни Петра отмечались архиерейским служением и в присутствии всего столичного духовенства торжественные события государственной жизни, виктории и церковные праздники. Троицкий собор выполнял роль кафедрального в период «синодальной епархии»[4].
Деревянная церковь, заложенная, по одной из версий, в 1703, по другой — в 1709 году, была освящена в честь Троицы Живоначальной 10 июля 1711 года митрополитом Великоновгородским и Великолуцким Иовом. Троицкая церковь стояла на первой городской площади, получившей по ней своё название. Храм представлял собой бревенчатое, обшитое досками прямоугольное вытянутое строение с небольшой алтарной пристройкой и двускатным покрытием. В 1714 году его достроили трапезной с двухъярусной колокольней, на которой установили часы с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни. Высокие шпили венчали колокольню и храм. В 1720—1721 годах появился придел преподобного Харитония Исповедника, в день памяти которого 28 сентября 1708 года в ходе Северной войны русскими войсками близ деревни Лесной была одержана победа[5].
Собор несколько раз горел, страдал от наводнений и ударов стихий, но его неизменно восстанавливали в деревянном виде. В 1933 году, несмотря на статус уникального памятника архитектуры, храм был уничтожен большевиками, а после войны на его месте обустроили сквер. К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, в память о снесённом храме недалеко от съезда с Троицкого моста была сооружена и освящена гранитная с золотым куполом часовня Троицы Живоначальной[6].
Памятный знак на месте утраченного Троицкого храма установлен 30 сентября 2020 года по инициативе Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, при финансовой поддержке компании «Газпром». Макет первоначальной Троицкой церкви водружён на валун — осколок «Гром-камня», служащего основанием для «Медного всадника»[5].
Петропавловский собор
История возникновения и существования кафедры
Вошедшая в 1730 году на российский престол Анна Иоанновна вернула Петербургу ту значимость, которую придавал новому городу Император Петр Первый. С возвращением Петербургу статуса столицы Анна Иоанновна указом от 26 июня 1731 года объявила ещё недостроенную крепостную церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла собором с намерением передать новой столице духовные атрибуты Москвы (Успенский собор, где венчали на царство российских монархов). В Петропавловский собор тогда же, в 1731 году, была затребована из Успенского собора московского Кремля святыня: часть Ризы Господней[7], что подтверждало перенос духовного центра России в новую столицу.
Из «Летописи Петропавловской крепости» (опубликованной рукописи неизвестного автора, хранящейся в Музее города Санкт-Петербурга): «1731 год. […] Собор Святых Апостолов Петра и Павла был украшен позолотой и расписан под зелёный мрамор, указом же от 27 июня он сделан кафедральным»[8].
Лишь при Императрице Елизавете Петровне 1 сентября 1742 года была создана самостоятельная Петербургская епархия (с 1745 — архиепископия, с 1783 — митрополия). Собор святых Апостолов Петра и Павла уже с полным правом утвердился в статусе кафедрального новой епархии[4].
Из документов XIX века по истории Санкт-Петербургской епархии[9]:
«Самым замечательным по обширности, великолепию и значению для столицы храмом был Петропавловский собор. В нем совершались торжественные служения, а также заупокойные литургии и панихиды об усопших членах императорской фамилии. В особо торжественные дни сюда, по повесткам или объявлениям со стороны ключарей Петропавловского собора, собиралось все высшее духовенство Санкт-Петербурга, весь Святейший Синод. Сама Императрица часто присутствовала при таких служениях. Отсюда выдавались мощи для освящения новых церквей»
Первую литургию митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского при вступлении в этот сан принято было служить в Петропавловском соборе[10].
Во второй половине XVIII века центр столицы переместился на левый берег Невы. Кафедральные службы все реже совершались в крепостном соборе и все чаще проходили ближе к Зимнему дворцу: в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на «Невской першпективе», в Николо-Богоявленской морской соборной церкви, а также в Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря. Весной и осенью во время ледохода и ледостава Петропавловский собор оказывался отрезанным от центральной части города. Опасный период совпадал с пасхальными богослужениями. В распоряжениях, объяснявших причины переноса кафедральных служений, непосредственно указывалось — «за опасностью Невы»[4].
В 1858 году Петропавловский собор официально перестал быть кафедральным, а в 1883 году его отнесли к «придворному ведомству»[11].
