Формула-1
Формула-1 | |
---|---|
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден | |
Общая информация | |
Категория | Одноместная |
Страна или регион | Международная |
Дебютный сезон | 1950[1] |
Серии поддержки | |
Академия F1 Формула-2 Формула-3 |
|
Чемпионат / Кубок | |
Пилоты | 20 |
Команды | 10 |
Гран-при в сезоне | 22 |
Конструкторы | [2] |
Поставщики двигателей | Ferrari, Mercedes, Renault, Red Bull |
Поставщики шин | Pirelli |
Чемпионы | |
Действующий чемпион | |
• пилот №1 (№33)[3] |
Макс Ферстаппен (Red Bull) |
Действующая команда-чемпион | Red Bull |
Текущий сезон | |
Ссылки | |
Официальный сайт | |
Медиафайлы на Викискладе |
Формула-1 (англ. Formula One или F1) — это чемпионат мира по кольцевым автогонкам, был учреждён и официально стартовал в 1950 году.
Эта серия считается самым высоким классом гонок на международном уровне для одноместных реальных гоночных автомобилей в автоспорте. Ежегодная серия чемпионатов мира Формулы-1 состоит из гонок «гран-при», проводимых по всему миру в течение года. Формула-1 — это чемпионат мира как для гонщиков, так и для производителей.
Формула-1 организована Международной федерацией автомобилей (FIA), которую в настоящее время возглавляет Мохаммед бен Сулайем. Коммерческие права на серию F1 принадлежат Чейзу Кэри. Генеральным директором серии является Стефано Доменикали. Росс Браун — директор по автоспорту, а Шон Братчес — директор по маркетингу.
Действующим чемпионом мира среди пилотов F1 является голландец Макс Ферстаппен, а действующим чемпионом мира среди конструкторов — Red Bull Racing.
В январе 2017 года Международная автомобильная федерация (FIA) одобрила продажу прав на Формулу-1 американской компании Liberty Media. Цена покупки составила приблизительно 4,4 миллиарда долларов США[4]. Компания Liberty Media, принадлежащая Джону Мэлоуну, является крупнейшим в мире поставщиком телевизионных услуг и широкополосной связи, работающим более чем в 30 странах. Ожидается, что в результате продажи телевизионная аудитория вырастет, поскольку, хотя этот вид спорта популярен в Европе, среди других стран, например, в США, популярность относительно невелика по сравнению с местными чемпионатами, такими как IndyCar, NASCAR.
История
1950-е годы
Впервые чемпионат мира в Формуле-1 был официально проведен в сезоне 1950 года[5]. В первом сезоне Формулы-1 чемпионат мира состоял из шести гонок Гран-при, проходивших по всей Европе, а также гонки в США в Индианаполисе. В первые годы существования Формулы-1 доминировали итальянские Alfa Romeo и Maserati, хотя другие производители, такие как французский Talbot и британский BRM, также полноценно конкурировали с соперниками. В чемпионате также приняли участие автомобили из частных конюшен.
В первом сезоне доминировала команда Alfa Romeo. Итальянец Джузеппе Фарина выиграл первый гран-при в истории Формулы-1, который проводился на трассе Сильверстоун в Великобритании, вторым пришел Луиджи Фаджоли и Рег Парнелл пришел третьим. Фарина также стал первым чемпионом мира на своей 1,5-литровой Alfetta 158. Полоса успеха Alfa Romeo продолжилась и в следующем году, когда аргентинец Хуан Мануэль Фанхио выиграл первый из своих пяти чемпионатов мира.
В сезоне 1954 новые правила разрешили атмосферные двигатели объёмом 2,5 литра. Это изменение правил положило конец периоду превосходства итальянских производителей, доминирование пришло к немецкой команде Mercedes. Машины имели систему принудительного управления клапанами, инжекторный двигатель, регулируемое шасси и конструкцию кузова Stormlininen нового типа. Однако в конце сезона 1955 года Mercedes полностью отказался от участия в гонках на тридцать лет из-за аварии, унесшей жизни 83 человек на гонке «24 часа Ле-Мана».
Первая гонка сезона 1958 года, Гран-при Аргентины, была революционной в том смысле, что победа Мосса стала первой победой на Гран-при на автомобиле с задним расположением двигателя. При этом, на этой гонке Стерлинг Мосс не останавливался на пит-стоп для замены шин. Cooper, оснащенный 2-литровым двигателем Coventry Climax, также выиграл вторую гонку сезона под руководством Мориса Трентиньяна.
В сезоне 1958 года чемпионат выиграл пилот Майк Хоторн, который, таким образом, стал первым британским чемпионом мира Формулы-1.[6] В 1958 году также впервые состоялось соревнование за кубок конструкторов, которое выиграла британская Vanwall.
1960-е годы
Помимо Cooper, британские Lotus и BRM также перешли на автомобили с задним расположением двигателя. Установленный сзади двигатель позволил автомобилю расположить центр тяжести ниже, чем раньше. Австралийский гонщик Cooper Джек Брэбем становился победителем чемпионатов мира среди пилотов в 1959 и 1960 годах.
В сезоне 1961 года были предприняты усилия по ограничению скоростей, и двигатели были преобразованы в 1,5-литровые безнаддувные двигатели. Также дистанция гонок была сокращена с 500 до 300 км. К 1961 году все команды перешли на автомобили с задним расположением двигателя.
В сезоне 1962 года приняла участие команда Porsche[7], которая выиграла одну гонку, но затем снялась с соревнований из-за возросших затрат. Lotus представила новый автомобиль с двигателем V8 и монококом вместо трубчатой рамы. Это был крупный технологический прорыв с момента перехода на автомобили с задним расположением двигателя. Конструкция была позаимствована из авиационной промышленности. Однако чемпионат все равно выиграл Грэм Хилл на BRM.
В сезоне 1963 года революционное развитие Lotus принесло свои плоды: шотландский гонщик Джим Кларк завоевал чемпионский титул[8]. В сезоне 1966 года правила двигателей снова были изменены. Объём безнаддувных двигателей был установлен на уровне 3 литров, а объём двигателей с турбонаддувом — на уровне 1,5 литров. Джек Брэбэм, основавший собственную команду, выиграл третий и последний чемпионат в своей карьере. Под новые правила компания Cosworth в 1968 году выпустила 8-цилиндровый 3-литровый мотор DFV, недорогой, надёжный и эффективный, это давало возможность выступить в чемпионате мира небольшим командам, не имеющим возможности строить свои двигатели.
1970-е годы
В те времена машины Ф1 имели некоторые внешние отличия от машин 1966 года. Кузов автомобилей был первым выпущенным Lotus в форме клина, а передняя и задняя части автомобилей имели разного вида крылья. Над головами водителей появился большой воздухозаборник. Количество шин также варьировалось, потому что в сезоне 1976 года Tyrrell представила свой революционный 6-колесный автомобиль Tyrrell P34, на котором даже выиграл Гран-при Швеции. Для автомобиля были разработаны особые 10-дюймовые колеса, которые устанавливались впереди. Всего за два года выступления на таком автомобиле команда одержала одну победу, девять вторых и четыре третьих места. В настоящее время, по правилам FIA участие в гонках автомбилей с количество колем не равным четырём, не допускается.
Самым большим механическим изменением стали автомобили Ferrari 312B4 и 312T, использовавшиеся в сезонах 1974 и 1975 годов, где коробка передач располагалась поперечно, это помогло выиграть чемпионат производителей в сезонах 1975, 1976 и 1977 годов с австрийцем Ники Лаудой в качестве пилота. Фиттипальди и Джеймс Хант выиграли чемпионаты среди пилотов в 1974 и 1976 годах, а Лауда на в 1975 и 1977 годах. В 1976 году Лауда попал в серьёзную аварию на Нюрбургринге, где сильно обгорел. Однако уже через 5 недель после аварии он снова сел за руль Ferrari.
В 1977 году команда Lotus разработала первые автомобили с граунд-эффектом[9], это позволяло увеличить прижимную силу и быстрее проходить повороты. В 1978 году, благодаря этой разработке американский гонщик Марио Андретти выиграл титул, а команда Lotus стала победителем кубка конструкторов. В 1983 году граунд-эффект был запрещен, это была одна из мер по борьбе с ростом скоростей[10].
1980-е годы
Молодой Айртон Сенна произвел большое впечатление на прерванном дождевом Гран-при Монако 1984 года, где он на скромном Toleman финишировал вторым после Алена Проста в гонке. Это соперничество можно рассматривать как начало десятилетней дуэли Проста и Сенны. 80-е годы стали эрой турбомоторов. В 1986 году мощность моторов в квалификационном режиме превышала 1300 л. с.[11] FIA, в целях снижения скоростей ограничила рамзер топливных баков до 150 литров, а с 1989 и вовсе запретила турбомоторы, но с новым 3,5-литровым двигателем V10 от Honda McLaren продолжила свое доминирование. В 1989 году Прост выиграл свой третий чемпионат. В предпоследней гонке сезона в Сузуке, Япония, Сенна обгонял Проста, но тот «закрыл калитку» для Сенны. Прост был вынужден выбыть, и Сенна довел дело до победы. Однако позже он был дисквалифицирован за то, что получил помощь, когда автомобиль заглох.
В сезоне 1990 года Прост перешел в Ferrari, но битва с Сенной продолжалась. И снова чемпионство решалось в предпоследней гонке, и снова Сенна и Прост столкнулись. Позже Сенна признался, что намеренно столкнулся с Простом. Сенна был объявлен чемпионом и вновь завоевал свой титул в сезоне 1991 года с новым двигателем Honda V12.
В начале 1990-х годов был введен новый элемент — промежуточная дозаправка на пит-стопах. Это позволяло гибко разрабатывать тактику на гонках. Также были внедрены новые технические средства: полуавтоматические коробки передач, усилитель руля, активная подвеска и система контроля тяги позволили увеличить скорость, но также преуменьшали значение пилота. В сезоне 1989 года Williams работал на двигателях Рено. Хонда ушла из серии после сезона 1992 года, и чемпионом, наконец, стал британец Найджел Мэнселл на Williams. В сезоне 1993 года Williams завоевал свой второй титул подряд, а Прост, вернувшийся в Формулу-1 после годичного перерыва, стал чемпионом в четвёртый раз.
1990-е годы
В сезоне 1994 Сенна перешёл в Williams, где заменил Алена Проста, который завершил карьеру.
В Формуле-1 не было аварий со смертельным исходом с 1986 года, когда Элио де Анджелис погиб в аварии на тестовых заездах. Произошло много страшно выглядящих аварий, таких как аварии Пике и Бергера в Имоле и Мартина Доннелли в Испании, но пилоты практически не пострадали.
Однако Гран-при Сан-Марино, который проходил с 29 апреля по 1 мая и Гран-при Монако две недели спустя показали истинную сторону вещей. Во время тренировки на Гран-при Сан-Марино в Имоле, Рубенс Баррикелло на высокой скорости врезался в барьер из покрышек, сломав нос и серьёзно травмировался. В квалификации Роланд Ратценбергер погиб после того, как его машина врезалась в стену на скорости более 300 километров в час, после того как у машины сломалось переднее антикрыло кругом ранее, болид потерял большую часть прижимной силы. В гонке следующего дня трехкратный чемпион мира Айртон Сенна погиб после рестарта гонки, когда его автомобиль потерял управление и врезался в бетонную стену, опорный рычаг от оторвавшегося колеса ударил Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески повредил его шлем и нанес смертельную травму. Две недели спустя, после несчастного случая в Монако, австриец Карл Вендлингер впал в кому.[12]Из-за аварий FIA начала вносить изменения в систему безопасности, насколько это было возможно в середине сезона. Чтобы уменьшить прижимную силу и тем самым снизить скорость болидов Ф-1, FIA пришла к выводу о необходимости увеличения минимального дорожного просвета. Контролировать этот параметр во время гонки просто невозможно. Но решение было найдено. В районе днища автомобилей Ф-1 крепится специальная доска скольжения, которая изготовлена из прессованной и специально пропитанной древесины. Теперь конструкторы имеют возможность делать посадку своих машин сколько угодно низкой, но если износ доски для после гонки будет превышать 10 % первоначальной толщины, болид будет дисквалифицирован и исключен из итогового протокола.
В 1994 году, в Сильверстоуне, на 8-м этапе, Шумахер на прогревочном круге обогнал Хилла, за что получил 5-секундный «стоп-анд-гоу», но команда подала апелляцию и попросила гонщика продолжать гонку, несмотря на это дирекция гонки выписала ещё один 5-секундный и штраф, и после ещё трех кругов показала гонщику чёрный флаг. Это означало, что гонщик должен немедленно вернуться в боксы и закончить гонку. Гонщик получил дисквалификацию на две гонки и был исключен из протокола гонки. На время рассмотрения апелляции он мог продолжать участововать в дальнейших этапах. В Бельгии Шумахер был исключен из протокола, так как его планка на днище была изношена более чем на 10 %. В Италии и Португалии Шумахер отбывал дисквалификацию полученную на гонке в Сильверстоуне. Суммарно за весь сезон Шумахер пропустил две гонки, а в двух был дисквалифицирован. Перед решающим этапом в Австралии Шумахер опережал Хилла на одно очко. На 35-м круге Шумахер широко вошел в поворот и задел стену. На тот момент, не понятно было повреждена машина у Шумахера или нет, но Михаэль потерял в этом повороте много времени, сзади его догнал Хилл и в следующем повороте предпринял попытку обгона, но Шумахер сильно повернул руль в сторону поворота и столкнулся с машиной Хилла. Шумахер сошел, у Хилла была повреждена подвеска и ему тоже пришлось завершить гонку.
В 1994 году чемпионом стал Михаэль Шумахер на Benetton, опередив Хилла на одно очко, а Williams-Renault взяли кубок конструкторов. В сезоне 1995 Шумахер вновь стал чемпионом, опередив Хилла уже на 33 очка. В 1996 году Williams-Renault построили быстрый и надежный автомобиль, который существенно превосходил все команды . В этом сезоне Хилл без проблем стал чемпионом, а его напарник канадец Жак Вильнев стал вторым. Шумахер в этом сезоне начал выступать за Феррари и одержал 4 победы, однако столкнулся с многочисленными техническими проблемами, которые помешали ему бороться за чемпионство.
В 1997 году на чемпионство претендовали Шумахер и Вильнев, все решалось в последней гонке в Хересе.[13] На первом круге Шумахер более удачно стартовал и вышел вперед Вильнева. Но на 48 круге, когда Вильнев пошел на обгон, Шумахер резко вывернул руль в сторону и врезался в соперника. Шумахер вылетел с трассы и закончил гонку. А Вильнев пришел третьим и выиграл чемпионат. Сразу после гонки на действия Михаэля был подан протест. Судьи FIA пришли к выводу, что действия гонщика на 48-м круге был преднамеренными и авария сделана умышленно. В качестве наказания Шумахера лишили второго места в чемпионате и всех очков, набранных в сезоне-1997. Очки в кубке конструкторов, а также места, занятые Михаэлем в гонках и вся его статистика не были затронуты.
В сезоне 1998 года автомобили стали более узкими, а гладкие шины были заменены на шины с канавками, чтобы снизить скорость прохождения поворотов.[14]Задние шины имели четыре канавки, а передние — три. Уже в первой гонке McLaren завоевал победный дубль (Хаккинен первый, а Култхард пришел второй). Чемпионат прошел в постоянной борьбе между Шумахеров и Хаккиненом и на финальном этапе в Японии, Шумахеру нужна была только победа. Но на 31-м круге на машине Шумахера случился прокол шины из-за наезда на небольшой обломок и ему пришлось сойти. Чемпионом стал Микка Хаккинен, а McLaren-Mercedes взял кубок конструкторов. В 1999 году все ожидали опять борьбы Шумахера и Хаккинена, но на Гран-при Великобритании на машине Шумахера отказали тормоза и он на скорости 107 км/ч (по данным телеметрии) врезался в отбойник и получил двойной перелом ноги. Следующую гонку он провел только 17 октября. В чемпионскую гонку включился его напарник Эдди Ирвайн, и все опять решалось в последней гонке в Японии, которую выйиграл Хаккинен, а Ирвайн пришел лишь третьим. Всего два очка разница была между первым и вторым местом, однако даже при равенстве очков Мика становился бы чемпионом, так как имел на одну победу больше.
2000-е годы
Сезоны с 2000—2002 прошли под полным доминированием Шумахера и Феррари. В 2003 было изменена схема начисления очков, чтобы усилить конкуренцию за победу в чемпионате.[15]Интрига сохранялась до самой последней гонки, за чемпионство боролись Кими Райкконен и Михаэль Шумахер, но победу в чемпионате снова одержал Шумахер.
В 2004 году чемпионат прошёл при полном доминировании команды Ferrari, пилоты которой одержали победы в 15 из 18 гонок.
