Акоста, Уриель

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Уриель да Коста (Акоста)
порт. Uriel da Costa [Acosta]
Воображаемый портрет Уриеля да Косты кисти Леона Бакста, написанный в 1893 годуВоображаемый портрет Уриеля да Косты кисти Леона Бакста, написанный в 1893 году
Имя при рождении Габриель да Коста
Дата рождения 1585 год(1585)
Место рождения Порту, Королевство Португалия
Дата смерти 1640 год(1640)
Место смерти Амстердам, Республика Соединённых провинций
Страна
Язык(и) произведений португальский
Направление рационализм
Основные интересы
Значительные идеи
Испытавшие влияние Бенедикт Спиноза

Урие́ль да Ко́ста (Акоста) (1585 — апрель 1640) — еврейский религиозный мыслитель и вольнодумец, философ-рационалист. Автор трактата «Исследование фарисейских традиций в сравнении с писаным Законом», который был сожжён в 1624 году. Уриель да Коста противопоставлял «естественную религию» всем существующим религиям, которые сеют рознь и ненависть между людьми. В основе естественной религии, как полагал Уриель да Коста, лежит независимая от религиозных предписаний любовь к ближнему, посредством которой происходит различение добра и зла[1][2][3][4][5].

Биография

Габриель да Коста был сыном маррана и получил образование в коллегии иезуитов на факультета права университета Коимбра[1]. Впоследствии он стал казначеем или ризничим в католической церкви в Опорто (Порту)[6], но пережив в 1607 году кризис, Габриель отрёкся от христианства. После смерти отца, ревностного католика, Габриель да Коста решил со своей семьёй тайно покинуть Португалию. В период с 1612 года по 1616 год, скорее всего в 1614 году[2][3], они прибыли в Амстердам, где с соблюдением всех формальностей приняли иудаизм, причём Габриель сменил имя на Уриель. Знакомство с христианской религией «изнутри» и последующий переход в иудаизм заставил Уриеля да Косту задуматься о сущности «подлинного» иудаизма, который не совпадал с фарисейской традицией амстердамской общины[1][5][6][7].

Уриель да Коста стал «защищать» Моисеев закон от фарисеев и написал письмо в авторитетную венецианскую общину, в котором излагал «11 тезисов» против «предания», то есть раввинской традиции. Раввин Леон да Модена написал послание против Уриеля да Косты, на которого было наложено «малое отлучение» венецианской общиной в 14 августа 1618 года. Это «малое отлучение» почти не повлияло на жизнь Уриеля да Косты в Амстердаме. Раввин Леон да Модена также написал апологетическое сочинение «Щит и тарч: в защиту наших мудрецов от одного заблуждающегося и глупого человека, мудреца в своих собственных глазах, глупец — таково его имя»[7].

Отлучение Уриэля да Косты (Мейер де Хаан, 1888 год)

В 1623 году Уриель да Коста написал работу «О смертности человеческой души», в которой отрицал бессмертие души и существование загробного мира. Незаконченный текст был похищен из дома Уриеля да Косты, после чего началось судебное разбирательство. Восстановить обрывки этой работы стало возможным благодаря тому, что по поручению раввинов был написан «Трактат о бессмертии души, написанный доктором Самуэлем Дасильва, в котором одновременно изложено невежество одного известного противника, который среди многих других заблуждений в своем безумии был того мнения, — и опубликовал его, — что душа человека кончается вместе с телом». На Уриеля да Косту наложили 15 мая 1623 года второе по счёту, но первое в Амстердаме, «малое отлучение». Еврейскому мыслителю, отказавшемуся принести покаяние, было запрещено появляться в синагоге, а членам амстердамской общины было запрещено вступать с ним в контакт[1][2][6][7].

В 1624 году Уриель да Коста написал и опубликовал книгу «Исследование фарисейских традиций в сравнении с писаным Законом, Уриэля, еврейского юриста, с возражением некоему Самуэлю Дасильве, его лживому клеветнику». Эта книга также была посвящена критике иудейских представлений о существовании бессмертной души, в которой Уриель да Коста, скрупулёзно ссылаясь на Танах, доказывал, что кроме жизни земной нет ничего более, а душа человека не бессмертна, а находится в крови человека[1][6].

потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть её, истребится.Левит, глава 17, стихи 11 и 14

Уриель да Коста стремился доказать, что в Талмуде искажено учение Моисея и доктрина бессмертия души не содержится в Писании. Городской магистрат по доносу иудейской общины подверг Уриеля да Косту аресту и штрафу, а его книга была подвергнута сожжению. С 1624 года Уриель да Коста развивал идеи об этическом начале, заложенном в самой природе человека. В этот период Уриель да Коста приходит к мысли, что закон Моисея есть «человеческое изобретение подобно другим бесчисленным в мире». Приблизиться к идеалу подлинно гуманных отношений можно, только следуя разуму и естественной религии человеческой природы, что указывает на переход Уриеля да Косты от теизма к деизму. В 1628 году умерла мать Уриеля да Косты, а его набожные братья отвернулись от него[7]. В 1633 году Уриель да Коста, не выдержав изоляции и отчуждения, предпринял шаг к «внешнему» примирению с общиной. Еврейский вольнодумец, как пишет Моисей Соломонович Беленький, был «вдвойне одинок: вокруг него не было никого из друзей и единомышленников, которые бы могли поддержать его в идейном отношении; у него не было близких и в смысле бытовом», поэтому он публично отрёкся от своих убеждений[1][6].

Проклятие Уриэля Акосты (Франс Шиккингер, картина написана между 1877 и 1882 годами).

