Анчар (стихотворение)
«Анчар» | |
---|---|
Анчар | |
Жанр | стихотворение |
Автор | Александр Сергеевич Пушкин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1828 год |
Дата первой публикации | 1832 год |
Издательство | альманах «Северные цветы» |
«Анча́р» — стихотворение русского поэта Александра Пушкина написанное в 1828 году. Впервые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Жанр — лирическое стихотворение с элементами баллады[1].
История создания
Стихотворение «Анчар» было создано Пушкиным в 1828 году. Незадолго до написания этого произведения, Александр Сергеевич вернулся из долгой ссылки и надеялся наконец-то получить полную свободу для своего творчества. Однако его надежды не оправдались. Строгая цензура преследовала поэта на каждом шагу, и даже сам царь был настроен против него. В тот период возбуждалось дело по обвинению в создании «Гавриилиады» и «Андрей Шенье», и это стало основным поводом для написания «Анчара». В произведении Пушкин раскрывает проблему неограниченной власти[2].
Тема, жанр, композиция
Тема
Главная идея и основной смысл произведения «Анчар» Пушкина заключается в безразличии власти к жизням обычных людей и его губительности для общества. Пушкин раскрывает эту тему, рассказывая читателю о существовании ядовитого дерева «Анчар», которое символизирует зло. Этот яркий образ в стихотворении символизирует верхушку власти и её несправедливость по отношению к людям. Произведение «Анчар» — своеобразный протест против запрета свободы слова в России. Пушкин негодует на темы безграничной власти правительства и слишком строгой цензуры. Эту мысль он передаёт с помощью яркого образа «Анчара» и царя, который в своих целях использует яд. Произведение «Анчар» Пушкина выступает, как социальное заявление, обращённое к обществу, и призывает к осознанию и изменению ситуации в которой власть часто устанавливает свои интересы над интересами простых людей[3][4].
Композиция
Данное произведение разделено на две почти равные части. Первая часть состоит из пяти строф, а вторая часть — из четырёх строф.
В первой части Пушкин описывает источающее яд дерево, которое в данном случае символизирует зло. Пушкин показывает, что даже самые обычные движения, символизирующие жизнь, становятся смертоносными.
Во второй части стихотворения, поэт описывает образ всесильного владыки. Он с уверенностью и без сомнений, отправляет своего раба умирать, лишь для того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд. Причём раб подчиняется ему беспрекословно[3].
Стихотворный размер
Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой[4].
Текст стихотворения
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы[5].
Образы и символы
Главный персонаж анчар — олицетворение гибели всех живых существ. Ни одно существо не могло быть таким устрашающим, как он. Владыка идёт к дереву, чтобы получить верховенство над обществом. Анчар тоже является своего рода владыкой, но ему не требуются посторонние силы для утверждения своей власти.
Образ монарха стал олицетворением тирании. Власть монарха даёт ему возможность ощущать своё превосходство над слабыми и беззащитными. Монарх стоит над всеми, подавляет и контролирует, не давая возможности никому иному занять его место. Раб является собирательным образом, который отражает общество, способное выполнить любую прихоть владыки.
Лирический герой является отражением поэта. Он рассказывает историю, проявляя при этом сожаление к рабу. К владыке автор относится с пренебрежением и приравнивает его к посланнику, который погиб, но при этом всё-таки донёс яд[4].
Средства выразительности
- Эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою».
- Метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек».
- Сравнение — «анчар, как грозный часовой».
- Инверсии — «зелень мёртвую», «вихорь чёрный».
- Антитезы — «царь — раб», «бедный раб»[6].
Примечания
- ↑ Александр Пушкин — Анчар: Стих . rustih.ru. Дата обращения: 27 февраля 2024.
- ↑ Анализ стихотворения «Анчар» (А.С. Пушкин) . literoved.ru. Дата обращения: 27 февраля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 «Анчар» - анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина . nauka.club. Дата обращения: 22 февраля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Сапир Ася Михайловна. «к нему и птица не летит. . . » (анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар») // Филологический класс : журнал. — 2012. — С. 103—109.
- ↑ Анчар — Пушкин. Полный текст стихотворения . Культура.РФ. Дата обращения: 27 февраля 2024.
- ↑ Анчар (Пушкин): эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения . poetpushkin.ru. Дата обращения: 27 февраля 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |