Спас на Крови (Санкт-Петербург)

Православный храм
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)
59°56′24″ с. ш. 30°19′44″ в. д.
Храм Воскресения Христова, Санкт-ПетребургХрам Воскресения Христова, Санкт-Петребург
Страна  Россия
Город Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2Б, литера А
Ближайшая станция метро Spb metro line2.svg Невский проспект
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Благочиние Центральное 
Тип здания церковь
Архитектурный стиль Русский, Эклектика
Автор проекта Альфред Парланд и Игнатий (Малышев)
Строительство 18831907 годы
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Состояние Действующий храм, музей
Сайт http://spas.spb.ru/

Спас на Крови́ — Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший название «Спас на Крови» как мемориальный храм, построенный на месте смертельного ранения российского императора Александра II. На Набережной канала Грибоедова (в те годы — Екатерининской) государь получил раны, несовместимые с жизнью, в результате метания революционерами террористической организации «Народная воля» нескольких самодельных взрывных устройств 1 (13) марта 1881 года. Трагическая гибель царя потрясла всю Россию и побудила к возведению непосредственно над местом, где пролилась кровь самодержца, Храма-Памятника, символизирующего покаяние и скорбь[1].

Конкурс, объявленный для создания проекта храма, привлёк видных архитекторов, но большинство из них выполнили свои работы в византийском стиле. Однако сын убитого императора Александр III отклонил все эти варианты, не соответствующие духу русского церковного зодчества. Он инициировал второй конкурс, уточнив задачу архитекторов. Храм надлежало проектировать в стиле русского зодчества XVII века, представленном яркими образцами в Ярославле. Также император пожелал, чтобы само место покушения на Александра II стало особым приделом внутри храма[2].

Символическое создание Храма Воскресения Христова в традициях XVII века должно было послужить идее преемственности культурных ценностей периода зарождения царской династии Романовых. Последовавшая спустя несколько десятилетий гибель династии сделала это храм памятником не только Александру Николаевичу Романову, но и мемориалом всему российскому самодержавию[1].

История строительства храма

СПб. Деревянная Часовня на месте гибели царя А.II. Освящение 1881
Освящение деревянной часовни на месте гибели Александра II. 1881 год

После гибели 1 (13) марта 1881 года Александра II, называемого реформатором и Царём-Освободителем за отмену Крепостного права, в результате террористического акта, проведённого народовольцами Николаем Рысаковым и Игнатием Гриневицким, место трагедии на набережной канала привлекло паломников со всей России. Верующие молились за убитого императора, воспринимая его гибель как личную трагедию. Согласно Евангелию Иисус Христос, Царь Небесный страдал на кресте за грехи человечества. Так и русский царь погиб за грехи всего народа России[3].

По всей стране начали строить монументы, часовни и поминальные стелы. Уже 17 (29) апреля 1881 года, ко дню рождения покойного царя, на набережной была освящена деревянная часовня, построенная из дерева по проекту архитектора Леонтия Бенуа на средства купечества. Сквозь стеклянную дверь было видно ограду и мостовую, на которой сохранялись следы монаршей крови. Ежедневно, вплоть до начала строительства в 1883 году памятного храма, совершались панихиды. Затем часовню переместили на Конюшенную площадь, а позднее демонтировали[1].

Конкурс проектов

Первоначально в конкурсе проектов строительства мемориального Храма Воскресения Христова участвовали архитекторы из Петербурга Антоний Томишко, Иероним Китнер, Иван Богомолов, Виктор Шрётер и другие. После того, как Александр III не одобрил ни один из рассмотренных проектов, поскольку все они были выполнены в византийском стиле, был объявлен второй конкурс. Его участникам были сообщены пожелания императора: храм должен быть «построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле», а также «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела». Обращение к стилю XVII века было напоминанием о времени первых Романовых на престоле, символом единства царя и народа[1].

В апреле 1882 года конкурсная комиссия начала рассмотрение проектов второго этапа. Одобрение императора вызвал совместный проект настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в посёлке Стрельна архимандрита Игнатия (Малышева) и архитектора Альфреда Парланда. Их проект соответствовал требованиям Александра III, но понадобились ещё уточнения и корректировки, повлиявшие на внешние очертания и внутреннюю отделку церкви. Окончательную версию проекта высочайшая комиссия утвердила только в 1887 году. Именно архимандриту Игнатию принадлежала идея освятить мемориальный храм в честь Воскресения Христова. Во время самого первого совещании комиссии он внёс это предложение, в которое был заложен особый смысл[4].

Посвящение Воскресению Христову символизировало преодоление смерти, возводило трагическую гибель царя-реформатора Александра II в ряд духовных подвигов, вдохновлённых искупительной жертвой Христа Спасителя[5]. Раны, нанесённые царю взрывом, в газетах называли «следами адского снаряда». Общественное признание Александра II мучеником в религиозном смысле привело к шествиям с его портретами и даже требованиям о канонизации покойного царя, но православная традиция предполагала соблюдение определённых требований: нетленность мощей, чудеса, исцеления, для сбора свидетельств о которых отводилось обычно несколько десятков лет, а также праведной жизни и соблюдения канонов православия. Ни императорская семья, ни Священный синод идею канонизации не поддержали[3].

Возведение здания

Строительство собора Спас-на-Крови
Строительство Храма Воскресения Христова. Начало XX века

Торжественная закладка мемориального храма Воскресения Христова состоялась 6 октября 1883 года. На ней присутствовали митрополит Исидор и император Александр III с супругой Марией Фёдоровной. По этому случаю была изготовлена медаль, которую заложили в основание престола будущего храма. Церемониал освящения проходил по составленному архимандритом Игнатием (Малышевым) сценарию. Первый камень символично заложил в основание храма сам Александр III. Часть ограды канала, гранитные плиты и булыжники из мостовой, на которых сохранились следы крови Александра II, заблаговременно демонтировали, упаковали и перевезли в часовню на Конюшенной площади[1].

Проект продолжал дорабатываться и после начала строительства. Продолжительность строительства составила более 24 лет, а смета — 4 606 756 рублей, в том числе 3 100 000 рублей были выделены казной, а оставшуюся сумму пожертвовали члены императорской фамилии, госучреждения и все, кто пожелал сделать свой взнос[6]. Особую сложность для строительных работ представляла близость водного канала. Вместо обычной в то время забивки свай, впервые в строительной практике Санкт-Петербурга, произвели бетонирование основания под фундамент. На сплошном фундаменте из плитчатого известняка, так называемой путиловской плите, были возведены кирпичные стены. Наружная облицовка велась с использованием красно-коричневого кирпича немецкого производства, белый мрамор привезли из Эстляндской губернии. Нарядные поливные изразцы, а также цветная черепица были изготовлены на Гончарном заводе Михаила Харламова[7].

СПб. Освящение Храма Спас-на-Крови. Николай II принимает парад после освящ. авг.1907г
Освящение Храма Воскресения Христова (Спас на Крови). Николай II принимает парад, август 1907 года

Своды купола сомкнулись в 1894 году, а в 1896 году произведены металлические конструкции каркасов девяти глав храма. Их изготовили на Петербургском металлическом заводе. Главы покрыли ювелирной эмалью четырёх цветов. Специальная рецептура этой эмали не имеет аналогов в русской архитектуре. Выполнением этой уникальной работы занималась Ювелирная фабрика Андрея Постникова. Торжественное поднятие на центральную главу храма креста состоялось 6 июня 1897 года. Высота креста составила 4,5 метра. Освятил крест и совершил молебен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий. После этого отделочные работы продолжались, много времени заняло изготовление мозаичных изображений[1].

