Бобруйское сражение (1941)
Бобруйское сражение 1941 года | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Великая Отечественная война | |||
Дата | 13 — 30 июля 1941 | ||
Место | Жлобин, Рогачёв, Бобруйск СССР | ||
Итог |
Тактическая победа Германии Стратегическая победа СССР |
||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
|
Бобруйское сражение — боевые действия на южном фланге советского Западного фронта в июле 1941 года. Является частью Смоленского сражения.
Предшествующие события
Город на Березине перед войной был довольно значительным военным объектом. В нём дислоцировался штаб и части 47-го стрелкового корпуса, большинство частей 121 стрелковой дивизии, главные силы 13-й бомбардировочной авиационной дивизии, военно-тракторное училище, 174-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, окружные склады. Однако ещё до начала войны 121-я стрелковая дивизия под командованием генерала П. М. Зыкова была переведена из Бобруйска под Барановичи.
В первые дни войны по железной дороге из города в направлении западной границы стали продвигаться штаб и части 47-го стрелкового корпуса под командованием генерал-майора С.И. Поветкина. Ввиду незначительности войск в районе города, сложившихся оперативной обстановки на данном участке театра военных действий, в результате стремительного наступления 3-ей и 4-ой танковых дивизий группы немецких армий «Центр», опасаясь окружения наших войск, командующий 4-ой армией Западного фронта генерал-майор А.А.Коробков приказал оставить Бобруйск, а имеющимся в городе войсковым подразделениям организовать оборону опорными пунктами на восточном берегу реки Березины[1]. 28 июня 1941 года, немцы захватили Минск и Бобруйск, окружили 3-ю и 10-ю армии. Бобруйск был взят немцами около десяти вечера 27 июня. Однако форсировать Березину с ходу передовому отряду 24-го корпуса не удалось. Бойцы 47-го стрелкового корпуса Степана Поветкина взорвали все три моста через Березину[2].
Планы сторон
10 июля началось новое наступление немецких войск на восток (Смоленское сражение). Основные силы немецкого 24-го моторизованного корпуса форсировали Днепр в районе Старого Быхова. В районе Рогачёва сосредоточилась 1-я кавалерийская дивизия вермахта.
Бобруйск располагался на старом Варшавском шоссе — пути через Брест на Москву, поэтому советское командование уделяло ему большое внимание. На южном фланге Западного фронта была сосредоточена 21-я армия, командование над которой было поручено вначале маршалу С. М. Будённому, а 10 июля — генерал-полковнику Ф. И. Кузнецову. К началу немецкого наступления армия имела в своем составе 3 стрелковых и 1 механизированный корпус[3].
Ход боевых действий
Первую линию обороны заняли второй эшелон отдельного саперного батальона (365 человек), 273-й отдельный батальон связи (345 человек приписного состава), Бобруйское автотранспортное училище (500 человек), 21-й дорожно-эксплуатационный полк (400 человек); вторую линию обороны – сводный полк 121-й стрелковой дивизии (1000 человек приписного состава), артиллерия была немногочисленной и слабо обеспеченной боеприпасами.
Автотранспортное училище заняло оборону в районе Гнилища и прикрывало переправу в районе Назаровки, 237-й ОСБ ведет бои по правую сторону моста, правее от него – отдельный батальон связи, 21-й дорожно-эксплуатационный полк оборонялся на развилке молзавод – железная дорога Бобруйск – Рогачев. На втором рубеже восточнее Титовки и перекрестка дорог Могилев – Рогачев – Жлобин оборону занял сводный полк 121-й дивизии.
Немецкие войска, войдя в Бобруйск и увидев, что мосты взорваны, стали прощупывать возможности переправы. С высокого западного берега реки и из бобруйской крепости немцы обстреляли нашу оборону из крупнокалиберных пулеметов и минометов. 28 июня немецкие пехотинцы пытаются форсировать реку невдалеке от Форштадта, однако встреченные огнем, от переправы отказались. Но в 14.30 на бойцов переднего края обороны обрушился шквальный минометный огонь, непрерывно в течение трех-четырех часов следовали налеты авиации.
Используя это мощное прикрытие, немцы высадили десант пехоты и повели наступление на позиции дорожно-эксплуатационного полка на участке между железобетонным и деревянным мостами. На флангах немцам удалось переправить танки, которые повели наступление на оборонявшихся. Бойцы стали отступать группами по лесам в направлении Могилева.