Историко-культурное описание
Петропавловский собор — памятник архитектуры русского барокко ХVIII века и одновременно усыпальница Дома Романовых — был возведен в период 1712—1733 годов по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини на месте одноимённой деревянной церкви. Его торжественное освящение состоялось 9 июля (28 июня по старому стилю) и в настоящее время это самый старый храм города. Его колокольня высотой в 122,5 метра — самое высокое архитектурное сооружение Петербурга и главная доминанта города. Шпиль собора первоначально имел деревянный каркас, затем в 1857—1858 годах конструкции заменили металлическими (проект архитектора Дмитриея Журавского). Шпиль собора покрыт позолоченными медными листами.
Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и его интерьер, во всём ощущается слияние композиционных приемов западноевропейской и русской архитектуры. Стройная многоярусная колокольня храма плавно переходит в золочёный шпиль, который завершается флюгером в виде летящего ангела. Скромный купол поставлен на лёгкий барабан и увенчан небольшой главкой.
Интерсной достопримечательностью собора служили куранты, заказанные Петром I в Голландии. В 1759 году императрица Елизавета Петровна пожаловала на колокольню часы и новые куранты, которые позднее каждый час исполняли мелодии национального гимна. В настоящее время завершены работы по восстановлению карильона — колокольной музыки.
Внутреннее убранство собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор массивные колонны, декорированные коринфскими пилястрами, делят его на три нефа.
Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I. Иконостас был создан в Москве по рисункам Доменико Трезини группой мастеров-резчиков под руководством Ивана Зарудного.
Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726—1729 годах русскими иконописцами Андреем Поспеловым и Филиппом Протопоповым. Эскизы икон выполнил Михаил Аврамов, организатор и директор Петербургской типографии и Рисовальной школы.
Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в царствование Петра I. Симметрично кафедре находится Царское место — помост, где во время богослужения стоял император[12].
Объект культурного наследия федерального значения[13].
Собор св. Исаакия Далматского
История передачи и существования кафедры
В 1858 году кафедра митрополита Санкт-Петербургского переместилась во вновь построенный собор св. Исаакия Далматского. Была специально разработана, опубликована и утверждена императором «Церемония освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 года. Освящение главного престола во имя св. Исаакия Далматского»[14]. Одновременно был создан церемониал проезда их императорских величеств и их императорских высочеств из Зимнего дворца на освящение. Участием царской фамилии и двора подчеркивалась историческая преемственность — в 1733 году освящение Петропавловского собора также было совершено с беспрецедентной пышностью и проходило в присутствии императрицы Анны Иоанновны и всего двора[15].
Ещё до торжеств, 1 марта 1858 года, «кафедральный протоиерей» Андрей Николаевич Окунев был переведен с должности настоятеля Петропавловского собора настоятелем к Исаакиевскому кафедральному собору. Из текста официального издания «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1858 год»[16]:
«30 мая 1858 года, в день св. Исаакия Далматского, происходило торжественное освящение С. -Петербургского Кафедрального Исаакиевского собора. Освящение его было торжеством, подобного которому давно уже не происходило в С.- Петербурге: так как Петропавловский собор освящен в 1733 году при Императрице Анне Иоанновне, а Казанский собор — в 1811 году при Императоре Александре I-м. Освящение Исаакиевского собора совершено в присутствии Вашего Императорского Величества и других Особ Царствующего Дома, по особому Высочайше утвержденному церемониалу. Для С.-Петербургского Петропавловского собора, бывшего до освящения Исаакиевского кафедральным, утвержден штат, по которому число священно- и церковнослужителей при соборе уменьшено…»
В епархиальном издании 1869 года исторический очерк об Исаакиевском соборе завершается словами: «Исаакиевский собор — кафедральный. В нём совершаются все торжественные богослужения по великим праздникам церковным и табельным гражданским, при которых бывают собрания духовных и гражданских чинов. В нём совершаются большею частью духовные церемонии, например, хиротонии архиерейские, торжество Православия в первое воскресение Великого поста, священнодействие умовения ног великий четверток, шествие со св. крестами на реку Неву 1 августа и как положено по уставу православной церкви и означено в церковных табелях о кафедральных соборах»[17]. Исаакиевский кафедральный собор одновременно являлся приходским[18].
Каноническим кафедральным собор св. Исаакия Далматского оставался и после Октябрьской революции, о чём свидетельствуют разные источники. Например, дело из архивного фонда исполкома Центрального района города Ленинграда «О наблюдении за Исаакиевским кафедральным собором. 1919—1928)[19].
