Мозжухин, Александр Ильич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александр Ильич Мозжухин
Александр Мозжухин. 1911 год.
Александр Мозжухин. 1911 год.
Дата рождения 11 августа 1878(1878-08-11)
Место рождения Сергиевское (Кондоль), Петровский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
Дата смерти 1 июля 1952(1952-07-01) (73 года)
Место смерти Аньер, пригород Парижа, Франция
Гражданство Российская империя
Профессия оперный певец
Направление басовые партии

Алекса́ндр Ильи́ч Мозжу́хин (11 (23) августа 1878, Сергиевское (Кондоль), Петровский уезд, Саратовская губерния — 1 июля 1952, Аньер, Франция) — выдающийся русский оперный и камерный певец, исполнитель басовых партий в операх «Жизнь за царя», «Борис Годунов», «Русалка», «Фауст», «Севильский цирюльник» и другие. Современники называли его вторым Шаляпиным[1]. Вокальное мастерство позволяло ему создавать совершенно оригинальные трактовки ролей. Обладавший яркой индивидуальностью и незаурядным сценическим даром Мозжухин внёс огромный вклад в создание музыкальной драмы на оперной сцене, став блистательным представителем музыкального искусства мировой величины[2].

Старший брат популярного актёра немого кино Ивана Мозжухина. На родине певца, в селе Кондоль Пензенской области, открыт музей братьев Мозжухиных[3].

Творческая биография

Александр Мозжухин родился в крестьянской семье, в селе Сергиевское Петровского уезда Саратовской губернии (в настоящее время Сергиевское входит в состав села Кондоль Пензенского района Пензенской области). Дед певца был вольноотпущенным, управлял имением дворян Бахметевых, затем их наследников Оболенских. Позже и отец артиста — Илья Иванович Мозжухин — служил в должности управляющего. Александр был старшим ребёнком в семье, после него родились Алексей, Константин и Иван. Большую роль в воспитании и приобщении братьев к искусству сыграла их мать, Рахиль Ивановна, дочь местного священника Ласточкина[4].

Александр Ильич вспоминал:

«Мама моя была грамотная и очень одарённая натура… имела голос необычайной красоты (меццо-сопрано)».

— Александр Мозжухин.

С детства Александр пел в церковном хоре, учился играть на скрипке. После окончания земской школы продолжил обучение в Пензе, в Тихоновском духовном училище, затем, с 1894 года по 1900 год, учился в Пензенской духовной семинарии[5].

Обучение пению

Пенза. Здание духовной семинарии, где учился Александр Мозжухин

В 1900 году юноша поступил в Московское музыкально-драматическое училище при Филармоническом обществе по классу скрипки. Брал частные уроки пения у преподавателя вокала Юлии Николаевны Вишневецкой. Ей он обязан началом своей артистической карьеры. Дом Юлии Вишневецкой в Москве был своеобразной русской музыкальной школой, где молодые таланты изучали основы вокальной грамоты, отечественную и зарубежную музыкальную классику, современную русскую музыку, народные песни. Заметив, что у Александра от природы поставлен голос — высокий бас красивого тембра — Юлия Николаевна предложила ему заниматься сначала в коллективном классе, а после нескольких уроков Александр стал учиться уже в индивидуальном порядке. Вскоре Мозжухин имел в репертуаре, кроме романсов таких классиков, как Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, ещё пять опер: «Жизнь за царя», «Русалка», «Руслан и Людмила», «Фауст» и «Севильский цирюльник»[6].

Совершенствование вокальных данных Александра Мозжухина было замечено, и один из преподавателей, известный тенор Михаил Ефимович Медведев (Бернштейн), предложил Александру бесплатно заниматься в его классе[2].

Начало музыкальной карьеры

Александр Мозжухин. 1900-е годы

В начале 1903 года Александр Мозжухин дебютировал как камерный певец на одном из концертов, устраиваемых известным всей Москве Кружком любителей русской музыки, и был принят в его члены. Кружок Аркадия Михайловича и Марии Семёновны Керзиных стал для Александра Мозжухина «воротами» в музыкальный мир. Он зарекомендовал себя как талантливый начинающий певец и скрипач, приобрёл немало новых знакомств среди музыкантов[7][8].

В апреле 1903 года состоялся дебют 25-летнего баса в качестве оперного певца на сцене Московского Большого театра в благотворительной постановке оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», в которой исполнил партию Ивана Сусанина. Позже, в 1907 году, состоялся более «профессиональный» дебют Мозжухина на той же сцене в роли Мельника в опере Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка»[9].

В 19041905 годах Мозжухин уже успешно выступал на сцене как оперный певец в театрах крупных городов Российской империи: в Москве, Саратове, Самаре, Казани, Киеве, Нижнем Новгороде, Одессе и в ставшей для него близкой от дома Пензе. Принимал участие в операх: «Жизнь за царя», «Евгений Онегин», «Демон», «Кармен», «Аида», «Фра-Диаволо», «Князь Игорь», «Паяцы»[6].

Признание и успех

Пресса обратила внимание на молодое дарование, исполняющее басовые партии. «Пензенские губернские ведомости» в 1904 году от 6, 19, 27, 30 мая и 12 июня не раз писали об оперных спектаклях с участием Мозжухина. Слушателям он запомнился в опере «Евгений Онегин»: «Хорошим Греминым был г. Мозжухин, исполнивший свою арию „Любви все возрасты покорны“ очень музыкально, выдержанно и благородно»[10].

Театральные рецензенты отмечали растущее мастерство артиста[11]:

«Голос г. Мозжухина — basso cantante мягкого симпатичного тембра с могучими и яркими высокими нотами и ласкающими mezza voce. Когда он поёт, волна вдохновенной мелодии заливает концертный зал, захватывая и увлекая слушателей»

— Пензенские губернские ведомости. — 1907. — 2 сентября (№ 190).

Младший брат Иван, бывший свидетелем громкого успеха Александра в Пензе в 1904 и 1907 годах, тоже начал испытывать тягу к сцене. В своих воспоминаниях Александр Мозжухин отмечал: "Ванюша… заразился от меня «театральным микробом»[4]

В операх Вагнера

Открытка.1912 год. Сцена из либретто к опере Рихарда Вагнера "«Нюрнбергские мейстерзингеры»

Труд и талант помогали Александру Ильичу блестяще справляться с новыми партиями. В 19121914 годах он занят в постановках петербургского Театра музыкальной драмы в операх Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (партия Ганса Сакса) и «Парсифаль» (партия Амфортаса). Пение его было озарено одухотворённостью, воплощение партии Сакса, проведено было с величавым мудрым спокойствием и благородством. Постановка «Мейстерзингеров» была названа критиками настоящим праздником театрального искусства, и большей части похвал удостоилось исполнение главной роли. Современник Виктор Павлович Коломийцов писал[12]

«Мозжухин  —  замечательный Сакс,  —  не говоря уже о безукоризненном музыкальном пении, прекрасному артисту удалось самому создать самостоятельный, весьма привлекательный сценический образ, цельный и законченный. Истинная мудрость, сердечная глубина под маской суровости, мечтательная меланхолия и добродушный юмор... всё непринуждённо и гармонично выявляется артистом не только в осмысленной и прочувствованной декламации каждой фразы, но и в жесте, улыбке, походке».

— Виктор Коломийцов.

Певец Сергей Юрьевич Левик в мемуарах «Четверть века в опере» отмечал, что Мозжухин «создал замечательный вокальный и сценический образ Сакса»: «Полное достоинства пение и благородство манер оставляли большое впечатление»[1]. Роль Сакса Александр Мозжухин исполнил более 50 раз. Позже «Нюрнбергские мейстерзингеры» с участием Мозжухина ставились (также без купюр) в Чешском Национальном театре («Narodni Divadlo») во время гастролей артиста в Праге в 1927 году. О высоких вокальных данных Мозжухина красноречиво говорит тот факт, что в опере Вагнера, которая на тот момент шла шесть часов без антракта, у Мозжухина была партия из двух часов чистого пения. Эту партию никто, кроме него, повторить так и не смог. Обычно оперу ставят в усечённом виде, потому что полная версия вокалистам не под силу[13].

В 1914 году в Театре музыкальной драмы была осуществлена также первая в России театральная постановка «Парсифаля», где Мозжухин исполнял роли Амфортаса и Гурнеманца. К сожалению, в России его плодотворная работа в операх Вагнера оказалась короткой: эти оперы были изъяты из репертуара российских театров после начала первой мировой войны[2].

Столичная известность

Александр Мозжухин в роли Годунова в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Успех молодого певца в вагнеровских операх и его отличные работы в «Борисе Годунове», который был поставлен премьерным спектаклем на открытии второго сезона Театра музыкальной драмы 1  октября 1913 года, а также в «Севильском цирюльнике», «Фаусте», «Русалке» сделали имя Мозжухина известным в Петербурге (с 1914 года — Петроград). Он завёл довольно широкие знакомства среди музыкантов, творческой интеллигенции, принимал участие в музыкальных вечерах, благотворительных концертах. Например, в воспоминаниях поэта-футуриста Бенедикта Лившица упоминается, что Александр Мозжухин присутствовал и исполнял вокальное произведение на музыку Михаила Кузмина на одном из вечеров в домашнем салоне Чудовских в 1914 году. На этом вечере были Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Фёдор Сологуб, Георгий Иванов и другие[14].

Лучшими в его репертуаре считались партии Бориса Годунова в одноимённой опере Модеста Мусоргского, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Джакомо Россини, Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно, Кончака в «Князе Игоре» Александра Бородина[9].

В это время в Петрограде были сделаны первые граммофонные записи камерных вокальных произведений в исполнении Александра Мозжухина. В 1914 году филиал английского Акционерного общества «Граммофон» выпустил пластинку с записями нескольких певцов, участвовавших в благотворительной акции, в том числе Мозжухина, исполнившего романсы Александра Даргомыжского «Поцелуй» и «Русая головка»[9].

Критики всегда благосклонно относились к таланту Александра Мозжухина, отмечали, что голос его «мягкий, бархатный, чарующий, ровный во всех регистрах бассо-кантанто». К его достоинствам причисляли прекрасную дикцию, необычайной ясности фразировку, редкой чистоты интонацию, а также музыкальный вкус и филигранную отделку каждой роли. Газета «Петроградский листок» от 19  ноября 1915 года писала, что у публики «талантливый певец пользуется заслуженной репутацией серьёзного, высоко держащего своё знамя артиста, одарённого яркою индивидуальностью и многогранным дарованием». Ко всем дарованиям Мозжухина следует добавить его выдающийся талант драматического актёра, что позволило ему вместе с Шаляпиным проложить в начале ХХ века путь на оперную сцену музыкальной драме[4].

В оперном театре Музыкальной драмы Александр Ильич пел до конца сезона 19151916 годов. В сезоне 1916 и 1917 годов выступал в Петрограде уже как гастролёр. Став гастролёром, он выиграл в финансовом отношении (по контрактам он получал 25 % от валового сбора), но в театральной среде Петрограда многие выражали сожаление, что он снова перешёл «в провинцию», оставив возможность работать в постоянной труппе[13]. В новом качестве Мозжухин должен был полагаться только на собственный опыт и творческий потенциал. С 1916 по 1919 годы Александр Мозжухин ежегодно гастролировал в Киеве, в камерном театре Михаила Фёдоровича Багрова, спев за три сезона семьдесят пять гастрольных спектаклей при постоянных аншлагах. В выступлениях его «всё было актёрски совершенно»[15].

Мозжухин снискал заслуженную славу. Публика любовалась артистом, он был очень красив и импозантен: высокого роста, светлый шатен (с возрастом пепельно-золотистый), с серо-голубыми глазами, носил длинные вьющиеся волосы по привычке, сохранившейся со времени учёбы в пензенской семинарии. Рецензенты романтизировали его и писали, что он был похож на пушкинского Ленского в зрелом возрасте[16].

Мозжухин удивлял превосходным бесконечным дыханием — мог «нести длительную ноту». Поражал громовым басом и в то же время пел о любви так нежно и трогательно, что с ним не сравнился бы ни один тенор[4].

Камерные программы

Во второй половине 1910-х годов Мозжухин стал намного больше работать над камерными программами, включающими ряд произведений его любимого композитора Модеста Мусоргского. Результатом этой работы стал, в частности, камерный концерт из произведений Мусоргского, данный Мозжухиным в 1916 году в Большом зале Петроградской консерватории. По его словам, это был один из первых в России концертов, в которых вся программа исполнялась одним певцом (так называемый по-немецки Lieder Abend — вечер пения, концерт певца-солиста). В зале присутствовали почти в полном составе профессора и ученики консерватории во главе с Александром Константиновичем Глазуновым, который по окончании концерта поздравил певца с заслуженным успехом[4].

К 1917 году Александр Мозжухин достиг весьма заметных вершин в творческой карьере. У него был богатый камерный репертуар, он блестяще исполнял сольные концерты[6].

Александр Мозжухин в роли Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст», 1910-е годы.

