Омар Хайям
Омар Хайям | |
---|---|
перс. عمر خیام | |
| |
Имя при рождении | Омар ибн Ибрахим Нишапури |
Дата рождения | 18 мая 1048 |
Место рождения | Нишапур, Великий Хорасан, Сельджукская империя |
Дата смерти | 4 декабря 1131 (83 года) |
Место смерти | Нишапур, Великий Хорасан, Сельджукская империя |
Страна | Государство Сельджукидов |
Научная сфера | поэзия, математика, астрономия |
Род деятельности | математик, астроном, поэт, поэт-песенник, философ, музыкант, астролог, писатель, физик |
Научный руководитель | Бахманяр |
Ученики | Музаффар аль-Асфизари, Аль-Хазини, Низами Арузи Самарканди |
![]() |
Гия́с-ад-Ди́н Абу-ль-Фатх Ома́р ибн Ибрахи́м Хайя́м Нишапури́ (перс. غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ, Ома́р Хайя́м (перс. عمر خیام); 18 мая 1048, Нишапур, Великий Хорасан, Сельджукская империя — 4 декабря 1131, там же) — персидский[1] философ, математик, астроном и поэт[2]. Известен во всём мире как выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи; считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане.
Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Им создан иранский календарь, являющийся самым точным из ныне используемых календарей[3]. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.
Биография
Омар Хайям родился 18 мая 1048 году в персидском городе Нишапуре в Большом Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави). Его отец был преуспевающим изготовителем палаток, на что указывает родовой псевдоним Хайям, происходящий от персидского خيام [ḫayām], арабского خَيَّميّ [ḫayyamī]: изготовитель палаток, палаточник. У него была сестра Аиша. Детство Омар провёл в Нишапуре и Балхе.
Нишапур являлся одним из крупнейших городов мира того времени. Его называли «Обителью знания» (Дар уль-ильм). И юный Омар полностью соответствовал статусу своей родины.
Отец дал единственному сыну прекрасное образование. Сперва ребёнок учился дома. Мальчик с раннего детства занялся углубленным изучением математики, астрономии и философии. В 8 лет он изучил Коран и умел его толковать. В десятилетнем возрасте Омар изучил арабский язык, а через два года стал учащимся Нишапурского медресе. Будучи очень одаренным учеником, Омар сумел окончить с отличием сразу два курса — по мусульманскому праву и по медицине. Однако карьера врача не прельщала Хайяма — он мечтал заниматься математикой.
Когда Омару было 16 лет в результате эпидемии погибают его родители, поэтому он принимает решение продать родительский дом и мастерскую. Он отправился в другой большой научный и культурный центр того времени — Самарканд, где продолжил свою учёбу, в частности, много занимался математикой. Прибывший в Самарканд в статусе ученика Омар после участия нескольких ученых диспутах сумел настолько поразить всех своими познаниями, что его назначили наставником. Предположительно, что именно здесь им был создан первый математический труд под названием «Трактат о доказательствах проблем алгебры и ал-мукабалы».
Спустя ещё четыре года Омар Хайям перебирается в Бухару, где стал любимчиком правителя (хакана) Шамс аль-Мулька. За время пребывания в Бухаре им написаны четыре фундаментальных трактата по математике. Здесь, помимо изучения астрологии, мусульманского права и других наук, он врачевал, занимался предсказаниями[4].
В 1074 году Омар Хайям получил приглашение в Исфахан, столица Сельджукского государства, к двору султана Мелик-шаха I. С подачи и под покровительством главного визиря Низам аль-Мулька он был назначен духовным наставником султана. Спустя два года Мелик-шах назначил его директором дворцовой обсерватории, одной из крупнейших своего времени. На этом посту Омар не только углубил свои занятия математикой, но и заработал репутацию выдающегося астронома. В сотрудничестве с другими учеными он создал солнечный календарь, который оказался более точным, чем григорианский. Также им были составлены «Маликшахские астрономические таблицы» (зидж), содержащие каталог из 100 ярких звёзд, посвященный сельджукскому султану Мелик-шаху ибн Алп Арслану. В этот же период он написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.), состоящие из трёх книг; во второй и третьей книгах он анализировал теорию отношений и концепцию числа[2].
Отношение к Омару Хайяму изменилось после смерти султана Мелик-шаха и опекавшего его Низама аль-Ммулька в 1092 году. Период правления Туркан-хатун (вдовы Мелик-шаха) и Ахмада Санджара оказались очень непростым для Хайяма. В конечном итоге пришлось уехать из столицы Сельджукского государства, на чем заканчивается исфаханский этап его биографии, продлившийся 18 лет.
Омар Хайям умер в декабре 1131 года в родном Нишапуре в возрасте 83 лет.
Вклад в науку
Работы Омара Хайяма в области астрономии занимают значительное место в истории науки, сочетая глубокие теоретические исследования с практическими наблюдениями. Хайям был одним из первых ученых своего времени, кто стремился систематизировать и улучшить астрономические знания, унаследованные от предыдущих культур. Омар Хайям был одним из авторов одного из самых точных солнечных календарей своего времени — «Джалали» (или Малеки), разработанного в 1079 году. Этот календарь даже сейчас считается более точным, чем григорианский календарь, который используется в большинстве современных стран. Хайям определил, что средняя продолжительность солнечного года составляет 365,24219858156 дней, что очень близко к современному значению[5].
Он также занимался созданием астрономических таблиц, которые содержали данные о движении небесных тел. Эти таблицы использовались для расчета положения звезд и планет, что было крайне важно для навигации и сельского хозяйства. Работы Хайяма в этой области помогли дальнейшему развитию астрономии и астрологии в Персии и за её пределами. Хайям критиковал недостатки геоцентрической системы Птолемея, выдвинутой ранее. Он предлагал более рациональные и простые модели для описания движений планет, что способствовало переходу к более современным взглядам на астрономические явления. Кроме астрономии, Хайям интересовался основами оптики, что позволяло ему лучше понять световые явления в атмосфере, такие как радуга и затмения. Его исследования легли в основу будущих открытий в физике и оптике.
Омар Хайям является одной из ключевых фигур в истории математики. Хайям стал связующим звеном между античными достижениями и позднесредневековыми открытиями, создавая фундамент для будущих математических исследований. Его авторству принадлежит один из ключевых математических трудов — «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида». Этот трактат состоит из трёх частей: в первой представлена оригинальная теория параллельных прямых, а вторая и третья части посвящены улучшению теории отношений и пропорций. В данном произведении учёный также анализирует иррациональные числа, рассматривая их как полностью приемлемые[6]. Он определяет равенство двух отношений как равенство всех соответствующих частных в алгоритме Евклида. Вместо евклидовой теории пропорций Хайям предлагает численную теорию[7].
Он считается одним из первых математиков, который систематически исследовал решение алгебраических уравнений. В своей работе «Книга о том, как решать алгебраические уравнения» он классифицировал их по степеням и предложил методы для решения квадратных уравнений. Он также занимался разработкой геометрических методов для нахождения корней уравнений. Особое внимание Хайям уделял кубическим уравнениям. Он разработал методы их геометрического решения с помощью пересечения конусов и плоскостей. В одном из своих основных произведений Хайям классифицировал различные типы кубических уравнений и показал, что некоторые из них не поддаются решению с использованием традиционных алгебраических методов. В дополнение к алгебре, Хайям внес важный вклад в геометрию. Его исследования в области треугольников, окружностей и других фигур поднимают вопросы о площади и объёме. Он занимался нахождением площадей различных фигур и рассматривал методы, применяемые для вычисления объёмов тел вращения[8].
Ещё известный труд Хайяма в области математики — «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»[2]. В нём рассматривается задача на смешивание, которая была впервые решена ещё Архимедом[9].
Поэзия
До XIX века Омара Хайяма знали как выдающегося ученого, он и сам себя считал в первую очередь представителем науки. Всё изменилось благодаря английскому поэту Эдварду Фицджеральду, которого с творчеством персидского гения познакомил друг востоковед Эдвард Коуэлл, изучавший персидские рукописи в Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета. Фицджеральд переводит произведения Хайяма (в собственной интерпретации) и в 1859 году сборник «Рубайат Омара Хайяма». Это дало старт массовому увлечению персидским поэтом, сделав его одним из самых цитируемых авторов. Так произведения, созданные в XI—XII веках, обрели известность в середине XIX столетия. Примечательно, что феномен популярности рубаи Омара Хайяма укоренился в западной культуре. К 1929 году «Рубайат Омара Хайяма» в переводах Фицджеральда был издан уже 129 раз[10]. Русские переводы Хайяма появляются в 1890-х, первым переводчиком оказался поэт Владимир Величко (1891)[11].
Несмотря на то, что Омару Хайяму сегодня приписывают около пяти тысяч рубаи, вероятно, он является автором значительно меньшего количества. Отдельные исследователи утверждают, что он является автором 300—500 рубаи[12]. Некоторые специалисты и вовсе считают, что подлинными можно считать лишь 121 стихотворение. При жизни Хайяма его стихи не публиковались, первая книга вышла спустя полвека после его кончины. Долгое время четверостишия передавались из уст в уста, обрастая новыми смыслами и вариантами. Многие поэты, не желая афишировать свои смелые мысли, прикрывались именем Хайяма. В связи с этим, значительная часть приписываемых ему рубаи является результатом коллективного творчества[13].
Философия
Помимо науки и поэзии, Омар Хайям занимался также и проблемами философии. Он детально изучил выдающее научное наследие Ибн Сины (Авиценны), учеником и последователем которого он себя называл. Признавая существование Бога как первопричины всего сущего, Хайям утверждал, что конкретный порядок явлений определяется в каждом частном случае законами самой природы. В конце жизни учёный составил «Трактат о всеобщности существования», часто называемое философским завещанием, в котором автором описаны основные положения учения Аристотеля. Взгляды Хайяма, заметно расходились с официальной мусульманской догматикой, были изложены в трактате эзоповым языком недомолвок и иносказаний[14].
Список философских работ Хайяма[15]:
- «Перевод „Ясных рассуждений“ Авиценны», также известный как «Рассуждения о единстве» (Khutbah al-ghurra' Ibn Sina);
- «Трактат о бытии и долженствовании» (Risalah fil-kawn wa’l-taklif);
- «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизма и долговечности» (Darurat al-tadad fi’l-'alam wa’l-jabr wa’l-baqa');
- «Свет разума о предмете всеобщей науки» (Risalah al-diya' al-'aqli fi mawdu al-'ilm al-kulli), также называемый «Трактатом о трансцендентности в существовании» (Al-Risalah al-üla fi’l-wujüd);
- «Трактат о знании универсальных принципов существования» (Risalah dar 'Ilm kulliyat-i wujüd);
- «Трактат о существовании» (Risalah fi’l-wujüd).
Примечания
- ↑ Омар Хайям : [арх. 25 декабря 2022] / Рейснер М. Л. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Боголюбов, 1983, с. 501.
- ↑ Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — С. 97—98, 227. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
- ↑ Омар Хайям: наука и исламский мистицизм.
- ↑ Иран отмечает Всемирный день памяти поэта и ученого Омара Хайяма . iran.ru. Дата обращения: 13 мая 2025.
- ↑ Стройк, 1984, с. 97.
- ↑ Таджикистан, Sputnik Великий ум: персидский философ, математик и поэт Омар Хайям . Sputnik Таджикистан (20171204T1920+0500). Дата обращения: 13 мая 2025.
- ↑ Глезер, 1982, с. 120.
- ↑ Глезер, 1982, с. 121—122.
- ↑ Омар Хайям и его переводчики . polit.ru. Дата обращения: 16 мая 2025.
- ↑ Книги. Восточные мотивы. Стихотворения /пер. Величко В.Л./ . antiquariy.ru. Дата обращения: 16 мая 2025.
- ↑ Древо бытия Омара Хайяма. Афоризмы и изречения — Бутромеев Владимир Владимирович — Google Книги . Дата обращения: 16 мая 2025. Архивировано 5 июня 2014 года.
- ↑ Зашифрованные тайны Омара Хайяма: что на самом деле прославляли знаменитые рубаи . Культурология. Дата обращения: 16 мая 2025.
- ↑ МКУК "Центральная межпоселенческая библиотека" - Восточные истины мудрого Хайяма . kirovsk.47lib.ru. Дата обращения: 16 мая 2025.
- ↑ Омар Хайям (англ.). Brick of Knowledge. Дата обращения: 16 мая 2025.
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 18 мая
- Родившиеся в 1048 году
- Родившиеся в Нишапуре
- Умершие 4 декабря
- Умершие в 1131 году
- Умершие в Нишапуре
- Учёные по алфавиту
- Математики по алфавиту
- Математики средневекового Востока
- Математики Ирана
- Математики XI века
- Философы по алфавиту
- Философы Ирана
- Поэты по алфавиту
- Персидские поэты XI века
- Персидские поэты XII века
- Поэты Ирана
- Философы XI века
- Писатели по алфавиту
- Астрономы по алфавиту
- Астрономы средневекового Востока
- Астрологи XI века
- Персоналии:Самарканд
- Персоналии:Бухара
- Персидские философы
- Математики и астрономы мусульманского Средневековья