Кассандра

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Кассандра
др.-греч. Κασσάνδρα
Художник Ромни, Джордж (XVIII век)Художник Ромни, Джордж (XVIII век)
Имя при рождении Кассандра
Полное имя Кассандра, Александра
Дата рождения XIII век до н. э.
Место рождения Троя (Илион)
Дата смерти около 1188 г.до н. э.
Место смерти Микены
Род деятельности Царевна, Прорицательница
Отец Приам, царь Трои
Мать Гекуба
Супруг(а) Агамемнон
Дети Теледам и Пелопс
Разное мифологизация, поклонение

Касса́ндра (лат. Cassandra, Kassandra, др.-греч. Κασσάνδρα), как объект культа именуемая также Александрой, — отличавшаяся красотой дочь царя Трои Приама, находившаяся в осаждённом городе во время Троянской войны. Упоминается в «Илиаде» Гомера как троянская царевна удивительной красоты[1].

Более поздние литературные и мифологические источники дополнили образ Кассандры уникальным даром предсказания будущего, однако в пророчества царевны никто не верил. Согласно древнегреческой мифологии, дар предсказания Кассандра получила от Аполлона, пленённого красотой царевны. Однако девушка не ответила взаимностью, за что оскорблённый Аполлон наказал строптивую смертную, лишив способности убеждать в истинности предсказаний. Кассандра изрекала пророчества в состоянии экстаза, отчего её считали безумной[2]. По другой версии Кассандра была сестрой-близнецом Галена, который в «Илиаде» назван прорицателем и птицегадателем, и дар они оба получили в детстве, когда заснули в храме Аполлона Фимбрейского, где священные змеи облизали их глаза и уши[3].

Кассандра стала одним из наиболее выразительных персонажей сюжета о гибели Трои, в котором над реальной историей военного противостояния, ставшей достоянием мировой культуры благодаря археологическим находкам Генриха Шлимана[4] и других исследователей, сооружена мифическая конструкция из прекрасных и ужасных деяний древнегреческих героев.

В античное время Кассандра (Александра) стала объектом поклонения, в Амиклах и Левктрах (Лакония) были возведены храмы в её честь[2]. Имя Кассандры стало нарицательным, оно употребляется как в значении вестницы несчастья, так и в ироничном значении предсказательницы, которой не верят[5].

Героиня Троянской войны

Кассандра (Александра) была дочерью царя Трои Приама, и сестрой Париса, похитителя Елены, которого Гомер также называет Александром. Возможно, это династическое имя Троянских царей, либо представителей рода их матери Гекубы. Гомер сообщает о двенадцати замужних дочерях Приама, которые жили в Трое, а также о трёх незамужних царевнах, называя их имена. Зятья Приама во время осады со своими воинами выступали на стороне Приама. Кассандра же не была замужем, но была обещана в жёны, была невестой Офрионея, небогатого, но отважного воина, прибывшего из Кабеса, и сражавшегося на стороне троянцев[6]:

Идоменей на троян устремился и в бег обратил их;
Офрионея сразил кабезийца, недавнего в граде,
В Трою недавно еще привлеченного бранною славой.
Он у Приама Кассандры, прекраснейшей дочери старца,
Гордый просил без даров, но сам совершить обещал он
Подвиг великий: из Трои изгнать меднолатных данаев.
Старец ему обещал и уже за него согласился
Выдать Кассандру, – и ратовал он, на обет положася.

— Гомер. «Илиада» XIII(364-365)[6]

В Тринадцатой песне «Илиады» «Битва при кораблях» читатель узнаёт о гибели жениха прекрасной Кассандры. Идоменей пронзил Офринорея пикой, а затем поволок его тело за ногу в свой лагерь с насмешкой приговаривая, что данайцы тоже дадут ему невесту[6].

В «Одиссее» дух Агамемнона рассказывает о своей смерти от руки Эгисфа и смерти Кассандры, убитой Клитемнестрой[7]:

Громкие крики Приамовой дочери, юной Кассандры,
Близко услышал я: нож ей во грудь Клитемнестра вонзала...