В Исаакиевском кафедральном соборе митрополит Петроградский священномученик Вениамин совершал богослужения вплоть до трагических событий лета 1922 года, связанных с ходом изъятия церковных ценностей и собственным арестом. Полномочия по управлению Петроградской епархией были переданы им епископу Ямбургскому Алексию (Симанскому). 24 июня 1922 года епископ Алексий сложил с себя обязанности правящего архиерея. Этой датой можно закрыть историю Исаакиевского собора как канонически кафедрального[4].
Историко-культурное описание
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга — построен в период с 1818 по 1858 годы по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Он взял за основу традиционный для XVIII века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане. Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни, украшенные небольшими позолоченными главками.
Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми гранитными колоннами, имеющими гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн. Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй — к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.
Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.
При возведении собора и его отделке необычайно широко применялись различные породы цветного камня. Здесь были использованы гранит, различные виды мраморов, шокшинский порфир, брекчия, шунгитовый сланец, а также малахит и лазурит. Стены храма облицованы серым мрамором и прорезаны большими окнами с массивными наличниками. Декор дополняют три огромные двери: площадь каждой составляет 42 м², вес створки — почти десять тонн.
Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних — двадцать восемь метров.
В иконостасе организованы три арки (царские врата). Центральные царские врата, через которые осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского, украшены двумя лазуритовыми колоннами. Алтарное окно закрывает один из крупнейших европейских витражей (площадь 28 м²), созданный немецким мастером Айнмиллером. Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае он отлично вписывается в окружающую обстановку. Боковые царские врата ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.
Богато украшен барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов[20].
Живопись Исаакиевского собора — 103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, в том числе В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. Т. Марков, Н. М. Алексеев, П. В. Басин, Ф. П. Брюллов, Т. А. Нефф, К. А. Молдавский и другие. Иконографическая программа Исаакиевского собора уникальна, авторами её идейного замысла были представители Святейшего Синода, Николай I и архитектор Монферран. Своеобразной была техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой грунтом по системе французских химиков Д’Арсе и Тенора. Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Козьмич Шебуев. Грандиозен по своим размерам (816 м²) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова „Богоматерь во славе“. Учитывая размеры и сферическую поверхность купола, Брюллов использовал круговую композицию, оставив широкие просветы фона, создающего эффект напоенного солнцем небесного свода[21].
В художественное убранство Исаакиевского собора входят 62 мозаики общей площадью более 600 м². Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 цветов и оттенков[21].
Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух. Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая — они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия[20].
Объект культурного наследия федерального значения[22].
Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)
История передачи и существования кафедры
Вернувшийся в 1923 году к управлению Патриарх Тихон 9 августа 1924 года в своем указе отметил приходской храм Воскресения Христова („Спас-на-Крови“) и объявил его кафедральным собором Петроградской епархии Патриаршей церкви за активное сопротивление обновленчеству и по случаю завершения в нём ремонта[23].
С 1926 года и до закрытия в 1930 году на бланках собора значилось: „Кафедральный собор Воскресения Христова“. (До 1926 года бланков у собора не было)[4].
Кафедральным собором храм оставался до декабря 1927 года, когда стал центром иосифлянского движения „непоминающих“.
Действительно, с декабря 1927 года духовенство кафедрального Воскресенского храма („Спаса-на-Крови“) перестало подчиняться Патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) и не приняло назначенного им указом от 10 февраля 1928 года в Ленинград митрополита Серафима (Чичагова)[4].
Историко-культурное описание
В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции „русского стиля“, одного из стилистических направлений эпохи эклектики (историзма). Храм был построен на месте смертельного ранения Александра II и возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).
В основе композиции Спаса-на-Крови — компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора — девять столпообразных объёмов на общем подклете). Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России. В западной части Спаса-на-Крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и её мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма.
Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания — разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Исключительную роль в создании художественного образа храма-памятника играет мозаичное убранство, являющееся одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы. Общая площадь мозаичной коллекции превышает 7 000 м². С 1896 по 1907 годы её мастера, искусно владевшие техникой „обратного“ или „венецианского“ набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов. Фасады собора украшает свыше 160 мозаичных композиций, икон и вставок. В Спасе на крови впервые в истории русской архитектуры мозаика стала доминантой пространства интерьера. В соответствии с живописной программой крестово-купольных соборов XVII века мозаичные иконы и орнаменты в определённом ритме заполняют поверхности пилонов и стен, плавно переходя в изогнутые поверхности арок, сводов и плафонов куполов. Красочные, неповторимые орнаменты — это одна из особенностей оформления, эмоционально усиливающих образное восприятие храма-памятника[24].
