Дедлайн

Deadline ! (7320523564).jpg

Дедла́йн (англ. deadline — граница, которую нельзя переходить) — крайний срок, до которого необходимо выполнить какое-либо дело, работу[1].

Введение

Дословно deadlineанглйского) переводится как «линия смерти» (dead — смерть, line — линия) и здесь можно увидеть метафору к словосочетаниям «роковая черта», «нависший топор», «неотвратимость». Такие ассоциации могут возникать у каждого человека, в задачах которого возник дедлайн. И здесь дедлайн является ребужом, где уже поздно пытаться что-то сделать, успеть решить или исправить[2].

Понятие дедлайн часто рассматривается с нескольких точек зрения — психологии (житейская позиция), а также научной (с позиции лингвистики и философии). Условно существует так называемая «геометрическая» точка зрения, при вычислении которой получается граница времени, где с одной стороны невозможно выполнение какого-либо действия, а с другой стороны это действие может быть оперативно выполнено.

Рассматривают дедлайн с точки зрения русского авось и kairos — концепты, которые являются своеобразными метафорами. В лингвокультурологии концепт — это многомерное смысловое образование, где выделяется одновременно ценностная, образная и понятийная стороны. Также дедлайн рассматривается, как онтологическая метафора и постоянная борьба, например, с ленью, апатией и всем, что мешает человеку достичь необходимой степени саморазвития, выполнить какое-то определённое задание в жизни или на работе. Исследование пользователей социальной сети ВКонктакте дало несколько групп восприятия слова дедлайн:

  • нечто страшное, которое стремится тебя настигнуть;
  • то, с чем необходимо сражаться, обязательно преодолеть;
  • не обращать внимание и избегать;
  • особый ритм и режим жизни;
  • времяощущение и состояние человека;
  • мотиватор;
  • инфернальное существо.

Из данного исследования видно, что дедлайн:

  • имеет особое воздействие на человека, на его психофизиологичекое состояние;
  • даёт возможность иначе воспринимать время (особая темпоральность в повседневном переживании и поведении);
  • экзистенциален и включает человека в цикл «выбора — свободы — поступка — ответственности».

Дедлайн происходит во многих рабочих процессах человека, в том числе и образовательном. Рассматривая пример студенческой жизни, можно увидеть этапность образования дедлайна, как срока выполнения задач:

  • постепенное откладывание задач и неизвестность будущего;
  • авось или задача сама разрешится каким-то образом;
  • эмоциональный дискомфорт и необходимость решения, возможный стресс;
  • отслеживание сроков или их ингорирование.

Здесь можно увидить эмоциональную и психологическую стороны, когда за каждым этапом стоит доля ответсвенности и выбора, которые могут проявляться в виде вины перед собой и окружающими, где возможным решением может стать исполнение задачи, благодаря личной собранности и усилиям воли. Для достижения целей предлагается воспринимать дедлайн, как мотиватор, а значит здесь необходимо рассмотреть такое явление, как прокрастинация — рациональное, упорядоченное откладывание исключительно важного и ценного дела ради привычных рутинных дел и задач. Человек-прокрастинатор успевает сделать многое, откладывая во времени другие задачи. А дедлайн в сочетании с упорядоченной прокрастинацией способствует получению качественных знаний и росту саморазвития.

Понятие дедлайн часто упоминается в сочетание с выражением тайм- или лайф-менеджмент, которые являются областью культурно-философского знания, как ритмология, которая рассматривает жизнедеятельность человека, как рисунок. Рисунок представляет собой систему взаимосвязанных ритмов (общественных и индивидуальных), которые функционируют, как единое целое. Поэтому в ритмологии дедлайн становится ритмической машиной, предопределяющей хронтопическую перспективу поведения человека. В данном случае человек осознанно лишается некоторого промежутка времени, который мог бы быть распределён в соответствии с запланированными задачами, а также лишает себя возможности испытания и вызова. Такое состояние часто сопровождается стрессом и фрустрациями, а иногда и внезапным вдохновением. Делая вывод можно определить, что победить дедлайн можно в том случае, если выполнять задачи оперативно и вовремя, тщательно планируя их поэтапное выполнение[3].

Существует и термин мышление «дедлайн», которое имеет характеристику свойства мышления данного типа в русле учёта рисков и грамотного принятия решения. Мышление «дедлайн» имеет похожее значение — наличие условных линий, сроков и заранее определённых целей. Акцент на мышление «дедлайн» был сделан Си Цзиньпином после XVIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Данное определение имеет отношение в большей степени к политическому строю Китая, рассмотрению причин и сложностей в рамках государственного управления Си Цзиньпина, в том числе выработки стратегических методов устранения проблем в различных сферах деятельности. Как вывод — разработка метода контент-анализа для обработки, оценки и интерпретации содержания и форм текстов информационных источников относительно мышления «дедлайн» в государственном устройстве[4].

Эффективность

Выделяют несколько принципов эффективного дедлайна, которые помогут сдвинуться с «мёртвой» точки, избежать психологического дискомфорта и обвинения себя в безответственности:

  • выполнение задачи на сонове профессионального опыта и навыков;
  • планирование срока исполнения к ближайшей дате;
  • раздробление крупных задач на более мелкие[5].

Примечание

  1. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. — Москва: Аделант, 2014. — С. 189. — 800 с. — ISBN 978-5-93642-322-2.
  2. Савицкая Е.Е. Дедлайн - польза или вред // Наука и просвещение : Журнал. — 2021. — С. 1050—1051.
  3. Дащинский В. Человек между дедлайном, авосем и kairos-om // «СтРИЖ» : Студенческий электронный журнал. — 2020. — 2 марта (№ № 2 (31)). — С. 158—161.
  4. Тянь Мяо. Мышление «дедлайн» Си Цзиньпина в государственном устройстве // Общество: политика, экономика, право : журнал. — 2023. — № 8. — С. 89—93.
  5. Дементьева А. Дедлайн, как способ достижения цели // StudNet : Студенческий научно-образовательный журнал. — 2019. — 3 марта (№ 3/2019). — С. 10—12.