Освящение храма

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) был освящён 19 августа (1 сентября) 1907 года. Освящение проводилось в присутствии императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским). После освящения сразу была отслужена первая литургия. К храму в день торжества прибыли гвардейцы и кавалеристы столичного гарнизона. Император сошёл на берег с борта парового катера «Петергоф» у Мраморного дворца, затем он поехал через Марсово поле в открытой карете. Под крики «Ура!» и звуки гимна «Боже, Царя храни» Николай II принял рапорт командующего парадом. Императора у входа в собор встретили председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович, архитектор Альфред Парланд и граф Иван Татищев. Храм мог вместить одновременно около 1600 верующих. С 1909 года клириком храма был протоиерей Василий Верюжский, профессор, впоследствии лидер иосифлянского движения[1].

Архитектурные особенности

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) по своим архитектурным особенностям может быть отнесён к направлению эклектики, которое хронологически соотносится с поздним периодом русского стиля XIX века[8]. Парланд спроектировал уникальное здание, вобравшее лучшие и наиболее яркие элементы из сокровищницы русского зодчества. Архитектурный облик церкви вызывает воспоминания о допетровской Руси, о московских и ярославских памятниках зодчества XVI — XVII веков. Прообразами Храма Воскресения Христова учёные называют церкви Троицы в Никитниках и Троицы Живоначальной в Останкине (Москва), а также ярославские церкви Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове[1].

Композиция храма основана на компактном четверике, который увенчан пятью главами. Центральные главы храма своим узорчатым оформлением отчётливо отсылают к Храму Василия Блаженного (Покровскому собору). Однако технология покрытия ювелирной эмалью поверхности узорчатых глав является абсолютно уникальной. Высота шатровой главы храма, расположенной по центру, составляет 81 метр. Это в точности соответствует высоте московской колокольни Ивана Великого, что ещё раз напоминает о преемственности Санкт-Петербургом столичного статуса от Москвы[5].

Ключевые события времени царствования Александра II высечены на плитах красного гранита, размещённых в нишах ложной аркады у подножия стен фасада. Биография императора, его реформы отражены на 20 плитах. Входы в храм представляют оригинальное архитектурное решение: два сдвоенных крыльца укрыты единым шатром, примыкающим с северной и южной стороны к колокольне. Шатры с разноцветной черепицей увенчаны двуглавыми орлами, а в тимпанах крылец представлены мозаичные картины «Страсти Христовы», созданные по оригиналам Виктора Васнецова. С восточной стороны имеются 3 полукруглые алтарные апсиды, каждая из которых завершена золочёной главкой. С западной стороны расположен примыкающий объём колокольни, как бы выдвинутый в русло грибоедовского канала. Навершие колокольни имеет высоту 62,5 метра. Именно выдвинутая на пределы суши колокольня охватывает своими стенами место гибели императора. Луковичная глава колокольни увенчана высоким крестом, завершающимся символической Российской императорской короной[1]. Считается также, что высота колокольни — округлённо 63 метра — символизирует возраст, в котором погиб царь, а высота главного купола — 81 метр — напоминает 1881 год, в котором он был убит[9].

Под золочёным навесом в западной части колокольни расположен мраморный крест с мозаичным образом Христа Спасителя. Таким образом снаружи обозначено место трагедии. По обеим сторонам от Распятия помещены изображения: святого Зосимы Соловецкого (Александр Николаевич родился в день памяти этого святого) и святой преподобномученицы Евдокии (в день её памяти государь скончался). Под навершием колокольни нанесены слова молитвы Василия Великого: «Сам, Бессмертный Царю, прими моления наша…и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами…»[10].

