Магнит (сеть магазинов)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Магнит
New logo of Magnit.svg
2023-12-15. Краснодар DSC 7853.jpg
Тип Публичная компания
Листинг на бирже MCX: MGNT
Основание 1994; 30 лет назад (1994)
Основатели Сергей Николаевич Галицкий
Расположение Краснодар,  Россия
Ключевые фигуры

Евгений Сергеевич Случевский (генеральный директор)
Ян Дюннинг (исполнительный директор)

Анна Юрьевна Мелешина (управляющий директор)
Отрасль розничная торговля (МСОК47)
Продукция Преимущественно продукты питания
Капитализация 712,2 млрд ₽ (2023)
Число сотрудников более 360 тысяч (2024)
Материнская компания Marathon Group (Александр Семёнович Винокуров)
Дочерние компании

Дикси (сеть магазинов), Самбери (розничная сеть), Магнит Маркет (маркетплейс).
Собственные производства: тепличный комплекс «Зелёная линия», грибной комплекс, 14 промышленных и 6 агропредприятий в различных регионах России.
Распределительные центры 47 (2024 год)

Автопредприятие ООО «Сельта» 6080 автомобилей
Сайт magnit.ru

Сеть магази́нов Магни́т (ПАО «Магнит») — одна из ведущих российских компаний розничной торговли. Магазины различных форматов представлены в более чем 4387 населённых пунктах России, их ежедневно посещает более 18 миллионов покупателей. На 30 июня 2024 года компания насчитывала 30 109 торговых точек в 67 регионах России[1].

Мультиформатная модель сети магазинов компании включает: магазины «Магнит у дома» и «Дикси»[2], «Магнит у дома плюс»; супермаркеты «Семейный» и суперсторы «Экстра»; магазины непродовольственных товаров «Косметик»; магазины — дискаунтеры «Моя цена», «Первый выбор»; небольшие магазины «Магнит Сити», «Магнит рядом», киоски «Магнит GO»; аптеки «Магнит» и маркетплейс «Магнит Маркет»[3][4]. А так же дальневосточная торговая сеть «Самбери»[5].

Основателем компании является Сергей Николаевич Галицкий, который 5 марта 1994 года с партнёрами открыл компанию по продаже бытовой химии и косметики «Трансазия», а затем в 1995 году в результате реорганизации была создана компания «Тандер» в Краснодаре[1][6][7][8]. В 1998 году появились первые розничные магазины под брендом «Магнит» (МАГазин НИзких Тарифов)[1][6].

Управление компанией Сергей Николаевич Галицкий осуществлял до 16 февраля 2018 года, когда заключил сделку с банком ВТБ о продаже 29,1 % принадлежащих ему акций[9][10]. С 2021 года крупнейшим акционером сети стала инвестиционная компания Marathon Group под руководством Александра Винокурова[11][12].

История

Предприниматель Сергей Николаевич Галицкий. 2006 год

Начало истории компании датируется 1994 годом с дистрибуции косметики и товаров бытовой химии. Для этого Сергей Галицкий с партнёрами основали компанию «Трансазия», которая закупала продукцию Procter&Gamble, Avon, Johnson&Johnson и занималась их реализацией. Через год «Трансазия» стала эксклюзивным дистрибьютером Procter&Gamble, но для этого было необходимо выполнить требование поставщика и разделить бизнес (Procter&Gamble хотели, чтобы «Трансазия» продавала только их продукцию). Так, в 1995 году появилась компания «Тандер», которую возглавил Галицкий[7][8].

Первый магазин будущей сети был открыт в 1998 году в Краснодаре. Он работал в формате cash and carry. Привычный покупателю бренд «Магнит» (МАГазин НИзких Тарифов) появился благодаря конкурсу среди сотрудников компании в 2000 году. Так же с этого года началось оформление магазинов в красно-белых цветах. С этого момента начинается интенсивное развитие сети магазинов «Магнит». Этот год ознаменовался и началом развития собственной логистической сети с создания автотранспортного предприятия «Сельта»[8].