Объект культурного наследия федерального значения[25].
Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры
История передачи и существования кафедры
Троицкий собор Александро-Невской Лавры удалось освободить от иосифлян и вернуть санкт-Петербургской епархии в ноябре-декабре 1928 года. В дальнейшем собор стал кафедральным. На этот факт указывает „Переписка с Володарским райсоветом о закрытии церквей в Володарском районе“. В документе приводится список действующих храмов Александро-Невской Лавры на 17 августа 1930 года. Список открывается текстом[26]:
„Александро-Невская Лавра.
а) Главный храм: Свято-Троицкий собор, служит кафедральным собором Ленинградского митрополита […]“.
18 октября 1933 года Ленинградскую кафедру принял митрополит Новгородский Алексий (Симанский). 29 октября того же года он торжественно отслужил первую службу в Троицком кафедральном соборе, но ещё 16 августа 1933 года Ленгорисполком вынес решение о закрытии собора, мотивируя закрытие тем, что неотапливаемый собор функционирует лишь с апреля по август, в остальное время службы проводятся в церкви Святого Духа[27]. После 20 декабря 1933 года службы в Троицком соборе уже не проводились[4].
Историко-культурное описание
Троицкий собор — храм с одним куполом и двумя башнями, выполняющими роль колоколен. Здание относится к раннему классицизму и построено по проекту И. Старова в 1778—1790 годах.
Купол Троицкого собора — один из крупнейших в Петербурге. Он установлен на массивную башню-барабан с игольчатыми окнами. Башни-колокольни дополняют архитектурный облик здания. Старов поместил башни по обе стороны от главного входа. Над входом находится массивный портик, поддерживают который шесть дорических колонн. Расцветка фасада — классическая, желто-белая. Стены украшены пилястрами и виде белых колонн. По просьбе Старова знаменитый скульптор Ф. Шубин создал панно-барельефы, изображающие библейские сцены. Панно были закреплены над южным и северным портиками здания.
Над главным входом расположено панно „Жертвоприношение Соломона“. Массивные деревянные двери архитектор заключил в небольшой белоснежный портик, в верхней части которого находится скульптурная группа: два золотых ангела держат в руках орден св. Александра Невского.
Изнутри главный зал собора представляет собой крест. Высокий свод поддерживают огромные колонны, разделяющие вестибюль на три прямоугольных помещения. В шестнадцать окон купольного барабана льется дневной свет.
В Троицком соборе установлен уникальный иконостас, выполненный из мрамора итальянским мастером А. Пинкетти. Иконы написали И. Акимов, Г. Угрюмов и Я. Меттенлейтер. Дошедшая до нас роспись соборных стен относится к 1862 году, её выполнил художник П. Титов. Лепнину для стен изготовил Д. Фонтана. Многочисленные скульптуры святых угодников были созданы Ф. Шубиным.
Алтарь Троицкого собора украшен изображением Богородицы авторства Р. Менгса[28].
Объект культурного наследия федерального значения[29]
Свято-Троицкий Измайловский собор
История передачи и существования кафедры
В декабре 1933 года кафедральным собором Ленинградской епархии стал Измайловский собор во имя Пресвятой Троицы. Точную дату обозначить нелегко. Есть документы, лишь подтверждающие, что Измайловский собор был кафедральным какой-то период[4].
С начала 1934 года митрополит Алексий (Симанский) регулярно начинает совершать здесь богослужения. В епархиальном личном деле протоирея Михаила Славнитского лтмечено, что 25 декабря 1935 года он назначался настоятелем Кафедрального Троицкого Измайловского собора[30].
С прошением о передаче именно в Троицкий Измайловский собор чтимых икон Скоропослушницы, святых Александра Невского и Пантелеимона в связи с закрытием последнего лаврского храма (Свято-Духовской церкви) митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) обратился в сектор адмнадзора облисполкома 4 января 1936 года[31].