Внутреннее убранство

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови). Интерьер

Убранство Храма Воскресения Христова (Спас на Крови) многократно подчеркивает, что данная церковь является мемориалом. В оформлении представлены иконы святых покровителей Александра II и императорского дома Романовых, изображения гербов российских губерний. Вошедшие в храм посетители сразу попадают к месту смертельного ранения императора с фрагментом набережной, который оформлен шатровой сенью из яшмы, вырезанной лучшими русскими камнерезами. Сень представляет собой опирающийся на 4 колонны восьмигранный шатёр. Для отделки использована русская яшма, добытая на Алтае и Урале. Вазоны, балюстрада и цветы на шатре вырезаны из уральского родонита. Золочёная решётка с короной открывает вид на участок булыжной мостовой, тротуара, ограды канала. Это место, где упал император после взрыва самодельного взрывного устройства, брошенного Гриневицким[11].

Мозаичные иконы

Неповторимый интерьер храма сочетает в себе мозаичную и каменную отделку. Своды и стены полностью покрыты мозаичными изображениями святых и орнаментами. Общая площадь мозаичного убранства превышает 7 000 квадратных метров. По количеству мозаик Спас на Крови занимает первое место в России и в Европе. Создание мозаичного убранства Храма Воскресения Христова положило начало новому этапу русского монументального мозаичного искусства. Комиссия по строительству храма-памятника в 1895 году объявила о проведении конкурса на выполнение мозаичных работ. Победителем стала частная мозаичная мастерская Александра Фролова[12], которая превзошла в своём мастерстве мозаичное отделение Российской императорской академии художеств, итальянские компании «Сальвиати» и Societa Musiva, а также фирму из Германии «Пуль и Вагнер». Представленные на конкурс работы мастеров Фролова отвечали всем художественным и техническим требованиям, в том числе сроку выполнения мозаик. Большинство монументальных мозаик в храме исполнены мастерами Фролова[13]. Но и другие участники конкурса смогли приобщиться к величайшему проекту своего времени: Академия художеств получила право набирать станковые иконы киотов и иконостаса, а немецкая компания «Пуль и Вагнер» получила заказ на 4 мозаики, расположенные в боковых частях иконостаса[1].

Прототипом мозаичных работ послужила фресковая живопись XVII века, представленная в храмах Новгорода и Ярославля. Эскизы мозаик Храма Воскресения Христова выполнили 32 художника, в том числе Виктор Васнецов, Николай Харламов и другие. Творческий стиль художников варьировался от греческого стиля и академических канонов до модерна. Изображения размещали с глубоким смыслом, подчёркивая мемориальное значение храма, его посвящение Иисусу Христу. Центр храма посвящён земному пути Иисуса. На синем фоне представлены иконы, посвящённые Рождеству, далее чудеса, исцеления. Восточная сторона с золотым фоном, над алтарём мозаичная икона «Христос во славе» по эскизу Николая Харламова. В солнечные дни икона сияет золотым светом, поскольку её фоны из кантарели (золотой смальты), включают в себя тончайшие слои сусального золота, застывшие в стекле[14].

В алтаре представлена мозаика «Евхаристия» по эскизу Николая Харламова, в центре храма, перед алтарём сияет кантарелью мозаичная икона «Преображение Господне» по эскизу Николая Кошелева[15]. Икона «Благовещение» по эскизу автора проекта храма Альфреда Парланда размещена на пилонах перед солеей. На подкупольных пилонах — иконы святых, в барабане купола на круглых медальонах — 16 икон небесных покровителей российского императорского дома. Лик Христа Пантократора (Вседержителя) в своде главного барабана выполнен по эскизу Николая Харламова. Евангелие перед Христом открыто, в нём читаются слова «Мир вам». По греческим канонам иконописи выполнены Харламовым мозаичные изображения малых плафонов «Богоматерь», «Спас Эммануил», «Спас Благое Молчание» и «Иоанн Креститель», отличающиеся особой монументальностью[1].

Собор Воскресения Христова («Спас на крови»). Декоративные элементы интерьера

Мемориальный характер храма потребовал некоторых отклонений от канона, поскольку в западной части церкви на месте трагедии размещены тематические мозаики «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие во ад» по эскизам Василия Беляева. На месте скорби, у западного окна помещена икона «Новозаветная Троица», а по бокам — изображения Ангела Хранителя императора и святого князя Александра Невского на золотых фонах, дающих мягкое свечение в лучах заката[1].

Мозаичные изображения иконостаса и киотов исполнены мастерами Императорской Академии художеств и компании «Пуль и Вагнер» репродукционным способом, который хорошо передаёт все цветовые переходы. По центру иконостаса размещены «Спаситель» и «Пресвятая Богородица», набранные по оригиналам Виктора Васнецова, поражающим величием и одухотворенностью. Справа от Спасителя на иконе «Сошествие во ад» по оригиналу Михаила Нестерова Христос изображён по древнерусскому канону в белых одеждах. Мозаика набрана в мастерской Академии художеств репродукционным методом. Слева от иконы Богородицы, также по оригиналу Нестерова создана мозаика «Вознесение Господне». Кроме того Михаилом Нестеровым созданы эскизы для мозаик в кокошниках иконостаса «Христос по дороге в Эммаус» и «Ветхозаветная Троица»[1].

В северном киоте слева помещена мозаичная икона святого князя Александра Невского, небесного покровителя Александра II, по живописному оригиналу Нестерова, со словами «Не в силе Бог, а в правде», которые, согласно Никоновской летописи, князь произнёс перед Невской битвой. Эта филигранная икона была набрана в мастерской Академии художеств «прямым» из маленьких кубиков смальты с богатой цветовой палитрой. В этой технике лицевая поверхность шлифуется, а готовая мозаика не отличима от оригинала. В южном киоте справа помещена икона по эскизу Нестерова «Воскресение Христово». Господь выходит из гробницы с крестом в руке, а вторая рука поднята в благословении. Над гробницей нанесены слова: «Где Ты Смерти Жало, где Ты Ада Победа». Эта икона также выполнена в Академии художеств «прямым» способом. Её отличают светлые цвета с изысканными переходами, имитирующими масляную живопись[1].

Каменное убранство

Каменное убранство Храма Воскресения Христова превосходно сочетается с мозаичными полотнами. Камень и мозаика дополняют и взаимно обогащают друг друга. Уникальный ансамбль Спаса на Крови преисполнен идеями Воскресения, преодоления смерти. Одноярусный иконостас Спаса на Крови — шедевр камнерезного искусства, выполненный из итальянского мрамора по эскизу Альфреда Парланда генуэзской компанией «Нови». Оттенки мрамора точно подобраны с переходом от более тёмных тонов внизу к более светлым в верхней части. Ажурная резьба виртуозно имитирует работу по дереву. Орнаменты архитектурных элементов разнообразны и символизируют райский сад. Киоты украшены яшмой разных видов. Палевая аушкульская яшма использована для креста, а также для ажурного орнамента. Пёстрая орская яшма украшает узорчатые колонки и пластинки по центру. Узоры киотов сходны с орнаментами мозаичного убранства храма. Орнаментика Храма Воскресения Христова полна религиозных символов. Стебли, цветы и листья дают светлую надежду на Воскресение, что соответствует названию храма. Более 80 различных орнаментов выполнены по эскизам архитектора Альфреда Парланда и художника Андрея Рябушкина. Пилоны понизу облицованы чёрным лабрадоритом из-под Житомира, имеющим свойство иризации — радужного свечения[1].

Поражающее разнообразием каменное убранство Спаса на Крови связано не только с высоким уровнем мастерства камнерезов и уникальными авторскими эскизами, но и с применением различных видов камня из месторождений России и Италии. Цоколь облицован змеевиком (серпентинитом) из Италии, камнем зелёного цвета, получившим своё название за сходство рисунка с узорами змеиной кожи. На церковном полу, площадь которого превышает 600 квадратных метров, из итальянского мрамора десяти сортов выложен орнамент по рисунку Парланда. Камень был обработан в мастерской генуэзца Джузеппе Нови, а затем тонкие, около 5 мм, пластинки разноцветного мрамора собрали в храме российские мастера[16].

