Этномузыкология
Наука | |
Этномузыкология | |
---|---|
Музыкальная этнография | |
Тема | гуманитарная наука |
Предмет изучения | музыкальный фольклор разных народов |
Период зарождения | вторая половина XIX века |
Этномузыколо́гия, или музыка́льная этногра́фия, этномузыкове́дение (от греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — гуманитарная научная дисциплина, изучающая народную музыку[1]. Тесно связана с музыковедением, этнографией и фольклористикой. Изучает фольклорную музыку по письменным и археологическим источникам, сохранившейся народной традиции, фиксируемой в ходе фольклорных экспедиций.
Специалисты в области музыкальной этнографии обучаются на соответствующих отделениях консерваторий[2].
История
Этномузыкология исследует фольклорную музыку народов мира, сопоставляет и изучает взаимосвязи между музыкальными системами и другими социальными и культурными факторами. Эта научная дисциплина начала быстро развиваться после изобретения фонографа[3] в 1877 году[1]. Применение звукозаписи в музыкальных фольклорных исследованиях позволило положить конец дискуссиям о том, что различные музыкальные культуры являются примитивными или сложными[2].
В 1880-х годах началось становление этой новой науки, тогда в Европе начали появляться звукозаписи фольклорной музыки с других континентов. В 1885 году британский физик и филолог Александр Эллис измерил музыкальные звукоряды разных народов, после чего он предположил, что музыкальный фольклор является культурной системой, принципы построения которых связаны с другими факторами социальной жизни[1]. Его исследования опровергли европоцентрическую идею развития музыки от простого к сложному[2].
В 1921 году учёный Макс Вебер пришёл к такому же выводу о наличии взаимосвязи между системами идей, социальной и музыкальной организацией. Его исследования показали, что развитие европейской народной музыки происходило во взаимосвязи с процессом рационализации и развития науки. И процесс этот начался ещё в эпоху Возрождения[2].
В 1900 году в Вене (Австро-Венгрия) был основан фонограмархив. Спустя два года такой же архив появился и в Берлине (Германия)[1]. С 1903 по 1933 год немецкие этномузыкологи проводили сравнительные исследования различных музыкальных культур. Они пришли к выводу, что европейская музыка не является вершиной музыкальной искусства. Немецкие учёные установили, что различные инновации в европейской авангардной музыке уже долго существовали в системах музыки разных народов на других континентах.
В 1908 году британский музыкант и композитор П. Грейнджер одним из первых начал выезжать в полевые экспедиции, где записывал фольклорную музыку на фонограф[4]. Уже в 1930-е годы его почин поддержал композитор Бела Барток (Венгрия)[2]. Американец Франц Боас проводил сбор данных об этномузыке, после чего использовал их в качестве источника о культуре, о взаимосвязи между музыкой и другими феноменами культуры.
Учёный А. Ломаке в 1977 году изобрёл новую систему нотной записи музыки — канто-метрику. Также он попытался разграничить мировые ареалы музыки. Он нашёл связь между различными системами музыки с общекультурной моделью и социальным разделением общества.
Сам термин «этномузыкология» появился в 1950 году благодаря учёному Яапу Кунсту[1] (Нидерланды)[2].
Современное развитие
Этномузыкология в настоящее время является интегративной научной дисциплиной. Эта наука проводит многомерное исследование фольклорной музыки в самых разных её аспектах. Этномузыкологи проводят музыковедческую, акустическую, культурологическую, социологическую, психологическую и этнографическую работу. Большое влияние на эту науку оказывают лингвистические модели. Продолжаются исследования в области взаимосвязи музыкальных и языковых форм выражения в разных культурах[2].
Этномузыкология в России/СССР
В России с 1901 по 1921 год исследованиями в области этномузыкологии занималась Музыкально-этнографическая комиссия. В 1927 году в Ленинграде был создан фонограмархив. В 1936 году был открыт кабинет народной музыки в Московской консерватории. В 1969 году секция народной фольклорной музыки появилась в Институте театра, музыки и кинематографии (Ленинград)[1]. В настоящее время в России в восьми вузах студенты обучаются по специальности «Этномузыкология»[5].
Литература
- Вебер М. Рац. и социол. основания музыки // Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994;
- Kunst J. Ethno-musicology. The Hague, 1955; Merriam A.P. The Anthropology of Music. Evanston, 111., 1964;
- Netti B. Reference Materials in Ethnomusicology. Detroit, 1967.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Этномузыковедение . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Этномузыкология . Этномузыколог. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Харуто А., Юнусова В. Компьютерная этномузыкология: задачи, методы, результаты // Музыкальная академия : журнал. — 2020. — Вып. 3.
- ↑ Рудниченко Т. С. Проблемы методологии современной этномузыкологии // Фундаментальные исследования : научный журнал. — 2014. — № 12. — С. 2487–2490. — ISSN 1812-7339.
- ↑ Этномузыкология — что это за специальность и кому подойдет? . Vuzopedia (17 апреля 2024). Дата обращения: 20 мая 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |