Пике, Нелсон
| Нелсон Пике | |||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| | |||||||||||||||||||||||||
| Гражданство |
|
||||||||||||||||||||||||
| Дата рождения | 17 августа 1952 (73 года) | ||||||||||||||||||||||||
| Место рождения | Рио-де-Жанейро, Бразилия | ||||||||||||||||||||||||
| Выступления в чемпионате мира Формулы-1 | |||||||||||||||||||||||||
| Сезоны | 14 (1978—1991) | ||||||||||||||||||||||||
| Автомобили | Ensign, Brabham, Williams, Lotus, Benetton | ||||||||||||||||||||||||
| Гран-при | 207 (203 старта) | ||||||||||||||||||||||||
| Чемпион мира | 3 (1981, 1983, 1987) | ||||||||||||||||||||||||
| Дебют | Германия 1978 | ||||||||||||||||||||||||
| Последний Гран-при | Австралия 1991 | ||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Не́лсон Пике́ Со́ту Майо́р (также широко распространена транскрипция имени через мягкий знак, Не́льсон, что не соответствует правилам португальско-русской практической транскрипции) (порт. Nelson Piquet Souto Maior; род. 17 августа 1952, Рио-де-Жанейро) — бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира в классе Формула-1 (1981, 1983, 1987). После ухода из Формулы-1 участвовал в гонках 500 миль Индианаполиса и 24 часа Ле-Мана, но без особых успехов. Отец гонщика Нелсона Пике-младшего.
Биография
Родился 17 августа 1952 года в Рио-де-Жанейро в состоятельной семье. Его отец, Эстасио Сото Майор, был крупным политиком и врачом, что обеспечило Нелсону хорошее образование. Большую часть детства из-за работы отца Нелсон провёл в недавно построенной новой столице Бразилиа. Интерес к автоспорту у мальчика проявился рано — он занимался теннисом, где достиг уровня юниорской сборной Бразилии, но в 14 лет переключился на картинг[1].
В 1974 году под фамилией Пикет (Piket) — видоизменённой формы фамилии матери — он дебютировал в Формуле Супер-Ве, став её победителем через два года. Нелсон сталкивался с сопротивлением семьи, и в особенности отца, и по этой причине не выступал под своей фамилией Соту Майор. Лишь позднее он стал использовать уже настоящую фамилию матери — Пике. В 1977 году он участвовал в чемпионате Европы, и с двумя победами занял третье место. В следующем году в чемпионате Англии он победил своего соотечественника Шико Серру, а также британца Дерека Уорика. Выступление Нелсона привлекло внимание трёхкратного чемпиона мира Джека Брэбема, и некоторых других руководителей команд Формулы-1[2].
Дебют в Формуле-1 состоялся в 1978 году в скромной команде Ensign, где он сразу обратил на себя внимание, заработав очко на третьем для себя Гран-при. С 1979 по 1985 год защищал цвета команды Brabham, возглавляемой Берни Экклстоуном. Именно здесь он достиг своих первых крупных успехов. В 1980 году, одержав три победы, Нелсон стал вице-чемпионом мира, уступив первую строчку только Алану Джонсу. В 1981 году Пике также одержал три победы, но теперь этого хватило для завоевания титула чемпиона мира — бразилец опередил аргентинца Карлоса Ройтемана всего на одно очко[3].
В 1982 году последовал провал и всего 11-е место в чемпионате, но уже в 1983 году Пике вернул себе титул чемпиона мира. Он восемь раз финишировал на подиуме, в том числе одержав три победы. На этот раз главный соперник бразильца — француз Ален Прост — отстал от первого места на два очка. При этом Прост в том сезоне одержал четыре победы[4][5].
В 1986 году перешёл в Williams, и сразу же установил личный рекорд по числу побед за сезон — четыре выигранных гран-при позволили Пике занять в чемпионате мира только третье место. Он уступил одно очко Найджелу Менселлу и три — Просту. В 1987 году Пике, вновь с тремя победами за сезон, стал трёхкратным чемпионом мира. Третий титул Пике завоевал намного более уверенно, чем первые два. Из 16 этапов он приехал на подиуме 11 раз, а от вице-чемпиона Мэнселла оторвался на 15 очков[2].
В 1988—1989 годах выступал за Lotus, но без особых успехов. Последние два сезона в Формуле-1 провёл в Benetton. Сезон 1990 года завершил на третьем месте. Всего в активе Пике 23 победы, 24 поула и 60 подиумов в 207 Гран-при в рамках Формулы-1[2].