Идейное одиночество Уриеля да Косты, вероятно, осталось с ним даже после покаяния и возвращения в лоно «веры предков». Поэтому в том же году Уриеля да Косту подвергли экскоммуникации, то есть на него наложил херем (великое отлучение), так как он якобы отговорил одного человека от принятия иудаизма и не соблюдал установленных правил приготовления пищи. После повторного наложения херема Уриель да Коста прожил ещё семь лет, за которые написал собственную автобиографию, названную «Пример человеческой жизни». В 1636 году Менассе бен Израиль издал книгу «Три книги о воскресении мёртвых, в которых доказывается бессмертие души и воскресение тела», целиком направленную против идей Уриеля да Косты. В 1640 году Уриель да Коста прошёл публичную церемонию покаяния, включённую им в свою автобиографию и изданную только в 1687 году[2], а впоследствии покончил жизнь самоубийством, застрелившись из мушкета[1][6][7].

В своей автобиографии Уриель да Коста подвергал сомнению истинность как иудаизма, так и религии откровения вообще, а также отделял мораль от религии, противопоставляя всем существующим религиям «естественную религию», «религию здравого смысла»[2][7].

Уриэль д’Акоста наставляет молодого Спинозу (Самуил Гиршенберг, 1901 год).

Воззрения Уриеля да Косты

Уриеля да Косту рассматривают в качестве первого вольнодумца Нового времени, предшественника и вдохновителя Бенедикта Спинозы, что нашло выражение в искусстве. Например, на картине Самуила Гиршенберга Спиноза и Уриель да Коста изображены вместе, что представляет собой художественный вымысел[1][6].

Уриель да Коста подверг критике не только иудейскую раввинскую традицию, но дошёл до утверждения смертности души и до отрицания загробной жизни, выбивая из фундамента религий откровения один из краеугольных камней. Идеи Уриеля да Косты состоят в признании противоразумности догматов и таинств религии, стремлении к освобождению религии от сложных ритуалов и предписаний, жёстко диктующих поведение человека, а также в борьбе против исторически возникших «наслоений» на религию. Критика религиозных учений Уриеля да Косты основывалась на скрупулёзном прочтении и критическом анализе священных писаний. Отрицание бессмертия души, загробного мира и личностного Бога указывает на то, что еврейский вольнодумец приблизился к идеям деизма, являвшегося в XVII веке радикальным направлением философской мысли. В основе естественной религии, противостоящей всем существующим религиям, лежит закон природы — любовь к ближнему, посредством которой происходит различение добра и зла[6][7].

Лист из автобиографии Уриеля да Косты «Пример человеческой жизни», опубликованной в 1687 году.

Итак, я утверждаю, что закон этот общ и врождён всем людям уже тем самым, что они — люди. Он соединяет всех друг с другом взаимною любовью; он не знает разделения — причины и начала всей ненависти и величайших бедствий. Он — учитель доброй жизни, отличает справедливое от несправедливого, гнусное от прекрасного. Всё, что есть лучшего в Моисеевом законе или каком-либо другом, в полной мере содержит закон природы; и при малейшем отклонении от этой естественной нормы, сразу возникают споры, разделяются воззрения, и более нет покоя. Если же отклонение велико, кто сумеет исчислить бедствия и ужасы, которые получают своё начало и растут от этого испорченного корня.Пример человеческой жизни

Сочинения

  • О смертности души человеческой (порт. Sobre a mortalidade da alma do homen) (1623 год).
  • Исследование традиции фарисеев в сравнении с писаным Законом (лат. Examen tradicionum philosophicorum ad legem scriptam) (1624 год).
  • Пример человеческой жизни (лат. Exemplar humanae vitae) (1687 год).

Литература

  • Бейль. П. Акоста (Уриель) // Исторический и критический словарь в 2-х томах. Том 1. — Москва: Мысль, 1967. — 391 с.
  • Беленький М. С. Трагедия Уриэля Акосты. — Москва: Наука, 1968. — 151 с.
  • Беленький М. С. Вольнодумец Акоста. — Москва: Мысль, 1984. — 127 с.
  • Гуцков К. Уриэль Акоста. — Москва: Акционерное издательское общество «Безбожник»; Типография издательства НКВД, 1930. — 104 с.
  • Казарин А. Уриэль Дакоста // Фронт науки и техники. — 1935. — Вып. 11—12.
  • Gebhardt C. Die Schriften des Uriel da Costa. — Amsterdam: M. Hertzberger, 1922. — 286 с.
  • Vasconcellos C. M. Uriel da Costa: notas relativas à sua vida e às suas obras. — Coimbra: Imprensa da Universidade, 1921. — 180 с.
  • Zangwill I. Uriel Acosta // Dreamers of the Ghetto. — Philadelphia: The Jewish Publication Society of America, 1898. — 536 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Эндель М. И. Акоста. БРЭ. Дата обращения: 4 января 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Суворов О. В. Акоста // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  3. 3,0 3,1 Соколов В. Акоста // Большая советская энциклопедия / Гл ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1978.
  4. Акоста Уриэль. Электронная еврейская энциклопедия. Дата обращения: 4 января 2023.
  5. 5,0 5,1 Бейль П. Акоста // Исторический и критический словарь в 2-х томах. Том 1 / Общая редакция и вступительная статья В. М. Богуславского. — М.: Мысль, 1967. — 391 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Дакоста У. О смертности души человеческой и другие произведения / Составитель и редакция М. С. Беленький. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. — 156 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Акоста У. О смертности души. Пример человеческой жизни / Вступительная статья, редакция и примечания И. К. Луппола. — М.Л.: Academia, 1943. — 173 с.