В 2001 году началось производство собственных торговых марок (СТМ). В числе первых были глазированные сырки «Ах, Полинка!» и соки «Никитина усадьба». А в 2003 году был открыт первый распределительный центр компании в городе Кропоткин Краснодарского края[8].Так же в 2003 году компания зарегистрировалась, как ОАО «Магнит» (в настоящее время ПАО «Магнит»), которое стало владельцем 100 % акций компании «Тандер»[9].

В 2006 году «Магнит» провёл первичное размещение акций (IPO) на Лондонской бирже и ММВБ, после чего доля акций в свободном обращении составила 47,8 %. Компания стала публичной, средства были направлены на развитие сети и на строительство гипермаркетов[8][9]. Первый гипермаркет был открыт в 2007 году в городе Краснодар. С этого момента «Магнит» начал развитие как мультиформатный ритейлер[8].

В 2010 году открыт первый магазин дрогери — «Магнит Косметик». В 2011 году появилось первое собственное производственное предприятие «Магнита» — начал работу тепличный комплекс «Зелёная линия», который производит томаты, огурцы и различные виды зелени[6][8].

В 2013 году розничная сеть «Магнит» стала абсолютным лидером российского ритейла по количеству магазинов, торговых площадей, темпам роста, эффективности и объему продаж[6]2015 году сеть достигла 10 000 торговых точек в России, продемонстрировав рекордный рост[8].

В 2017 году были запущены два новых формата — магазины «Магнит-Опт» и «Магнит Аптека», а так же крупнейший в России грибной комплекс по выращиванию шампиньонов[6][13]. С 2017 года началось создание индустриального парка «Краснодар» в посёлке Дорожный города Краснодар. Управляющая компания "Индустриальный парк Краснодар входит в группу компаний «Магнит» и является первым индустриальным парком на Кубани. В настоящее время там работают два производства, принадлежащие компании и обеспечивающие магазины сети продуктами. «Кубанский комбинат хлебопродуктов» — предприятие выпускает около 40 наименований продукции, включающих мучные кондитерские, бараночно-сухарные изделия и макароны. «Кондитер Кубани» имеет пять линий по производству шоколадных батончиков и конфет, леденцов, мармелада, трюфелей и тому подобное. В настоящее время рассматривается возможность строительства фабрики-кухни для магазинов сети на юге России, чтобы обеспечить централизованное производство полуфабрикатов и готовых блюд (выпечка, салаты, горячие блюда и прочее[14].

В феврале 2018 года Сергей Николаевич Галицкий продал банковской группе ВТБ 29,1 % акций «Магнита» и покинул компанию. По состоянию на 31 декабря 2017 года, сеть «Магнит» насчитывала в 2709 населенных пунктах России 12 125 магазинов у дома, 243 гипермаркета, 208 супермаркетов «Магнит Семейный» и 3 774 магазина «Магнит Косметик». Сам «Магнит» по итогам 2017 года занял второе место в рейтинге крупнейших частных компаний Forbes, уступив только «Лукойлу»[6][15].

Это было непростое решение. Я основал эту компанию. Но ничто не вечно. Толчком послужило то, что инвесторы не совсем так видят будущее, как основатель. Я не должен стоять поперек процесса, если инвесторы хотят изменений, они должны их получитьГалицкий Сергей Николаевич

Весной 2018 года на должность генерального директора была назначена Ольга Наумова, до этого долгое время руководившая сетью «Пятерочка». В сентябре того же года она представила стратегию развития компании до 2023 года. В цифрах это означало рост доли «Магнита» на продуктовом рынке с 9 % до 15 %. в июне 2019 года Наумова покинула компанию из-за разногласий с советом директоров по поводу стратегии развития. Её место занял Ян Дюннинг[16].

В мае 2021 года «Магнит» заявил о намерении приобрести контрольный пакет акций и все магазины компании «Дикси» за 92,4 млрд рублей. Сеть «Дикси» включает 2,6 тыс. магазинов, половина которых расположена в Москве и Подмосковье. Запланировано сохранить юридическую самостоятельность и бренд. В июле 2021 года ФАС одобрила сделку с ограничениями: слияние разрешено в муниципалитетах, где доля «Магнита» не превышает 25 %, в результате чего 142 магазина «Дикси» не будут включены в сеть. В ноябре 2021 года доля Marathon Group в «Магните» увеличилась до 29,2 %, тем самым компания стала крупнейшим акционером[2][16].

В 2022 году компания открыла первый магазин за пределами России — в Узбекистане. В этой стране «Магнит» развивает сеть магазинов дрогери M Cosmetic, концепция которой была создана на основе формата «Магнит Косметик». Первый магазин под брендом M Cosmetic открылся 26 апреля 2022 года в Ташкенте. В ассортимент магазинов в Узбекистане вошли непродовольственные товары повседневного спроса, в том числе декоративная и уходовая косметика, парфюмерия, бытовая химия, средства гигиены, продукция для детей — всего около восьми тысяч наименований товаров, в том числе узбекские, российские и мировые бренды. Около 10 % ассортимента составляют собственные бренды «Магнита», в том числе Stellary, Beauty Bomb, KuMiHo, Gardenica[8][17].

Летом 2023 года объявлено о выкупе акций нерезидентов, утраченных из-за санкций. Цена выкупа составила 2 215 рублей за акцию, что эквивалентно 50 % рыночной стоимости. Изначально планировалось выкупить 10 % акций, но квота увеличена до 29,8 %. В сентябре 2023 года сообщено о выкупе 21,5 % акций у 189 зарубежных инвесторов из 21 страны на сумму 48,5 млрд. рублей. В четвёртом квартале 2023 года выкуплено ещё 7,8 % акций. В январе 2024 года завершены расчёты с зарубежными инвесторами, приобретено 29,7 % акций на сумму 67 млрд. рублей[18][19].

В ноябре 2023 года завершена покупка маркетплейса Kazan Express у «AliExpress Россия» (56,27 %), предпринимателя Сергея Еремеева (33,83 %) и основателей компании Линара Хуснуллина (7,8 %) и Кевина Ханды (2,1 %). На базе Kazan Express создан маркетплейс «Магнит Маркет»[4][8]. В 2024 году генеральным директором Магнит Маркета стал Константин Измайлов. Он отвечает за формирование и реализацию стратегии компании, создание привлекательного ценностного предложения, развитие инфраструктуры площадки и её масштабирование на географию Магнита[20].

В октябре 2023 года приобретено 33,01 % акций дальневосточной сети гипермаркетов «Самбери». К тому же компания имеет право выкупа оставшейся доли в течение пяти лет. Сеть состоит из 300 магазинов, в том числе 27 гипермаркетов в 10 городах региона, является крупнейшей на Дальнем Востоке. Ожидается, что «Самбери» сохранит свой бренд. В январе 2024 года ФАС одобрила сделку[5][8][21].

Ритейлер «Магнит» решил начать развиваться по франшизе. Ранее сеть открывала только собственные магазины, сейчас ведутся переговоры с потенциальными франчайзи, ожидается, что первые партнёрские магазины «Магнита» откроются осенью 2024 года. Новое направление охватит почти все торговые форматы сети — киоски «Магнит GO», ультрамалые магазины «Магнит Рядом», дрогери «Магнит Косметик», ключевой формат сети — магазины «Магнит у дома», а также «Магнит у дома плюс»[22].

Финансовые показатели

Ключевые операционные и финансовые показатели

Чистая прибыль компании по итогам 2023 года увеличилась на 94 % к 2022 году и составила 66,1 млрд. рублей. Выручка «Магнита» выросла на 8,2 % и составила 2,55 трлн. рублей, увеличившись на 9,1 % по сравнению с 2022 годом. Валовая прибыль «Магнита» выросла на 7,8 %, до 577,3 млрд. рублей. По состоянию на 31 декабря 2023 года чистый долг компании — 166,1 млрд. рублей. А так же[23]:

  • Компания открыла 1 982 магазина.
  • Общее количество магазинов сети по состоянию на 31 декабря 2023 года составило 29 165.
  • Компания выполнила редизайн 1 078 магазинов (761 магазин у дома «Магнит» и 289 магазинов у дома «Дикси», 26 магазинов дрогери и два супермаркета).

Рейтинги

В 2017 году агентство АКРА присвоило ПАО «Магнит» кредитный рейтинг AA(RU) со стабильным прогнозом. Рейтинг сохранялся на этом уровне несколько лет и был повышен в 2022 году до AA+(RU). В 2023 году рейтинг достиг уровня AAA(RU). Агентство «Эксперт РА» в 2018 году оценило ПАО «Магнит» рейтингом ruAA- со стабильным прогнозом. В 2019 году рейтинг был подтверждён, но позже отозван. В 2023 году агентство вновь присвоило компании рейтинг AAA(RU) со стабильным прогнозом[24].

Владельцы и руководство

До февраля 2018 года основателем и держателем основного пакета акций являлся Сергей Николаевич Галицкий. В феврале 2018 года Галицкий продал значительную часть своей доли в компании банку ВТБ, что привело к смене руководства и состава Совета директоров[10].

Президентом «Магнита» Ян Дюннинг был назначен в январе 2019 года. 26 июня 2019 года Дюннинг стал одновременно и президентом и генеральным директором ПАО «Магнит»[25]. В рамках изменения структуры управления с 30 июня 2023 года он перешёл на должность исполнительного директора[26]. Генеральным директором назначен Евгений Сергеевич Случевский[19][27]. Должность управляющего директора заняла Анна Юрьевна Мелешина[27][28].

Группа ВТБ приобрела 29,1 % акций ритейлера у его основателя Сергея Галицкого за 138 млрд. рублей в начале 2018 года. Вскоре ВТБ продал 11,8 % акций «Магнита» Marathon Group Александра Винокурова. К 2022 году структуры Винокурова, докупая акции на рынке, довели свою совокупную долю в «Магните» почти до 17 %, а на конец 2022 года Marathon Group стала владельцем 29,23 % акций ПАО «Магнит», став основным акционером[12].

Форматы магазинов

Основными форматами сети «Магнит» являются: магазины «У дома», супермаркеты «Магнит Семейный», суперсторы «Магнит Экстра», аптеки «Магнит Аптека», дрогери «Магнит Косметик», дискаунтеры «Моя цена» и «Первый выбор», а также малые форматы «Магнит Сити», «Магнит рядом» и киоски «Магнит Go»[3].

Формат у дома «Магнит», «Магнит плюс», «Магнит рядом», «Дикси»

Магнит «У дома»

В 2004 году дискаунтеры «Магнит» были преобразованы в магазины формата «У дома»[8], которые располагаются рядом с жилыми районами и основными пешеходными или транспортными маршрутами. Ассортимент магазинов включает продукты питания и товары повседневного спроса. Средняя площадь таких магазинов составляет 350 м² с долей в продажах компании в 69 %, среднее количество продаваемых товарных позиций 5170 SKU. «Магнит у дома» представлен в трёх кластерах: «Мегаполис» — добавлены полезные сервисы, digital-решения с сохранением привлекательных цен; «Город» — акцент на расширенный ассортимент овощей и фруктов; «Деревня» — расширенный ассортимент товаров для дома. Магазины «Дикси» — средняя площадь 332 м² с долей в продажах компании 11 % и средним количеством продаваемых товарных позиций 6171 SKU.[3].

«Магнит плюс» — с расширенным ассортиментом и бо́льшей площадью, чем магазины «У дома». Средняя торговая площадь до 1000 м², среднее число SKU около десяти тысяч. «Магнит рядом» — компактные торговые точки, расположенные в максимальной близости к покупателю, с актуальным ассортиментом самых необходимых товаров по выгодным ценам и с быстрым обслуживанием. Площадь до 100 м², количество товарных позиций 1500 SKU[3].

Малые форматы «Сити», киоски «GO»

Магнит «Сити»

Формат «Сити» был запущен в 2019 году[8]. Магазины представляют собой небольшие торговые точки с зоной кафе, возможностью зарядить телефон, воспользоваться Wi-Fi. В магазине, кроме небольших покупок можно приобрести готовую еду на вынос. Ассортимент включает выпечку, блюда «ready to eat», кофе и чай, снеки, фрукты, молочные продукты, мороженое и напитки. Площадь магазинов варьируется от 150 до 230 м², а ассортимент составляет около 3,5 тысяч SKU[3].

