Олонхо

Unesco Cultural Heritage logo.svgUNESCO-ICH-blue.svg Нематериальное наследие ЮНЕСКО
Олонхо
Олонхо.jpg
Тип Устное народное творчество
Страна  Россия
Область Героический эпос
Ссылка 00145
Регион Европа и Северная Америка
Включение 2008 год (3 сессия)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе


Олонхо́героический эпос якутского народа. Название происходит от якутского слова, означающего «то, что было», и обозначает как весь эпос в целом, так и отдельные сказания-песни объёмом от 10 до 40 тысяч строк. Олонхо называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей» за его масштаб и эпическое содержание[1]. В 2008 году эпос включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[2].

Историческая справка

Традиции эпического песнопения явлются общими для казахов, киргизов, бурят, алтайцев, калмыков, тувинцев, хакасов и якутов. Олонхо относят к крупным музыкально-эпическим произведениям. Он представляет собой своеобразную диалогическую оперу без инструментального сопровождения, а также способ познания мира и мироустройства[3].

Народный эпос зародился в VIIIX веках. Он сохранялся и устно передавался в течение столетий с древнейших времён до наших дней[4]. По наследству передавалось не только содержание, но и умение его исполнять[1].

В каждом якутском селении жило несколько сказителей-олонхосутов, помнивших наизусть многие тысячи строк. Искусство сказителей заключалось в синтезе импровизации, пения и актёрской игры без использования музыкальных инструментов[5]. Всё своё время они уделяли обучению и совершенствованию мастерства исполнения[1].

Первые записи олонхо были сделаны русскими учёными в 1840-х годах[4]. Значительный вклад в сохранение эпоса внёс основоположник якутской литературы Платон Александрович Ойунский, который записал и издал крупнейшее сказание «Нюргун Боотур Стремительный» в 20-е годы XX века[1].

Особенности исполнения

Якутский эпос исполняется в двух основных формах. Повествовательная часть декламируется олонхосутом почти речитативом с переменным темпом, а песенные фрагменты он поёт от лица разных персонажей[1].

Объём эпосов варьируется от 8—10 тысяч строк для произведений среднего размера до 36 тысяч строк в главном эпосе «Нюргун Боотур Стремительный» и рекордных 49 203 строк в олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун». Поэтому олонхо часто исполняется сказителем в виде марафонских сеансов до 13—14 часов подряд[5].

Содержание и мифология

Мир олонхо основан на трёхчленной модели Вселенной: Верхний мир (где обитают боги-айыы), Средний мир (люди) и Нижний мир (владение злых сил-абаасы). Все три мира соединяет великое древо жизни Аал Луук Мас. Эта космологическая система обнаруживает параллели с представлениями древних обществ Китая, Индии и Греции[5].

Герои олонхо — не реальные исторические деятели, а древние боги и герои, наделённые волшебными способностями. Мир эпоса устроен по родоплеменному образцу. Добрые верхние божества подчиняются мудрому Белому Великому Господину (Юрюнг Айыы Тойону), злые нижние — чудовищному Арсан Дуолаю. В сказаниях отразилась память о далёком прошлом якутов — о южной степи, где якуты жили до переселения на берега Лены и Витима[1].

По содержанию олонхо образуют три цикла. Мифологический цикл посвящён сотворению Среднего мира обитателями Верхнего мира. Этногенетический цикл рассказывает, как изгнанники во главе с Эр-Соготохом стали предками якутского народа. Наконец, героический цикл, к которому относится знаменитый эпос о Нюргун Боотуре, описывает извечную борьбу богатырей Среднего мира с демонами-абаасы[1].

Извечная борьба Добра и Зла, где герой-богатырь сражается с чудовищами абаасы ради установления справедливости, правды и гармонии в Среднем мире, является центральной темой эпоса. Поэтому сказания олонхо обычно называются по имени главного героя («Эр Соготох», «Эрбэхтэй Бэргэн», «Кыыс Дэбилийэ», «Нюргун Боотур Стремительный» и другие). Всего в эпосе более 600 героев[5].

Современное состояние

Театрализованное представление якутского эпоса

В 2005 году ЮНЕСКО объявило героический эпос якутского народа одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. В 2008 году он был включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества[2].

В 2010 году при Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова был создан Научно-исследовательский институт Олонхо для изучения и сохранения эпоса. В Якутии сказания входят в школьную программу, а детей обучают искусству импровизации олонхо[1]. Для всестороннего изучения и распространения материалов эпоса Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) оформила тематическую подборку. В неё входят научные исследования, материалы об олонхо в искусстве, адаптированные для детей тексты, раздел, посвящённый связи древнего эпоса с настоящим временем, информация об известных сказителях, а также тексты олонхо на разных языках[6].

В 2013 году вышел перевод на английском языке «Нюргун Боотур Стремительный», открывший эпос для мировой англоязычной аудитории. Олонхо также переведён на русский, турецкий, корейский и другие языки народов мира[5].

Литература

  • Ойунский П. А. Якутский героический эпос олонхо. — 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-287-00535-1.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Олонхо. «Культура.РФ». Дата обращения: 6 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 Olonkho, Yakut heroic epos (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 6 ноября 2025.
  3. Бурцев А. А. Якутские Олонхо в контексте эпических памятников народов мира // IDIL : Sanat ve Dil Dergis. — 2013. — Т. 2, № 8. — С. 201—216.
  4. 4,0 4,1 Жулева А. С. Олонхо. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (15 января 2024). Дата обращения: 6 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Иванов В. П. Якутский героический эпос олонхо – шедевр устного и нематериального наследия человечества в контексте эпосов народов мира : материалы Международной научной конференции (Якутск, 18-20 июня 2013 г.). — Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. — С. 18—20. — 520 с. — ISBN 978-5-7513-1928-1.
  6. Якутский героический эпос Олонхо. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия). Дата обращения: 6 ноября 2025.

Ссылки