24 часа Ле-Мана

24 часа Ле-Мана
Circuit de la Sarthe track map-ru.svg
Место проведения Трасса «Сарта»
Дебют 1923
Продолжительность 24 часа
Наибольшее число побед (пилот) Том Кристенсен (9)
Наибольшее число побед (команда) Joest Racing (12)
Наибольшее число побед (конструктор) Porsche (19)

24 часа Ле-Мана — автомобильная гонка на выносливость во Франции. Гонка «24 часа Ле-Мана» проходит на закрытой трассе длиной 13,629 км, которая включает в себя широкие прямые и опасные повороты. Команды состоят из трех пилотов, каждый из которых водит машину в течение определённого времени, а затем сменяется другим водителем. Цель команды — за 24 часа проехать больше кругов, чем остальные участники[1].

История

Создание долгой гонки возникла у представителей фр. Automobile Club de l’Ouest (ACO) в 1920 годах. Первые «24 часа Ле-Мана» прошли в 1923 году на треке фр. Circuit de la Sarthe в пригороде Ле-Мана во Франции. Гонка привлекла многих автопроизводителей, таких как Bentley, Alfa Romeo, Jaguar и Ferrari, которые использовали гонку для продвижения своих машин.

С временем гонка стала сложней и технически более продвинутой. В 1955 году произошла трагедия, в результате которой погибли 84 человека из-за крушения машины Mercedes на треке. Это привело к тому, что фр. Fédération Internationale de l’Automobile (ФИА) запретила участие в гонке машинам класса «спорт-прототип». Тем не менее это не остановило гонку, которая продолжила привлекать многих зрителей и участников[2].

Правила

Porshe 962C

Восьмичасовые тесты являются важной частью подготовки к гонке. Настройка автомобилей и отслеживание разницы в скорости между ними позволяют установить требования «баланса производительности». Этот процесс направлен на обеспечение равных условий для участников гонки, устранение возможных преимуществ отдельных производителей и создание конкурентной борьбы[3].

Критерии «баланса производительности»: корректировка максимальной мощности и минимального веса, помогают уравновесить производительность автомобилей одного класса. Это важно для того, чтобы гонка была справедливой и захватывающей для зрителей, а также чтобы участники имели равные шансы на успех.

Также команды проходят несколько тренировочных практик, затем — квалификацию, и только потом — саму гонку. В 2023 году она стартует 10 июня в 17:00 по московскому времени[4].

«24 часа Ле-Мана» — это тяжёлая гонка, которая представляет собой вызов как для машин, так и для пилотов. Данная гонка требует от гонщиков сменять друг друга во-время гонки из-за ограничений оставшегося времени в автомобиле. Такие ограничения направлены на обеспечение безопасности пилотов и снижение риска усталости, что может привести к серьёзным авариям. Однажды Эдвард Холл в одиночку проехал 3200 километров за сутки, после этой ситуации ввели ограничения[5].

Правилами запрещается смена автомобиля во время гонки, что, несомненно, добавляет участникам необходимость владения стратегическим элементом управления своими ресурсами выносливости, делает «24 часа Ле-Мана» уникальным и сложным испытанием для пилотов, которые должны преодолеть физические и ментальные вызовы, сталкиваясь с усталостью и давлением на протяжении всей гонки[6].

Старт гонки

До 1970 годов гонки начинались с традиционного «старта в стиле Ле-Ман», где автомобили располагались вдоль боксов, а пилоты стояли напротив. После сигнала французского флага, пилоты перебегали дорогу, садились в машины, запускали двигатели и стартовали. Однако в конце 1960 годов такой старт стал считаться опасным из-за игнорирования ремней безопасности. Конструкторы Porsche даже разместили ключ зажигания слева от руля, чтобы водители леворульных машин могли быстрее стартовать. Водители придумывали различные методы ускорения старта, например, Стирлинг Мосс запускал двигатель без выжимания сцепления. В 1970 году процедура старта гонки претерпела изменения, и водители уже сидели за рулём, пристёгнутые, и стартовали по сигналу французского флага, а в 1971 году ввели старт с хода[7].

Боксы

Боксы (пит-стоп) играют важную роль, предоставляя возможность для смены шин, дозаправки, смены гонщиков или устранения поломок. Из-за ограничений по безопасности на количество механиков, работающих с машиной, пит-стопы могут растягиваться на многие часы при серьёзных поломках[1].

Завершение гонки

Правило о завершении гонки на последнем круге и проезде не менее 70 % от расстояния лидера создаёт непредсказуемость и стратегический аспект в самом завершении гонки. С этими правилами связан такой случай: в 2021 году лидер гонки заглох на последнем круге и не смог пересечь финишную черту. В итоге он не только потерял победу, но и не квалифицировался в зачет[8].

Участники и классы автомобилей

Каждая группа борется за победу и подиум как в своём классе, так и в общем зачёте. Но традиционно главный приз получают экипажи гиперкаров — остальные классы мало что могут противопоставить им по скорости[6].

Классы автомобилей на «24 часах Ле-Мана» в 2023 году

Классы автомобилей на «24 часах Ле-Мана» в 2023 году
Название класса Количество экипажей Количество гонщиков
LMP2 24 72
LMGTE 21 63
Гиперкары 16 48
Innovative Car 1 3
Всего 62 186[1]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Новости спорта. 186 участников, Даниил Квят и Майкл Фассбендер: главное о гонке «24 часа Ле-Мана» (8 июня 2023). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  2. Кузнецов Роман. «24 часа Ле-Мана»: история знаиенитой гонки (21 октября 2021). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  3. Как подготовиться к гонкам с препятствиями? (23 августа 2019). Дата обращения: 6 декабря 2023.
  4. Анна Никишина. 186 участников, Даниил Квят и Майкл Фассбендер: главное о гонке «24 часа Ле-Мана». 2023 journaltinkoff.ru (08.06.23). Дата обращения: 6 декабря 2023.
  5. 24 часа за рулем: как это возможно?. sports.ru (13 мая 2017). Дата обращения: 6 декабря 2023.
  6. 6,0 6,1 Погребняк Сергей. Скорость и смертельная опасность: как «24 часа Ле-Мана» стала легендарной гонкой (21 июня 2023). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  7. RedBull. Старт в стиле Ле-Мана: почему отменили знаменитую процедуру? (27 августа 2019). Дата обращения: 4 декабря 2023.
  8. Русинова Роман. 24 часа за рулем: как это возможно? (13 мая 2017). Дата обращения: 28 ноября 2023.