Спас на Крови после революции

Изъятие церковных ценностей

Eirik Sundvor. Leningrad. Savior-on-the-Blood (1935)
Лениград. Вид на Собор Воскресения Христова (Спас на Крови). 1935 год

После Октябрьской Революции Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в некотором смысле повторил судьбу Александра II. В 1917 году финансирование церкви прекратилось, настоятель Пётр Лепорский попросил жителей города о поддержке. Во исполнение Указа Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»[17] Храм Воскресения Христова в марте 1918 года был передан под управление и охрану Народного комиссариата имуществ РСФСР. В мае 1918 года комиссариат определил штатный состав храма, в январе 1920 года храм был передан церковной двадцатке на условиях полного содержания. Это означало, что мемориальный храм становился приходской церковью. Пожертвования прихожан в это тяжёлое время не покрывали потребности и эксплуатационные нужды здания, оно не отапливалось в зимний период.

В 19211923 годах Комиссией по изъятию церковных ценностей в несколько этапов проводилась конфискация имущества (оклады икон, ризы, лампады, ковчеги святых даров, подсвечники, дискосы, три напрестольных Евангелия с богатым оформлением. В 1922 году экспертиза, проведённая Академией истории материальной культуры, признала Спас на Крови памятником упадка русской архитектуры конца XIX века, не имеющим художественной и исторической ценности. С июля 1922 до июля 1923 года церковь относилась к Петроградской автокефалии. С 5 июля по 9 августа 1923 года храмом управляли «обновленцы» — просоветское духовенство. С августа 1923 до декабря 1927 года храм Воскресения Христова имел статус городского кафедрального собора. Затем до ноября 1930 года — являлся центром «Истинно-Православной Церкви» («ИПЦ», «иосифлянство»). Это церковное течение под руководством митрополита Иосифа (Петровых) непримиримо относилось к Советской власти и разорвало каноническое общение с патриаршей церковью. Советские власти считали иосифлян контрреволюционерами, настоятель храма Василий Верюжский и некоторые прихожане подверглись аресту. На судебном процессе в декабре 1930 года с целью ликвидации «монархической контрреволюционной церковной организации, направленной на свержение советской власти», было осуждено 132 человека. Митрополит Ленинградский Иосиф был выслан в Казахстан, а в 1937 году расстрелян. 30 ноября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть Спас на Крови. В январе 1931 года 14 колоколов храма были отправлены на переплавку. Здание решили снести, а пока передали Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев для культурно-просветительских нужд. В 1934 году Общество создало экспозицию, посвящённую убийству царя и истории народовольцев, проработавшую несколько месяцев.

Разрушения и реставрация

Спас на Крови. Ночной вид с Невского проспекта

Комитет по охране памятников революции и культуры дал согласие на снос храма, в 1941 году началась подготовка к ликвидации, но в связи с началом Великой Отечественной войны работы были остановлены. Во время блокады Ленинграда в Спасе на Крови размещался городской морг. Обстрелы повредили фасад, большой артиллерийский снаряд поразил главный купол, но при этом не разорвался. Он оставался внутри собора почти 20 лет. В 1961 году с риском для жизни его обезвредил сапёр Виктор Демидов. После войны здание храма использовал Малый оперный театр, разместивший там склад декораций. Здание разрушалось, так как через окна и отверстия от осколков внутрь попадала влага. В 1956 году власти Ленинграда снова попытались снести храм для улучшения транспортного сообщения[1].