Соперник Шаляпина

В период работы Александра Мозжухина в столице в 19121917 годов современники говорили о нём как об артисте, не уступающем по силе дарования самому Шаляпину. Но конкурировать с Фёдором Шаляпиным было сложно, ибо прочная и широко разрекламированная слава его затмевала всех[17].

Одна из первых встреч Мозжухина и Шаляпина состоялась в Тифлисе, осенью 1910 года. Будучи всего лишь «молодым провинциальным артистом», певец Мозжухин тогда мало привлекал внимание Шаляпина. Но знатоки музыкального искусства предугадывали в Мозжухине если не соперника, то, по меньшей мере, достойного заместителя Шаляпина, находившегося тогда на вершине своей славы[12].

В их биографиях, действительно, велико было количество совпадений и параллелей, начиная от происхождения и заканчивая одинаковыми творческими достижениями[17]. С течением времени и развитием мастерства настроение Мозжухина уже стали омрачать репортёрские утверждения, что он лишь удачно подражает Шаляпину. А пресса подливала масла в огонь, намеренно называя Александра Мозжухина «вице-Шаляпиным», «без пяти минут Шаляпиным»[13].

Когда Мозжухин стал работать в театрах Санкт-Петербурга, явно обозначилось определённое творческое соперничество и банальная конкуренция. Оба певца были, как и все большие артисты, людьми сложными, оба были высокого мнения о своих достоинствах. Шаляпин постоянно стремился быть первым и единственным, совершенно не терпел конкурентов и ревностно боролся за свою славу и влияние на столичной сцене[9]. Известно не так много случаев, когда Мозжухин пел в спектаклях вместо Шаляпина или «в очередь» с ним (например, в Народном Доме, 30 августа 1915 года, в благотворительной постановке «Жизнь за царя»)[13].

«Нечаянная радость» России

Александр Мозжухин долгое время требовал признания своего вокального мастерства и таланта, не только не уступающих шаляпинским, но своей способности создавать совершенно оригинальные, не «шаляпинские» трактовки ролей. Оба певца следовали своим принципам в воплощении тех или иных сценических образов. Шаляпин стремился создавать образы мощные, экспрессивные (даже Дон Базилио в его исполнении представал как воплощение клеветы, разрушающей всё своей громадой). Мозжухин был намного тоньше и лиричнее. Свою творческую самостоятельность он постепенно доказал и добился того, что критики проводили отчётливую границу между ним и Шаляпиным. Рецензент Solus в статье, посвящённой Александру Мозжухину, подчёркивал[18]:

«Шаляпин сам по себе — большой, лаврами увенчанный художник, гордость России; Мозжухин тоже сам по себе: большой артист, тоже наша новая нечаянная радость»

— Solus

На творческом поприще Мозжухин безоговорочно признавал приоритет Шаляпина как артиста и певца, а Шаляпин отмечал выдающийся талант Александра Мозжухина как драматического актёра. Однако там, где сталкивались их личные или коммерческие интересы, побеждал Шаляпин — старейший и сильнейший, имевший неизмеримо большее влияние, и это, несомненно, повлияло на дальнейшую карьеру и, возможно, на репутацию Александра Мозжухина. Отзвуки конфликта были заметны и в годы пребывания обоих певцов в эмиграции, где они работали в разных русских оперных коллективах, и где в условиях кризиса на первое место неизбежно выходил вопрос не творческой, а обычной конкуренции. Александр Мозжухин оказался «заслонённым» более яркой звездой[13].

Здание бывшего купеческого клуба, где состоялся последний концерт Александра Мозжухина и Клео Карини в Пензе в 1925 году.

После революции

После Октябрьской революции 1917 года Мозжухин в 19181925 годах вместе с женой Клеопатрой Андреевной (сценический псевдоним — Клео Карини), которая с 1916 года была его верной спутницей и неизменным аккомпаниатором, совершает длительные концертные турне по России, Закавказью, Средней Азии. Затем гастролировал по Сибири, Дальнему Востоку, Китаю, Японии[19].

До отъезда из России Мозжухин успел в Петрограде организовать Кружок друзей камерной музыки, став в 1922 году его первым председателем[19]. В 1922 году Александр и Клеопатра Мозжухины посетили родной для артиста Кондоль, дав там бесплатно большой концерт для земляков. В Пензе концерты состоялись в 1922 году и 1925 году в зале кинотеатра «Олимп»[5][20].

Вдали от России

В 1925 году артист получил разрешение на турне по Европе, выступал в театрах Риги, Таллина, Стокгольма, Парижа. В Россию Александр Мозжухин не вернулся, но сохранил советское гражданство. В эмиграции много гастролировал в европейских столицах, ему аплодировала Вена, Прага, Лондон, Мадрид, Афины. Для постоянного проживания Мозжухин с супругой выбрали Францию, где уже блистал младший брат киноактёр Иван Мозжухин. Жили в парижском пригороде Аньер[4].

Первоклассная вокальная техника и высокая музыкальная культура русского певца-баса нашла своих поклонников. Александр Ильич участвовал в концертах и спектаклях парижских театров «Grand Opera» и «Opera Comigue». Создал вместе с дирижёром Кириллом Агреневым-Славянским русский оперный коллектив в Париже «Opera Russe de Paris»[5].

Утраты

Тяжёлой утратой в январе 1939 года стала смерть младшего брата Ивана Мозжухина, которого Александр Ильич очень любил. Ему было горько от того, что тот в последние годы бедствовал и кончил свою жизнь печально, почти в нищете, живя последнее время на подаяния «друзей», которые окружали и обирали его в недавнюю пору блестящей карьеры, когда он зарабатывал миллионы. Александр Мозжухин сам участвовал в заупокойных службах и молился за душу единственного из родных, с кем ему пришлось делить горечь отлучения от родины. После смерти Ивана Александр Мозжухин ещё острее ощутил возрастающее одиночество и непрочность земного бытия. Горечь раздумий отражается в его более позднем стихотворении 1944 года, посвященном памяти брата:

«Спи, мой брат, до скорой встречи,

Скоро свидимся с тобой,

Недолги дни человечьи,

Приготовь там мне

покой…»[21]

Жизнь была заполнена неустанной работой. Артист понимал, что уже стар для выступлений — ему было за шестьдесят. Хотя голос его ещё не утратил силы, и Александр Ильич и в 70-летнем возрасте сохранил способность полностью владеть всеми возможностями голоса и выступал в концертах. Но всё чаще Александр и Клеопатра Мозжухины задумывались о возвращении на родину, где бы они могли заняться преподаванием и прививать ученикам любовь к русской музыке, русскому вокальному наследию. Но возвращению помешала II Мировая война. В 1940 году во Францию вошли немецкие войска, а 22  июня 1941 года началась война между Германией и СССР[22].

Война и концлагерь

Сразу же после объявления войны многие из видных представителей русской эмиграции, проживавших в Париже, — учёные, писатели, музыканты, общественные деятели, — были арестованы «на всякий случай», чтобы предотвратить возможные патриотические выступления со стороны эмигрантов. Среди арестованных оказался и Александр Мозжухин, ещё не поднявшийся с постели после воспаления лёгких. Он был отвезён в концентрационный лагерь № 122, расположенный близ французского города Компьена. Оперный певец господин Александр Мозжухин превратился в заключённого под номером 151[23].

В лагере Мозжухин начал писать воспоминания о своей жизни. Чтобы скрасить тяготы заключения старые эмигранты вечерами в казарме что-либо рассказывали, и когда очередь дошла до Александра Ильича, он избрал темой для разговора историю своего становления как артиста. Записи лагерных рассказов позже стали частью автобиографических материалов, подготовленных им в 1930—1940-х годах[24].

Через несколько месяцев немецкая военная администрация во Франции решила, что эмигранты получили достаточную «острастку», и они были освобождены. Таким образом, Мозжухин находился в лагере с 25 июня по 10 сентября 1941 года. Домой в Аньер он прибыл, по выражению Клеопатры Андреевны, совершенным «скелетом». Свидетельство о пребывании А. И. Мозжухина в лагере для интернированных (Stalag 122, г. Компьен), выданное 10 сентября 1941 года, хранится в настоящее время в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, Ф. 2625, оп. 1, д. 149, л. 1)[23].

Последние годы жизни

Плита на могиле братьев Мозжухиных. Сен-Женевьев де Буа. Франция

Восстановив силы, певец решил продолжить свои выступления, и 14 февраля и 14 мая 1942 года в Париже, в зале Гаво, состоялись его концерты. Программа включала произведения Мусоргского, Шуберта, Шумана, Рахманинова, Гречанинова, Рубинштейна, Глазунова, а также современных французских композиторов Артюра Онеггера и Анри Дюпарка. Аккомпанировала ему по-прежнему Клео Карини[25].

В тяжёлые годы Александра Ильича неизменно поддерживала любовь Клеопатры Андреевны — единственного, последнего близкого человека. После войны супруги неоднократно подавали в советское посольство заявление о возвращении на родину, но разрешения на въезд в СССР не получили. Не дождавшись встречи с Родиной, Александр Мозжухин скончался в Аньере в 1952 году. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа в одной могиле с братом, знаменитым актёром Иваном Ильичом Мозжухиным[6].

В России информация об Александре и Иване Мозжухиных была скудной, советские читатели, кинолюбители и поклонники музыки ничего не знали об их жизни в эмиграции. Вдова Александра Мозжухина поставила целью своей жизни вернуть наследие гениальных русских артистов на родину[22].

Личная жизнь

Клео Карини в судьбе Мозжухина

С 1916 года неизменным аккомпаниатором и верной спутницей жизни Александра Мозжухина стала Клеопатра Андреевна Синевич, урождённая Карассарини, принявшая сценический псевдоним Клео Карини. Она родилась в 1888 году в Севастополе в семье обрусевшего грека; её матерью была крестьянка из Орловской губернии. По другим данным Клеопатра родилась в Феодосии, однако, в письме в Пензенский краеведческий музей в 1968 году, сама она указывала как место своего рождения именно Севастополь. Талантливая девочка с пяти лет играла на фортепиано, с 13 лет долгое время жила за рубежом в Германии, Швейцарии, Италии, Греции. Получила музыкальное образование в консерватории в Афинах. Несмотря на молодость, успела дебютировать как пианистка и киноактриса, а позже — как оперная и камерная певица (лирическое сопрано). Снялась в нескольких кинокартинах: «Вся в прошлом» (1916) и «Кобра капелла (Женщина-змея)» (1917)[26].

Тень его голоса

Встреча с Клео Карини стала настоящей творческой удачей в жизни Александра Мозжухина. С таким аккомпаниатором, чутко улавливавшим замысел и композитора, и певца, стало возможным гармоничное и целостное исполнение камерных произведений. Под её руками рояль жил одной жизнью с концертантом, чудесно дополняя его вдохновенную работу. Слушатели и рецензенты отмечали удивительную ласку звука и проникновенность игры. Газета «Новости жизни» (Харбин) в 1924 году писала[27]:

Александр Мозжухин с женой Клео Карини
«Никто, никогда из величайших певцов не имел такого аккомпаниатора-пианистки, как г-жа Клео Карини, которая усилила вместе с певцом каждый его звук, была тенью его голоса, выражая в музыке точно то, что он давал нам своим голосом, и не только то, что давал, но и то, что хотел дать. Её игра была полна грации... это была единая полнейшая гармония с голосом г. Мозжухина, неотделимая от него часть...»

— (РГАЛИ, ф. 2625, оп. 1, д. 159, л. 508).

Восторженный отзыв дал журналист Константин Арабажин в 1925 году[27]:

«Его правая рука  —  самоотверженная и неизменная спутница, разделившая его любовь к искусству и сама художница; она соединила свои дарования с даром Божиим Мозжухина, всецело отдав ему все свои силы, свой ум, энергию, талант, это — артистка Клео Карини...  Музыка и пение слились в одно целое, взаимно дополняя одно другим. Для этого нужно было иметь тоже большой талант и чуткость прекрасной души».

— (РГАЛИ, ф. 2625, оп. 1, д. 159, л. 712).

Когда постоянным аккомпаниатором Александра Мозжухина стала Клео Карини, Александр Ильич стал выступать преимущественно в концертах, непрестанно пополняя репертуар всё новыми произведениями классиков и современных композиторов (Франц Шуберт, Роберт Шуман, Людвиг Бетховен, Михаил Глинка, Пётр Чайковский, Александр Даргомыжский, Николай Римский-Корсаков, Милий Балакирев, Сергей Танеев и многие другие). Сам Александр Мозжухин признавал, что творческого ансамбля, равного их дуэту, ранее не существовало. Впоследствии оба они говорили, что именно служение искусству и стало тем стержнем, на котором создался и держался их супружеский союз — всегда, в любой обстановке, при любых невзгодах. Они не стали заводить детей, посвятив свою жизнь искусству[25].

Память

Возвращение наследия

После смерти Александра Мозжухина единственной целью жизни Клеопатры Андреевны стало возвращение на родину и выполнение завещания мужа. Потянулись мучительные годы ожидания, бесконечных просьб и постоянного страха перед тем, что не выдержит здоровье, не удастся дождаться дня возвращения. Чтобы раздобыть не только средства к существованию, но и рекомендацию советского учреждения, Клеопатра Андреевна работала в посольстве СССР: давала уроки музыки и французского языка детям и взрослым, делала переводы. Только в 1966 году народный артист СССР Михаил Царёв помог ей вернуться. В это время наступил очередной период смягчения международных отношений, и ходатайство Царёва было удовлетворено. По ходатайству того же Михаила Царёва Клеопатра Андреевна была поселена в московском Доме ветеранов сцены, в отдельной комнате, где она и провела последние восемь лет своей жизни[22].

Клеопатра Андреевна передала государству огромный архив братьев Мозжухиных. Первыми установили контакт с Клеопатрой Андреевной сотрудники Центрального государственного архива литературы и искусства в Москве (ЦГАЛИ, ныне РГАЛИ), и большая часть личных вещей и документов Александра и Ивана Мозжухиных (архив Ивана Ильича — практически полностью) была передана в дар ЦГАЛИ[23]. Среди этих раритетов — автографы двух произведений Модеста Мусоргского («Сиротка» и «Трепак»), письма Сергея Рахманинова, Александра Глазунова, Александра Гречанинова, Абеля Ганса, Якова Протазанова, Николая Кедрова, Ольги Судейкиной и многих других[28].

Часть документов Александра Мозжухина, в основном его мемуары, дневники и письма, были приобретены отделом источниковедения Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Большая нотная библиотека Александра Мозжухина (свыше 250 произведений) и его сценические костюмы пополнили фонды библиотеки Московской консерватории имени П. И. Чайковского и Театрального музея имени А. А. Бахрушина[23].

Особенной радостью для Клеопатры Андреевны были встречи с земляками Александра и Ивана Мозжухиных. Достаточно большой объём мемориальных предметов и документов был передан ею в Пензенский краеведческий музей при участии научного сотрудника музея Александра Васильевича Тюстина[29]. В Пензенском государственном краеведческом музее сформирован фонд А. И. Мозжухина[30].

После того как была опубликована в прессе информация о возвращении Клеопатры Мозжухиной в СССР, началась её переписка с кондольскими краеведами, активистами школьного музея, возглавляемыми Владимиром Армиевским. В 1971 году Владимир Николаевич побывал в Доме ветеранов сцены, встретился с Клеопатрой Андреевной и привёз в Кондоль подаренные ею школьному музею вещи и документы из архива А. И. и И. И. Мозжухиных[3].

Клеопатры Андреевны Мозжухиной не стало 30 сентября 1974 года. Похоронена она в Москве[22].

Увековечение памяти

Почтовая карточка, посвящённая Александру Мозжухину 2017 год.

Активная работа с архивами братьев Мозжухиных стала вестись в период подготовки к 100-летию со дня рождения Ивана Ильича Мозжухина, который отмечался в 1989 году. Столетний юбилей Ивана Мозжухина всколыхнул интерес и к судьбе брата — певца с всемирной славой. 26 сентября 1989 года в Кондоле был открыт музей в здании бывшей конторы усадьбы Оболенских — практически единственном в Кондоле мемориальном здании, связанном с именами Мозжухиных. Здание дома семьи Мозжухиных, где они жили в 1905—1918 годах, и в котором в советское время размещалась школа, не сохранилось[3].

Экспозиция музея посвящена двум братьям — двум гениальным артистам. Коллекционер из Ярославля Борис Георгиевич Старк передал в дар кондольскому музею аудиокассету с записью нескольких вокальных произведений в исполнении Александра Мозжухина:

  • «Ночной смотр» (М. И. Глинка),
  • «Приют», «Мельник (В путь)» (Ф. Шуберт),
  • ария Дона Базилио «Клевета» («Севильский цирюльник» Дж. Россини) и другие[3].

Часть этих записей в 2003 году была включена в телефильм «Александр Мозжухин. Эпизоды из жизни артиста» (режиссёр Людмила Усова, Пензенская государственная телерадиокомпания, авторский проект Л. А. Усовой «История музыкальной культуры Пензы»). Об Александре и Иване Мозжухиных написана книга пензенским краеведом-исследователем Олегом Сиротиным «Двойная звезда»[4].

В ХХI веке личность и талант великого русского певца не перестают волновать сердца почитателей музыки. Критик Константин Арабажин проникновенно сказал об Александре Мозжухине[27]:

«Звезда светозарная, звезда прекрасная, блистательная на русском небе мирового искусства».

— Константин Арабажин.

Литература

  • Пензенская энциклопедия в 2 т. Гл. ред. А. Ю. Казаков — Пенза: Пензенское областное издательство, 2019.
  • Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций. 1905—1917. — Л., Музыка, 1975.
  • Левик С. Ю. Записки оперного певца. — М., Искусство, 1962.
  • Левик С. Ю. Четверть века в опере. — М., Искусство, 1970.
  • Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия 1917—1922. — Л., 1984..
  • Савин О. М. Пенза музыкальная. — Пенза, 1994. — 350 с.
  • Тюстин А. В. Славу Пензы умножившие: пензенская персоналия. Т. 1-3 — Пенза, 2012.
  • Сиротин О. В. Двойная звезда. Александр и Иван Мозжухины. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Пенза, 2014.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Левик С.Ю. Четверть века в опере. — М.: Искусство, 1970. — С. 93.
  2. 2,0 2,1 2,2 Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917. Словарь. — М.: Советский композитор, 1991. — Т. 1. — С. 333.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Светлана Старостина. Второе дыхание // Пензенская правда : газета.. — 2024. — 13 февраля.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Сиротин О. В. Двойная звезда. Александр и Иван Мозжухины. — 2-е, исправленное и дополненное издание. — Пенза, 2014. — 135 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 Савин О. М. Пенза музыкальная. — Пенза, 1994. — С. 114—116. — 350 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Сиротин О. В. Художник сцены. К 130-летию со дня рождения Александра Мозжухина // Сура. — 2008. — № 1. — С. 167—174.
  7. Хессин А. Б. Из моих воспоминаний. — М.: ВТО, 1959.
  8. Воспоминания о Рахманинове. — М.: Музыка, 1988. — Т. 1. — С. 320—324.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. — Л.: Музыка», 1975. — С. 341.
  10. Пензенские губернские ведомости : газета. — 1904. — 6 мая.
  11. Пензенские губернские ведомости : газета. — 1907. — 2 сентября (№ 190).
  12. 12,0 12,1 Коломийцов В. П. Статьи и письма. — Л.: Музыка, 1971. — С. 85, 203.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Левик С. Ю. Записки оперного певца. — М.: Искусство, 1962. — С. 602. — 711 с.
  14. Бенедикт Лившиц. Полутораглазый стрелец. — Л.: Советский писатель, 1989. — С. 521.
  15. Театральная газета. — 1916. — 17 апреля.
  16. Самарская газета от 20. 09. 1922 // РГАЛИ. Ф. 2625. оп.1. д. 159. л. 638.
  17. 17,0 17,1 Корганов В. Д. Фёдор Иванович Шаляпин // Литературное наследство. Письма. — М.: Искусство, 1976. — Т. 1. — С. 701.
  18. Solus. Александр Мозжухин // Искусство : журнал. — 1916. — № 4—5. — С. 15.
  19. 19,0 19,1 Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия 1917—1922. — Л., 1984..
  20. Давыдов С. Д. Гастроли А. И. Мозжуина // Трудовая правда : газета. — 1925. — 9 ноября.
  21. Мозжухин Александр Ильич.  // Отдел источниковедения Российского института истории искусств. Ф. 86, оп. 1, д. 2, б/н..
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 Немова И. Б. Александр Ильич Мозжухин. Мне Родина дороже всего // Четверговая соль : журнал. — 2024. — № 2.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Встречи с прошлым. — М.: Советская Россия, 1972. — С. 373.
  24. Мозжухин А. И. Воспоминания // Отдел источниковедения РИИИ, ф. 86, оп. 1, д. 51, л. 49.
  25. 25,0 25,1 Бемоль. Клео Карини // Жизнь искусства : журнал. — 1925. — № 43. — С. 15.
  26. Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М., 1945.
  27. 27,0 27,1 27,2 Александр Ильич Мозжухин: Лучшие музыкальные критики и пресса об А. И. Мозжухине. — Новониколаевск: Сов. Сибирь, 1925. — С. 28.
  28. Бернандт Г. Б. Ещё одна находка // Советская музыка : журнал. — 1967. — № 10.
  29. Савин О. М. История двух автографов // Доброе утро : газета. — 1994. — 14 января.
  30. Пензенский краеведческий музей. Дата обращения: 26 сентября 2024.