Фиттипальди, Эмерсон

Эмерсон Фиттипальди
Star.svgStar.svg
Emerson Fittipaldi in 2020 (cropped).JPG
Гражданство  Бразилия
Дата рождения 12 декабря 1946(1946-12-12) (78 лет)
Место рождения Сан-Паулу, Бразилия
Выступления в чемпионате мира Формулы-1
Сезоны 11 (19701980)
Автомобили Lotus, McLaren, Fittipaldi Automotive
Гран-при 149 (144 старта)
Чемпион мира 2 (1972, 1974)
Дебют Великобритания 1970
Последняя победа Великобритания 1975
Последний Гран-при США 1980
Победы Поулы
14 (США 1970) 6
Подиумы Очки БК
35 281 6
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Э́мерсон Фиттипа́льди (корректная передача фамилии с точки зрения португальско-русской транскрипции — Фитипалди; в данном случае используется устоявшаяся норма передачи фамилии в итальянском произношении) (порт. Emerson Fittipaldi, род. 12 декабря 1946, Сан-Паулу) — бразильский автогонщик. Двукратный чемпион мира в автогонках класса Формула-1 (1972 и 1974 годов), чемпион серии CART (1989 года), двукратный победитель Инди-500 (1989 и 1993 годов). Победитель «Гонки Чемпионов» на трассе Брендс-Хетч (1972) и ещё трёх внезачётных Гран-при Ф1. Первый в истории бразилец, ставший чемпионом мира в Формуле-1.

Биография

Родился 12 декабря 1946 года в Сан-Паулу, в семье итало-бразильского автоспортивного журналиста и радиокомментатора Вилсона Фиттипальди-старшего, и его супруги Жо́зефы (Жузи) Войцеховской, имевшей русские и польские корни. С юных лет увлёкся техникой, в 14 лет начал работать на автомеханическом предприятии своего старшего брата Вилсона. В возрасте 16 лет попробовал свои силы в гонках гидропланах, но после аварии Вилсона, когда тот перевернулся на воду вниз головой, оба барта решили сосредоточиться только на наземных соревнованиях. Карьеру в автоспорте Эмерсон начал в 1963 году с картинга. Успешные выступления в бразильских гонках привлекли внимание финансировавшего его семью бизнесмена, что позволило в 1969 году отправиться в Европу для покорения «Формулы-Форд»[1].

Поразительная скорость и зрелость пилота были сразу замечены командой Lotus, пригласившей его на тесты. Уже в 1970 году, после гибели Йохена Риндта (единственный в истории чемпион мира, завоевавший этот титул после гибели, поскольку в оставшихся гонках его никто не смог догнать по очкам), Фиттипальди был назначен основным пилотом команды. Свою первую гонку в Формуле-1 выиграл на Гран-при США, став на тот момент самым молодым победителем в истории чемпионата. Для него это было всего пятое гран-при в карьере. В 1972 году, в возрасте 25 лет, Эмерсон завоевал свой первый титул чемпиона мира, установив рекорд как самый молодой чемпион. Рекорд продержался 33 года, пока его не побил Фернандо Алонсо. В 1974 году, перейдя в команду McLaren, Фиттипальди завоевал свой второй чемпионский титул, выиграв три гонки и опередив на одно очко Клея Регаццони[2].

В 1976 году совершил неожиданный для многих переход в команду братьев Фиттипальди (Copersucar-Fittipaldi), основанную его братом Вилсоном. Команда не обладала конкурентной техникой по меркам Формулы-1, и за пять сезонов Эмерсон не поднимался выше второго места в отдельной гонке. Постепенно в карьере Эмерсона начался спад, и после сезона 1980 года он покинул чемпионат. Этот переход рядом историков Формулы-1 называется одним из самых неудачных решений со стороны пилота[3].

С 1984 года Эмерсон Фиттипальди начал выступления в американской серии CART. Достиг значительных успехов — 1989 году стал чемпионом серии, а также одержал победу в престижнейшей гонке «500 миль Индианаполиса», где был признан «Новичком года». Повторил успех на Инди-500 в 1993 году. В 1992 году стал вице-чемпионом серии CART, уступив в финальном раунде Бобби Рэйхолу. Продолжал выступать на высоком уровне до завершения карьеры в 1996 году[4].

После завершения активной гоночной карьеры в 1996 году Фиттипальди не покинул автоспорт. Он занимался консультированием и развитием проектов в автомобильной промышленности, включая работу с компанией «Fittipaldi Motors» над созданием суперкара «Fittipaldi EF7 Vision Gran Turismo»[5]. 25 мая 2008 года работал водителем машины безопасности во время гонки 500 миль Индианаполиса[6].

Личная жизнь

Первая жена — Мария Элена (были в браке с 1970 по 1982 год). У них было трое детей. В середине 1980-х годов женился во второй раз на Терезе. В этом браке родились двое двое детей. В 2012 году женился в третий раз на Росане Фануччи, с которой жил гражданским браком уже 11 лет. С Росаной есть сын 2007 года рождения и дочь Витория (2012)[7]. Племянник Эмерсона, Кристиан Фиттипальди, также стал известным автогонщиком, выступавшим в Формуле-1 (1992—1994) и в CART.

Эмерсон Фиттипальди пережил несколько серьёзных проблем со здоровьем, включая операцию на позвоночнике в 1997 году и операцию на сердце в 2005 году.

