Фиттипальди, Эмерсон
| Эмерсон Фиттипальди | |||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| | |||||||||||||||||||||||||
| Гражданство |
|
||||||||||||||||||||||||
| Дата рождения | 12 декабря 1946 (78 лет) | ||||||||||||||||||||||||
| Место рождения | Сан-Паулу, Бразилия | ||||||||||||||||||||||||
| Выступления в чемпионате мира Формулы-1 | |||||||||||||||||||||||||
| Сезоны | 11 (1970—1980) | ||||||||||||||||||||||||
| Автомобили | Lotus, McLaren, Fittipaldi Automotive | ||||||||||||||||||||||||
| Гран-при | 149 (144 старта) | ||||||||||||||||||||||||
| Чемпион мира | 2 (1972, 1974) | ||||||||||||||||||||||||
| Дебют | Великобритания 1970 | ||||||||||||||||||||||||
| Последняя победа | Великобритания 1975 | ||||||||||||||||||||||||
| Последний Гран-при | США 1980 | ||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Э́мерсон Фиттипа́льди (корректная передача фамилии с точки зрения португальско-русской транскрипции — Фитипалди; в данном случае используется устоявшаяся норма передачи фамилии в итальянском произношении) (порт. Emerson Fittipaldi, род. 12 декабря 1946, Сан-Паулу) — бразильский автогонщик. Двукратный чемпион мира в автогонках класса Формула-1 (1972 и 1974 годов), чемпион серии CART (1989 года), двукратный победитель Инди-500 (1989 и 1993 годов). Победитель «Гонки Чемпионов» на трассе Брендс-Хетч (1972) и ещё трёх внезачётных Гран-при Ф1. Первый в истории бразилец, ставший чемпионом мира в Формуле-1.
Биография
Родился 12 декабря 1946 года в Сан-Паулу, в семье итало-бразильского автоспортивного журналиста и радиокомментатора Вилсона Фиттипальди-старшего, и его супруги Жо́зефы (Жузи) Войцеховской, имевшей русские и польские корни. С юных лет увлёкся техникой, в 14 лет начал работать на автомеханическом предприятии своего старшего брата Вилсона. В возрасте 16 лет попробовал свои силы в гонках гидропланах, но после аварии Вилсона, когда тот перевернулся на воду вниз головой, оба барта решили сосредоточиться только на наземных соревнованиях. Карьеру в автоспорте Эмерсон начал в 1963 году с картинга. Успешные выступления в бразильских гонках привлекли внимание финансировавшего его семью бизнесмена, что позволило в 1969 году отправиться в Европу для покорения «Формулы-Форд»[1].
Поразительная скорость и зрелость пилота были сразу замечены командой Lotus, пригласившей его на тесты. Уже в 1970 году, после гибели Йохена Риндта (единственный в истории чемпион мира, завоевавший этот титул после гибели, поскольку в оставшихся гонках его никто не смог догнать по очкам), Фиттипальди был назначен основным пилотом команды. Свою первую гонку в Формуле-1 выиграл на Гран-при США, став на тот момент самым молодым победителем в истории чемпионата. Для него это было всего пятое гран-при в карьере. В 1972 году, в возрасте 25 лет, Эмерсон завоевал свой первый титул чемпиона мира, установив рекорд как самый молодой чемпион. Рекорд продержался 33 года, пока его не побил Фернандо Алонсо. В 1974 году, перейдя в команду McLaren, Фиттипальди завоевал свой второй чемпионский титул, выиграв три гонки и опередив на одно очко Клея Регаццони[2].
В 1976 году совершил неожиданный для многих переход в команду братьев Фиттипальди (Copersucar-Fittipaldi), основанную его братом Вилсоном. Команда не обладала конкурентной техникой по меркам Формулы-1, и за пять сезонов Эмерсон не поднимался выше второго места в отдельной гонке. Постепенно в карьере Эмерсона начался спад, и после сезона 1980 года он покинул чемпионат. Этот переход рядом историков Формулы-1 называется одним из самых неудачных решений со стороны пилота[3].