Киоск «Магнит GO»: ориентирован на импульсные покупки, расположен в местах с высоким трафиком: офисы, парки, учебные заведения, транспортные узлы, пешеходные улицы и прочее. Акцент ассортимента сделан на готовую еду и продукты для быстрого перекуса. Площадь 15 — 50 м², ассортимент около 500 SKU[3].

Магазин «Дикси»

Супермаркет «Семейный», суперстор «Экстра»

Магнит «Экстра»

Формат «Семейный» представлен супермаркетами, отличающимися более широким ассортиментом, включая непродовольственные товары. Особый акцент на гастрономические товары, кулинарию, категорию овощей и фруктов, включая экзотику, так же размещены специальные зоны с акцентом на товары для здорового образа жизни. Расположены в шаговой доступности в спальных и деловых районах, а также в торговых центрах. Площадь магазинов данного формата варьируется от 850 до 2200 м², доля в продажах компании 5 %, среднее число ассортиментных позиций 14300 SKU[3].

Магнит «Семейный»

Формат «Магнит Экстра» — современный и технологичный крупный формат для всей семьи с расширенным ассортиментом. Представляет собой супермаркет с более чем 22 000 товаров, включая расширенный ассортимент овощей, фруктов, зелени, ягод. А также продукцию под собственными торговыми марками «Магнит». Ассортимент непродовольственных и сезонных товаров адаптирован под ключевые потребности покупателей. Размещение супермаркетов выбирается с учетом сочетания удобства пешей доступности и возможностью подъезда на автотранспорте. Доля в продажах компании 4 %[3].

Магазин «Магнит Косметик»

Магнит Косметик

Магазин непродовольственных товаров с большим ассортиментом для женщин, помогающий заботиться о себе и проявлять внимание к своим близким. Имеет следующую кластеризацию: «Мегаполис» (более широкий ассортимент товаров «для неё»: косметика, парфюмерия, товары по уходу за кожей), «Город» (сбалансированное предложение), «Деревня» (больше товаров «для дома» и «для семьи»: гигиена, товары для детей и товары для дома). Средняя площадь магазина составляет 230 м². Ассортимент представлен в среднем 8 000 наименований. Доля в продажах компании 8 %[3]. Первый магазин «Магнит Косметик» был открыт 20 декабря 2010 года в Краснодаре[8].

«Магнит Аптека» в оформлении до ребрендинга

Магнит Аптека

Первая аптека сети «Магнит Аптека» была открыта в Краснодаре в 2017 году[8]. Ассортимент аптек включает 4400 наименований: фармацевтические препараты, косметика, детское питание, средства гигиены и медицинские изделия. Аптеки открываются в спальных районах (больше нелекарственных препаратов и парафармации), около больниц (акцент на реализацию лекарств и медицинские изделия по рецепту), в местах с высоким трафиком (фокус на основных фармацевтических товарах и товарах среднего ценового сегмента), а также в кластере «Деревня» (фокус на жизненно необходимых препаратах и товарах «первой цены»)[3].

В октябре 2021 года был открыт первый аптечный склад сети с расширенным ассортиментом для обеспечения онлайн-заказов для около 30 аптек. Общий сервис бронирования аптечных товаров «Магнита» доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, а также в Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Тверской областях. В 2021 году «Магнит Аптека» также расширила своё сотрудничество с аптечными маркетплейсами[1].

Дискаунтеры «Моя цена» и «Первый выбор»

Дискаунтеры — это магазины с ограниченным предложением ассортимента товаров первой необходимости по низким ценам. Применяется специальная выкладка с использованием паллетов и коробок, минимальное количество оборудования. Магазины такого формата стали одним из главных трендов на российском розничном рынке и один из самых востребованных форматов у покупателей[29].

Магазины «Моя цена» с достаточно ограниченным ассортиментом, состоящим преимущественно из качественных товаров собственных торговых марок, товаров «первой цены» в экономичной упаковке, и постоянно низкими ценами. Удовлетворяют базовые потребностей покупателей в товарах повседневного спроса. Отличаются простым зонированием торгового пространства и базовым набором оборудования, одновременно с этим клиентский сервис остается на высоком уровне[1]. Магазины «Первый выбор» приближены к концепции классических европейских дискаунтеров: качественный товар по невысокой цене с преобладанием ассортимента собственных торговых марок, в том числе продаваемых только в этом формате. В магазинах будут работать пекарни для производства свежего хлеба, булочек и пирожков. Торговая площадь до 400 м²[29].

Электронная коммерция, Магнит Маркет

«Магнит» реализует проекты в области онлайн-торговли со второй половины 2020 года. Пилотные проекты работают в трех направлениях. Первое — собственная доставка широкого ассортимента и крупных покупок на базе суперсторов. Второе направление — собственная экспресс-доставка из магазинов «У дома» и «Магнит Косметик». Также экспресс-доставку осуществляют партнёры компании — сервисы Delivery Club и «Яндекс. Еда»[1].

«Магнит Маркет», созданный на базе Kazan Express, будет фокусироваться на таких категориях, как бытовая химия и товары для гигиены, где у «Магнита» есть возможность делать закупки по более низким ценам. Более 40 млн. лояльным покупателям планируется предложить качественный ассортимент маркетплейса по низким ценам и удобный сервис[30].

Собственное производство

В 2011 году ПАО «Магнит» приступило к эксплуатации тепличного комплекса «Зелёная линия», расположенного в Краснодарском крае, площадью 130 гектар. Этот объект стал одним из крупнейших в Восточной Европе. В 2017 году компания запустила комплекс по выращиванию шампиньонов с запланированной производственной мощностью 6,5 тысяч тонн грибов в год[8][13].

В 2015 году на международном экономическом форуме в Сочи было заключено соглашение о создании индустриального парка в посёлке Дорожный, Краснодарский край. Площадь индустриального парка превышает 236 гектар, в его состав войдут более 20 предприятий. В 2018 году на территории парка начал работать «Кубанский комбинат хлебопродуктов», одно из крупнейших производств хлебопродуктов в стране, предназначенное для удовлетворения до 60 % потребностей сети в макаронных изделиях и хлебобулочной продукции[14].

Собственное производство даёт возможность контролировать качество продукции на всех этапах производственного цикла, а также обеспечивать лучшее соотношение «цена/качество» на полке. Производства «Магнита» выпускают продукцию под собственными торговыми марками компании — «Моя цена», «Магнит», «Магнит Свежесть» и прочее. Количество товаров собственной торговой марки насчитывает около 5,5 тысяч наименований. В том числе молоко и молочные продукты, рыбная гастрономия, мясная продукция и сосиски, фрукты и овощи, сыры, хлеб, бакалея, кондитерские изделия, безалкогольные и горячие напитки, снеки, консервированная и замороженная еда, косметика и товары для дома, непродовольственные товары. В 2023 году предприятия «Магнит» произвели 300 тыс. тонн продукции, в том числе 109 тыс. тонн сельско-хозяйственной[31].

Логистика

Для улучшения транспортных операций и обеспечения надлежащего хранения товаров, ПАО «Магнит» создало 47 распределительных центров. Первый центр был открыт в Кропоткине в 2003 году. Эти комплексы включают склады с разнообразными условиями хранения, административные и бытовые помещения, здания для автотранспорта, ремонтные мастерские, а также заправочные станции и мойки. Логистическая инфраструктура компании включает в себя так же парк автотранспортных средств для доставки товаров в магазины сети, которая состоит из 6080 автомобилей[1].

Персонал

В 2021 году по данным Forbes, ПАО «Магнит» было признано одним из крупнейших работодателей в России[32]. С 2011 по 2018 год компания регулярно получала награду «Привлекательный работодатель» от премии Superjob.ru. В 2021 году ПАО «Магнит» было удостоено платинового (наивысшего) статуса в рейтинге лучших работодателей по версии Forbes. «Магнит» входит в список крупнейших публичных компаний мира рейтинга Global 2000 Forbes и возглавляет рейтинг крупнейших частных работодателей России по их версии. Общая численность сотрудников составляет более 360 тысяч человек[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Кратко о «Магните». Официальный сайт - ПАО «Магнит». Дата обращения: 2 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 Строгий отбор: ФАС одобрила сделку «Магнита» и «Дикси». РБК (15 июля 2021). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Форматы магазинов. Официальный сайт - ПАО «Магнит». Дата обращения: 2 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 «Магнит» договорился о покупке KazanExpress у AliExpress и основателей. РБК (19 октября 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 Загвоздкина К. РБК узнал о покупке «Магнитом» 33% владельца крупнейшей сети на Дальнем Востоке. Forbes.ru (27 октября 2023). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 РС «Магнит» АО «Тандер»: финансовые показатели - топ 100 компаний. Коммерсантъ (20 декабря 2017). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  7. 7,0 7,1 Галицкий Сергей Николаевич. Коммерсантъ (15 января 2008). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 8,12 8,13 8,14 8,15 «Магниту» исполняется 30 лет. Официальный сайт - ПАО "Магнит". Дата обращения: 3 ноября 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 Торговая сеть "Магнит". ТАСС (16 февраля 2018). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  10. 10,0 10,1 Галицкий продал ВТБ 29% акций «Магнита». РБК (16 февраля 2018). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  11. Александр Винокуров — РБК: «Магнит» в начале своего марафона». РБК (24 мая 2018). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  12. 12,0 12,1 Marathon Group Винокурова закрыла финальную часть сделки по "Магниту". Интерфакс (2022.01.14). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  13. 13,0 13,1 Кулистикова Т. «Магнит» запустил грибной комплекс. Агроинвестор (18 октября 2017). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  14. 14,0 14,1 Кластерно-парковый подход. Коммерсантъ (14 февраля 2020). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  15. Конец эпохи: почему Галицкий продал «Магнит» и как отреагировал рынок. РБК (16 февраля 2018). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  16. 16,0 16,1 ВТБ продаст купленные у Галицкого акции «Магнита». РБК (18 ноября 2021). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  17. «Магнит» открыл первый магазин за пределами России. РБК (26 апреля 2022). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  18. «Магнит» полностью завершил выкуп акций у иностранных держателей. РБК (18 января 2024). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  19. 19,0 19,1 «Магнит» возглавит выходец из McKinsey и «Русагро». РБК (15 мая 2024). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  20. О Компании. Официальный сайт Магнит Маркет. Дата обращения: 7 ноября 2024.
  21. ФАС разрешила «Магниту» купить дальневосточного ретейлера «Самбери». Коммерсантъ (19 января 2024). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  22. «Магнит» впервые запустит франшизу по своим главным торговым форматам. РБК (19 августа 2024). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  23. «Магнит» за 2023 год увеличил чистую прибыль по МСФО на 94%. Коммерсантъ (16 мая 2024). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  24. Компании: ПАО "МАГНИТ". Эксперт РА (28 декабря 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  25. Ян Дюннинг останется президентом «Магнита» еще на три года. РБК (27 мая 2022). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  26. Президент «Магнита» перейдет на должность исполнительного директора. РБК (1 июня 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  27. 27,0 27,1 "Магнит" сменил гендиректора. Интерфакс (15 мая 2024). Дата обращения: 7 ноября 2024.
  28. «Магнит» объявляет о назначении директора по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса. Официальный сайт - ПАО «Магнит». Дата обращения: 3 ноября 2024.
  29. 29,0 29,1 Модель Н. «Первый выбор». Зачем «Магниту» два дискаунтера. RETAILER.ru. 2024-11-07 (3 марта 2023).
  30. «Магнит» начал ребрендинг купленной у AliExpress сети. РБК (15 апреля 2024). Дата обращения: 7 ноября 2024.
  31. Собственное производство. Официальный сайт - ПАО «Магнит». Дата обращения: 7 ноября 2024.
  32. 10 крупнейших частных работодателей России — 2021. Forbes.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.

Ссылки