В сезоне 2005 года Ferrari значительно уступал в скорости главным конкурентам Renault и McLaren. Обновления по ходу сезона результатов не принесли. Единственную победу в сезоне для Ferrari одержал Михаэль Шумахер в скандальной гонке в Индианаполисе. Те гоночные команды, которые использовали шины «Мишлен» испытывали проблемы на на трассе со специфическим покрытием, шины не выдерживали нагрузок и взрывались. Все команды, которые использовали шины «Мишлен» отказались выступать в воскресной гонке. И в гонке приняло участие только 6 машин, которые использовали шины «Бриджстоун». В этом сезоне Renault выиграла чемпионат, а испанский пилот команды Фернандо Алонсо стал чемпионом. В то же время Алонсо стал самым молодым чемпионом мира в истории. Несмотря на то, что McLaren был быстр, технические проблемы в начале сезона выбили команду из гонки чемпионата мира.
В сезоне 2006 года за чемпионство боролись Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо. У Алонсо было сильное начало сезона, поскольку он начал сезон с побед в Бахрейне и Австралии. Шумахер одержал три победы подряд в гонках Америки, Германии и Франции. Выиграв Гран-при Китая, он стал лидером чемпионата мира. В финальной гонке в Бразилии Шумахер был четвёртым, а Алонсо стал вторым, благодаря чему испанец обеспечил себе второе чемпионство мира. Кубок конструкторов выиграла Renault.
В сезоне 2006 вступил в действие отказ от десятицилиндровых моторов объёмом в 3 литра, которые использовались с 1995 года, в пользу восьмицилиндровых с объёмом в 2,4 литра.[16]
Перед сезоном 2007 Кими Райкконен перешел в Ferrari после того, как Михаэль Шумахер завершил карьеру. Фернандо Алонсо из Renault перешел в McLaren, чтобы заменить Райкконена. Новичок Льюис Хэмилтон был взят вторым гонщиком в McLaren. Райкконен уверенно выиграл открывающий сезон Гран-при Австралии, но превосходство Ferrari исчезло, когда McLaren пожаловалась на подвижное днище их машины. Компоновка Ferrari была запрещена, что вместе с проблемами в аэродинамической трубе команды поставило McLaren впереди Ferrari. Две гонки, проведенные в Северной Америке, вывели Льюиса Хэмилтона на первое место в чемпионате, поскольку ему удалось выиграть обе гонки. В последней гонке сезона в Бразилии за чемпионство боролись Хэмилтон, Алонсо и Райкконен. Райкконен выиграл гонку и чемпионат мира с разницей всего в одно очко от Хэмилтона и Алонсо, отставая на семь очков ещё до гонки.
В сезоне 2008 в драматической развязке в Бразилии победу в чемпионате одержал Льюис Хэмилтон. Драматичность момента заключалась в том, что боксы Ferrari и гонщик Фелипе Масса уже праздновали победу в чемпионате, однако Хэмилтону на финишной прямой удалось опередить Тима Глока, которые не заехал в боксы для смены резины на дождевую.
В сезоне 2009 чемпионат неожиданно выиграл Дженсон Баттон из Brawn GP, который доминировал почти весь сезон. Brawn был создан на базе Honda, которую Росс Браун, бывший босс команды «Honda Racing» купил за символический 1 фунт стерлингов.[17]
Единственной командой, способной бросить вызов Brawn на протяжении всего сезона, был Red Bull, гонщик которого Себастьян Феттель финишировали вторым в чемпионате мира. После победного сезона команда была продана Mercedes. В сезонах 2010—2013 доминировала команда Red Bull и гонщик Себастьян Феттель, выиграв подряд четыре чемпионата.
Гибридная эра
В сезоне 2014 года автомобили полностью изменились, и 2,4-литровые двигатели V8, использовавшиеся с сезона 2006 года, были заменены на 1,6-литровые турбомоторы V6. Red Bull, доминировавший на протяжении предыдущих четырёх сезонов, был вынужден уступить команде Mercedes GP. Это был сезон полного превосходства Mercedes, и борьба за чемпионство велась между гонщиками команды Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом. Чемпионат в итоге выиграл Хэмилтон, который выступал за Mercedes свой второй сезон, ставший вторым в его карьере. В сезоне 2014 года произошла первая за более чем двадцать лет авария Формулы-1 со смертельным исходом, когда Жюль Бьянки скончался от травм, полученных во время второго этапа в Японии, после того как девять месяцев находился в коме. Его машина на полному ходу врезалась в трактор, который эвакуировал другую машину за пределами трассы.