С 1984 года Эмерсон Фиттипальди начал выступления в американской серии CART. Достиг значительных успехов — 1989 году стал чемпионом серии, а также одержал победу в престижнейшей гонке «500 миль Индианаполиса», где был признан «Новичком года». Повторил успех на Инди-500 в 1993 году. В 1992 году стал вице-чемпионом серии CART, уступив в финальном раунде Бобби Рэйхолу. Продолжал выступать на высоком уровне до завершения карьеры в 1996 году[4].
После завершения активной гоночной карьеры в 1996 году Фиттипальди не покинул автоспорт. Он занимался консультированием и развитием проектов в автомобильной промышленности, включая работу с компанией «Fittipaldi Motors» над созданием суперкара «Fittipaldi EF7 Vision Gran Turismo»[5]. 25 мая 2008 года работал водителем машины безопасности во время гонки 500 миль Индианаполиса[6].
Личная жизнь
Первая жена — Мария Элена (были в браке с 1970 по 1982 год). У них было трое детей. В середине 1980-х годов женился во второй раз на Терезе. В этом браке родились двое двое детей. В 2012 году женился в третий раз на Росане Фануччи, с которой жил гражданским браком уже 11 лет. С Росаной есть сын 2007 года рождения и дочь Витория (2012)[7]. Племянник Эмерсона, Кристиан Фиттипальди, также стал известным автогонщиком, выступавшим в Формуле-1 (1992—1994) и в CART.
Эмерсон Фиттипальди пережил несколько серьёзных проблем со здоровьем, включая операцию на позвоночнике в 1997 году и операцию на сердце в 2005 году.
Результаты в Формуле-1
| Легенда к таблице | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания
Комментарии
- ↑ До 1990 года в зачёт чемпионата мира в гонках Формулы-1 шли не все очки, заработанные гонщиком, а лишь несколько лучших результатов (см. Система начисления очков в Формуле-1). Число вне скобок означает очки, зачтённые в чемпионате, число в скобках обозначает общее количество очков, заработанных гонщиком в сезоне.
- ↑ Лидировал на каждом круге гонки.
Источники
- ↑ Emerson Fittipaldi (англ.). motorsportmagazine.com (2025). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Дмитрий Захарченко. Компромиссы с жизнью. Какой была Формула-1 70-х?. «Чемпионат» (15 октября 2013). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Лев Дорогов. Как можно променять «Макларен» на это?! История команды Ф-1, разрушившей карьеру чемпиона. «Чемпионат» (10 ноября 2023). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Emerson Fittipaldi returns to CART as owner with Fittipaldi-Dingman Racing team (англ.). autoweek.com (10 февраля 2003). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Fittipaldi EF7 Vision Gran Turismo by Pininfarina. gran-turismo.com. Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ 2008 Indy Pace Car Data (англ.). pacecarregistry.com/ (2008). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Sarah Holt, Amanda Davies. Like father, like son? Emerson Fittipaldi targets F1 seat for ‘Little Emo’ (англ.). CNN (17 октября 2016). Дата обращения: 25 октября 2025.
Ссылки
- Профиль на официальном статистическом сайте ФИА (англ.)
- Новости о Фиттипальди на f1news.ru
- Эмерсон Фиттипальди на сайте wildsoft.motorsport.com (англ.)
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Страницы с модулем Hatnote с красной ссылкой
- Знание.Вики:Страницы с модулем ФИО со ссылкой на другую статью
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 12 декабря
- Родившиеся в 1946 году
- Родившиеся в Сан-Паулу
- Спортсмены по алфавиту
- Автогонщики по алфавиту
- Пилоты Формулы-1 по алфавиту
- Чемпионы Формулы-1
- Автогонщики Бразилии
- Победители 500 миль Индианаполиса
- Победители сезонов «чампкаров»
- Победители Гран-при Формулы-1
- Гонщики Формулы-1 из Бразилии
- Гонщики Формулы-1 1970-х годов
- Гонщики Формулы-1 1980-х годов
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Lotus
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на McLaren
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Copersucar
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Fittipaldi
- Пилоты Инди-500 из Бразилии
- Фиттипальди
- Персоналии А1 Гран-при