— Гомер. «Одиссея» XI(420)[7]

И это всё, что известно о Кассандре от Гомера.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», в которых Гомер изложил историю Троянской войны, можно назвать энциклопедией древнегреческого общества периода, предшествующего наступлению тёмных веков в начале XII века до нашей эры. По мнению учёных, Гомер правдоподобно изобразил микенскую эпоху: бесформенный кожаный щит, бронзовое оружие, мотивы быка и льва[8]. Археологи находят оружие и доспехи, подобные описанным в поэмах, а «Каталог кораблей», занимающий у Гомера 302 строки, даёт представление о городах Средиземноморья, соответствующих именно бронзовому веку, а не железному, в котором он жил. Обилие персонажей, многие из которых названы не только по имени, но и по роду и родному городу, позволяет предположить, что в основе сюжета лежит исторический эпос, хроника, ставшая доступной Гомеру в устной или письменной форме[9]. Лев Самойлович Клейн в книге «Анатомия "Илиады"» представляет обстоятельства создания поэмы так, что некоторые элементы и даже части текста зафиксировались ещё за много веков до Гомера; точно и дословно они передавались из уст в уста, обрастая дополнениями, которые практически не смешивались с более древними пластами текста[10]. Следовательно, и Кассандра могла быть реально жившей в Трое царевной. Однако последующая мифологизация и литературная интерпретация образа с большой вероятностью не имеют под собой исторической основы.

Предсказания

Морган Э. Кассандра картина
Кассандра. Художник Эвелин де Морган. 1898 г.

Авторы, создававшие свои произведения по мотивам гомеровских поэм, детализировали образ Кассандры в соответствии со своими творческими задачами. Не удивительно, что существуют различные версии появления дара предвидения от Аполлона, одна из которых связана с красотой царевны, а другая с наличием у неё брата-близнеца. Кассандра изрекала предсказания, находясь в экстатическом состоянии, вследствие чего её считали безумной[2]. Однако и Пифия, жрица-прорицательница Дельфийского оракула входила в транс, предсказывая будущее. Но предсказания бедствий негативно влияют на умонастроения народа, поэтому Приам запер дочь во дворце. Он выслушивал её предсказания, сделав из неё персональный оракул. Официальным же предсказателем считался брат Кассандры Гелен, который прорицал по полёту коршунов, орлов, по крику воронов, петухов, сов, также в древности существовало гадание по внутренностям жертвенных животных и птиц[3].

Перечень сбывшихся предсказаний Кассандры таков:

  • узнала своего брата Александра в пастухе Парисе и желала его смерти, зная, что он украдёт Елену, и это приведет к войне и падению Трои. Ещё до рождения Париса царице Гекубе приснилось, что она родила факел, и бы­ло пред­ска­за­но, что мальчик станет при­чи­ной ги­бе­ли Трои. По при­ка­зу При­ама младенца ос­та­ви­ли на скло­не го­ры Ида, где его нашли пас­ту­хи, они дали ему имя Парис и воспитали[3];
  • предвидела падение Трои и гибель родных:

    Без умолку безумная девица
    Кричала: «Ясно вижу Трою, павшей в прах!»Владимир Высоцкий. «Песня о вещей Кассандре»

  • возражала против ввода в Трою деревянного коня, предупреждая, что внутри прячутся ахейские воины;

Запели жрецы, распахнулись врата ― восхищенный

Пал на колени народ:

Чудовищный конь, с расписной головой, золоченый,

В солнечном блеске грядет.

Горе тебе, Илион! Многолюдный, могучий, великий,

Горе тебе, Илион!

Ревом жрецов и народными кликами дикий

Голос Кассандры ― пророческий вопль ― заглушен!Иван Бунин. «Конь Афины-Паллады»

  • Pottery — Ajax and Cassandra
    Аякс и Кассандра. Краснофигурная ваза из собрания Музея Лувра. 440 г. до н. э.
    после захвата Трои искала убежище в храме Афины у деревянной статуи богини. В одних произведениях в храм ворвался локриец Аякс Малый, оттащил Кассандру от статуи и овладел ею. По Филострату Аякс отвёл Кассандру в свою палатку, но Агамемнон, поражённый её красотой, отобрал царевну у Аякса. Согласно Еврипиду, это спасло ей жизнь, поскольку её могли принести в жертву восставшему из земли призраку Ахилла. Но жертва должна быть непорочной, поэтому на алтарь положили сестру Кассандры Поликсену;
  • пленные троянки, по Квинту Смирнскому, плакали после падения Трои, и смотрели на Кассандру, вспоминая её предсказания, над которыми они потешались недавно. Теперь они сожалели, что не поверили в пророчества, а Кассандра смеялась[11];
  • когда Агамемнон забрал Кассандру на свой корабль, в долгом пути она родила от него сыновей-близнецов — Теледама и Пелопса. Кассандра предсказывала гибель Агамемнона от руки его жены Клитемнестры и свою собственную смерть, но и Агамемнон не поверил ей. Он не знал, что его жена Клитемнестра сошлась с его же двоюродным братом Эгисфом, и они решили захватить власть. Клитемнестра и Эгисф убили Агамемнона на пиру, устроенном по случаю его возвращения. Последнее, что увидел Агамемнон перед смертью, была расправа его жены с Кассандрой[7].

Поклонение

Сочинения Гомера были собраны в Афинах, там они исполнялись на официальном народном празднике по распоряжению Солона, а при Писистрате были записаны в официальном варианте, во избежание различий, возникающей при устной передаче текста[8]. Поэтому развитие и мифологизация образа Кассандры происходили главным образом на территории Греции, вдали от Трои. В античное время в Лаконии, местности на юге полуострова Пелопонес, в городах Амиклы и Левктры были построены храмы в честь Кассандры-Александры[2].

Ликофрон так описывает поклонение Александре (Кассандре) в посвящённом ей храме в Саль­пах — городе в Апу­лии (восточная часть Италии), населённом дар­дами. Вероятно, они были переселенцами, связанными с дар­да­на­ми, то есть тро­ян­ца­ми. В храме Кассандра почиталась как божество, покровительствующее деву­шкам, не желающим выходить замуж. Они становились жри­ца­ми в святилище Александры.[12]:

Мне храм воздвигнут давниев старейшины
У Сальпы берегов и те, которые
Живут в дарданском граде возле озера
И девы, что ярма избегнуть брачного
Хотят и отвергают женихов своих,... —
Приобретут, мою обнявши статую,
Надежную защиту от замужества —
Эриний одеяние и цвет лица,
От снадобий волшебных изменившийся.
И долго эти жены жезлоносные
Бессмертною богиней будут чтить меня.

— Ликофрон. «Александра» XIII(1120-1140)[12]

Поскольку Кассандра была убита в городе Агамемнона, местом упокоения вещей царевны считали именно Микены. Также это право оспаривали Амиклы[2].

В литературе и искусстве

В изобразительном искусстве

I08 162 Haus des Menander, Kassandrafresko
Фреска «Аякс и Кассандра» из дома Менандра в Помпеях

В античном искусстве сцена похищения Кассандры из храма Афины Аяксом, а также сцена её убийства Клитемнестрой часто изображались на фресках, рельефах, керамических кувшинах, резных камнях и бытовых предметах. Например, на ларце коринфского тирана Кипсела, краснофигурном кратере Ликурга, фресках в Помпеях и Геркулануме. На ларце Кипсела изображена сцена, которая показывает Аякса отрывающего Кассандру от Палладиума, здесь же имелась надпись со стихами Павсания об этом эпизоде. Картина Полигнота из Дельф изображала, как Аякс приносит присягу на жертвеннике, а Кассандра сидит рядом, держа в руках деревянную статую (ксоан) Афины. Насилие Аякса над Кассандрой было сюжетом находившейся в Олимпии картины Панэна. Живописец Теор в конце IV — начале III века до нашей эры создал картину «Кассандра», которую после покорения Греции Римом разместили в римском храме Согласия. Поэт Христодор Коптский в одном из стихотворений описывал статую Кассандры, изображающей прорицательницу, которая «в молчанье упрёки слала родителю»[13].

В живописи XVIII — XIX веков нашей эры картины под названием «Кассандра» создали Джон Кольер, Энтони Фредерик Сэндис, Эвелин де Морган, сцену с Аяксом изобразили Соломон Иосиф Соломон, Иоганн Тишбейн, Жером-Мартен Ланглуа и другие художники.

В литературе

Сюжет о Кассандре стал очень популярен в античной литературе и быстро дополнился подробностями, связанными с пророческим даром дочери Приама. Сложно установить, кому из авторов принадлежит первенство. Пиндар, один из прославленных древнегреческих поэтов VI—V веков до нашей эры называет Кассандру прорицательницей. В числе произведений античных авторов, в которых действует Кассандра, находятся трагедии Эсхила «Агамемнон», Софокла «Аякс Локрийский» и «Поликсена», Еврипида «Александр» и «Троянки», Акция «Клитемнестра», Сенеки «Агамемнон». Еврипид в «Троянках», поставленных в 415 году до нашей эры, в монологе Кассандры представляет её не только провидицей своей судьбы, но и судеб Гекубы, Одиссея, Агамемнона, Клитемнестры, Эгисфа[14].

Кассадра и Аякс
Кассандра молит Афину о защите от Аякса. Художник Ланглуа Жером Мартен

Ликофрон (IV век до нашей эры) создал драму «Александра», которая представляет собой монолог предсказательницы о будущем до времён Александра Македонского. Алек­сандр Великий со сто­ро­ны сво­ей мате­ри Олим­пи­а­ды, царев­ны Эпира, воз­во­дил про­ис­хож­де­ние к Эаку (через Ахилла и Неопто­лема) и к Дар­да­ну (через При­а­ма и Геле­на), что подтверждает гипотезу о династическом имени Александр, характерном для рода Приама. Брата Олимпиады также звали Александром[12].

Особой силы интерес к персонажам Гомера возник в начале XIX века связи с развитием романтизма в литературе. Этим романтизмом был вдохновлён и Шлиман в своих поисках Трои. Произведения о Кассандре создают Фредерик Шиллер (баллада «Кассандра», 1802, поэтический перевод Василия Жуковского — 1809), Вильгельм Кюхельбекер (поэма «Кассандра», 1822), Николай Гнедич издаёт поэтические переводы Илиады в период с 1808 по 1826 год, Алексей Мерзляков (стихотворение «Кассандра в чертогах Агамемнона», по «Агамемнону», 1815). Позднее, также по мотивам Эсхила Аполлон Майков пишет свою «Кассандру» (переложение сцен из трагедии Эсхила «Агамемнон», которое критики называли не переводом, а вариацией на греческую тему)[15].

В конце XIX — начале XX века, после периода главенства реалистических и натуралистических тенденций, в европейской литературе возникло течение неоромантизма. Яков Полонский создал свою поэму «Кассандра» в 1890 году. В 1903 году издана трагедия Генриха Ойленберга «Кассандра» (1903). Немецкий драматург-неоромантик Пауль Эрнст считал трагедию «Кассандра» (1915) вершиной своего творчества. К этому же периоду относится трагедия Леси Украинки «Кассандра» (1907). Поэты Серебряного века используют имя и образ Кассандры преимущественно как символ дурных предзнаменований (Николай Мережковский, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Анна Ахматова, Иван Бунин и другие). С середины XX века тема Троянской войны и образ Кассандры привлекают прозаиков. В новелле немецкого писателя Ганса Эриха Носсака «Кассандра» (1948) осмысливается тема войны, а повествование ведётся от лица сына Одиссея Телемаха. В повести Кристы Вольф «Кассандра» (1984), изложение событий происходит от лица самой Кассандры, преимущественно в психологическом и феминистическом аспектах[16].

В романе Мэрион Циммер Брэдли «Головня» (The Firebrand, 1986), в жанре исторического фэнтези, также как и у Вольф, возлюбленным Кассандры является Эней. Четыре романа известной британской романистки Линдси Кларк о троянской войне, которые часто называют «Троянский квартет» (2004—2019), предлагают своевременную интерпретацию гомеровского эпоса. С ней состязается Дэвид Геммел, выпустивший трилогию «Троя» в жанре альтернативной истории (2005—2007), где главным героем является Эней. Это типично для западноевропейца, поскольку миф об основании Рима Энеем связывает романо-германский мир с античностью. Примечательно, что в изложении Геммела отсутствует воля богов, но есть предсказатели. Повесть Зиновия Юрьева «Рука Кассандры» (2006) написана в жанре ироничной фантастики о перемещении во времени. Всё чаще литераторы создают произведения, в которых используются только имя или образ Кассандры, а сюжет не связан с историей Троянской войны. Например, рассказ Кэролайн Черри «Кассандра», роман Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры», роман Бернара Вербера «Зеркало Кассандры», или футуристический роман-антиутопия Юлии Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»[17].

В музыке

Аякс и Кассандра. картина Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна. XIX век
Аякс и Кассандра. Художник Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн. XIX век

В оперном искусстве Кассандра является героиней оперы французских композиторов Туссена Бертена де ла Дуэ и Франсуа Бувара «Кассандра» (1706) и действующим лицом оперы Гектора Берлиоза «Троянцы» (1856—1858). В XX веке множество композиторов, групп и исполнителей использовали образ Кассандры в своих песнях: Владимир Высоцкий «Песня о Вещей Кассандре» (1967), Брайан Фернихоу «Песнь сновидения (мечты) Кассандры» (1974), шведская группа ABBA «Cassandra» (1982), Микаэль Жаррель «Кассандра» (1993), норвежская рок-группа Theatre of Tragedy «Aégis» «Cassandra» (1998), немецкая группа Blind Guardian «And then there was Silence» (2001), российские рок-группы «Оригами» «Синдром Кассандры» (2008), и «Би-2»* (члены группы признаны иноагентами) «Кассандра» (2008), Pyrokinesis (иноагент) «Kassandra» (2015), британские певицы Софи Эллис-Бекстор «Cassandra» (2016) и Florence Welch «Cassandra» (2022), американская певица Тейлор Свифт «Cassandra» (альбом 2024 года «The Tortured Poets Department: The Anthology»)[18].

В кинематографе

В ряде кинокартин Кассандра являлась действующим лицом: «Елена Троянская» (1956) Роберта Уайза (Кассандра — Джанетт Скотт), «Троянская война» (1961) Джорджо Феррони (Кассандра — Лидия Альфонси), сериал «Доктор Кто» (1965) — эпизод «Создатели мифов» (The Myth Makers), «Троянки» (1971) Михалиса Какоянниса (Кассандра — Женевьев Бюжо), мини-сериал «Елена Троянская» (2003) Джона Кента Харрисона (Кассандра — Эмилия Фокс), мини-сериал «Падение Трои» (2018, Кассандра — Эйми-Фион Эдвардс). В ряде фильмов её имя упоминалось как нарицательное: «Перевал Кассандры» (1976), «12 обезьян» (1995) Терри Гиллиама (упоминается комплекс Кассандры), «Девушка, подающая надежды» (2020) Эмиральда Феннела (главной героиня — девушка Кассандра (Кэри Маллиган)[19].

В других областях знаний

Астрономы назвали в честь Кассандры малую планету (астероид 114) Кассандра, который был открыт 23 июля 1871 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом. Это астероид главного пояса, относящийся к достаточно редкому спектральному классу T[20].

Apache Cassandra — распределённая система управления базами данных, относящаяся к классу NoSQL-систем и рассчитанная на создание высокомасштабируемых и надёжных хранилищ огромных массивов данных. Эту систему для создания хранилищ больших массивов данных используют многие крупные компании[21].

В психологии существует термин «Комплекс Кассандры», так называют неспособность человека убеждать других людей в своей правоте. Комплекс или синдром Кассандры описан Лори Лэйтон Шапира, юнгианским аналитиком в исследовании «Комплекс Кассандры». Психологические корни синдрома связываются с архетипическим конфликтом между матриархальными и патриархальными ценностями, соперничество за власть. В психоанализе этому комплексу соответствует «истерическая личность», для которой характерна эмоциональная нестабильность, сценичность и гиперактивность[22].

Литература

  1. Гомер. Илиада. — М.: Наука, 2008. — 572 с. — ISBN 978-5-02-025210-3.
  2. Гомер. Одиссея. — М.: Наука, 2000. — 488 с. — ISBN 5-02-011652-1.
  3. Еврипид. Трагедии. — М.: Искусство, 1980. — 550 с.
  4. Квинт Смирнский. После Гомера. — М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-91244-158-5.
  5. Павсаний. Описание Эллады. — М.: Ладомир, 2002. — Т. 2. — 503 с. — ISBN 5-86218-298-5.
  6. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М.: Наука, 1980. — 504 с.
  7. Полибий. Всеобщая история. — М.: АСТ, 2004. — 765 с. — ISBN 5-17-024957-8.
  8. Псевдо-Гигин. Мифы. — СПб.: Алетейя, 2000. — 480 с. — ISBN 5-89329-198-О.
  9. Софокл. Трагедии. — М.: Искусство, 1979. — 456 с.
  10. Страбон. География. — М.: Ладомир, 1994. — 944 с.
  11. Эллинские поэты. — М.: Ладомир, 1999. — 516 с. — ISBN 5-86218-237-3.

Примечания

  1. Гомер. Илиада / пер. Гнедич, Н. И. — М., 1960.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Поникаровская, Марина. Кассандра // Всемирная история : Энциклопедия. — 2021. — 26 ноября.
  3. 3,0 3,1 3,2 Кондрашов А. П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. — М.: Рипол-Классик, 2004. — ISBN 5-7905-2643-8.
  4. Соловьёв, С.Ю. Датировка клада Шлимана // Наука без границ. Исторические науки : журнал. — 2017. — № 3(8).
  5. Серов, Вадим. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс», 2003.
  6. 6,0 6,1 6,2 Гомер. Илиада. Азбука.Ру. Художественная литература. Дата обращения: 4 июля 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 Гомер. Одиссея. Азбука.Ру. Художественная литература. Дата обращения: 4 июля 2024.
  8. 8,0 8,1 Лосев А.Ф. Гомер. — М.: Учпедгиз, 1960. — 352 с.
  9. Файер, В.В. Композиция «Каталога кораблей» и проблемы гомеровского эпоса. — М.: Высшая школа экономики, 2010. — С. 3—29.
  10. Клейн Л .С. Анатомия «Илиады». — СПб., 1998. — С. 3.
  11. Квинт Смирнский. После Гомера (2024). Дата обращения: 5 июля 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 Ликофон. Александра. Античная литература (портал). Дата обращения: 5 июля 2024.
  13. Болгов, Н .Н., Синица, М. М. «Экфрасис» Христодора Коптского // Via in tempore. История. Политология : жулнал. — 2012. — С. 1—13.
  14. Еврипид; пер. Анненский, Иннокентий. Троянки. poemus.ru (Стихи русских и зарубежных поэтов, сайт) (2024). Дата обращения: 6 июля 2024.
  15. Майков, Аполлон Николаевич. Кассандра. Перевод из Эсхила. Дата обращения: 5 июля 2024.
  16. Ишимбаева Г. Г. Трансформация образа Кассандры в творчестве Г. Носака и К. Вольф // Вестник Нижегородского университета. — 2013. — № 6. — С. 260—261.
  17. Вознесенская, Юлия Николаевна. Путь Кассандры, или Приключения с макаронами. Азбука веры (портал). Дата обращения: 6 июля 2024.
  18. Все авторы. Кассандра. Зайцев.Нет (сайт) (2023). Дата обращения: 6 июля 2024.
  19. Все фильмы. Кассандра. Кинопоиск (2024). Дата обращения: 6 июля 2024.
  20. Кассандра. Астероид. AstroZeus(сайт) (2024). Дата обращения: 6 июля 2024.
  21. Продукт:Apache_Cassandra. Школа больших данных (сайт) (2024). Дата обращения: 6 июля 2024.
  22. Демешина, Анна. Комплекс Кассандры. b17.ru (сайт психологов) (7 октября 2019). Дата обращения: 6 июля 2024.