Театр Пикколи ди Подрекка
| Театр Пикколи ди Подрекка | |
|---|---|
| Teatro dei Piccoli di Podrecca | |
| | |
| Основан | 1914 |
| Основатель | Витторио Подрекка |
Теа́тр Пи́кколи ди По́дрекка (итал. Teatro dei Piccoli di Podrecca), также известный как Теа́тр Пи́кколи или Пи́кколи — итальянский театр кукол с участием больших марионеток. Основан Витторио Подрекка в 1914 году в Риме. Театр Пикколи приобрёл мировую известность в период с 1920-х по 1950-е годы, став одной из самых значительных итальянских театральных компаний XX века[1].
История
Театр Пикколи продолжил традицию старинных итальянских оперных и балетных театров марионеток, где куклы управляются сверху на нитях. Пережив расцвет в XVII—XVIII веках, в конце XIX века искусство марионеток стало терять популярность Но в начале XX века интерес к этому искусству возродил театр Пикколи ди Подрекка[2].
Театр был создан в 1914 году в Риме итальянским искусствоведом, художником и музыкальным специалистом Витторио Подрекка (1883—1959). Подрекка не был профессиональным кукольником — он работал литератором, журналистом, адвокатом, а в 1911 году основал журнал «Primavera», задуманный как средство обучения детей искусству и красоте[3].
Идея Витторио Подрекка заключалась в соединении технического мастерства кукловодов с инновациями современного театра. На создание театра повлияли гастроли русского балета Дягилева и эксперименты художественного театра. Главной задачей было создание визуально совершенной сценографии, где костюмы и марионетки гармонично сочетались бы с музыкальным сопровождением широкого диапазона — от забытых интермеццо XVIII века до современных композиций, джаза и народной музыки[3].
Открытие театра состоялось спектаклем, включавшим отрывки из «Бури» Шекспира на музыку Перселла и Глюка, оперы «Дон Жуан» Моцарта, а также произведения Монтеверди, Россини, Перголези, Доницетти[1].
Первые десять лет театр с успехом гастролировал по Италии, пропагандируя серьёзную музыку. В репертуаре были кукольные оперы и оперетты: «Служанка-госпожа» Перголези, «Любовный напиток» Массне, «Севильский цирюльник» Россини и другие[1].
В 1930 году театр отправился в европейское турне, а затем впервые выехал в Америку. Начало Второй мировой войны в 1939 году продлило пребывание коллектива за океаном почти на 15 лет. За это время театр выступал в Мехико, Буэнос-Айресе, Сан-Паулу и других городах[1].
В американский период репертуар пополнился мюзик-холльными номерами, цирковыми представлениями и пародиями на популярных голливудских актёров — Мориса Шевалье, Грету Гарбо, Дугласа Фэрбенкса, Чарли Чаплина. Появились номера, созданные под впечатлением от пребывания в Америке: «Бродвей 2000 лет назад», «Кубинские ночи», «Миссисипи», «Карнавал в Андах»[1].
В Италию коллектив вернулся только в 1951 году. В последующие годы театр продолжал популяризировать классическую и современную музыку, ставил отрывки из произведений современных композиторов, классические оперы и балеты: «Ящик с игрушками» Дебюсси (1956), «Петя и волк» Прокофьева (1956), «Моя мать гусыня» Равеля (1956), «Женевьева Брабантская» Сати (1958)[1].
В 1958 году театр выступал на Международном фестивале современной музыки в Венеции. Неоднократно получал премии и награды в различных странах (1929 — Франция, 1954 — Италия)[1].
Театр гастролировал в СССР в 1959, 1961 и 1987 годах[4]. О спектаклях театра с восторгом отзывались такие знаменитые люди, как Чарли Чаплин, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Макс Рейнгардт, Артуро Тосканини[5].
Художественные особенности
Марионетки — куклы с подвижными шарнирами, управляемые с помощью нитей. Руки и ноги марионетки вырезают из дерева, делают из папье-маше, причём ноги обычно утяжеляют для устойчивости. Марионетки управляются с помощью ваги — деревянного приспособления, к которому они подвешены на нитях[2].
Особенностью театра стало использование кукол-марионеток большого размера (так называемых «супермарионеток») высотой от 70 до 120 сантиметров. Куклы управлялись 15—20 нитями, что обеспечивало их подвижность и пластичность. Для Витторио Подрекка марионетки были «музыкальными созданиями», почти музыкальными инструментами, на которых играли кукловоды[3]. В театре было более тысячи супермарионеток[5].
Театр ставил концертные номера с куклами, цирковые представления, балет и современные танцы, эстрадные пародии. В труппу входило около 40 человек: художники, певцы, кукольники[5]. Вокальные партии исполняли лучшие итальянские певцы, а пение воспроизводилось в механической записи[1].
Театр Пикколи ди Подрекка, объединив визуальное искусство, музыку и танец, получил мировое признание. Его гастроли проходили от Парижа до Лондона, от Голливуда до Буэнос-Айреса, от стран Ближнего Востока до СССР[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Театральная энциклопедия. Том 4 / глав. ред. Марков П. А.. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 1152 с.
- ↑ 2,0 2,1 Куклы и марионетки. Энциклопедия Кольера. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Чиполла А. Краткая история марионеток в Италии // Театрон : журнал. — 2019. — № 4 (30). — С. 81—89.
- ↑ Гастроли театра Пикколи ди Подрекка в СССР // Культура. — 1987.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — С. 102. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.