В 1968 году здание было взято под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. 20 июля 1970 года Исполком Ленгорсовета принял решение № 535 «Об организации филиала музея „Исаакиевский собор“ в здании бывшего храма Спаса на Крови». Храм-памятник был передан на баланс музея 12 апреля 1971 года. Начались реставрационные работы, продолжавшиеся 27 лет, до 1997 года. Была создана новая система гидроизоляции, проложены коммуникации. Купола, кресты, фасады возрождали ленинградские реставраторы. Мозаику реставрировала бригада Виктора Шершнева на протяжении 14 лет. Каменное убранство храма также значительно пострадало. В наибольшей степени повреждения коснулись итальянского мрамора и змеевика. Чтобы вернуть камню первоначальный вид и воссоздать утраченные элементы, сколы и трещины заделывали мастикой в тон камня, потом мрамор шлифовали уральские и ленинградские специалисты[18].

Возрождение храма-памятника

19 августа 1997 года, на праздник Преображения, Санкт-Петербургский собор Воскресения Христова был открыт как музей. Он получил статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор», также как и часовня во имя Иверской иконы Божией Матери, находящаяся рядом и составляющая с собором Спас на Крови единый архитектурный ансамбль[19].

Духовная жизнь мемориального храма возрождалась постепенно. 23 мая 2004 года собор был повторно освящён, что необходимо, если происходит осквернение. В соборе прошла первая литургия при участии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова). С 19 сентября 2010 года стали проводиться регулярные богослужения. Их проводил игумен Мстислав (Дячина), впоследствии ставший епископом Тихвинским и Ладожским. 21 января 2014 года был официально зарегистрирован приход собора Воскресения Христова[1].

По состоянию на 2024 год литургии в соборе совершаются по воскресеньям, а также по великим и двунадесятым праздникам. Настоятель Собора Воскресения Христова — протоиерей Сергий (Куксевич), благочинный Центрального округа, к которому относится храм, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления[16].

Почитание памяти убиенного императора осуществляется на постоянной основе. По окончании божественной литургии всегда служится поминальная лития по Александру II. В день гибели самодержца 14 марта (по новому стилю) проводится архиерейское богослужение с поминовением мученически погибшего императора[1].

Спас на Крови в литературе и искусстве

Архитектура. Совместный выпуск России и Испании. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, Россия. Архитекторы А. А. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). 1883—1908 гг. Почтовая марка России, 13,00 руб., 17 июля 2012 г., Каталог ИТЦ Марка № 1608, Michel № 1841. Бумага мелованная. Офсетная печать. Зубцовка — гребенчатая 11½×11½. Размер марки — 37×37 мм. Тираж — 250 000.
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, Россия. Архитекторы А. А. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). 1883—1908. Почтовая марка России. Совместный выпуск России и Испании. 2012.

С самого начала строительства храм Спас на Крови вдохновлял писателей и художников. Поэт Афанасий Фет воспринимал место жестокого ранения царя как Голгофу для России, что нашло отражение в его стихотворении «День искупительного чуда»[20]:

Бессильны козни фарисейства:

Что было кровь, то стало храм,

И место страшного злодейства

Святыней вековечной нам.
Афанасий Фет, [21]

В советское время образ храма появляется в песне Булата Окуджавы «Прощание с новогодней ёлкой» (1966): «Ель моя, ель, словно Спас на Крови…». Александр Розенбаум в песне «Налетела грусть» (1986) выражает желание скорейшего завершения реставрации храма: «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови» и далее «Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса на Крови». В песне группы «Чайф» «В городе трёх революций» (1990) также поднимается эта тема: «В городе трёх революций снова на месте „Аврора“. Её починили, наверно, в надежде на русский авось. Со Спаса снимают леса и красят заборы…». В Ленинграде говорили, что когда уберут леса со Спаса на Крови, завершится период безбожия. Эта легенда воплотилась буквально: леса со Спаса на Крови сняли в 1991 году, и 26 декабря того же года Советский Союз распался[16].

В 2012 году в серии «Архитектура» была выпущена почтовая марка с изображением Собора Воскресения Христова (Спаса на Крови). Выпуск осуществлялся совместно Россией и Испанией[9].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 История собора. Собор Воскресения Христова (Спас на Крови). Официальный сайт (2024). Дата обращения: 28 июля 2024.
  2. Савельев Ю. Р. Новая концепция самодержавия и «русский стиль» // Вестник Санкт-Петербургского университета : журнал. — 2006. — Вып. 4. — С. 40—53.
  3. 3,0 3,1 Сафронова Ю. А. Царь-мученик vs Царь-освободитель. Почему не канонизировали Александра // Вестник Свято-Филаретовского института : журнал. — 2021. — Вып. 37. — С. 139—160.
  4. Кириков Б. М. Храм Воскресения Христова : (К истории «русского стиля» в Петербурге) / Сост. А. И. Добкин, А. В. Кобак. — М., СПб.: Atheneum; Феникс, 1993. — С. 204—245. — 479 с. — ISBN 5-85042-033-9.
  5. 5,0 5,1 Печенкин И. Е. Русская церковная архитектура начала XX века в контексте символизма / Отв. ред. Н.А. Хренов, И.Е. Светлов. Символизм как художественное направление: Взгляд из XXI века: Сб. статей. — М.: Гос. институт искусствознания, 2013. — 464 с.
  6. Шмеллинг Л. Несколько цифр из отчёта по сооружению храма во имя Воскресения Христова на месте смертельного ранения Императора Александра II // Зодчий. Орган Императорского Спб общества архитекторов : журнал. — 1907. — Декабрь (№ 49). — С. 499.
  7. Лихолат К. В., Роденков А. И. Гончарный завод М. В. Харламова. — СПб.: Издательский дом «Коло», 2020. — 168 с. — ISBN 978-5-4462-0124-2.
  8. Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга (история и современность): справочное издание. — СПб.: Глагол, 1994. — С. 58.
  9. 9,0 9,1 Кротов А. Санкт-Петербург. Собор Воскресения Христова. Соборы.Ру (сайт РПЦ) (17 августа 2020). Дата обращения: 30 июля 2024.
  10. Башмакова М. Узоры на крови. Русский мир (сайт) (5 августа 2008). Дата обращения: 29 июля 2024.
  11. Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк. — СПб.: Лениздат, 1995. — 333 с. — ISBN 5-289-01769-0.
  12. Фроловы - главный русский мозаичный бренд. Артмозаик (сайт) (2024). Дата обращения: 29 июля 2024.
  13. Юшковский Виктор, Фролов Владимир. Вечный «почерк» на стене. Как в России развивалось искусство мозаики. Санкт-Петербургские ведомости (сайт) (23 октября 2019). Дата обращения: 30 июля 2024.
  14. Византийская мозаика, которая вдохновила поколения. Irida Mosaic (сайт) (2020-21-09). Дата обращения: 29 июля 2024.
  15. Азбука искусства. Кошелев Николай Андреевич. Азбука веры (сайт РПЦ) (2024). Дата обращения: 29 июля 2024.
  16. 16,0 16,1 16,2 Санкт-Петербург. Собор Воскресения Христова. Соборы. Ру (сайт РПЦ) (2024). Дата обращения: 30 июля 2024.
  17. Козлов Фёдор Николаевич. Декрет о свободе совести или об отделении церкви // Эхо веков : журнал. — 2015. — № 3—4. — С. 174—187.
  18. Зеленченко В. А. Научная реставрация сени музея-памятника «Спас на крови». Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. — СПб., 1996. — С. 30—33..
  19. Экскурсии в Исакиевском соборе. Государственный музей Исакиевский собор (официальный сайт) (2024). Дата обращения: 30 июля 2024.
  20. Фет А. День искупительного чуда. Азбука веры (сайт РПЦ) (2024). Дата обращения: 30 июля 2024.
  21. Фет А. День искупительного чуда. Азбука веры (сайт РПЦ) (2024). Дата обращения: 30 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!