Казарновская, Любовь Юрьевна

Материал из «Знание.Вики»
Любовь Казарновская
Любовь Казарновская выступает на Вселенском Соборе в 2012 году
Любовь Казарновская выступает на Вселенском Соборе в 2012 году
Имя при рождении Любовь Юрьевна Казарновская
Дата рождения 18 июля 1956(1956-07-18) (67 лет)
Место рождения Москва, СССР
Страна  СССРФлаг России Россия
Профессии певица, актриса
Годы активности 1981 — н. в.
Жанры опера
Награды Премия Ленинского комсомола — 1986
kazarnovskaya.com

Любо́вь Ю́рьевна Казарно́вская (18 июля 1956, Москва, СССР) — советская и российская оперная и камерная певица (сопрано), почётный профессор Московского экономического института (2016), доктор музыкальных наук (Великобритания), академик РАЕН, лауреат международных конкурсов, общественный деятель[1]. Художественный руководитель кафедры академического вокала Института современного искусства, художественный руководитель вокального отделения Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской. Лауреат премии Ленинского комсомола (1986). В 2002 году внесена в рейтинг самых выдающихся музыкантов XX века Международным объединённым биографическим центром (IBC, Cambridge, GB). Выступает на ведущих оперных сценах как в России, так и за её пределами. Исполнитель ролей в оперных произведениях композиторов, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Пуччини, В. А. Моцарта, Д. Верди, С. В. Рахманинова. Многократный участник и лауреат международных фестивалей и конкурсов[2].

Биография

Любовь Казарновская родилась 18 июля 1956 года в Москве в семье Юрия Игнатьевича, офицера Советской Армии, военного дипломата (ушел в отставку в звании генерал-майора) и Лидии Александровны Казарновских, преподавателя русского языка и литературы. Любовь Казарновская выросла в интеллигентной московской семье, в которой никто и никогда не занимался вокалом: мама — филолог; отец — генерал запаса, работник на военно-дипломатическом поприще, автор ряда книг по военной истории. Дедушка по материнской линии был директором физического института, бабушка — главным врачом, бабушка по отцовской линии работала модельером. Старшая сестра Любы, Наталья — филолог, уникальный специалист по французской грамматике, читала лекции в Сорбонне, умерла в 2017 году[3].

Любовь Казарновская вспоминает[3]:

«Я росла в очень культурной среде. Моя мама — филолог-русист, мои бабушки с детства мне читали Евангелие. В нашем доме жили совсем простые люди. Одна дама работала на швейной фабрике, её муж был слесарем в нашем ЖЭКе. Вы не представляете, в каких ценностях они растили детей! Они просили мою маму, чтобы она звала их детей, когда будет заниматься со мной. Мы вместе читали тексты Пушкина, Гоголя и так далее».

По словам Любови Казарновской, она с ранних лет интересовалась музыкой, но в качестве профессии сначала собиралась выбрать журналистику и искусствоведение[2]:

«Музыка всегда была моей огромной силой притяжения. Маленькой девочкой я прилипала к радио, проигрывателю и до одурения слушала всё: мазурки и полонезы Шопена в исполнении Гилельса, Нейгауза, арии из опер с лучшими голосами Большого театра, неаполитанские песни с Марио Ланца, нашу эстраду — Кристалинскую, Великанову, Магомаева, Брегвадзе... Дома играли в четыре руки с мамой и «Детский альбом» Чайковского. Без музыки мне было грустно, но как профессию я мыслила журналистику и искусствоведение. Но судьба повела меня в музыку — значит, так было суждено».

Люба пела всегда, с детства серьёзно занималась музыкой и в 1972 году после школы поступила на факультет музыкальных актёров Государственного музыкального училища имени Гнесиных (ныне Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных)[4]. В 1974 году Любовь Казарновская переехала в Ереван (Армянская ССР) на четыре года. Окончив училище в 1977 году, Любовь Казарновская поступила в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (окончила в 1982 году).

Однажды один известный педагог по вокалу сказал ей, что у неё настоящий оперный голос с очень интересным, необычным тембром и она сможет в силу своей индивидуальности найти себе такие партии, в которых будет единственной. И как только Любовь Казарновская стала петь своих любимых композиторов — Верди, Пуччини, Чайковского, Рахманинова, — она поняла, что это на всю жизнь. В 1977 году состоялся её дебют на сцене Театра имени К. С. Станиславского и Вл. В. Немировича-Данченко, где она исполняет партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» Петра Чайковского[2].

В студенческие годы у Любовь Юрьевны Казарновской состоялась встреча с Надеждой Матвеевной Малышевой-Виноградовой, педагогом-вокалистом, концертмейстером Ф. И. Шаляпина, ученицей К. С. Станиславского. Н. М. Малышева-Виноградова. Вдова литературоведа-пушкиниста академика В. В. Виноградова занималась с Любой Казарновской не только пением, но и научила её понимать красоту русской классики, силу единства музыки и слова. По словам Любовь Юрьевны Казарновской, именно эта встреча с Надеждой Матвеевной стала решающей в судьбе молодой певицы[2].