Результаты в Формуле-1

Сезон Команда Шасси Двигатель Ш 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Место Очки[П 1]
1970 Gold Leaf Team Lotus Lotus 49C Ford Cosworth DFV 3,0 V8 F ЮАР
ИСП
МОН
БЕЛ
НИД
ФРА
ВЕЛ
8
ГЕР
4
АВТ
15
10 12
Lotus 72C ИТА
ОТК
КАН
США
1
МЕК
Сход
1971 Gold Leaf Team Lotus Lotus 72C Ford Cosworth DFV 3,0 V8 F ЮАР
Сход
ИСП
Сход
6 16
Lotus 72D МОН
5
НИД
ФРА
3
ВЕЛ
3
ГЕР
Сход
АВТ
2
КАН
7
США
НКЛ
World Wide Racing Lotus 56B Pratt & Whitney ГТД ИТА
8
1972 John Player Team Lotus Lotus 72D Ford Cosworth DFV 3,0 V8 F АРГ
Сход
ЮАР
2
ИСП
1
МОН
3
БЕЛ
1
ФРА
2
ВЕЛ
1
ГЕР
Сход
АВТ
1
КАН
11
США
Сход
1 61
World Wide Racing ИТА
1
1973 John Player Team Lotus Lotus 72D Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
1
БРА
1
[П 2]
ЮАР
3
2 55
Lotus 72E ИСП
1
БЕЛ
3
МОН
2
ШВЕ
12
ФРА
Сход
ВЕЛ
Сход
НИД
Сход
ГЕР
6
АВТ
Сход
ИТА
2
КАН
2
США
6
1974 Marlboro Team Texaco McLaren M23 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
10
БРА
1
ЮАР
7
ИСП
3
БЕЛ
1
МОН
5
ШВЕ
4
НИД
3
ФРА
Сход
ВЕЛ
2
ГЕР
Сход
АВТ
Сход
ИТА
2
КАН
1
США
4
1 55
1975 Marlboro Team Texaco McLaren M23 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
1
БРА
2
ЮАР
НКЛ
ИСП
ОТК
МОН
2
БЕЛ
7
ШВЕ
8
НИД
Сход
ФРА
4
ВЕЛ
1
ГЕР
Сход
АВТ
9
ИТА
2
США
2
2 45
1976 Copersucar-Fittipaldi Copersucar FD04 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G БРА
13
ЮАР
17
СШЗ
6
ИСП
Сход
БЕЛ
НКВ
МОН
6
ШВЕ
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
6
ГЕР
13
АВТ
Сход
НИД
Сход
ИТА
15
КАН
Сход
США
9
ЯПО
Сход
17 3
1977 Copersucar-Fittipaldi Copersucar FD04 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
4
БРА
4
ЮАР
10
СШЗ
5
ИСП
14
МОН
Сход
ШВЕ
18
12 11
Copersucar F5 БЕЛ
Сход
ШВЕ
НС
ФРА
11
ВЕЛ
Сход
ГЕР
НКВ
АВТ
11
НИД
4
ИТА
НКВ
США
13
КАН
Сход
ЯПО
1978 Fittipaldi Automotive Copersucar F5A Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
9
БРА
2
ЮАР
Сход
СШЗ
8
МОН
9
БЕЛ
Сход
ИСП
Сход
ШВЕ
6
ФРА
Сход
ВЕЛ
Сход
ГЕР
4
АВТ
4
НИД
5
ИТА
8
США
5
КАН
Сход
10 17
1979 Fittipaldi Automotive Copersucar F5A Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
6
БРА
11
ЮАР
НС
СШЗ
Сход
ИСП
11
БЕЛ
9
МОН
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
Сход
АВТ
НС
НИД
НС
21 1
Copersucar F6 БРА
НС
ЮАР
13
СШЗ
НС
ИСП
НС
Copersucar F6 ГЕР
Сход
АВТ
Сход
НИД
Сход
ИТА
8
КАН
8
США
7
1980 Skol Fittipaldi Team Fittipaldi F7 Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G АРГ
НКЛ
БРА
15
ЮАР
8
СШЗ
3
БЕЛ
Сход
МОН
6
ФРА
13
15 5
Fittipaldi F8 ВЕЛ
12
ГЕР
Сход
АВТ
11
НИД
Сход
ИТА
Сход
КАН
Сход
США
Сход

Примечания

Комментарии

  1. До 1990 года в зачёт чемпионата мира в гонках Формулы-1 шли не все очки, заработанные гонщиком, а лишь несколько лучших результатов (см. Система начисления очков в Формуле-1). Число вне скобок означает очки, зачтённые в чемпионате, число в скобках обозначает общее количество очков, заработанных гонщиком в сезоне.
  2. Лидировал на каждом круге гонки.

Источники

  1. Emerson Fittipaldi (англ.). motorsportmagazine.com (2025). Дата обращения: 25 октября 2025.
  2. Дмитрий Захарченко. Компромиссы с жизнью. Какой была Формула-1 70-х?. «Чемпионат» (15 октября 2013). Дата обращения: 25 октября 2025.
  3. Лев Дорогов. Как можно променять «Макларен» на это?! История команды Ф-1, разрушившей карьеру чемпиона. «Чемпионат» (10 ноября 2023). Дата обращения: 25 октября 2025.
  4. Emerson Fittipaldi returns to CART as owner with Fittipaldi-Dingman Racing team (англ.). autoweek.com (10 февраля 2003). Дата обращения: 25 октября 2025.
  5. Fittipaldi EF7 Vision Gran Turismo by Pininfarina. gran-turismo.com. Дата обращения: 25 октября 2025.
  6. 2008 Indy Pace Car Data (англ.). pacecarregistry.com/ (2008). Дата обращения: 25 октября 2025.
  7. Sarah Holt, Amanda Davies. Like father, like son? Emerson Fittipaldi targets F1 seat for ‘Little Emo’ (англ.). CNN (17 октября 2016). Дата обращения: 25 октября 2025.

Ссылки