В сезонах 2014—2021 доминировала команда Mercedes, которая лучше подготовилась к гибридной эре. За этот период 6 раз чемпионом становился Льюис Хэмилтон и один раз Нико Росберг. В 2021 году в чемпионате хоть и победила команда Mercedes, однако чемпионом стал голландский гонщик Red Bull Макс Ферстаппен, вырвав победу у Хэмилтона после спорного рестарта гонки за несколько кругов до финиша в Абу-Даби. В 2022 году весь сезон «Ред Булл» доминировал и Макс Ферстаппен во второй раз подряд выиграл чемпионский титул.
Флаги в Формуле-1
Флаги показываются в трансляции гонок, а также выводятся на дисплее руля у гонщика во время гонки. В случае красных и желтых флагов маршалы на трассе размахивают ими дополнительно.
- Одиночный жёлтый флаг — опасность рядом с трассой
- Одиночный жёлтый флаг и маршалы размахивают им на трассе — опасность на трассе
- Двойной жёлтый флаг — опасность, обгон запрещён, необходимо снизить скорость
- Жёлто-красный флаг — скользкая трасса или животное на трассе.
- Зелёный флаг — сессия возвращается к гоночным условиям
- Синий флаг — гонщик, отстающий на круг обязан пропустить гонщика который его опережает на круг.
- Красный флаг — сессия остановлена из-за опасности на трассе, все гонщики должны уехать в боксы
- Чёрный флаг с оранжевым кругом — гонщик должен заехать в боксы для замены повреждённых деталей
- Чёрно-белый флаг — предупреждение гонщику, чаще всего на агрессивную езду или за несоблюдение границ трассы.
- Чёрный флаг — гонщик, которому он показывается должен немедленно закончить гонку и заехать в боксы.
- Клетчатый флаг — окончание гонки, как правило, им размахивают на финишной черте.
Этап квалификации
Квалификация в «Формуле-1» определяет стартовые позиции гонщиков на гонку[18]. Гонщики проезжают круги на время, чтобы занять лучшую позицию. Как правило, на машине включается особый «квалификационный режим» мотора, который выдает больше лошадиных сил, а также машина заправляется минимальным количеством топлива для облегчения болида. Квалификационная сессия состоит из трёх сегментов:
- Первый сегмент длится 18 минут, участвуют все пилоты. По итогу последние пять гонщиков выбывают из дальнейшей борьбы.
- Второй сегмент длится 15 минут, пять последних пилотов выбывают из дальнейшей борьбы.
- Третий сегмент длится 12 минут, шины, на которых показано лучшее время в этом сегменте, обязаны использоваться гонщиками на старте воскресной гонки, кроме случаев, когда проходит дождевая гонка.
Шины в Формуле-1
Сейчас официальным поставщиком резины является компания Pirelli. Раньше в были шинные битвы, то есть команды могли сами выбрать себе поставщиков резины. Но с 2010 года в чемпионате используются олько шины Pirelli. Шины делятся на слики для сухой погоды и дождевые.
Слики бывают пяти видов: от C1 — самый твердый, которая более медленный и долговечный, но долго прогревается и до C5 — самой мягкой резины, которая быстрее, но больше подвержена износу. Каждые гоночный уикенд компания Pirelli из этих пяти составов выбирает три вида, которые по их мнению, больше подходят для данной трассы.
Дождевые шины делятся на два вида: дождевые — для совсем мокрой трассы и промежуточные — для влажного, но уже подсыхающего асфальта.
Начисление очков
В настоящее время в чемпионате действует следующая схема начисления очков:
- 1 место — 25 очков;
- 2 место — 18 очков;
- 3 место — 15 очков;
- 4 место — 12 очков;
- 5 место — 10 очков;
- 6 место — 8 очков;
- 7 место — 6 очков;
- 8 место — 4 очка;
- 9 место — 2 очка;
- 10 место — 1 очко;
- Быстрый круг — 1 очко (только при условии, что установивший быстрый круг гонщик финишировал в гонке в первой десятке).
Российские гонщики в Формуле-1
Виталий Петров. Зимой 2010 года было объявлено о подписании контракта Виталия Петрова с командой «Рено», по которому Виталий стал боевым гонщиком. В первой гонке сезона 2011 Виталий первый раз занял третье место и побывал на подиуме, это произошло на Гран-при Австралии. В 2012 году Петров провел в команде «Катерхэм», однако слабый болид не позволял бороться даже за очки. В 2013 году Виталий Петров покинул команду и чемпионат Формула-1.
