Лауда, Ники
Ники Лауда | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гражданство | Австрия | ||||||||||||||||||||||||
Выступления в чемпионате мира Формулы-1 | |||||||||||||||||||||||||
Сезоны | 13 (1971—1979, 1982—1985) | ||||||||||||||||||||||||
Автомобили | March, BRM, Ferrari, Brabham, McLaren | ||||||||||||||||||||||||
Гран-при | 177 (171 старт) | ||||||||||||||||||||||||
Чемпион мира | 3 (1975, 1977, 1984) | ||||||||||||||||||||||||
Дебют | Австрия 1971 | ||||||||||||||||||||||||
Последний Гран-при | Австралия 1985 | ||||||||||||||||||||||||
|
Андре́ас Никола́ус (Ни́ки) Ла́уда (нем. Andreas Nikolaus «Niki» Lauda; 22 февраля 1949, Вена, Австрия —20 мая 2019, Цюрих, Швейцария) — австрийский автогонщик, трёхкратный чемпион мира в классе Формула-1 (1975, 1977, 1984). Один из самых успешных гонщиков за всю историю Формулы-1, выступал за команды March, BRM, Ferrari, Brabham и McLaren. Его карьера едва не оборвалась в 1976 году из-за тяжелейшей аварии на Нюрбургринге, после которой он получил обширные ожоги, но уже через 6 недель он вернулся в гонки. После завершения карьеры пилота был спортивным менеджером в командах Jaguar и Mercedes, а также основал три авиакомпании, включая Lauda Air[1].
Карьера
Начало карьеры
Ники Лауда начал свою карьеру в автоспорте в конце 1960-х годов, выступая в гонках кузовных автомобилей (мини), Формуле-Ви, а также различных частных спорткарах Порше и Шевро. Однако карьера развивалась не слишком успешно, поэтому в 1971 году Лауда взял кредит в банке под залог страховки жизни, чтобы купить себе место в команде March в Формуле-2.
Успехи в Формуле-2 впечатлили руководителя March Робина Херда, и Лауда получил возможность дебютировать в Формуле-1 в 1971 году на Гран-при Австрии, совмещая выступления в двух сериях. В 1972 году он продолжил выступать за March в Ф1 и Ф2, но если в Формуле-2 он был весьма конкурентоспособен, то сезон в Ф1 получился провальным из-за неудачной машины March 721X[2].
Переход в BRM (1973
В 1973 году Лауда вновь взял кредит, чтобы купить себе место боевого пилота в команде BRM. Машина BRM P160E была быстрой, но недостаточно надёжной. Лауда занял третье место в Монако, которое привлекло к нему внимание более именитых команд, в частности Ferrari, куда его порекомендовал напарник по BRM Клей Регаццони[1].
Выступления за Ferrari (1974—1977)
В своей дебютной гонке за Ferrari на Гран-при Аргентины 1974 года Лауда сразу финишировал вторым. Первую победу он одержал уже на четвёртом этапе в Испании — это была также первая победа Ferrari с 1972 года. По итогам сезона Лауда занял 4-е место, одержав ещё одну победу в Нидерландах и проявив огромную работоспособность в настройке и доводке машины. В 1975 году Лауда одержал 5 побед и завоевал свой первый чемпионский титул, принеся Ferrari также первый за 11 лет Кубок Конструкторов. На Нюрбургринге он стал первым, кто проехал 22-километровую Северную петлю быстрее 7 минут. Сезон 1976 года Лауда начал с четырёх побед в первых шести гонках и лидировал в чемпионате с огромным отрывом. Но на седьмом этапе, Гран-при Германии, он попал в тяжелейшую аварию. На втором круге в повороте Бергверк его Ferrari сорвалась с трассы, ударилась в ограждение и загорелась. Лауда получил сильнейшие ожоги головы и отравление токсичными парами. Он впал в кому, и врачи опасались за его жизнь[3].
Но Лауда не только выжил, но и вернулся в гонки спустя всего 6 недель, пропустив только два Гран-при. Несмотря на боль и плохое самочувствие, он продолжил борьбу за титул. На последнем этапе в Японии в условиях проливного дождя Лауда счёл риск слишком большим и сошёл после двух кругов. Его соперник Джеймс Хант финишировал третьим и выиграл титул с перевесом в одно очко. В 1977 году Лауда без особого блеска, но за счёт стабильности вновь выиграл чемпионский титул. При этом отношения с командой испортились, он критиковал решение выставить третью машину для Жиля Вильнева в Канаде и покинул Ferrari сразу после победы в чемпионате на Гран-при США[3].
Переход в Brabham и пауза в карьере (1978—1979)
В 1978 году Лауда перешёл в команду Brabham-Alfa Romeo, подписав контракт на рекордную сумму в 1 миллион долларов. Машина Brabham BT46 с мотором Alfa Romeo была тяжёлой и неконкурентоспособной, но Лауде всё же удалось одержать две победы — противоречивую с использованием вентилятора в Швеции, и в Италии после штрафов Андретти и Вильнева. Он также выиграл внезачётный Гран-при Дино Феррари в Имоле.
Сезон 1979 года на новой Brabham BT48 с двигателем Alfa Romeo V12 получился ещё более неудачным. После очередного разочаровывающего сезона с множеством сходов, Лауда решил покинуть Формулу-1 прямо во время практики Гран-при Канады, чтобы сосредоточиться на своей новой авиакомпании Lauda Air[4].
Возвращение в McLaren (1982—1985)
В 1982 году Лауда неожиданно вернулся в Ф1 в составе McLaren, подписав контракт на беспрецедентную сумму в 3 миллиона долларов. Он сразу доказал свою скорость, выиграв третью гонку сезона в Лонг-Бич. Позже он одержал ещё одну победу в Брэндс-Хэтч и закончил сезон на 5-м месте. 1983 год стал для McLaren переходным, поскольку команда перешла с моторов Cosworth на турбодвигатели Porsche. Лауда не выиграл ни одной гонки и занял в чемпионате 10-е место. Но он сыграл ключевую роль в доводке новой машины McLaren MP4/1E с двигателем Porsche. В 1984 году Лауде бросил серьёзный вызов его новый напарник Ален Прост. Сезон превратился в очное соперничество между ними, Лауда одержал 5 побед против 7 у Проста. Судьба титула решалась в последней гонке в Португалии. Прост выиграл, но продуманная тактика Лауды, финишировавшего вторым, принесла ему третий чемпионский титул с минимальным в истории перевесом в пол-очка[3].
Сезон 1985 года был омрачён многочисленными техническими проблемами, и Лауде удалось победить лишь однажды — на Гран-при Нидерландов. Поначалу он подписал предварительный контракт с Renault, но в итоге решил окончательно завершить карьеру по окончании сезона. Его последней гонкой стал первый в истории Гран-при Австралии, где он лидировал, но на 57-м круге попал в аварию из-за отказа тормозов[4].
Дальнейшая карьера
После завершения гоночной карьеры Лауда сосредоточился на своём авиационном бизнесе, управляя авиакомпаниями Lauda Air и Niki. Он также работал консультантом в Ferrari в 1993 году и недолгое время был руководителем команды Jaguar в 2001—2002 годах.
В сентябре 2012 года Лауда стал исполнительным директором команды Mercedes[5]. Он участвовал в подписании контракта с Льюисом Хэмилтоном и сыграл важную роль в последующих успехах команды, выигравшей все титулы с 2014 по 2018 год. Лауда занимал этот пост вплоть до своей смерти в 2019 году[5].
Биография
Ранние годы и семья
Андреас Николаус Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене, Австрия, в состоятельной семье[6]. Его дед Ганс Лауда был известным венским промышленником, а отец Эрнст-Петер руководил семейной бумажной фабрикой. Семья Лауды не одобряла его увлечение автоспортом и не оказывала финансовой поддержки. Из-за этого у Ники был постоянный конфликт с родными, и в итоге он прервал отношения с семьёй[7].
