Опера деи пупи
| Опера деи пупи, сицилийский кукольный театр | |
|---|---|
| | |
| Тип | Исполнительские искусства |
| Страна |
|
| Область | Кукольный театр |
| Ссылка | 00011 |
| Регион | Европа и Северная Америка |
| Включение | 2008 год (3 сессия) |
О́пера де́и пу́пи (итал. Opera dei Pupi — «Театр марионеток») — традиционный сицилийский театр марионеток, возникший в начале XIX века и посвящённый рыцарским эпосам. В 2008 году был включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[1].
История и особенности театра
Искусство использования кукол во время проведения религиозных ритуалов и обрядов зародилось в Древней Греции и относится к VIII веку до нашей эры. Греческая традиция укрепилась и расширилась в Древнем Риме, где театры кукол стали популярным зрелищем, которое собирало большое количество зрителей[2].
Первые передвижные кукольные представления на Сицилии появились в XVI веке. А в конце XVIII века возникли театры марионеток как результат слияния устной традиции сицилийских уличных рассказчиков — «кунтастори» — и южно-итальянских представлений с перчаточными куклами[2].
В течение XIX века театр марионеток окончательно сформировался как самостоятельное явление в Неаполе, Риме, Мо́дене, но наибольшую популярность и распространение получил на острове Сицилия. К концу столетия на острове было уже не менее 25 театров подобного типа[3].
«Опера деи пупи» представляла собой кукольный театр с большой сценой, несколькими кукловодами и героическим репертуаром. Ранние спектакли часто проходили в простых помещениях с использованием сицилийского диалекта и импровизации. Представления могли длиться несколько вечеров подряд по 3—4 часа каждый. Спектакль обрывался на самом драматическом месте, чтобы удерживать интерес зрителей[4].
Основу репертуара составляли сюжеты из средневековых рыцарских романов, итальянских поэм эпохи Возрождения, жития святых и легенд о знаменитых разбойниках. Особую популярность заслужила поэма Ариосто «Неистовый Роланд» о благородных паладинах Карла Великого — Роланде (Орландо), Ринальдо, Шарлемане, — сражающихся с предателями и сарацинами. Сюжеты насыщены битвами, подвигами, любовными историями и моральными дилеммами, отражая важные для общества темы чести, справедливости и храбрости[3].
Особенностью театра была импровизация диалогов, которые создавались непосредственно кукловодами во время представления[5]. Другая особенность — сами марионетки. Одетые в серебряные доспехи с металлическими щитами и мечами, они сделаны по старинным образцам. Фигуры знатных рыцарей тяжёлые и высокие (около метра). Чем фигура больше, тем значительнее персонаж. Самая большая марионетка — полтора метра — король Карл Великий[6].
Сформировались две основные школы сицилийского кукольного театра[5]:
- Палермианская школа (Палермо) — использует лёгкие и подвижные куклы, а также вертикальное расположение нитей управления
- Катанская школа (Катания) — отличалась крупными массивными марионетками с фиксированными конечностями и горизонтальной системой управления
Театры традиционно являлись семейным предприятием. Изготовление кукол, включая резьбу, роспись и конструкцию, осуществлялось ремесленниками, использовавшими традиционные методы. Куклы отличались характерной выразительной мимикой и детализированными костюмами. Представления формировали особую социальную среду для местных жителей[5].
Современное состояние
Социально-экономические изменения 1950-х годов оказали значительное влияние на театр марионеток. Во многих регионах Италии аналогичные театральные формы исчезли, но «Опера деи пупи» сохранилась как уникальная культурная практика. В 1960 году единственный современный театр марионеток был основан в Палермо[3].
Современные мастера страются сохранять аутентичность сицилийского театра марионеток, адаптируя театр к современности. Наряду со спектаклями о подвигах рыцарей, ныне разыгрывают представления и на актуальные темы – драмы, мюзиклы и фарсы. Сицилийские марионетки стали предметом коллекционирования. Собрания наиболее ценных кукол хранятся в музеях Палермо и Катании. Включение «Опера деи пупи» в 2008 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО отражает важность и значимость этого культурного феномена[4].
Галерея персонажей театра марионеток
См. также
Литература
- Музей театральных кукол ГАЦТК имени С. В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
Примечания
- ↑ Opera dei Pupi, Sicilian puppet theatre (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Ремёсла Италии: Искусство создания марионеток «Пупи» с острова Сицилия. Ciaoitaliarussia. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — С. 38—39. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
- ↑ 4,0 4,1 Голдовский Б. П. «Опера деи пупи». Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Шедевры устного и нематериального наследия человечества. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (2008). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ Театральные истории: удивительные театры кукол мира. «Опера де́и Пу́пи». Сицилия. Амурский Областной Театр Кукол. Дата обращения: 8 ноября 2025.