Даниил Квят. В 2013 Квят выиграл чемпионат GP3 и получил приглашение от команды Toro Rosso, дочерней команды Red Bull. Квят отлично выступал в квалификациях, опережал более опытного напарника и на Гран-при Японии стало известно, что он перейдет в более сильный коллектив Red Bull Racing, на место ушедшего в Ferrari Себастьяна Феттеля. Но в 2015 году команда переживала сильный кризис и надежность двигателя была крайне низкой. Тем не менее, Квят опередил по очкам своего опытного напарника Даниэля Риккардо, а также побывал на второй строчке подиума на Гран-при Венгрии. В 2016 году Квят во второй раз побывал на подиуме на Гран-при Китая. Несмотря на успешные выступления, в результате закулисных интриг руководства Red Bull Racing и Йоса Ферстаппена (отца Макса Ферстаппена), Даниил Квят был отправлен в младшую команду Toro Rosso, а Макс Ферстаппен перешел на его место в Red Bull.
В 2018 году Квят пропускал сезон, однако в 2019 вернулся в Toro Rosso, где на Гран-при Германии сенсационно занял третье место, что стало вторым подиумом команды Toro Rosso за всю историю. Сезон 2020 стал последним Даниила в Формуле-1.
Сергей Сироткин. Провел сезон 2018 в команде Williams. Несмотря на слабую машину, показывал высокую скорость и достойно выступил в чемпионате, не смотря на отсутствие опыта в Формуле-1.
Никита Мазепин. Выступал в сезоне 2021 в команде Haas. В этом сезоне у команды Haas был самый слабый болид. Автомобиль не развивался. Гонщик достойно соперничал со своим напарником Миком Шумахером.
Список чемпионов Формулы-1 по годам
Год | Гонщик | Страна | Команда |
---|---|---|---|
1950 | Нино Фарина | Италия | Alfa Romeo |
1951 | Хуан-Мануэль Фанхио | Аргентина | Alfa Romeo |
1952 | Альберто Аскари | Италия | Ferrari |
1953 | Альберто Аскари | Италия | Ferrari |
1954 | Хуан-Мануэль Фанхио | Аргентина | Mercedes / Maserati |
1955 | Хуан-Мануэль Фанхио | Аргентина | Mercedes |
1956 | Хуан-Мануэль Фанхио | Аргентина | Ferrari |
1957 | Хуан-Мануэль Фанхио | Аргентина | Maserati |
1958 | Майк Хоторн | Великобритания | Ferrari |
1959 | Джэк Брэбем | Австралия | Cooper Climax |
1960 | Джэк Брэбем | Австралия | Cooper Climax |
1961 | Фил Хилл | США | Ferrari |
1962 | Грэм Хилл | Великобритания | BRM |
1963 | Джим Кларк | Великобритания | Lotus Climax |
1964 | Джон Сертис | Великобритания | Ferrari |
1965 | Джим Кларк | Великобритания | Lotus Climax |
1966 | Джэк Брэбэм | Австралия | Brabham Repco |
1967 | Дэнни Хьюм | Новая Зеландия | Brabham Repco |
1968 | Грэм Хилл | Великобритания | Lotus Ford |
1969 | Джеки Стюарт | Великобритания | Matra Ford |
1970 | Йохен Риндт | Австрия | Lotus Ford |
1971 | Джеки Стюарт | Великобритания | Tyrrell Ford |
1972 | Эмерсон Фиттипальди | Бразилия | Lotus Ford |
1973 | Джеки Стюарт | Великобритания | Tyrrell Ford |
1974 | Эмерсон Фиттипальди | Бразилия | McLaren Ford |
1975 | Ники Лауда | Австрия | Ferrari |
1976 | Джеймс Хант | Великобритания | McLaren Ford |
1977 | Ники Лауда | Австрия | Ferrari |
1978 | Марио Андретти | США | Lotus Ford |
1979 | Джоди Шектер | ЮАР | Ferrari |
1980 | Алан Джонс | Австралия | Williams Ford |
1981 | Нельсон Пике | Бразилия | Brabham Ford |
1982 | Кеке Росберг | Финляндия | Williams Ford |
1983 | Нельсон Пике | Бразилия | Brabham BMW |
1984 | Ники Лауда | Австрия | McLaren TAG Porsche |
1985 | Ален Прост | Франция | McLaren TAG Porsche |
1986 | Ален Прост | Франция | McLaren TAG Porsche |
1987 | Нельсон Пике | Бразилия | Williams Honda |
1988 | Айртон Сенна | Бразилия | McLaren Honda |
1989 | Ален Прост | Франция | McLaren Honda |
1990 | Айртон Сенна | Бразилия | McLaren Honda |
1991 | Айртон Сенна | Бразилия | McLaren Honda |
1992 | Найджел Мэнселл | Великобритания | Williams Renault |
1993 | Ален Прост | Франция | Williams Renault |
1994 | Михаэль Шумахер | Германия | Benetton Ford |
1995 | Михаэль Шумахер | Германия | Benetton Renault |
1996 | Дэймон Хилл | Великобритания | Williams Renault |
1997 | Жак Вильнев | Канада | Williams Renault |
1998 | Мика Хаккинен | Финляндия | McLaren Mercedes |
1999 | Мика Хаккинен | Финляндия | McLaren Mercedes |
2000 | Михаэль Шумахер | Германия | Ferrari |
2001 | Михаэль Шумахер | Германия | Ferrari |
2002 | Михаэль Шумахер | Германия | Ferrari |
2003 | Михаэль Шумахер | Германия | Ferrari |
2004 | Михаэль Шумахер | Германия | Ferrari |
2005 | Фернандо Алонсо | Испания | Renault |
2006 | Фернандо Алонсо | Испания | Renault |
2007 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari |
2008 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | McLaren Mercedes |
2009 | Дженсон Баттон | Великобритания | Brawn GP Mercedes |
2010 | Себастьян Феттель | Германия | Red Bull Renault |
2011 | Себастьян Феттель | Германия | Red Bull Renault |
2012 | Себастьян Феттель | Германия | Red Bull Renault |
2013 | Себастьян Феттель | Германия | Red Bull Renault |
2014 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes |
2015 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes |
2016 | Нико Росберг | Германия | Mercedes |
2017 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes |
2018 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes |
2019 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes |
2020 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes |
2021 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull Honda |
2022 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull |
2023 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull |
Примечание
- ↑ Технические требования автомобилей класса «Формула-1» были сформулированы в 1946 году; первая гонка по этой «формуле» прошла в 1947 году; а в 1950 году был определён первый чемпион мира в гонках, прошедших по регламенту Формулы-1.
- ↑ В Формуле-1 каждая команда выступает в роли конструктора, включая тех, что покупают монокок у другого производителя.
- ↑ Номер 1 — по праву действующего чемпиона мира, а номер 33 — постоянный номер, выбранный пилотом на время всех выступлений в Формуле-1.
- ↑ FIA одобрила продажу «Формулы-1» американской компании Liberty Media . РБК. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Хронология Формулы-1. Обзор сезона 1950 года . Sports.ru. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Чемпионская техника: Ferrari 246 Dino (1958 год) | Формула-1 . www.f1-world.ru. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Auto Sport World. Узнайте всю информацию о команде Porsche из Формулы-1. А также их результаты, участников и машины в каждой гонке. . Auto Sport World. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Андрей Кринкин. Короткая чемпионская карьера Джима Кларка: деревья, которые не оставляют шанса - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал . Автомобильный журнал «КОЛЕСА.РУ». Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Алексей Федоренко. Главная фишка новой Ф-1 — граунд-эффект. 40 лет назад он привёл к жертвам и был запрещён . www.championat.com. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ запрещенные технологии в Formula1 . Xenomorph. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Евгений Кустов. Мотор-монстр Формулы-1: мощность даже не смогли измерить, ресурс — три круга! . www.championat.com. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ «Забыть этот кошмар невозможно». Трагическая Имола-1994 глазами участников . Autosport.com.ru (1 мая 2020). Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Неизвестные подробности аварии Шумахера и Вильнёва в Хересе-1997 . Autosport.com.ru (2 ноября 2017). Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Резина с канавками: Последний Гран При . www.f1news.ru. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Системы начисления очков в Формуле 1 . www.f1news.ru. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Р. И. А. Новости. История чемпионата "Формулы-1". Справка . РИА Новости. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Росс Браун и Ник Фрай заработали 150 млн фунтов . www.f1news.ru. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Евгений Кустов. 6 сложных и непонятных правил в автоспорте. Зачем они вообще нужны? . www.championat.com. Дата обращения: 27 марта 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |