Этномузыкология

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Этномузыкология
Музыкальная этнография
Тема гуманитарная наука
Предмет изучения музыкальный фольклор разных народов
Период зарождения вторая половина XIX века

Этномузыколо́гия, или музыка́льная этногра́фия, этномузыкове́дение (от греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — гуманитарная научная дисциплина, изучающая народную музыку[1]. Тесно связана с музыковедением, этнографией и фольклористикой. Изучает фольклорную музыку по письменным и археологическим источникам, сохранившейся народной традиции, фиксируемой в ходе фольклорных экспедиций.

Этномузыколог Ф. Дансмур производит фонографическую запись вождя черноногих. 1916 год
Нидерландский учёный Яап Кунст, автор термина «этномузыкология», играет на индонезийском тритоне.

Специалисты в области музыкальной этнографии обучаются на соответствующих отделениях консерваторий[2].

История

Этномузыкология исследует фольклорную музыку народов мира, сопоставляет и изучает взаимосвязи между музыкальными системами и другими социальными и культурными факторами. Эта научная дисциплина начала быстро развиваться после изобретения фонографа[3] в 1877 году[1]. Применение звукозаписи в музыкальных фольклорных исследованиях позволило положить конец дискуссиям о том, что различные музыкальные культуры являются примитивными или сложными[2].

В 1880-х годах началось становление этой новой науки, тогда в Европе начали появляться звукозаписи фольклорной музыки с других континентов. В 1885 году британский физик и филолог Александр Эллис измерил музыкальные звукоряды разных народов, после чего он предположил, что музыкальный фольклор является культурной системой, принципы построения которых связаны с другими факторами социальной жизни[1]. Его исследования опровергли европоцентрическую идею развития музыки от простого к сложному[2].

В 1921 году учёный Макс Вебер пришёл к такому же выводу о наличии взаимосвязи между системами идей, социальной и музыкальной организацией. Его исследования показали, что развитие европейской народной музыки происходило во взаимосвязи с процессом рационализации и развития науки. И процесс этот начался ещё в эпоху Возрождения[2].

В 1900 году в Вене (Австро-Венгрия) был основан фонограмархив. Спустя два года такой же архив появился и в Берлине (Германия)[1]. С 1903 по 1933 год немецкие этномузыкологи проводили сравнительные исследования различных музыкальных культур. Они пришли к выводу, что европейская музыка не является вершиной музыкальной искусства. Немецкие учёные установили, что различные инновации в европейской авангардной музыке уже долго существовали в системах музыки разных народов на других континентах.

В 1908 году британский музыкант и композитор П. Грейнджер одним из первых начал выезжать в полевые экспедиции, где записывал фольклорную музыку на фонограф[4]. Уже в 1930-е годы его почин поддержал композитор Бела Барток (Венгрия)[2]. Американец Франц Боас проводил сбор данных об этномузыке, после чего использовал их в качестве источника о культуре, о взаимосвязи между музыкой и другими феноменами культуры.

Учёный А. Ломаке в 1977 году изобрёл новую систему нотной записи музыкиканто-метрику. Также он попытался разграничить мировые ареалы музыки. Он нашёл связь между различными системами музыки с общекультурной моделью и социальным разделением общества.

Сам термин «этномузыкология» появился в 1950 году благодаря учёному Яапу Кунсту[1] (Нидерланды)[2].

Современное развитие

Этномузыкология в настоящее время является интегративной научной дисциплиной. Эта наука проводит многомерное исследование фольклорной музыки в самых разных её аспектах. Этномузыкологи проводят музыковедческую, акустическую, культурологическую, социологическую, психологическую и этнографическую работу. Большое влияние на эту науку оказывают лингвистические модели. Продолжаются исследования в области взаимосвязи музыкальных и языковых форм выражения в разных культурах[2].

Этномузыкология в России/СССР

В Рос­сии с 1901 по 1921 год исследованиями в области этномузыкологии занималась Му­зыкаль­но-эт­но­гра­фи­че­ская ко­мис­сия. В 1927 году в Ленинграде был создан фо­но­гра­мар­хив. В 1936 году был открыт ка­би­нет народной му­зы­ки в Московской кон­сер­ва­то­рии. В 1969 году сек­ция народной фольк­ло­рной музыки появилась в Институте те­ат­ра, му­зы­ки и ки­не­ма­то­гра­фии (Ле­нин­град)[1]. В настоящее время в России в восьми вузах студенты обучаются по специальности «Этномузыкология»[5].

Литература

  • Вебер М. Рац. и социол. основания музыки // Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994;
  • Kunst J. Ethno-musicology. The Hague, 1955; Merriam A.P. The Anthropology of Music. Evanston, 111., 1964;
  • Netti B. Reference Materials in Ethnomusicology. Detroit, 1967.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Этномузыковедение. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Этномузыкология. Этномузыколог. Дата обращения: 20 мая 2024.
  3. Харуто А., Юнусова В. Компьютерная этномузыкология: задачи, методы, результаты // Музыкальная академия : журнал. — 2020. — Вып. 3.
  4. Рудниченко Т. С. Проблемы методологии современной этномузыкологии // Фундаментальные исследования : научный журнал. — 2014. — № 12. — С. 2487–2490. — ISSN 1812-7339.
  5. Этномузыкология — что это за специальность и кому подойдет?. Vuzopedia (17 апреля 2024). Дата обращения: 20 мая 2024.

Ссылки