После ухода из Формулы-1 Нелсон перебрался в чемпионат IndyCar в 1992 году. 8 мая 1992 года во время гонки в Индианаполисе он врезался в стену в четвёртом повороте, получив ужасную переломы обеих ступней. Только умелые действия врачей позволили избежать инвалидности. В 1993 году Пике вернулся в 500 миль Индианаполиса, стартовал с 13-й позиции, но вынужден был сойти с дистанции. После этого выступал в гонках лишь спорадически. Принимал участие в гонках на выносливость. В 2006 году вместе с сыном Нелсиньо во второй раз выиграл гонку Mil Milhas («Мил Мильяс»), после чего перестал участвовать в соревнованиях[2].
Проявил себя как успешный предприниматель. Основал компанию «Piquet Sports», которая выступала в различных младших формулах, включая GP2 и Формулу-3.
Личная жизнь
Нелсон Пике известен своей многочисленными романами. Был четырежды официально женат, имеет семерых детей от разных браков. Его сыновья — Нелсиньо (Нелсон Пике-младший), Педро и Ласло — также стали автогонщиками, продолжив семейную традицию. Проживает как в Бразилии, так и в Европе, часто даёт интервью по актуальным вопросам автоспорта[6].
Дочь Келли Пике встречалась с российским гонщиком, участником Формулы-1 Даниилом Квятом, у пары есть дочь Пенелопа[7]. С 2020 года Келли встречается с Максом Ферстаппеном (чемпион мира 2021, 2022, 2023 и 2024 годов), в 2025 году у них родилась дочь Лили[8].
Результаты в чемпионате мира Формулы-1
| Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Место | Очки |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 1978 | Ensign | АРГ |
БРА |
ЮАР |
США |
МОН |
БЕЛ |
ИСП |
ШВЕ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР Сход |
АВТ Сход |
НИД Сход |
ИТА 9 |
США |
КАН 11 |
— | 0 |
| 1979 | Brabham | АРГ Сход |
БРА Сход |
ЮАР 7 |
США 8 |
ИСП Сход |
БЕЛ Сход |
МОН 7 |
ФРА Сход |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 12 |
АВТ Сход |
НИД 4 |
ИТА Сход |
КАН Сход |
США 12 |
15 | 3 | |
| 1980 | Brabham | АРГ 2 |
БРА Сход |
ЮАР 4 |
США 1 |
БЕЛ Сход |
МОН 3 |
ФРА 4 |
ВЕЛ 2 |
ГЕР 4 |
АВТ 5 |
НИД 1 |
ИТА 1 |
КАН Сход |
США Сход |
2 | 54 | ||
| 1981 | Brabham | США 3 |
БРА 12 |
АРГ 1 |
САН 1 |
БЕЛ 2 |
МОН Сход |
ИСП Сход |
ФРА 3 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 1 |
АВТ 3 |
НИД 2 |
ИТА 6 |
КАН 5 |
СИЗ 5 |
1 | 50 | |
| 1982 | Brabham | ЮАР Сход |
БРА ДСК |
СШЗ Сход |
САН |
БЕЛ 5 |
МОН Сход |
ДЕТ НКВ |
КАН 1 |
НИД 2 |
ВЕЛ Сход |
ФРА Сход |
ГЕР Сход |
АВТ Сход |
ШВА 4 |
ИТА Сход |
СИЗ Сход |
11 | 20 |
| 1983 | Brabham | БРА 1 |
СШЗ Сход |
ФРА 2 |
САН Сход |
МОН 2 |
БЕЛ 4 |
ДЕТ 4 |
КАН Сход |
ВЕЛ 2 |
ГЕР 13 |
АВТ 3 |
НИД Сход |
ИТА 1 |
ЕВР 1 |
ЮАР 3 |
1 | 59 | |
| 1984 | Brabham | БРА Сход |
ЮАР Сход |
БЕЛ 9 |
САН Сход |
ФРА Сход |
МОН Сход |
КАН 1 |
ДЕТ 1 |
ДАЛ Сход |
ВЕЛ 7 |
ГЕР Сход |
АВТ 2 |
НИД Сход |
ИТА Сход |
ЕВР 3 |
ПОР 6 |
5 | 29 |
| 1985 | Brabham | БРА Сход |
ПОР Сход |
САН 9 |
МОН Сход |
КАН Сход |
ДЕТ 6 |
ФРА 1 |
ВЕЛ 4 |
ГЕР Сход |
АВТ Сход |
НИД 8 |
ИТА 2 |
БЕЛ 5 |
ЕВР Сход |
ЮАР Сход |
АВС Сход |
8 | 21 |
| 1986 | Williams | БРА 1 |
ИСП Сход |
САН 2 |
МОН 7 |