Окончательно прорыв обороны сводного отряда Поветкина под Бобруйском состоялся 30 июня. К 4.00 утра немцами был построен сборный мост через Березину. Это позволило переправить на плацдарм тяжелую технику и перейти в наступление. Сдержать этот удар разнородные части отряда Поветкина уже не могли. Попытка контратаки роты танков БТ успеха не принесла, 5 машин были подбиты. Под прикрытием двух оставшихся танков отряд 47-го корпуса начал отход на восток.
1 июля в 16.00 немцы при поддержке танков и авиации повели наступление на сводный отряд. Началось новое отступление. Тогда командир, комендантский состав и комендантский взвод штаба корпуса вышли навстречу отходящему отряду, восстановили порядок и закрепились на линии обороны вблизи д. Бортники, но немцы стали окружать отряд с флангов. В ночь на 2 июля отряд выходит из окружения и спасает артиллерию и автотранспорт.
Оборона сводного отряда на Березине, когда немногочисленный отряд в течение трех дней сдерживал наступление вражеских войск, тем самым позволяя создать рубеж обороны под Могилевом, сыграла свою роль в срыве стратегических планов врага. Огнем орудий и бомбардировщиков противник быстро подавил передний край обороны советских войск, проходивший по восточному берегу Березины, и тогда Поветкин запросил помощи у командования фронтом. Поскольку возможности быстро выдвинуть к Бобруйску какое-либо пехотное или механизированное соединение у того не было, оно решило задействовать авиацию.
Первая группа самолетов 3-го авиакорпуса Скрипко к трем часам дня уже бомбила скопление моторизованных войск противника юго-западнее этого города, а также колонны фашистских танков и автомашин на дорогах Глусск — Бобруйск и Глуша — Бобруйск[2].
Несмотря на большую нехватку исправных самолетов, 207-й дальнебомбардировочный авиаполк, которым командовал полковник Г. В. Титов, поднял в воздух 26 боевых машин, которым удалось подорвать наплавной мост через Березину. Вслед за 207-м поднялся 96-й, затем 51-й дальнебомбардировочные авиаполки, продолжавшие бомбить и обстреливать войска и технику гитлеровцев юго-западнее Бобруйска. Вылеты были непрерывными.
Большие неприятности нашим экипажам доставляли «мессеры» — на Бобруйский аэродром уже успели передислоцироваться самолеты самой сильной в ВВС Германии 51-й истребительной эскадры, в которой насчитывалось 160 новейших на тот момент истребителей «Мессершмитт» 109Ф-2. В ней были собраны лучшие летчики люфтваффе, имеющие опыт боевых действий во Франции, Англии и Польше. Возглавлял её самый знаменитый немецкий летчик того времени подполковник Вернер Мельдерс.
«Воздушная обстановка в районе переправ через Березину оставалась для нас неблагоприятной. Здесь сосредоточила свои основные усилия почти вся истребительная авиация немецкого 2-го воздушного флота, возглавляемого фельдмаршалом Кессельрингом. Это был один из сильных и многочисленных воздушных флотов фашистской Германии. По истребительной авиации противник превосходил ВВС Западного фронта», — пишет Скрипко.
Последствия
Советским войскам не удалось занять Бобруйск и очистить от немецких войск плацдарм в районе Старого Быхова. Однако активные действия на южном фланге заставили немецкое командование сконцентрировать в районе Бобруйска и Быхова значительные силы, отвлечь войска от занятия Могилева и дальнейшего наступления на Рославль. В результате активных атак советских войск в районе Бобруйска, Быхова, Кричева и Пропойска фронт южного фланга группы армий «Центр» развернулся на юг.
Примечания
Литература
- Кулешов Г. На Днепровском рубеже // ВИЖ, № 6, 1966.
- В. Ю. Мартов. Белорусские хроники. 1941 год. Глава 4. На южном фланге Западного фронта.
- Еременко А. И. В начале войны. — М.: Наука, 1965.
- Иванов С. П. Штаб армейский, штаб фронтовой. — М.: Воениздат, 1990.
- Галицкий К. Н. Годы суровых испытаний. — М.: Наука, 1973.
- Гудериан Г. Воспоминания солдата. — M.: Смоленск: Русич, 1999.
- Рендулич Л. Фатальные ошибки вермахта. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-16567-3
- Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 37-й. — М.: Воениздат, 1959.