Постановлением комиссии по вопросам культов при Ленинградском облисполкоме от 25 марта 1937 года было решено закрыть собор, 14 апреля 1938 года Президиум ВЦИК утвердил решение. Последнее обстоятельство уже не имело значения для истории кафедральных соборов Санкт-Петербурга, так как кафедра к тому времени переместилась в Князь-Владимирский собор[4].
Историко-культурное описание
Собор был возведен архитектором В. Стасовым в 1828—1835 годах для солдат и офицеров Лейб-Гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России. Троицкий Измайловский собор представляет собой большой белый храм, украшенный четырьмя портиками коринфского ордена и пятью синими куполами. В соборе, который служил в качестве главной гарнизонной церкви города, хранились военные трофеи, полученные во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. В память о павших на войне офицерах их имена были высечены на мраморных досках, вывешенных в Троицком Измайловском соборе.
В 1886 году перед храмом был установлен монумент, выполненный по проекту архитектора Д. Гримма. Он представлял собой несколько рядов, выстроенных из турецких пушек и увенчанных фигурой ’’Слава». В 1930 году памятник был снесен. Памятник воинской славы был воссоздан и торжественно открыт в 2005 году на историческом месте[32].
Троицкий собор представляет собой высокий белый храм с пятью синими куполами, выполненными в форме полусферы, усыпанными бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка. Главный купол храма можно заметить почти за 20 километров. Малые купола храма расположены над колоннами портиков.
Фасады украшены четырьмя 6-колонными портиками коринфского ордена. В нишах западного портала размещаются бронзовые фигуры ангелов. Интерьер храма украшен коринфскими колоннами и пилястрами, покрытыми белым искусственным мрамором. Главный купол словно парит ввысь. Стены и своды расписаны художниками Т. А. Медведевым и А. И. Травиным. Иконостас полукруглой формы образует единое целое с надпрестольной сенью. Оформлен коринфскими колоннами[33].
Объект культурного наследия федерального значения[34]
Князь-Владимирский собор
История передачи и существования кафедры
В конце 1937 года были ликвидированы Митрополичьи покои в Новодевичьем монастыре, и в декабре митрополит Алексий (Симанский) переехал в небольшую квартиру из двух комнат на колокольне Князь-Владимирского собора, свободную после ареста и расстрела проживавшего там с марта по август 1937 года настоятеля ― бывшего епископа Череповецкого Тихона (Рождественского). В анкете «на служителя культа православной Патриаршей ориентации» от 4 января 1939 года митрополит Алексий называл Князь-Владимирский собор местом своего проживания[35]. Именно в этой ситуации Князь-Владимирский собор служил в течение нескольких лет митрополичьей кафедрой. На этот раз именно сюда в 1940 году была перенесена из закрытой кладбищенской Смоленской церкви историческая святыня: икона Божией Матери, именуемая Казанской[4].
Скорее всего, уже в апреле 1937 года Князь-Владимирский собор становится кафедральным в виду неопределенности положения Измайловского собора[36].
Историко-культурное описание
Современный собор был заложен в 1740 году и является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи, архитектор храма — знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди. Храм оформлен в переходных формах от барокко к классицизму. Облик здания выглядит строгим и сдержанным, но в некоторых деталях прослеживаются мотивы барокко: лучковые фронтоны, овальные окна. Кроме того, вплоть до начала XXI века собор ещё много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.
В соборе три нефа: широкий центральный и два боковых, поменьше. Высокие арки, четыре боковых купола и большой — в центре. Цвета, преобладающие во внутреннем убранстве храма, — синий и белый[37].
Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырёх Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма находятся копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.
С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на её месте теперь находится копия. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И. Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова)[38].
Объект культурного наследия федерального значения[39]
Николо-Богоявленский морской собор (1940—1999)
История передачи и существования кафедры
Следующим кафедральным становится Николо-Богоявленский Морской собор. Это связано с давним намерением советских районных органов закрыть Князь-Владимирский собор. Митрополиту ничего не оставалось, как наметить для своей кафедры Николо-Богоявленский морской собор, связав перемещение с отбытием из Ленинграда осенью 1940 года настоятеля Никольского собора архиепископа Петергофского Николая (Ярушевича), назначенного экзархом западных областей Украины и Белоруссии[4].
В материале по истории этого храма, помещенном в 1961 году в Журнале Московской Патриархии, преподаватель Ленинградской Духовной академии В. А. Некрасов указывает: «В 1941 году, когда при соборе были отведены покои для митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, будущего Патриарха, собор стал кафедральным»[40].
Николо-Богоявленский собор оставался кафедральным собором Ленинградской епархии более полувека ― до 1999 года[4].
Историко-культурное описание
Собор был построен по ходатайству князя М. Голицына, предложившего императрице Елизавете, возвести в Петербурге храм во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя моряков, чтобы увековечить достойную память славных дел российского флота. Строительство храма длилось с 1753 по 1762 год. Место для строительства собора было выбрано не случайно — в XVIII веке эта территория принадлежала плацу Морского полкового двора.
Никольский собор состоит из двух церквей — нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Верхняя церковь — во имя Богоявления Господня, отсюда и полное название храма — Николо-Богоявленский собор. Главная святыня Никольского собора — икона святого Николая Чудотворца, датируемая XVII веком[41].
Проект был выполнен архитектором С. И. Чевакинским. Началось строительство в июле 1753 года, чуть позже к западу от храма возводится колокольня. Двухэтажный Николо-Богоявленский храм представляет в плане равноконечный крест. В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола, дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.
В верхней церкви можно увидеть резной иконостас. Его украшают иконы, выполненные в византийской традиции (работа живописцев Колокольниковых). Колоннада украшена резьбой в виде гирлянд из цветов и листвы (работа мастера-резчика Игнатия Канаева).
В стороне от храма расположена четырёхъярусная колокольня. Три нижних яруса колокольни украшены колоннами. Верхний ярус венчает купол с тонким шпилем. Поскольку колокольня сужается кверху, а стены двух нижних ярусов вогнуты, создается впечатление её воздушности. Колокольня является одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто изображают петербургские художники[42].
Объект культурного наследия федерального значения[43]
Казанский собор
История передачи и существования кафедры
До 1858 года Казанский собор был не по рангу, а по значимости и популярности вторым собором после Петропавловского.
В Казанском соборе церковно праздновалось 100-летие Бородинской битвы; отмечалось 50-летие отмены крепостного права; 21 февраля 1913 года состоялось кульминационное торжество по случаю 300-летия Дома Романовых. Примечательно, что первую службу на Петербургской кафедре вновь назначенный священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) в 25 ноября 1912 года провел не в Кафедральном Исаакиевском соборе, а в Казанском[4].
Но и после освящения Исаакиевского собора ему была уготована роль второго, но особо значимого по пребыванию в нём чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери, − почитаемого царской семьей и популярного в народе. Ни в одном архивном фонде (РГИА, ЦГИА) не найдено консисторского либо синодского документа с прямым указанием на Казанский собор как на кафедральный.
В настоящее время Казанский собор является кафедрой митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Наименование кафедрального ему было присвоено Указом Патриарха Алексия II от 22 декабря 1999 года за № 6152[44] . 31 декабря 1999 года после литургии митрополит Владимир объявил об этом молящимся.
Историко-культурное описание
Собор построен в стиле ампир, в подражание храмам Римской империи, по заказу императора Павла I. В его архитектуре сочетаются формы базиликального (чисто римского) и крестово-купольного храма. Здание вытянуто в запада на восток в форме четырёхконечного латинского креста и в средокрестии увенчано стройным куполом. Проект разработан архитектором А. Воронихиным, стройка продолжалась с 1801 по 1811 год.
Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. Украшающие храм колонны, пилястры и картнизы коринфского ордера. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудостьским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка.
Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские скульпторы. Наружные бронзовые скульптуры, выполненные Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским, представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Они отлиты талантливым мастером Екимовым. Им же отлиты из бронзы северные двери собора, являющиеся точной копией дверей, выполненных скульптором Гиберти для крестильного дома во Флоренции в XV веке.
Рельефные скульптурные работы и снаружи и внутри созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.
Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Художники конца XVIII — начала XIX века. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы — пилоны. Все эти прекрасные работы выполнены в академическом стиле, в манере, подражающей мастерам эпохи итальянского Возрождения. Наиболее замечательной живописной работой в храме является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» кисти К. П. Брюллова.
Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. При строительстве собора практически не использовались иностранные материалы.
Следует отметить, что распределение на полу цветов мрамора и формы мраморной мозаики увязаны с пространственными решениями. В подкупольной части пол оформлен в виде расходящихся кругов, повторяющих линии купола и сводов, которые постепенно сужаются кверху. В главном нефе рисунок пола — чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток серого, чёрного и красного цветов — подчеркивают удлиненность пространства.
Казанский собор стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в чисто европейском стиле[45].
Объект культурного наследия федерального значения[46]
Примечания
- ↑ Кафедральный собор . Азбука веры. Православная энциклопедия. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Церковь после октябрьского переворота 1917-го: разорение или «церковная весна»? . Преображенское братство. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Издание «Архивы России» (М., 1997. С. 511)
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Ходаковская О.И. Кафедральные соборы Санкт-Петербурга . музей истории Санкт-Петербургской епархии. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Памятный знак «Троице-Петровский собор» (С-Петербург) . Институт Петра Великого. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Здесь история оживает. Троицкая церковь Санкт-Петербурга . Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ РГИА. Ф.797, оп.97, д.4, л.37.
- ↑ Летопись Петропавловской крепости. Т.1. СПб, 2008. С. 50.
- ↑ Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск пятый. С.-Петербург, 1876. С.127
- ↑ Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. третий. СПб. 1873. С. 50.
- ↑ Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. третий. СПб. 1873. С. 50.
- ↑ Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . РИА Новости. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Собор Петропавловский . КГИОП. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Санкт-Петербургские ведомости. 1958, 27 мая. № 3 с. 1.
- ↑ РГИА. Ф.816, оп.1, д. 796 (Об освящении 29 июня 1933 года Петропавловского собора в Петербурге.)
- ↑ Извлечение из Отчета по Ведомству духовных дел Православного исповедания за 1858 год". Санктпетербург. 1860. с. 13-14
- ↑ Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.1. СПб, 1869. С. 2
- ↑ Извлечение из Отчета по Ведомству духовных дел Православного исповедания за 1858 год". Санктпетербург. 1860. с. 13-14
- ↑ ЦГА СПб. Ф. 56, оп. 4, д. 9.
- ↑ 20,0 20,1 Архитектура Исаакиевского собора . Петербург Центр. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ 21,0 21,1 Живопись . официальный сайт Исаакиевского собора. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Собор Исаакиевский . КГИОП. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Осипова И. [true-orthodox.narod. ru/library/osipova/html io51 «Сквозь огнь страданий и воды слез…»]. — М.,, 1998.
- ↑ История создания Спаса-на-Крови . официальный сайт Исаакиевского собора.
- ↑ Спас-на-Крови . КГИОП. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ ЦГА. СПб. Ф. 1000, оп. 48, д. 31, л. 41.
- ↑ ЦГА СПб. Ф.7179, оп. 10, д. 585, л. 88.
- ↑ Троицкий собор Александро-Невской лавры 0 . Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Собор Троицкий с двумя соединительными флигелями . КГИОП. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Архив СПб Е. Ф.1, оп3(2), д.291, л. 166 об.
- ↑ ЦГА СПб. Ф. 7384, оп. 33, д. 94, л. 6.
- ↑ О Измайловском соборе . Глобус митрополии. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Троице-Измайловский собор . Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Собор . КГИОП. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ ЦГА. Ф. 7384, оп. 33, д.77, л. 26.
- ↑ Черепнина Н.Б., Шкаровский М.В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945 гг..
- ↑ Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге . Гид по Петербургу. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Князь-Владимирский собор Источник: https://www.spb-guide.ru/knyaz-vladimirskij-sobor.htm . СПбГид. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Собор . КГИОП. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ ЖМП. 1960. № 12. С. 28.
- ↑ Николо-Богоявленский морской собор . Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Никольский Морской собор Источник: https://www.spb-guide.ru/nikolskij-morskoj-sobor.htm . Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Собор Николо-Богоявленский (Морской) . КГИОП. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Соглашение о передаче Казанского собора Русской Православной Церкви // Церковный вестник : журнал. — 2000. — № 1—2. — С. С. 3.
- ↑ Архитектура, скульптура и живопись . официальный сайт Казанского собора. 2023-08-26.
- ↑ Собор. Здесь похоронен полководец Кутузов М.И. (1745-1813) . КГИОП. Дата обращения: 26 августа 2023.
Ссылки
- Кафедральные соборы Санкт-Петербурга
- Сайт Князь-Владимирского собора
- Сайт Казанского собора
- Сайт Исаакиевского собора
- Сайт Николо-Богоявленского морского собора
- Сайт Троице-Измайловского собора