БЕЛ Сход |
КАН 3 |
ДЕТ Сход |
ФРА 3 |
ВЕЛ 2 |
ГЕР 1 |
ВЕН 1 |
АВТ Сход |
ИТА 1 |
ПОР 3 |
МЕК 4 |
АВС 2 |
3 | 69 |
| 1987 | Williams | БРА 2 |
САН Сход |
БЕЛ Сход |
МОН 2 |
ДЕТ 2 |
ФРА 2 |
ВЕЛ 2 |
ГЕР 1 |
ВЕН 1 |
АВТ 2 |
ИТА 1 |
ПОР 3 |
ИСП 4 |
МЕК 2 |
ЯПО 15 |
АВС Сход |
1 | 73 |
| 1988 | Lotus | БРА 3 |
САН 3 |
МОН Сход |
МЕК Сход |
КАН 4 |
ДЕТ Сход |
ФРА 5 |
ВЕЛ 5 |
ГЕР Сход |
ВЕН 8 |
БЕЛ 4 |
ИТА Сход |
ПОР Сход |
ИСП 8 |
ЯПО Сход |
АВС 3 |
6 | 22 |
| 1989 | Lotus | БРА Сход |
САН Сход |
МОН Сход |
МЕК 11 |
США Сход |
КАН 4 |
ФРА 8 |
ВЕЛ 4 |
ГЕР 5 |
ВЕН 6 |
БЕЛ НКВ |
ИТА Сход |
ПОР Сход |
ИСП 8 |
ЯПО 4 |
АВС Сход |
8 | 12 |
| 1990 | Benetton | США 4 |
БРА 6 |
САН 5 |
МОН Сход |
КАН 2 |
МЕК 6 |
ФРА 4 |
ВЕЛ 5 |
ГЕР Сход |
ВЕН 3 |
БЕЛ 5 |
ИТА 7 |
ПОР 5 |
ИСП Сход |
ЯПО 1 |
АВС 1 |
3 | 43 |
| 1991 | Benetton | США 3 |
БРА 5 |
САН Сход |
МОН Сход |
КАН 1 |
МЕК Сход |
ФРА 8 |
ВЕЛ 5 |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ 3 |
ИТА 6 |
ПОР 5 |
ИСП 11 |
ЯПО 7 |
АВС 4 |
6 | 26,5 |
Примечания
- ↑ Emerson Fittipaldi (англ.). motorsportmagazine.com (2025). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Rodrigo Mattar. Tricampeão de F-1, Nelson Piquet completa 60 anos de irreverência (порт.). Globo (17 августа 2012). Дата обращения: 26 октября 2025.
- ↑ Нельсон Пике (Nelson Piquet). f1report.ru. Дата обращения: 26 октября 2025. Архивировано 8 июля 2025 года.
- ↑ Адриано Чимарости. Обзор сезона 1983г (ч.1). f1-legend.ru (2011). Дата обращения: 26 октября 2025. Архивировано 3 октября 2022 года.
- ↑ Адриано Чимарости. Обзор сезона 1983г (ч.2). f1-legend.ru (2011). Дата обращения: 26 октября 2025. Архивировано 3 октября 2022 года.
- ↑ Nelson Piquet, * 1952 | Geneall.net. Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 12 апреля 2019 года.
- ↑ Дочь Квята назвали Пенелопой. Дата обращения: 29 июня 2022. Архивировано 31 июля 2019 года.
- ↑ Александр Кожевников. Келли Пике показала фото их с Ферстаппеном дочери. «Чемпионат» (11 июля 2025). Дата обращения: 26 октября 2025. Архивировано 11 июля 2025 года.
Ссылки
- Профиль на grandprix.com (англ.)
- Статистика на 4mula1.ro (англ.)
- Статья о пилоте на motorsportmagazine.com (англ.)
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 17 августа
- Родившиеся в 1952 году
- Родившиеся в Рио-де-Жанейро
- Спортсмены по алфавиту
- Автогонщики по алфавиту
- Пилоты Формулы-1 по алфавиту
- Чемпионы Формулы-1
- Автогонщики Бразилии
- Гонщики Формулы-1 из Бразилии
- Гонщики Формулы-1 1970-х годов
- Гонщики Формулы-1 1980-х годов
- Гонщики Формулы-1 1990-х годов
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Ensign
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на McLaren
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Brabham
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Williams
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Lotus
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Benetton
- Победители Гран-при Формулы-1
- Пилоты Инди-500 из Бразилии
- Гонщики «24 часов Ле-Мана» из Бразилии
- Выпускники Университета Бразилиа