Личная жизнь
В 1976 году Лауда женился на Марлен Кнаус, с которой встречался с 1975 года. У них родилось двое детей — сыновья Матиас (также стал гонщиком) и Лукас. Однако в 1991 году они развелись. После расставания с Марлен у Лауды в 1992 году был краткий роман с гонщицей Джованной Амати[8].
В 2008 году Ники женился на Биргит Ветцингер, стюардессе авиакомпании Lauda Air. В 2005 году Биргит пожертвовала Лауде почку, когда трансплантат, полученный от брата в 1997 году, отторгся. В сентябре 2009 года Биргит родила двойняшек — сына Макса и дочь Мию. Лауда свободно говорил на немецком, английском и итальянском языках[8].
Предпринимательская деятельность
В 1979 году, на пике гоночной карьеры, Лауда основал собственную авиакомпанию Lauda Air. После окончательного завершения выступлений в 1985 году он полностью сосредоточился на управлении авиакомпанией. Лауда получил лицензию пилота и сам нередко управлял самолётами на регулярных рейсах. В мае 1991 года произошла трагедия — один из самолётов Lauda Air разбился в Таиланде, погибли все 223 человека на борту. Ники лично участвовал в расследовании причин катастрофы[9].
В 2000 году Лауда продал большую долю Lauda Air группе Austrian Airlines, а в 2003 году основал новую авиакомпанию — Niki. В 2011 году Niki вошла в состав Air Berlin, но после банкротства последней в 2017 году. Лауда вновь вернул себе контроль над компанией. В 2018 году Лауда через свой холдинг Laudamotion вновь вышел на рынок коммерческих авиаперевозок. 75 % акций Laudamotion вскоре было продано Ryanair, но Лауда остался председателем совета директоров[9].
Проблемы со здоровьем и смерть
Тяжелейшая авария на Нюрбургринге в 1976 году не прошла бесследно для здоровья Лауды. Помимо внешних шрамов и ожогов, от токсичных продуктов горения серьёзно пострадали лёгкие. В 1997 и 2005 годах Лауда перенёс две пересадки почек. В августе 2018 года ему была сделана экстренная трансплантация лёгких.
Из-за постоянного приёма иммунодепрессантов организм Лауды стал очень восприимчив к инфекциям. В начале 2019 года у него развилось тяжёлое воспаление лёгких на фоне гриппа. 20 мая 2019 года Ники Лауда умер в возрасте 70 лет в университетской клинике Цюриха, где проходил процедуры гемодиализа. Причиной смерти стали необратимые последствия заболевания лёгких. Он умер во сне, в окружении близких[10].
Похороны и память
29 мая в Вене состоялась церемония прощания с Ники Лаудой. Отдать дань уважения трёхкратному чемпиону мира пришли многие действующие и бывшие гонщики Формулы-1, в том числе Льюис Хэмилтон, Нико Росберг, Ален Прост, Герхард Бергер, Дэвид Култхард и Жак Вильнев. Также на церемонии присутствовали австрийские политики, включая президента Александра ван дер Беллена, актёр и бывший губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер[11].
Согласно завещанию, Лауда был похоронен на кладбище Нойштифт в Деблинге, районе Вены, в гоночном комбинезоне Ferrari, в котором он дважды становился чемпионом мира в середине 1970-х годов. На Гран-при Монако, через несколько дней после смерти Лауды, гонщики и команды Формулы-1 почтили его память минутой молчания. В дни гонки многие носили кепки красного цвета, как у Лауды. Команда Mercedes, где он был неисполнительным директором, изменила окраску Halo на болидах с серебристой на красную с надписью
Ники, мы будем скучать
[11].
Профессиональные характеристики
Ники Лауда был одним из самых ярких и успешных пилотов Формулы-1 1970-х и 1984-х годов[12]. Его профессиональный стиль и подход отличали такие ключевые качества:
- Расчётливость и прагматизм. Лауда всегда действовал максимально обдуманно, просчитывая каждый шаг. Он не был склонен к авантюрам и необоснованному риску, предпочитая минимизировать угрозы и добиваться максимального результата за счёт стабильности.
- Работоспособность и внимание к деталям. Лауда был известен скрупулёзным и педантичным подходом к работе с техникой и настройке машины. Он уделял огромное внимание мелочам, многие часы проводил с инженерами и механиками, активно участвуя в модернизации болида.
- Хладнокровие и выдержка. Лауда обладал феноменальной способностью сохранять спокойствие и ясность мысли в самых напряжённых ситуациях. Его хладнокровие и самообладание стали легендарными после чудовищной аварии 1976 года и чемпионской развязки сезона-1984.
- Точность и надёжность стиля. Лауда не был самым ярким и зрелищным пилотом, но отличался точностью и чистотой пилотажа. Он почти не допускал ошибок, умел адаптироваться к условиям и беречь ресурс техники. Его конёк — не скорость, а стабильность и расчёт.
- Интеллект и обучаемость. Лауда был одним из самых умных и технически подкованных гонщиков, во многом за счёт отличного инженерного образования. Он умел быстро анализировать ситуацию, просчитывать варианты, применять нестандартные решения. По ходу карьеры интеллект позволял ему прогрессировать и компенсировать нехватку природной скорости.
При этом Лауда не был идеален и тоже имел слабые места. Ему не всегда хватало чистого таланта и скорости в квалификациях, особенно в сравнении с некоторыми соперниками. В начале карьеры его подводили нестабильность и излишний риск, приведший к аварии на Нюрбургринге. Но сильные качества с лихвой компенсировали недостатки, обеспечив Лауде место в пантеоне великих чемпионов[12].
Книги и автобиографии
Ники Лауда является автором или героем нескольких книг, в которых отражены различные аспекты его жизненного пути и карьеры в автоспорте:
- «The Art and Science of Grand Prix Driving» (1975)[13] — книга Лауды о секретах мастерства в Формуле-1.
- «My Years With Ferrari» (1978)[14] — первая автобиография, охватывающая период выступлений за Ferrari.
- «The New Formula One: A Turbo Age» (1984)[15] — книга Лауды о новой турбо-эре Формулы-1 1980-х годов
- «Meine Story» (1986)[16] — вторая автобиография, более полно освещающая жизнь и карьеру, включая аварию 1976 года.
- «To Hell and Back: An Autobiography» (1986)[12] — дополненное издание «Meine Story» на английском языке.
- «Das dritte Leben» (1996)[17] — автобиографическая книга о жизни Лауды после завершения карьеры в Формуле-1.
Через все эти книги красной нитью проходят темы целеустремлённости, работоспособности, силы характера и умения преодолевать трудности, которые были характерны для Ники Лауды как в спорте, так и в жизни[11].
Фильмы
Ники Лауда стал героем нескольких документальных фильмов, наиболее значимым из которых является:
- «Lauda: The Untold Story» (2014)[18] — австрийско-британский фильм, подробно рассказывающий историю жизни и карьеры Лауды. Картина содержит большое количество архивных гоночных съёмок, а также развёрнутые интервью с самим Лаудой, его коллегами и соперниками. Особое внимание уделяется аварии на Нюрбургринге 1976 года, процессу восстановления и возвращения Лауды в гонки.
Кроме того, Лауда появляется в качестве одного из ключевых героев в документальных лентах, посвящённых истории Формулы-1 в целом или отдельным этапам чемпионатов 1970-х и 1980-х годов.
Биография Ники Лауды, особенно противостояние с Джеймсом Хантом в сезоне 1976 года, легла в основу сюжета полнометражного художественного фильма:
- «Rush» (2013)[19] — спортивная драма режиссёра Рона Ховарда, в которой роль Лауды исполнил немецкий актёр Даниэль Брюль. Фильм весьма реалистично воспроизводит атмосферу Формулы-1 1970-х годов и в первую очередь фокусируется на принципиальном соперничестве Лауды и Ханта как на трассе, так и в жизни. Центральное место занимает авария на Нюрбургринге, её драматические последствия и возвращение Лауды в строй в концовке сезона. Сам Ники Лауда положительно отзывался о фильме, отметив его достоверность, и даже сыграл камео в одной из сцен.
Художественный образ Лауды на экране вполне соответствует реальному и раскрывает ключевые черты его личности и профессионального стиля — хладнокровие, расчётливость, работоспособность и силу духа[12].
Памятные вещи и символика
Образ Ники Лауды неразрывно связан с несколькими узнаваемыми предметами и символами:
- Красная кепка — после аварии 1976 года Лауда почти постоянно носил красную кепку, чтобы скрыть ожоги и шрамы на голове. Поначалу это была фирменная кепка Parmalat, но позднее Лауда сделал кепку местом для спонсорской рекламы и привлёк таких партнёров как Viessmann и Oerlikon. Красная кепка стала неотъемлемой частью фирменного образа Лауды и его прозвищ «SuperRat».
- Гоночный комбинезон и шлем — облик Лауды на трассе в 1970-е годов во многом определяли фирменные цвета Ferrari — красный комбинезон и шлем, дополненные спонсорскими логотипами. После аварии 1976 года он некоторое время использовал специальный открытый шлем, не травмировавший обгоревшую кожу.
- Почтовая марка — в 2005 году в Австрии была выпущена специальная почтовая марка с портретом Ники Лауды в знак признания его спортивных достижений и вклада в популяризацию автоспорта в стране[20].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ушла легенда «Формулы-1». Лауда пережил «аварию века», но умер из-за гриппа . © АО «Спорт-Экспресс», 1991–2024. (21 мая 2019). Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ Ники Лауда. В ад и обратно. Автобиография. — М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2024. — 517 с. — ISBN 978-5-04-191319-9.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Argentine Grand Prix, Eric della Faille Photograph Collection, Revs Institute, Revs Digital Library. . revsinstitute.org. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Robinson, Peter. «Niki Lauda: Walking away». WhichCar . whichcar.com. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 «Lauda to join Mercedes in advisory role». . GPUpdate.net. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ «Niki Lauda – Facts, Biography, & Crash». Encyclopedia Britannica . Britannica. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ Ники Лауда — биография, личная жизнь . Аргументы и Факты (21 мая 2019). Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Brümmer, Elmar. «Formel 1: Giovanna Amati war vor 30 Jahren die letzte Frau». Neue Zürcher Zeitung . nzz.ch. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ 9,0 9,1 «Air Crash Investigation» Niki Lauda - Testing the Limits . www.imdb.com. Дата обращения: 23 ноября 2024.
- ↑ «Niki Lauda, three-time Formula One world champion, dies aged 70». The Guardian . © 2024 Guardian News & Media Limited. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Yahoo Sport . yahoo.com (21 мая 2019 года). Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 Lauda Niki. To Hell and Back: An Autobiography. — London: Virgin books, 2021. — 314 с. — ISBN 9781529106800.
- ↑ Lauda Niki. The Art and Science of Grand Prix Driving. — Osceola, Wis: Motorbooks International., 1977. — 315 с.
- ↑ Лауда Ники. «Мои годы с Ferrari». — Motorbooks International, 1978. — ISBN 978-0879380595.
- ↑ Lauda, Niki. The New Formula One: A Turbo Age. — Osceola,: WisMotorbooks International., 1984. — 252 с. — ISBN 978-0879381790.
- ↑ Niki Lauda. Mein Story. — Motorbooks Intl, 1986. — 208 с.
- ↑ Lauda Niki. Das dritte Leben. — Munich: Heyne, 1996. — ISBN 978-3453138803.
- ↑ 33 Days (2014). . imdb.com. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ Rush (2013) . imdb.com. Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ www.stampnews.com . stampnews.com. Дата обращения: 27 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Спортсмены по алфавиту
- Автогонщики по алфавиту
- Пилоты Формулы-1 по алфавиту
- Чемпионы Формулы-1
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи о спорте
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Победители Гран-при Формулы-1
- Руководители команд Формулы-1
- Автогонщики Австрии
- Пилоты Формулы-1 из Австрии
- Пилоты Формулы-1 1970-х годов
- Пилоты Формулы-1 1980-х годов
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на March
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на BRM
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Ferrari
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Brabham
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на McLaren
- Похороненные на Хайлигенштадтском кладбище
- Награждённые большой золотой наградой Штирии
- Mercedes в «Формуле-1»