Китайская культура чая
| Традиционная китайская культура чая | |
|---|---|
| | |
| Тип | Социальные практики |
| Страна |
|
| Область | Чайные традиции |
| Ссылка | 01884 |
| Регион | Страны Азии и Тихого океана |
| Включение | 2022 год (17 сессия) |
Традицио́нная кита́йская культу́ра ча́я — комплекс знаний, навыков и практик, связанных с выращиванием, сбором и обработкой чайных листьев, а также церемонию чаепития в Китае. В 2022 году была включена в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО как уникальное культурное явление, отражающее китайскую философию и образ жизни[1].
Происхождение чая
Родиной чайного растения (Camellia sinensis) является Китай. В 2019 году Академия сельскохозяйственных наук Китайской народной республики официально признала Гуйчжоу местом происхождения чая[2].
Употребление чая в Китае началось до нашей эры. Древнейшее материальное свидетельство — чайная заварка, обнаруженная в захоронении эпохи Чжоу (XI—III вв. до н. э.) Исследователи полагают, что в ту эпоху чай использовался в основном как лекарственное средство. Статус повседневного напитка чай приобрёл позднее, в период династии Хань (III век до н. э. — III век н. э.). Окончательное формирование чайной культуры произошло при династии Тан (VII—X век), когда был создан «Чайный канон» — первый в мире специализированный трактат о чае. В эту эпоху началось распространение чая за пределы Китая. Благодаря буддийским монахам он попал в Японию и Корею[2].
В эпоху Сун (X век—XIII век) китайская чайная культура достигла своего расцвета. При династии Мин (XIV век—XVII век) сформировался привычный способ заваривания чая листьями в воде[3].
В Европу чай впервые попал в XVI веке через португальских и голландских мореплавателей, которые наладили его регулярный импорт. Оттуда он распространился по Западной Европе и далее в Америку. Значительную роль в популяризации чая в Великобритании сыграла португальская принцесса Екатерина Брагансская, вышедшая замуж за короля Карла II в 1662 году[2].
До сих пор зелёный чай является обязательным атрибутом любой трапезы в Китае. Наибольшей популярностью пользуются зелёные и ароматизированные сорта, особенно жасминовые. Горький чай кудин традиционно применяется в китайской медицине, а красный чай пуэр, известный как «чай от 100 болезней», часто продаётся в прессованной форме. Как гласит китайская пословица: «Если хочешь напиться — пей воду. Чай — это благородный напиток»[4].
Классификация и сорта
Многовековая селекция привела к появлению в Китае более 600 сортов чая. А вместе с обработанными чаями, например, цветочными, в Китае насчитывается более 2 тысяч видов чайной продукции[5].
Каждый регион Китая развил свои уникальные методы обработки, передаваемые из поколения в поколение. Особое значение имеют традиционные методы ручной обработки, которые сохраняются в чаепроизводящих регионах Фуцзянь, Чжэцзян и Юньнань[3]. Сорта чая классифицируются по степени ферментации[2]:
- Зелёный чай (неферментированный). Представители: «Лунцзин» (озеро Сиху, Чжэцзян), популярный «Чжуецин» из Сычуани.
- Белый чай (слабоферментированный, 10—20 %). Производится из молодых почек с «белым ворсом».
- Жёлтый чай (слабоферментированный, 20—30 %). Отличается этапом «томления». Молодой сорт «Цзыгуй» появился около 20 лет назад в изменившемся микроклимате гор Цзыгуйшань.
- Улун (полуферментированный, 30—60 %). Сочетает свойства зелёных и красных чаёв. Знаменитый сорт — «Железная Гуаньинь».
- Красный чай (сильноферментированный, 80—90 %). В России известен как «чёрный». Сорт «Цимэнь» стал основой для многих советских чаёв.
- Чёрный чай (постферментированный). Яркий представитель — пуэр, который со временем улучшает свои свойства и ценность, подобно выдержанному вину.