В 1982 году Любовь Казарновская (певческий голос — сопрано) окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и поступила в аспирантуру в класс доцента Елены Шумиловой, пианистки Любови Анатольевны Орфеновой). В 1985 году Л. Ю. Казарновская окончила аспирантуру Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу Елены Шумиловой и Надежды Малышевой-Виноградовой[5][2].

Оперная карьера

Любовь Юрьевна Казарновская

В 1981 году студентка Любовь Казарновская дебютировала в роли Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в Музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 1981 году на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. Глинки Л. Казарновская получила вторую премию, которая принесла ей известность. Репертуар певицы пополнился главными партиями в операх «Иоланта» П. Чайковского, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Богема» Д. Пуччини[5][6].

В 1984 году Е. Ф. Светланов пригласил Любовь Казарновскую в Государственный академический Большой театр в качестве солистки и предложил ей спеть арии Февронии в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова, в 1985 году — Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского и Недды в «Паяцах» Р. Леонкавалло[5].

В 1984 году певица стала победителем Конкурса молодых исполнителей ЮНЕСКО в Братиславе и получила мировое признание. В 1984 году Биргит Нильсон вручил Л. Ю. Казарновской третью премию и почётный диплом Конкурса Мирьям Хеллин в Хельсинки за исполненную арию Леоноры из оперы «Сила судьбы» Дж. Верди. В 1986 году Любовь Казарновская стала лауреатом премии имени Ленинского комсомола[5].

С 1986 года по 1989 год Любовь Казарновская — солистка Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр). За это время работы в театре ею исполнены все главные партии сопрано из имеющегося репертуара театра[7]:

В 1988 году Любовь Казарновская выступала в лондонском театре «Ковент-Гарден», исполнив партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. В 1989 году по приглашению выдающегося дирижёра Герберта фон Караяна Любовь Казарновская выступала на музыкальном фестивале в Зальцбурге, исполнив «Реквием» Дж. Верди (дирижёр Рикардо Мути) в память о нём (маэстро не стало во время репетиции). Выступление певицы стало началом её мировой карьеры. Любовь Казарновская пела в оперных театрах мира: Houston Grand Opera, Metropolitan Opera, Covent Garden, San Francisco Opera, Lyric Chicago, Teatro Colon,Wiener Staatsoper[5].

В сентябре 1989 года в поддержку жертв землетрясения в Армении состоялся её гала-концерт на сцене Государственного академического Большого театра. Вместе с Любовью Казарновской участие приняли Ирина Архипова, Альфредо Краус, Карло Бергонци и другие выдающиеся исполнители[5].

В 1989 году по приглашению австрийского дирижёра Герберта фон Караяна певица выступала на Зальцбургском фестивале, исполнив партию в «Реквиеме» Джузеппе Верди[6]. С 1992 года Любовь Юрьевна Казарновская исполняла ведущие партии на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера, с 1996 года — миланской Ла Скала[5].

В 1990-е годы Любовь Казарновскую принимают мировые оперные театры: «Ковент-Гарден» и ведущие оперные театры Италии и Франции. Она выступала на фестивале Р. Штрауса в городе Обераммергау (Германия). В Мариинском театре, под руководством дирижёра В. Гергиева, Л. Казарновская (первая и единственная российская певица) разучила и исполнила сложнейшую партию Саломеи из одноимённой оперы «Саломея» Р. Штрауса, с которой гастролирует по всему миру. Особенности партии Саломеи для певицы были открыты пианистом, другом Р. Штрауса, Вальтером Тауссиком. Рихард Штраус, просмотрев спектакль, написал[5]:

«Наверное, мой дед имел в виду Казарновскую, когда писал эту оперу».

Газета «Цинциннати Энквайерер» сообщала:

"Российская дива так лучезарна в роли Саломеи… На улицах стал таять лёд, когда Казарновская запела финальную сцену «Саломеи».

Газета «Нью-йорк таймс» так отзывалась о выступлении Л. Ю. Казарновской в «Метрополитен-опера»:

«Её голос глубок и обольстительно вкрадчив. Трогательные, прекрасно исполненные сцены письма Татьяны и её последней встречи с Онегиным не оставляют сомнений в высочайшем мастерстве певицы».

В 1996 году Л. Ю. Казарновская пела в опере «Игрок» Сергея Прокофьева на сцене театра «Ла Скала». В феврале 1997 года в Риме в театре Santa Cecilia ею спета партия Саломеи из оперы «Саломея» Р. Штрауса[2].

Любовью Казарновской записаны на компакт-дисках все 103 романса П. И. Чайковского. Она выступала с концертами на сценах всего мира, открывая творчество русских композиторов западным слушателям. Певица работала с великими мастерами оперного искусства современности: дирижёрами В. Гергиевым, Ю. Темиркановым, Е. Колобовым (Россия), Р. Мути (Италия), К. Тилеманном (Германия), Д. Баренбоймом (Израиль), Б. Хайтинком (Нидерланды); режиссёрами А. Эгояном (Канада), Ф. Дзефирелли (Италия), М. Викке (Дания), Д. Теймором (США), Д. Дью (США). Л. Ю. Казарновская выступала на сцене со знаменитыми мастерами оперного искусства Ф. Арайза (Мексика), А. Бальтса (Греция), П. Доминго, (Испания), Х. Каррерас (Испания), П. Каппуччилли (Италия), Ф. Коссотто (Италия), Х. Кура (Аргентина), Л. Нуччи (Италия), Л. Паваротти (Италия), Ф. фон Штаде (США).

Общественная деятельность

Любовь Казарновская на презентации книги «Оперные тайны»

Любовь Юрьевна Казарновская ведёт активную общественную деятельность, снимается в кино и играет главные роли в музыкальных фильмах и операх: фильм-опера «Испанский час» (1988), музыкальная мелодрама «Анна» (2005), криминальный детективный сериал «Темный инстинкт» (2006)[6].

Любовью Юревной Казарновской проведена следующая работа[6]:

Репертуар

Любовь Казарновская — исполнительница произведений камерной музыки и более 50 оперных партий. В операх она успешно исполняет главные партии[7]:

Любовь Казарновская — лучшая российская исполнительница партии Саломеи ХХI века. Партия Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — визитная карточка певицы[7].

Любимые оперные роли Л. Ю. Казарновской[7]:

Награды и премии

Творчество

Любовь Юрьевна Казарновская исполнила роль Киры Даниловой в фильме «Цыганский барон» (1988). В 2005 году в мелодраме «Анна» режиссёра Евгения Гинзбург для певица исполнила роль Анны Романовой и специально написанные для неё вокальные партии. В 2006 году на экраны России выхшел криминальный фильм-триллер, детектив «Тёмный инстинкт» с участием Л. Ю. Казарновской[10].

В 2008 году Казарновская Л. Ю. успешно дублировала роль Малефисенты в фильме «Спящая красавица» (1959).

В 2016 году на экраны Первого канала России вышел документальный фильм «Любовь Казарновская. У моего ангела есть имя»[11].

Личная жизнь

В 1989 году Любовь Казарновская вышла замуж за австрийского продюсера Роберта Росцика[12], и в 1993 году у них родился сын Андрей, ныне музыкант, скрипач, лидер «Квартета Малевича», лауреат международных конкурсов[6][4].

Литература

  1. Любовь Казарновская. Любовь меняет всё / Под ред. А. Рай. — М.: Эксмо, 2016. — 360 с. — (Любовь Казарновская. Легенда оперной сцены). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-91707-5.
  2. Любовь Казарновская. Оперные тайны. — М.: АСТ, 2019. — 430 с. — (Классика лекций). — 2500 экз. — ISBN 978-5-17-111392-6.
  3. Любовь Казарновская. Страсти по опере. — М.: АСТ, 2020. — 384 с. — (Классика лекций). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-121896-6.
  4. Любовь Казарновская. Моя вкусная опера. — М: АСТ, 2022. — 368 с. — (Классика лекций) — 1500 экз. — ISBN 978-5-17-138231-5.

Примечания

  1. Любовь Казарновская. Вокруг ТВ. Дата обращения: 15 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Казарновская Любовь Юрьевна. АО «Росбизнесконсалтинг». Дата обращения: 19 апреля 2024.
  3. 3,0 3,1 Любовь Казарновская: моя мечта — сыграть роль, где есть и мужское, и женское. ТАСС. Дата обращения: 20 апреля 2024.
  4. 4,0 4,1 Казарновская, Любовь Юрьевна. ТАСС. Дата обращения: 18 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Казарновская Любовь Юрьевна. Международный объединённый биографический центр. Дата обращения: 20 апреля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Биография Любови Казарновской. РИА Новости (18 июля 2021). Дата обращения: 2 апреля 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Любовь Юрьевна Казарновская. Биограф.ru. Дата обращения: 18 мая 2024.
  8. Зоя Игумнова. Любовь Казарновская: Если ты не «пилишь» бюджет, тебе перекрывают вентиль.
  9. Почётная награда МСРС и Правительства Москвы «Соотечественник года». Международный совет российских соотечественников. Дата обращения: 18 мая 2024.
  10. Тёмный инстинкт (2006). Кино-театр.ру. Дата обращения: 4 мая 2024.
  11. «Любовь Казарновская. У моего ангела есть имя». Документальный фильм. Первый канал (17 сентября 2016). Дата обращения: 18 мая 2024.
  12. Любовь Казарновская. Узнай всё!. Дата обращения: 18 мая 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!