Кукольный театр Италии
| Кукольный театр Италии | |
|---|---|
| Teatro di figura italiano | |
| | |
| Основан | XVI век |
| Жанры | |
Ку́кольный теа́тр Ита́лии — одна из древнейших и наиболее влиятельных театральных традиций в Европе, оказавшая значительное воздействие на развитие кукольного искусства в соседних странах[1]. Его уникальность определяется сочетанием религиозных традиций средневековых мистерий и светской культуры карнавалов и комедии дель арте[1]. Именно благодаря итальянским мастерам в Средние века получили распространение марионетки, впервые появившиеся в Венеции в XVII веке[2].
Исторический обзор
Истоки итальянского кукольного театра восходят к эпохе Средневековья[1]. После падения Рима куклы появились в катакомбах, а затем в первых христианских храмах, сначала в Италии, потом во Франции[2]. Решением Тридентского Собора куклы были изгнаны из храмов, и у церковных стен начали разыгрывать мистерии на библейские сюжеты, постепенно дополняя репертуар светскими представлениями[2].
Основные формы кукольного театра сформировались на территории современной Италии с XVI века[3]. Из Италии театр кукол распространился во Францию и Испанию через бродячих актёров, владевших искусством игры на музыкальных инструментах, сочинения стихов, пантомимы и работы с куклами[4].
К XIX веку представления кукольного театра устраивались не только на улицах, но и в аристократических салонах[1]. А национальные кукольные фавориты Италии — персонажи комедии дель арте (Пульчинелла, Панталоне, Коломбина и Арлекин) — стали популярными во всём мире[2].
Типология и техники
Итальянский кукольный театр характеризуется разнообразием техник управления. Сложились четыре основных типа, различающихся конструктивными особенностями: перчаточные куклы, марионетки, тростевые и планшетные куклы[2].
Перчаточные куклы (бураттини)
«Бураттини» (итал. burattini) — итальянское название перчаточных кукол, которые надеваются на руку и управляются кистью и пальцами. Выразительность кукле придаёт голова, изготавливаемая из различных материалов: папье-маше, пластичных материалов, дерева. Представления с верховыми куклами играют над ширмой, за которой скрыты кукловоды[2].
Артистов, работающих с такими куклами, называют «бураттинаи»[1]. Происхождение термина «бураттини» имеет несколько трактовок: от названия ткани до имени популярного во Флоренции XVI века актёра Буратино, выступавшего в комедии дель арте. Традиция бураттинаи была преимущественно устной — кукольники импровизировали, а их репертуар состоял из набора традиционных сцен, передававшихся из поколения в поколение[3].
Марионетки
Марионетки — куклы с подвижными шарнирами, управляемые с помощью нитей. Руки и ноги марионетки вырезают из дерева, делают из папье-маше, причём ноги обычно утяжеляют для устойчивости. Марионетки управляются с помощью ваги — деревянного приспособления, к которому они подвешены на нитях[2].
В XVII—XVIII веках марионетки перешли к стационарным формам — зрительные залы располагались в подвалах или первых этажах особняков, а сцены копировали устройства прославленных итальянских театров[3]. В XX веке музыковед Витторио Подрекка возродил интерес к этому искусству, создав театр «Пикколи ди Подрекка»[1].
Тростевые и планшетные куклы
Тростевые куклы, как и перчаточные, управляются снизу, но с использованием длинных тонких тростей[2]. Через шею в голову вставляют и укрепляют трость. Трости прикрепляют также и к рукам. Тростевые куклы используют в представлениях разного рода — трагических, фарсовых, сказочных[2].
Планшетные куклы представляли собой оригинальное изобретение итальянских мастеров. Математик Джероламо Кардано в XVI веке описывал выступления сицилийцев, которые с помощью нити, привязанной к ноге кукольника, заставляли деревянные фигурки двигаться в такт музыке. Эти куклы, известные как «магателли», управлялись через нить, проходившую через обе фигурки. Традиция планшетных кукол постепенно угасла к концу XIX века[1].
Региональные традиции
На протяжении веков в разных областях Апеннинского полуострова сложились уникальные традиции, каждая со своей специфической тематикой, техникой управления и художественными особенностями. Наиболее яркими из них являются героический эпос Сицилии и комедийная школа Неаполя.
Сицилийская «Опера деи пупи»
Сицилийская «Опера деи пупи» — театр рыцарских героических кукол — считается одной из вершин итальянского кукольного искусства[1]. Высокие и тяжёлые куклы этого театра технически отличаются от классических марионеток: они управляются металлическими прутами, пропущенными через куклу. Сицилийский театр играет эпический репертуар с благородными рыцарями, бесстрашными воинами и прекрасными дамами[1]. Центральная фигура театра — рыцарь Орландо (Роланд) из поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд»[5].
В 2001 году «Опера деи пупи» была признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. Это решение способствовало сохранению и популяризации уникальной сицилийской традиции за пределами Италии[6].
Неаполитанская комедийная традиция
На материковой части Италии, особенно в Неаполе, развивалась комедийная традиция, связанная с комедией дель арте[7]. Уличные кукольники создали сценических персонажей, наиболее знаменитым из которых стал Пульчинелла (Pulcinella)[1]. Этот персонаж в белой одежде и остроконечной шляпе, с горбом и крупным носом, олицетворял хитрость, жизнестойкость и саркастический юмор неаполитанского народа[8].
Появление Пульчинеллы исследователи относят к рубежу XV—XVI веков. Происхождение имени «Пульчинелла» имеет несколько версий: от имени комика Пуччо д'Аньелло из комедии дель арте до слова «пульчино» (цыплёнок) из-за характерного голоса персонажа[3].
Наследие и современность
Несмотря на социально-экономические трудности XX века, традиции итальянского кукольного театра сохранились. Благодаря деятельности энтузиастов, искусство продолжает развиваться[1]. Традиция уличного театра Пульчинеллы сохраняется в Неаполе, где одним из представителей является Бруно Леоне. Он обучался у народных актёров и создал перчаточную куклу Пульчинелла[9].
Отмечается рост интереса к сицилийским марионеткам: увеличилось количество представлений, открылись специализированные музеи, включая музей «Пупи» в Сиракузах, Палермо и Катании. Включение «Опера деи пупи» в 2008 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО отражает важность и значимость этого культурного феномена[10].
Литература
- Музей театральных кукол ГАЦТК имени С. В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Кукольная страна — Италия. Гомельский областной театр кукол. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Куклы и марионетки. Энциклопедия Кольера. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Итальянский кукольный театр. Театр кукол (4 октября 2012). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Артамонова Е. А. Испанский театр кукол в Севилье XVII века // Журнал ВШЭ по искусству и дизайну. — 2024. — № 3 (3). — С. 170—185.
- ↑ Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — С. 38—39. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
- ↑ Opera dei Pupi, Sicilian puppet theatre (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ Андреев М. Л. Комедия дель арте. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (21 июня 2023). Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ Пульчинелла. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (21 мая 2022). Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ Музейные гастроли: театр Образцова представляет кукол комедии дель арте в усадьбе Архангельское. Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова (27 июня 2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Голдовский Б. П. «Опера деи пупи». Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 8 ноября 2025.