Оригами

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Фигурки оригами

Орига́ми — искусство складывания бумаги[1]. В Большом толковом словаре под редакцией Сергея Александровича Кузнецова даётся такое определение (от яп. ori — сгиб, складка и яп. kami — бумага). Искусство изготовления декоративных изделий из бумаги путём сгибания её в различных направлениях.

Классическое традиционное оригами создаётся с помощью обычного листа прямоугольной формы, чаще всего квадратной. Существуют многочисленные разновидности искусства складывания бумажного листа[1].

История возникновения оригами

Учёные предполагают, что бумажное искусство складывания появилось впервые в Китае, после изобретения бумаги, и бумажные фигурки использовались в обрядовых церемониях, но складывание бумаги не получило здесь такого широкого развития как в Японии, в связи с особенностями религии синтоизм. Священники синтоисты использовали церемониальные бумажные изделия в воинских ритуалах, свадебных церемониях. В храмы в качестве подношения богам приносили коробочки Санбо с кусочками рыбы и риса, впоследствии, сами продукты стали заменять на образные изображения сложенных фигурках.

Кусудама

Складывание церемониальных, обрядовых фигурок переросло в декоративное искусство любования красотой сложенных линий, искусства передачи в фигурке оригами глубоко смысла.

Среди средневековой знати Японии искусство складывания считалось отличительной чертой аристократии. Со временем оригами стало использоваться в повседневных церемониях — во время свадебных церемоний (бабочки) и праздничных шествий (шары кусудамы), в качестве украшений для дома. Самураи дарили друг другу символ удачи — особым образом сложенные бумажные ленты. Искусство складывания в Японии распространялось по женской линии, по характеру складок могли определить место рождения девушки[2].

Фигурки оригами цуру из книги «Сембадцуру ориката»

Создавались целые книги и трактаты об оригами, первым из таких изданий считается японская «Семба-цуру ориката», датированная 1797 годом. Дословный перевод названия этой книги «как сложить тысячу журавлей», такое название снова напоминает нам о древней легенде, согласно которой тысяча бумажных журавлей исполняет любое ваше желание. Целая книга содержит в себе различные способы создания фигурки исключительно журавля, всего включено 49 методов. В том же году была выпущена ещё одна книга об оригами под названием «Часингура ориката», её автором стал настоятель храма Рокан. Этот трактат включал в себя схемы для создания из бумаги персонажей популярной японской пьесы «Часингура»[2].

Ещё одним немаловажным изданием в становлении искусства оригами считается книга под названием «Каннномадо», также выпущенная в Японии в 1845 году. Дословный перевод названия звучит как «окно середины зимы», в этой книге впервые встречаются как словесное описание создание фигурок, так и подробные иллюстрации, помогающие новичкам освоить искусство. Книга «Каннномадо» дала новый толчок для развития оригами, именно после выхода этой книги в свет, искусство складывания бумажных фигурок шагнуло в народные массы[2].

Есть несколько версий распространения оригами в Европе, по одной искусство складывания пришло через арабские страны, предположительно через Испанию, в XI веке, а к XV веку это стало традиционным и в германских землях. Родители новорожденного ребёнка, получив документ о крещении, складывали из свидетельства фигурку и хранили её как символ счастья и удачи в жизни детей. В Испании к XVII веку появилась устойчивая традиция изготавливать формы в виде шапочки или шляпки, лодочки, домов, где могли жить нарисованные куклы[2].

Азбука оригами

Оригами включает в себя перечень условных изображений, которые помогают людям складывать фигурки. Основная часть обозначений была изобретена одним из самых известных мастеров оригами Акирой Есидзавой.

Ёсидза́ва Аки́ра (Йошизава Акира; 吉澤章) (14 марта 1911 года, город Каминокава, префектура Тотиги — 14 марта 2005 года, район Итабаси, Токио) разработал единую интернациональную систему символов, известную сегодня как азбука оригами, благодаря которой схемы складывания понятны детям и взрослым всего мира, визуально просты. С помощью условных обозначений можно записывать схему складывания любой фигурки.

Одним из главных принципов, которыми руководствовался Ёсидзава, было его убеждение, что в искусстве оригами важен не конечный результат, а сам процесс создания. Ни одна из пятидесяти тысяч придуманных лично мастером бумажных фигурок, не походила на другие: у каждой фигуры была своя поза, «выражение», неповторимый облик[3].

Виды оригами

Сегодня насчитывается огромное множество созданных фигурок в различных областях жизни человека, флоры и фауны. Оригами делится на классическое, складывание по патерну, мокрое складывание, киригами.

Декоративное искусство складывания бумаги имеет сегодня миллионы последователей по всему миру.



Темы оригами:

  • мини;
  • макро;
  • флора и фауна;
  • оригаметрия;
  • многогранники;
  • кусудамы;
  • письма;
  • сердца;
  • коробочки;
  • человек и многие другие направления[4].

Оригами и Лев Толстой

Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой восхищался искусством превращения бумажного листа в двигающуюся с помощью рук поделку. Его увлекало и складывание и восторг окружающих от результата. В музее — усадьбе «Поленово» среди экспозиций хранятся бумажные журавлики, сложенные руками Льва Николаевича Толстого для детей живописца Василия Дмитриевича Поленова.

Цуру. Классическая фигурка оригами

В черновиках рукописи «Что такое искусство?» есть наблюдения писателя о складывании бумажных журавликов в технике оригами[5]:

Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселились и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство

Оригами в жизни

Мастер преподает оригами

Оригамисты — люди энциклопедических познаний, они способны к сложным, необычным, нестандартным решениям задач. Посредством занятия оригами люди всей Земли общаются на самые различные темы и объединяются в сообщества.

В педагогике и в медицине складывание занимает важное место, проводятся исследования о влиянии древнего искусства на развитие мышления и психики, координации движений. В медицине появились такие термины как: «оригамодиагностика» и «оригамотерапия».

У людей, овладевающих оригами совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Например японские хирурги, совершенствуя свое врачебное мастерство, соревнуются в складывании миниатюрных фигурок оригами, умещающихся на кончике ногтя. Процесс складывания, изготовления фигурок успокаивает, учит владеть собой.

Занятия складыванием бумаги способствует концентрации разных видов внимания: визуального, тактильного, моторного, слухового.

Маска оригами

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развивает память, при изготовлении поделки необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Схемы и азбука оригами обогащают словарный запас специальными терминами. Детям нравится оригами, оно способствует созданию игровых ситуаций, воображению и даёт толчок к изобретению новых фигурок.

В бизнесе оригами используется как архитектура быстрого развертывания — бумажная тара и упаковка, бумажные люстры и светильники, шьются платья с складками в технике оригами и многое другое.

Геометрические понятия в школе преподаются с помощью оригаметрии, решением задач со сгибанием листа бумаги и системой аксиом Хумиани Хузита. Например, теорема Кавасаки, согласно которой в любой точке уплощения поверхности какой бы то ни было модели сумма переменных углов обязательно равняется 180 градусам. Доказать на практике эту теорему возможно, сложив бумажную розу Кавасаки[6].

Оригами в кино

Примечания

  1. 1,0 1,1 Полуянов, Максим. Бума́га (предположительно, от итал. bambágia — хлопок) — это листовой тонкий материал, который образуется из скреплённых и беспорядочно переплетённых между собой растительных волокон.. ВикиЧтение. Дата обращения: 28 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Афонькин С. Ю. Все об оригами. — Кристалл, 2008. — ISBN 978-5-9603-0005-6.
  3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Иллюстрированная энциклопедия Оригами От простых моделей до сложных форм. — Кристалл, 2011. — ISBN 978-5-9603-0152-7.
  4. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. — Кристалл. — ISBN 5-306-00002-9.
  5. Афонькин С. Ю. Все об оригами. — Оникс. — ISBN 978-5-9603-0005-6.
  6. Афонькин С. Ю. Цветы и вазы оригами. — Санкт-Петербург: Кристалл, 2002. — ISBN 5-306-00237-4.

Ссылки

Оригами в жизни великих людей

Оригами: игра, головоломка или нечто большее?

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!