Постмарксизм

Материал из «Знание.Вики»

Постмарксизм — понятие, используемое для обозначения социально-философского течения, выделившегося из неомарксизма во второй половине 1980-х годов и применяющего в своих исследованиях методологию структуралистской и постструктуралистской философии, постфрейдистского психоанализа.

Понятие «постмарксизм», как отмечают компаративисты (П. В. Барковский, А. С. Колесников, С. Сим, Дж. Тауншенд и С. Торми), появилось стихийно и редко используется вышеуказанными представителями марксистской традиции в качестве самоназвания, поэтому применение термина достаточно условно. Все же оно является необходимым для обозначения тех мыслителей, которые после коллапса реального социализма продолжили работу в русле марксистской традиции, но уже с существенно видоизмененными методологическими основаниями[1].

Понятие «постмарксизм» подчеркивает одновременно преемственность с традицией марксизма и необходимость радикального преодоления теоретических тупиков марксистского наследия, особенно тех, которые возникли в новый исторический период.

История развития

На протяжении 1990-х годов в постсоветской философии употребление данного понятия оставалось спорадическим и не имело строгого смыслового соотнесения. Лишь в конце 1990-х в некоторых из статей С. Земляного появляются содержательные спецификации термина «постмарксизм» в контексте его различения с неомарксизмом и применения для обозначения интеллектуальной позиция С. Жижека. Встраивая постмарксизм в череду этапов становления марксистской интеллектуальной традиции (от «ортодоксального марксизма» до широкого ареала «западного марксизма») как ее завершение, С. Земляной вводит понятие постмарксизм для обозначения сформировавшейся во второй половине 1980-х философской программы, которая образовалась на волне угасания интереса к доктринальному марксизму в среде левой интеллигенции и после распада школы Л. Альтюссера[2].

Последователи

Основные идеи

Главное методологическое отличие постмарксизма от предшествующей традиции выражается в повороте от марксистского философского объективизма в сторону социального конструктивизма. Такой методологический переход был вызван упадком рабочего движения в развитых капиталистических странах. Теперь, в условиях размытой социальной структуры, социальный конструктивизм дает методологический простор для работы с самыми различными угнетенными социальными группами с целью формирования у них некой единой интерклассовой идентичности. Если объективно эксплуатируемого класса-для-себя нет, то его необходимо дискурсивно оформить, отчасти так же, как этому способствовал в свое время К. Маркс. Отсутствие ярко выраженных социальных агентов, на которых можно было бы опереться в политической практике, обусловливает то, что постмарксисты отдают приоритет анализу идеологических структур. Идеология изучается не только с целью критики существующего социального порядка, но и для созидания новых идеологических образцов, вокруг которых можно было бы воссоздать социалистический проект. Такие постмарксисты, как П. Вирно, М. Хардт и А. Негри, видят свою задачу в том, чтобы переопределить пролетариат в период позднего капитализма, ведь эксплуатация не исчезла, она приобрела другой характер, значит, и пролетариат не исчез, он просто стал другим. Дж. Агамбен, С. Жижек, Э. Лаклау и Ш. Муфф обращают свое внимание на социальное исключение и биополитику. Постмарксисты видят свою задачу в том, чтобы заново создать исторического субъекта, который мог бы стать орудием социального прогресса.[3].

Литература

  • Atilio Borón. ¿Posmarxismo? Crisis, recomposición o liquidación del marxismo en la obra de Ernesto Laclau (1996), en Tras el búho de Minerva. Mercado contra democracia en el capitalismo de fin de siglo; Bs. As., México, etc.: CLACSO y Fondo de Cultura Económica, 2000.
  • Ernesto Laclau y Chantal Mouffe. Hegemonía y estrategia socialista. Hacia una radicalización de la democracia, Madrid, Siglo XXI editores, 1987.
  • Ernesto Laclau. «Discurso, hegemonía y política: Consideraciones sobre la crisis del marxismo» en VVAA., Los nuevos procesos sociales y la teoría política contemporánea, México, Siglo XXI editores, 1986.
  • Ernesto Laclau. Deconstrucción, Pragmatismo y Hegemonía, en Deconstrucción y Pragamatismo, Chantal Mouffe (comp.), Buenos Aires, Paidos, 1998.
  • Stephen Shenfield. «Vladislav Bugera: Portrait of a Post-Marxist Thinker»

Примечания

  1. Барбарук Ю. В. Постмарксизм // Знание. Понимание. Умение : журнал. — 2011. — № 4. — С. 278—279.
  2. П. Барковский. О становлении понятия "постмарксизм" и его локализации в постсоветской философской традиции // Топос. — 2010. — Т. 23, № 1.
  3. Барковский П. О становлении понятия «постмарксизм» и его локализации в постсоветской философской традиции // Топос. — 2010. — Т. 23, № 1. — С. 64—72.