Чайные церемонии
Чайная культура в Китае тесно связана с фундаментальными философскими концепциями, например, Хэ (кит. 和, hé) — гармония между людьми, природой и обществом, Цзин (кит. 敬, jìng) — уважение к традициям и старшим, И (кит. 义, yì) — искренность и доброта в общении, Мэй (кит. 美, měi) — эстетическое восприятие прекрасного[6]. Китайская чайная церемония — это медитация в движении, где важны тишина, плавность жестов и наслаждение каждым глотком. В отличие от японской традиции, китайский ритуал более динамичен и ориентирован на раскрытие вкуса чая через многократное заваривание[7].
История
Формирование чайной культуры в Китае оформилось к IV веку. Выделились два основных направления: аристократическая культура «учёных мужей» (вэньжэнь ча вэньхуа) и простонародная чайная традиция (миньцзянь ча вэньхуа). Эти направления развивались параллельно, порождая новые стили и философские течения[8]. В аристократической среде культура чаепития воплощалась в специальных павильонах, чайных домиках и садах, с подобранной атрибутикой, создающей атмосферу эстетического наслаждения. Со временем церемония приобрела более демократичный характер и стала формой повседневного общения[4].
В 1970—1980-х годах в Китае и на Тайване пробудился интерес к традиционной культуре. Исследования выявили глубокую связь чайной культуры с ценностями китайского общества, сделав её инструментом поиска национальной идентичности[8].
Современная чайная культура характеризуется разнообразием форм и практик. Выделяются два основных типа ритуала: формальный (акцент на процессе заваривания) и неформальный (приоритет вкусовых качеств чая), хотя границы между ними подвижны. Структура ритуала включает три фазы: подготовку, непосредственное чаепитие и завершающую стадию. Функции чаепития объединяют ритуальные, этикетные и эстетические аспекты, которые могут сочетаться в рамках одного события[8].
«Канон чая» Лу Юя
Трактат «Канон чая» (Ча Цзин), созданный Лу Юем в VIII веке, является фундаментальным трудом, заложившим основы китайской чайной традиции. В нём впервые представлено системное описание чайного действа, обобщены обширные знания о выращивании, обработке и географии чая, а также детально охарактеризованы инструменты и техника проведения чайной церемонии[6].
«Канон чая» вывел чай за рамки простого напитка, возведя его в ранг объекта духовной и эстетической практики. Лу Юй не только скрупулёзно описывал технологические процессы — от способа плетения фильтра для воды до выбора фарфора, — но и философски осмысливал феномен чаепития. По его мнению, чай более всего подходит «людям утончённого обращения, скромным и добродетельным» и способен привести человека к состоянию духовного возвышения. Трактат органично вписывает чай в культурный контекст эпохи династии Тан, связывая его с идеалами гармоничной жизни на природе и единения с Поднебесной[6].
Правила проведения
Китайская чайная культура включает несколько традиционных церемоний, каждая из которых имеет свои особенности и философское значение[9]:
- Гунфуча — «высшее искусство чая» с использованием маленьких чайников, требующее особого мастерства;
- Пинча — повседневное заваривание в чайнике;
- Гайвань — заваривание в пиале с крышкой.
Основу церемонии составляет ритмичный процесс заваривания чая, где особое значение придаётся выбору посуды и воды. Каноническим сосудом признаётся чайник из исинской глины характерного пурпурно-коричневого оттенка.Такая керамика, согласно традиционным воззрениям, обеспечивает оптимальный воздухообмен, способствующий раскрытию вкусоароматических свойств чайного листа. Культура чаепития предписывает использование специализированных чайников для различных категорий чая, хотя в современном обиходе равноправно применяются фарфоровые и фаянсовые сосуды.
Эталоном служит мягкая вода из высокогорных источников, предпочтительно — происходящая из ареала произрастания конкретного чайного куста. Качественные чаи выдерживают многократное заваривание: традиционные сорта — до 10 раз, улунские — до 30 циклов[4].
Одна из китайских чайных церемоний предусматривает заваривание чая в гайване. Это специальная чашка с крышкой и блюдцем для заваривания чая. Объём бывает разным — обычно это 80—200 миллилитров. Производится из разных материалов — стекло, глина, но чаще всего из фарфора. Свою известность гайвань получила между XIV и XV веками, когда на территории Китая начали распространяться рассыпные чаи (взамен прессованного чая, который варили, и порошкового, который взбивали венчиком в специальной посуде и тут же из него выпивали). При использовании чашки гайвань применяется многоэтапная процедура[4]:
- Чайные листья ошпариваются небольшим количеством кипятка с последующим сливом;
- Происходит оценка аромата чайного листа;
- Чай заливается кипятком до половины объёма и настаивается 1—2 минуты;
- Добавляется кипяток до полного объёма.
Настой употребляется небольшими глотками в горячем виде. После частичного употребления напитка процедура повторяется с увеличением времени настаивания на 10—20 секунд для каждой последующей заварки. Каждая стадия раскрывает уникальные характеристики чая — цвет, аромат и вкус[4].
Деликатесные белые и жёлтые чаи требуют меньшего времени настаивания по сравнению с красными сортами. Чай принято употреблять без добавления сахара, молока или других примесей. К традиционному чаю подают выпечку, остро-солёные сухофрукты и орехи. Важным этикетным правилом является исключение из беседы за чаепитием политических, религиозных и других волнующих тем[4].
Современное развитие
Чай присутствует в повседневной жизни китайского народа. Он подаётся в семьях, на работе, в чайных домах, заведениях общественного питания и храмах. Напиток также является важной частью социального взаимодействия и церемоний, таких как свадьбы и религиозные ритуалы. Чай — символ гостеприимства, средство укрепления семейных и дружеских связей, инструмент делового общения[10].
В 2022 году китайская культура чая была включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. К ней причислены как технологии выращивания, сбора и обработки чайных листьев, так и китайская церемония чаепития[5].
Литература
- Иванов Ю. Г. Энциклопедия чая. — Смоленск: Русич, 2001. — 622 с. — ISBN 5-8138-0126-X.
- Юаньчжи У. Девять глав о чайной церемонии / пер. с кит. Терентьева Д. А.. — М.: Синосфера, 2021. — 232 с. — ISBN 978-5-9906210-7-7.
- Юй Л. Канон чая / пер. с кит. Габуев А. Т., Дрейзис Ю. А.. — М.: Гуманитарий, 2007. — 122 с. — ISBN 978-5-91367-004-5.
Примечания
- ↑ Traditional tea processing techniques and associated social practices in China. UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 12 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Китайская культура чая стала наследием ЮНЕСКО. Российская газета (1 декабря 2022). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Китай: искусство чая. Вокруг света (1 января 2008). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Воробьева М. Молоденький листочек. Вокруг света (1 июля 2006). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Китайская чайная культура включена в список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Китайская глобальная телевизионная сеть (5 декабря 2022). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Юй Л. Канон чая / пер. с кит. Габуев А. Т., Дрейзис Ю. А.. — М.: Гуманитарий, 2007. — 122 с. — ISBN 978-5-91367-004-5.
- ↑ Дубенко Ю. Чайная церемония в китайских традициях пройдёт в Оренбурге. Комсомольская правда (6 июля 2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Шведов М. Н. Чайная культура китацев. Томск (2014). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Земсков П. А., Азарцева А. Н. Традиции чайной церемонии в Китае, Англии и России // Архонт. — 2019. — № 4 (13). — С. 45—48.
- ↑ 47 новых элементов внесены в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. ЮНЕСКО (2 декабря 2022). Дата обращения: 13 ноября 2025.